Предисловие

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КНИГА. Предисловие

Памяти моих родителей Тамары Михайловны и Владимира Ивановича Сироткиных.

Посвящается моему племяннику Владимиру Викторовичу Сироткину.


Если честно, я не очень-то хотела писать эту книгу. Во-первых, потому что не слишком жалую автобиографический жанр: всё-таки лучше, когда о человеке рассказывает кто-нибудь, а не он сам. Во-вторых, потому что моя жизнь в целом и «педагогические» её отрезки в частности не типичны, читатели могут подумать, что я просто выдумываю то, чего в реальности быть не может. Но вот мои бывшие ученики и коллеги считают иначе: именно нетипичность, вызванная успешностью, даёт право учителю поделиться своими соображениями о педагогическом искусстве. Ну, если думать, что успешность эта измеряется добрым словом о тебе, произнесённым через десятилетия, может быть, они и правы. :)

Есть и иное обстоятельство, заставившее меня взяться за эту работу, – полное отсутствие в общественном поле разговора о той личностной дороге, по которой идёт человек, выбравший профессию учителя, о тех открытиях, которые обязательно дарит ему жизнь, если он становится не пассивным наблюдателем окружающих, а действующим лицом для них.

Наконец, в этом году исполнилось двадцать лет газете «Первое сентября», в которой я начинала писать об образовании. После смерти её основателя Симона Львовича Соловейчика она довольно сильно изменилась, перестала быть мне духовно близкой – именно из-за того, что её редакция не знает, да и не хочет знать самого учителя. Остался только девиз, провозглашённый создателем издания: «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!» Хотя в этом нет ничего удивительного: вокруг педагогики толчётся так много не-учителей… Бог с ними со всеми, каждый делает то, на что способен. Но в какой-то степени моя книга может стать и содержательной репликой в диалоге с теми, кто не видит необходимости говорить о мировосприятии педагога и строить саму образовательную систему, исходя из его знаний и запросов, и опорой для тех, кто чувствуют, что педагогика – это их занятие, они не ошиблись в творческом выборе.

Книга будет в двух частях, хронологически перевёрнутых – сначала я расскажу о том, чему была свидетельницей в образовательной журналистике, затем о том, что узнала благодаря практической работе в школе. Почему так? Потому что я постараюсь провести вас от дополнительного к главному – от обслуживающей педагогику сферы к сфере, саму педагогику творящую. Есть, конечно, и другие причины для такой траектории повествования, но о них я умолчу – они касаются только меня. Поскольку в последнее время я публикую свои литературные произведения только в интернете, главы этой книги тоже будут последовательно появляться в сетевом пространстве. Многих имён я называть не стану, ибо не ставлю себе задачу позлословить. Но если кто-то узнает себя в персонажах – не обессудьте. Да, и друг с другом не сплетничайте, автор, как вы знаете, этого ужасно не любил. :)

14 декабря 2012 года

P.S. Уважаемые читатели! Для понимания позиции автора лучше знакомиться со всеми главами книги, причём в порядке их нумерации.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. Часть первая. Учёные мужи, журналисточки и Пушкин

Глава 1. "Учительская газета". Легко ли быть свободным? http://www.proza.ru/2013/04/23/1314

Глава 2. КПСС и буржуа. Основные вопросы педагогики http://www.proza.ru/2013/04/24/1485

Глава 3. От маленьких гениев к большим дуракам. Безграничность общения http://www.proza.ru/2013/04/25/1485

Глава 4. Заложники скромности. Среда как двигатель пошлости http://www.proza.ru/2013/04/27/1358

Глава 5. "Первое сентября". Гамбургский счёт к шопоголичкам http://www.proza.ru/2013/04/28/1449

Глава 6. Философическая дурь. Особенности женской групповухи http://www.proza.ru/2013/04/29/1786

Глава 7. Свобода педагогического действия. Пустословы против вдохновителей http://www.proza.ru/2013/04/30/1463

Глава 8. Стандарт, который съел программу. Ремесло Диснея http://www.proza.ru/2013/05/02/1661

Глава 9. Красота в роли зубной щётки. Октябрьские прощания http://www.proza.ru/2013/05/03/1382

Глава 10. Личная жизнь гитары. Смешная редколлегия http://www.proza.ru/2013/05/04/1277

Глава 11. "Общая газета". Они замучились править http://www.proza.ru/2013/05/06/1429

Глава 12. "Педагогический калейдоскоп". Без лишних примесей http://www.proza.ru/2013/05/07/1229

Глава 13. Виртуозы учебного рынка. Корреляция и корректура http://www.proza.ru/2013/05/08/1441

Глава 14. Три табу для журналиста. Победное шествие доллара http://www.proza.ru/2013/05/10/1265

Глава 15. Толкователи персон. Гостиничный сервис для малолеток http://www.proza.ru/2013/05/11/1316

Глава 16. "Педагогический вестник". К нам приехал, к нам приехал... http://www.proza.ru/2013/05/13/1461

Глава 17. Прогрессисты и консерваторы. Физиологический фундамент экономики http://www.proza.ru/2013/05/14/1502

Глава 18. Воспитание воли и характера. Беспредел интеллектуалов http://www.proza.ru/2013/05/15/1533

Глава 19. Организация дохода "Пушкинский класс" http://www.proza.ru/2013/05/16/1171

Глава 20. Расследование честной коммерсантки. Решительные самозванцы http://www.proza.ru/2013/05/17/1491

Глава 21. Соответствие попкорну. Сам себе учитель http://www.proza.ru/2013/05/20/1559

Глава 22. Проектная деятельность жён. Правило двух предупреждений http://www.proza.ru/2013/05/21/1480

Глава 23. Деньги вместо людей. Промежуточное послесловие http://www.proza.ru/2013/05/22/1503


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. Часть вторая. Сборник задач по взаимопомощи человеков

Глава 1. Псковская Венеция. О пользе некоторой загруженности http://www.proza.ru/2013/06/06/1465

Глава 2. Двусоставная честность. Борьба за самодисциплину http://www.proza.ru/2013/06/13/1769

Глава 3. Версия о сложном характере. Ведьмин романс http://www.proza.ru/2013/06/20/1405

Глава 4. Драгоценная молния. Аттестат порядочности http://www.proza.ru/2013/06/27/1218

Глава 5. Прохладная Москва. В объятиях провинции http://www.proza.ru/2013/07/04/1200

Глава 6. Машинистка нарасхват. Ссылка за независимость http://www.proza.ru/2013/07/11/1297

Глава 7. Этот Толстой и этот Платонов. Своевременное страхование http://www.proza.ru/2013/07/18/1397

Глава 8. Браконьеры и дефицит. Откуда берутся червонцы http://www.proza.ru/2013/07/25/1505

Глава 9. Покровские вдовы. Не марш энтузиастов http://www.proza.ru/2013/08/01/1419

Глава 10. Словесность с музыкой. Кошкин дом http://www.proza.ru/2013/08/08/1549

Глава 11. Моделирование Болдинской осени. Пирог к празднику http://www.proza.ru/2013/08/15/1607

Глава 12. Внепрограммные вольности. Естественность несогласия http://www.proza.ru/2013/08/22/1514

Глава 13. Обывательский бой кинематографу. Кардинал поневоле http://www.proza.ru/2013/08/29/1424

Глава 14. С кем можно драться? Союз дома и школы http://www.proza.ru/2013/09/05/1455

Глава 15. Зачётная литература. Прятки от себя http://www.proza.ru/2013/09/12/1427

Глава 16. Будни чиновницы. Психология и жизнь http://www.proza.ru/2013/09/19/1563

Глава 17. Кооперативные мечтатели. Сначала выбрать, потом назначить http://www.proza.ru/2013/09/26/1767

Глава 18. Сентиментально, но надёжно. Эстетика и разруха http://www.proza.ru/2013/10/04/1471

Глава 19. Лесть и страх. Нечистое дело курения http://www.proza.ru/2013/10/10/1665

Глава 20. Сколько раз отмерить? Опасности Вавилона http://www.proza.ru/2013/10/17/1590 

Глава 21. Внезапные экзамены. Прощение без мщения, но со смыслом http://www.proza.ru/2013/10/24/1500

Глава 22. Слова живые и мёртвые. Культура чтения http://www.proza.ru/2013/10/31/1684

Глава 23. Дорогое легкомыслие. Подсказка на всю жизнь http://www.proza.ru/2013/11/07/1739

Глава 24. Счастье без жертв. Уход болезненный, но верный http://www.proza.ru/2013/11/14/1746

Глава 25. Отвлечённые ответы на конкретные запросы. Графики отношений http://www.proza.ru/2013/11/21/1429

Глава 26. Новое расписание. Бумага, заверенная слезами http://www.proza.ru/2013/11/28/1844

Глава 27. Инициативы на местах и вне таковых. Чужое и своё http://www.proza.ru/2013/12/05/1737

Глава 28. Неидеологическое радио. Бой инфантилизму http://www.proza.ru/2013/12/12/1825

Глава 29. Любовь красивая и добрая. Рисковые мини-проценты http://www.proza.ru/2013/12/19/2180

Глава 30. Чины людьми даются. Был ли Моцарт? http://www.proza.ru/2013/12/26/2010

Послесловие http://www.proza.ru/2014/01/09/2021


Рецензии