Деревянный Орёл с горячим сердцем

«Даже самый длинный путь начинается с первого шага» - гласит китайская мудрость.
Именно в этом контексте и мой сегодняшний рассказ о первых, неуклюжих  шагах Баварской ЖД и её маленького детища - деревянного паровозика с гордым названием  Орёл (Adler).
***
Король Людвиг I, вошёл в историю Баварии как патрон строительства и развития инфраструктуры. Его женитьба на дармштадской принцессе Терезе дала начало знаменитому ныне мюнхенскому празднику пива. И если последнее у него получилось непроизвольно (просто гуляния очень понравилось народу) то идею создания своей железной дороги молодой Виттельсбах  вынашивал долго и скурпулёзно.
В начале 19 века у прусских инженеров уже имелись первые наработки по  конструированию паровых локомотивов, но то, что искал Людвиг они предложить не смогли.
Агрегат с фантастической, по тем временам, мощьностью в 21 лошадиную силу, способный тянуть груз в 10 тонн взялась построить английская фирма Stephenson & Co. Договор достоинством в 94.000 фунтов стерлингов (по нынешнему курсу) был подписан в Брюсселе, 3 мая 1835 года. Англичане принялись за работу и обещали поставку локомотива в морской порт Роттердама к концу июля.
Тем временем в Баварии началась перестройка уже проложенных 6 километров  ЖД пути Нюрнберг-Фюрт ибо расстояние между рельсами не соответсвовало ширине осей парового локомотива типа «Patentee“. Новоиспечённое предприятие «Баварская ЖД Людвига» столкнулась со сложностями  при оформлении таможенных деклараций и пошлинам  по ввозу неизвестного агрегата. Откладывались и сроки поставки самого паровоза. Инженеры с туманного Альбиона испытывали трудности с конструкцией компактного прицепа для сухого топлива.
В конце сентября немецкий машиностроитель Вильхельм Шпейт (Wilhelm Spaeth) принял в Роттердаме долгожданный груз состоявший из 19 ящиков общим весом в 8,5 тонн. От запланированной транспортировки по Рейну и Майну пришлось отказаться. Засуха того года превратила обе реки в несудоходные. Только в конце октября лошадиный обоз с литерой «Баварская ЖД» добрался до Нюрнберга.
Под руководством английского инженера Вильяма Вильсона, Шпейт начинает сборку локомотива. Паралельно с ними работает немецкий конструктор Пауль фон Денис (Paul von Denis)Он создаёт вагоны с принципиально новой системой тормозов.
Собраный и поставленный на рельсы в ноябре 1835 года паровоз получил имя Орёл.
Это чудо техники о шести клёсах было чуть выше человеческого роста.
Водяной бак и двухцилиндровый паровой двигатель были закреплены на деревянной раме и обиты листовым железом. Машинист и кочегар только только умещались на открытой площадке переходящей в кузов с топливом. «Орёл» был оснащён железными колёсами с деревянными спицами которые играли роль аммортизаторов. Сам локомотив не имел тормозов. Они были предусмотрены только для топливного прицепа и вагонов.
Первые испытания доставили много хлопот. Очень быстро пришлось отказаться от дров в качестве топлива. Их крупные искры из трубы долетали до пассажиров открытых вагонов 2 и 3 го класса прожигая их одежду. Процесс торможения пришлось отрабатывать несколько десятков раз ибо поезд был не так легко управляем как это представлялась его создателям. В состав команды пришлось ввести специальную должность «тормозильщика».
Настоящей победой стала первая поездка паровозика с девятью вагонами и 200 пассажирами 7 декабря 1835 года. На крейсерской скорости в 30 км в час «Орёл» преодолел расстояние в 6 км за 14 минут! На протяжении нескольких следующих лет поездка по железной дороге оставалась настоящим событием и вопросом статуса. Тогдашние цены на уголь и гиганские инвестиции в новое предприятие задирали стоимость пассажирских перевозок на неслыханные высоты. Билет в оба конца (12км),на одного человека стоил 1 талер (27 евро)!
Только к 1845 году Баварской ЖД Людвига удалось заинтересовать предпринимателей в качестве заказчиков для грузоперевозок. Первыми кому «было позволено» прокатиться  на новом виде транспорта стали бочки с пивом и скот.
22 года подряд маленький «Орёл» честно и много трудился.
Однажды он оглянулся по сторонам и увидел, что стал самым маленьким локомотивом в Европе.
Тогда он решил уйти на покой и навсегда поселился в ЖД музее города Нюрнберга.
Иногда о нём вспоминают, как про ветерана по праздникам, и дозволяют проехать по знакомым рельсам в Фюрт и обратно. Он непомерно и искренне радуется, весело шумит и задорными гудками рассказывает всем окружающим о своей замечательной юности.


ПС.

Сегодня, немецкая ЖД (Deutsche Bahn) занимает третье место в мире, по плотности действующих линий, после Швейцарии и Японии. Акционерное общество обеспечивает 280.000 трудящихся рабочими местами. 37.000 сообщений в день приносят ежегодную прибыль в 1,8 миллиардов евро.
***
Поездка из Нюрнберга в Фюрт и обратно подешевела в шесть раз.


Рецензии
А как хорошо,что есть юность!...
И есть,что вспомнить! спасибо
за рассказ.
Н.Жаркова.

Надежда Жаркова   11.05.2016 10:13     Заявить о нарушении
Юности вам на здоровье! С доброй улыбкой,

Гер Ман   11.05.2016 10:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.