Третий Ангел

Средний проспект Васильевского острова днём в субботу старчески суетлив, болтлив и неопрятен. Тусклые огни светофоров в серой поволоке туманной измороси, ледяные наросты - натоптыши на тротуарах, распахнутые куртки и лица вечно спешащих студентов и ровный тягучий гул городского шума. Ты идёшь по проспекту от Четвёртой линии, завершая субботнюю прогулку по острову, и, дойдя до Кадетской, ещё на переходе замечаешь книжный магазин. Название его немного знакомо тебе. Кажется, там даже есть читальный зал.
- То, что нужно, чтобы передохнуть - почти уверенно думаешь ты и поднимаешься на высокое крыльцо.

В магазине - тепло, уютно и безлюдно. Ты спрашиваешь у сидящей за большим письменным(!) столом симпатичной девушки, есть ли тут читальный зал.
- Нет - сожалея, отвечает она и добавляет приветливо простодушно - но зато у нас есть стулья!
Стульев довольно много - они яркие, красного цвета. Ты садишься на один из них около полки с редкими книгами (в основном здесь всё в одном - двух экземплярах) и отключаешься. Тишина и шорох страниц. Потом - издалека - весёлый щебет девических голосов. К хозяйке пришли гости - подруги, судя по разговору студентки с филологического.
- А какие книги сейчас больше всего покупают?
- Ну, как обычно, детективы, по психологии, детские.
- А - авторов?
- Трудно сказать. Может быть, чуть больше - Пелевина, Сорокина.
И снова тишина. Наконец, подержав в руках, пролистав и просмотрев почти все книги с любимых полок этого небольшого магазинчика, ты выбираешь несколько и подходишь к письменному(!) столу, чтобы расплатиться.
- А как вы узнали о нас? - спрашивает улыбчивая хозяйка.
Ты объясняешь ей в двух словах, как любишь выискивать нестандартные тропы Петербурга и на одной из них и наткнулась на их магазин и уже совсем собираешься уйти, попрощавшись, и тут она говорит:
- Тут рядом, во дворе церкви Св. Екатерины - знаете, той, что на реставрации - стоит снятый с купола Ангел. Может, вам будет интересно...

Будет ли интересно тебе посмотреть вблизи на третьего Ангела-хранителя Петербурга (первые два - на соборе в Петропавловской крепости и на Александровской колонне на Дворцовой)?
Выдохнув - Благодарю вас!, ты устремляешься в Тучков переулок, в нескольких шагах от магазинчика, заходишь во двор забранной в леса церкви и видишь... тёмную статую Ангела, стоящую на снегу в металлической обрешётке, как в клетке. Ты вспоминаешь, что оригинал - старая деревянная статуя - хранится тут же, в сарае, у которого стоит копия. Когда-то его называли "Чёрным Ангелом", так как считали что он выкрашен в чёрный цвет. Оригинальный Ангел был вырезан из дерева и обит свинцом, поэтому и казалось, что он чёрный. И ещё - говорят, выражение лица у настоящего Ангела было - такое живое и такое человеческое.
Ты смотришь на мёртвое лицо каменной копии и думаешь - может быть, когда-нибудь, через двести лет и у этого Ангела лицо станет живым...

Как черный ангел на снегу,
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу,
Что на тебе печать Господня.
Такая странная печать;
Как бы дарованная свыше;
Что кажется: в церковной нише
Тебе назначено стоять...
(О. Мандельштам)


Рецензии