Нищий. Рассказки об Италии

В один из жарких сентябрьских дней, уставшие от пляжа и загоревшие до неприличия, я со своим другом Антонио и  подругой Светланой, решили посетить одно из самых красивых мест  Италии, маленький античный  городок, построенный ещё во времена Римской империи в шестом веке до нашей эры. Назывался городок  Портовенере  и являлся жемчужиной  Лигурийского побережья.
 Приехав в Специю (la Spezia), мы оставили машину на стоянке и отправились в порт пешком, на ходу рассматривая город, уютно расположившийся среди невысоких гор, с туннелями в центре города. Пальмовые аллеи, огромные кактусы, розы, яхты в бирюзовой лагуне, гуляющие по набережной люди – всё это создавало атмосферу праздника, хотя был обычный день - пятница.
 Мы купили билеты на один из теплоходиков, снующих туда-сюда между живописными островами и портом, и через полчаса сошли на причал рыбацкого посёлка  Портовенере. Первое ощущение -  это запах  жареной рыбы, такой аппетитный и вкусный, что мы, не сговариваясь,  пошли на этот запах. Да и не только мы, все туристы спешили попробовать жареной рыбы, осьминожков, моллюсков, креветок, которые подвозились в лодках рыбаками  и жарились здесь же немедленно.
 С  небольшой прибрежной террасы пять рыбаков ловили рыбу удочками, но интересно было то, что вокруг них сидело ( я посчитала) четырнадцать кошек: белые. чёрные, серые, рыжие, в полоску и пятнами, пушистые и не очень, тощие и толстые – они сидели на берегу, не шевелясь, как изваяния, молча  смотрели на поплавки. Картина была уморительная - все фотографировали их, смеялись, но кошки к этому привыкли и не отвлекались на глупых, по их мнению, людей – они были на охоте. Или на рыбалке, так вернее.
  С отличным настроением мы покинули порт, и пошли смотреть посёлок. Вдоль побережья сплошной длинной стеной выстроился ряд трёх-  и четырёхэтажных домов. Один дом прилегал к другому,  как бы  поддерживая соседа и подставляя ему своё плечо.  Каждый хозяин красил свой дом по своему вкусу: один в жёлтый, другой в красный, третий в синий…- весь спектр радуги собрался здесь, на берегу.
 
 Дорога шла на подъём и привела нас к старинной крепости, построенной на вершине утёса, глубоко выдающегося в море. В прилегающей к крепости церкви Св. Петра, покровителя рыбаков, всё было готово к венчанию: огромные вазы живых цветов, оживлённо разговаривающие нарядные гости и любопытные, никуда не спешащие туристы, ожидали молодых, которые вскоре прибыли на небольшой белой яхте и под аплодисменты ожидавших  спустились на берег.
 Мы не стали ждать окончания венчальной церемонии  и по высоким ступеням, соединяющих между собой узенькие улочки с крохотными площадями, поднялись на самую вершину горы со смотровой площадкой. Невозможно описать чувство, охватившее  нас: бурная  радость, восторг от высоты и  простора, открывшегося нашему взгляду,  от голубого  неба, синего моря, зелёных островов, домов, превратившихся в спичечные коробки,  яхт,  белыми мушками скользящих по синей глади залива! Рай на земле! Нет, вернее сказать, один из уголков рая на земле.  Мы со Светкой обнимались и прыгали, как девчонки.
 Нет, недаром  залив между Портовенере и островами назывался “Заливом  поэтов”. Красота этого края привлекала сюда не только туристов, вроде нас со Светой. Здесь получали вдохновение  поэты и писатели,  художники и музыканты.    Данте написал здесь « Божественную комедию»,   по этим улочкам гулял  лорд  Байрон, а его друг, поэт Шелли, даже умудрился перевернуться на лодке   и утонуть в заливе….
 -  Останемся здесь навсегда! –  решили мы с подругой и, уставшие от эмоций, завалились под соснами на опавшую хвою,  Антонио же  остался стоять, лавочек вблизи не было, а садиться на траву он считал неприличным.
 Минут через десять, пожалев бедного Антонио, мы нехотя поднялись и начали спуск по другой стороне горы. Спускаться по крутым лестницам нам, уже довольно подуставшим, оказалось тяжелее, чем идти на подъём, и мы обрадовались, когда за поворотом перед  нами появилась церковь. Как мы потом узнали  - церковь Святого Лоренцо, постройки двенадцатого века. Прохлада и полумрак церкви,  запах старых камней , картины на стенах,  привели  нас в благостное состояние, притихшие, мы рассматривали древние иконы, посидели на деревянных скамьях, каждый из нас думал о чём-то своём.
  У выхода,  мы обратили внимание на не замеченного ранее мужичка,  лет пятидесяти. Он стоял в дверях с пластмассовым стаканчиком в руке и просил милостыню. Я подала ему мелочь, он поблагодарил и  я подумала, что как-то не подходит ему слово «нищий» -  одет прилично: джинсы, чёрная футболка обтягивала полноватый живот,  нестарые кроссовки, чисто выбрит и подстрижен, да и глаза смотрят на нас со Светкой оценивающе и  с любопытством. Очень странный нищий!  Он тоже заметил, что я смотрю на него и вдруг спросил:
 - Откуда Вы, синьора?
 Услышав ответ, он покачал головой:
 - Далеко заехала!
 -Да, далеко, - вздохнула я и, выйдя из церкви, присела на скамейку в тени  дерева, где Антонио и Светлана  уже доставали бутерброды и бутылочки с водой.
 Во  двор въехал маленький грузовик с двумя ребятами в униформах и они, достав мётлы, совки и пластиковые мешки для мусора, стали  убирать церковный двор. Разговаривая между собой, мы не обращали на них  внимания, как вдруг услышали командирский голос, который распоряжался уборкой. Повернув головы, мы увидели нашего нищего мужичка.
 - Подмети там,  убери здесь, унеси туда! – показывал он пальцем.
 Работники  молча подчинялись, а мужичок, увидев, что мы смотрим на него, подошёл и присел рядом с нами.  Антонио быстро разговорил его и словоохотливый  Роберто (так  звали мужичка ) поведал нам свою историю:
 - Я сам из-под Неаполя.  В семье было пятеро детей, как во многих неаполитанских семьях, и жили мы очень бедно. Когда мне исполнилось шестнадцать, отец отправил меня на заработки на север Италии, где жизнь была побогаче и зарплата повыше. Устроился я на работу к  фермеру недалеко от Милана и проработал у  него  на полях больше  двадцати лет. Заработал пенсию, семьёй обзавестись не пришлось и я решил  переехать поближе к тёплому морю, которого мне не хватало все эти годы и пожить в своё удовольствие. Выбор пал на Портовенере . Меня взял к себе местный священник (prete), чтобы я следил за порядком в церкви,  церковном дворе и в саду.  В скором времени я собираюсь поехать к себе домой,  к братьям и сёстрам. Куплю дом, женюсь и у  меня будет трое детей, ведь я ещё не старый, правда? – разоткровенничался с нами Роберто, видя, что мы слушаем его рассказ  с интересом.
- Так почему же ты, имея деньги, пенсию, зарплату ещё и милостыню просишь? – воскликнули мы почти хором.
 Знаете, что он ответил,  потупив глаза, но с достоинством?
 - Это моё хобби!
 
  … Прошло два года и я привезла в Портовенере свою дочь, приехавшую в Италию ко мне в гости. Осмотрев все достопримечательности городка, мы, естественно, поднялись в церковь. Тайное любопытство разбирало меня: здесь или не здесь?
- Здесь! – почему-то облегчённо выдохнула я.
 В дверях церкви стоял Роберто с пластиковым  стаканчиком в руке и просил милостыню. Он  не узнал меня и, так же, как  в прошлый раз, окинул нас с дочерью  оценивающим взглядом.
 Да, хобби бывают разные и увлекают на долгие годы! 

 
 Италия. Пиза.
 Апрель, 2013 год. 
 
 

 
 
 
 
   
 
 


Рецензии
Что касается "нищего", ничего не могу сказать,кроме того, разве, что и в Росии хватает таких вот увлечённых людей, только здесь это более тептрализовано, во всяком случае в части костюмированного антуража:чем грязнее лохмотья, нечёсаннее волосы, жалобнее причитания, тем больше шансов получить "копеечку". Например, в московском метро этот бизнес контролируют цыгане. План каждого нищего десять тысяч рублей в день.

Валерий Соболев   09.04.2018 20:15     Заявить о нарушении
Да и здесь таких хватает, грязных, лохматых, но привлёк меня именно этот - чистенький и умытенький. И никто его не контролирует. Хобби, одним словом. Спасибо за рецензию. С уважением.

Людмила Артёменко   09.04.2018 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.