Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Последние несколько лет среди дачников и садоводов в провинции, как говорится, «есть тема». Для строительства фундаментов для теплиц, сараев, бань и даже домиков используется дешевый и прочный материал – бывшие в употреблении деревянные железнодорожные шпалы. Плюсы у него огромные: пропитанные креозотом шпалы не гниют в земле по 30-40 лет, отпугивают грызунов и насекомых, почти не поражаются грибком и микроорганизмами. Стоимость, в сравнении с прочими материалами, смешная. Что еще надо небогатому российскому «фазендейро»?

Да вот незадача получается – креозот, которым пропитывают шпалы, в Европе давно запрещен к бесконтрольному применению как возможный канцероген. Кто не в курсе – канцерогенами называют вещества, провоцирующие развитие злокачественных опухолей, в простонародье это рак. Да и воняет он крайне неприятно, особенно на жаре. А ведь дачный сезон приходится на самое теплое время года. Кто бывал на старых железных дорогах, где шпальная решетка деревянная, тот запах этот прекрасно знает. Я как-то четыре километра шел по жаре по заброшенной «железке», где поезда перестали ходить лет 20 тому назад. Сначала даже не обращал внимания на «аромат», а к концу пути голова болела зверски. Если ТАК будет пахнуть в дачном доме, можно без всякого рака с ума сойти.

Продавцы «подержанных шпал» будут вас уверять, что ничего опасного нет. Мол, б/у шпалы пролежали под дождями не один десяток лет, всю дрянь давно вымыло и унесло. И запаха никакого нет, а если и есть, так все решается. Можно обшить домик изнутри полиэтиленом или просто сделать «евроремонт» с помощью гипсоплит. А еще хорошая вентиляция – и живи себе на здоровье! Никакого вреда здоровью! И вообще, поколения железнодорожников воруют старые шпалы и используют их на дачных участках – и ничего.

Многие «ведутся» и покупают «дармовой» стройматериал, а потом стонут: воняет же в доме. Ничего удивительного: по свидетельствам очевидцев креозот может с годами просачиваться даже сквозь толстый слой штукатурки и образовывать некрасивые пятна. И не выветривается он до конца в течение многих лет. А уж что такое свежий креозот… Путевые рабочие, имеющие с ним прямой контакт, «молоко за вредность» получают не зря. Видимое проявление – самые настоящие ожоги кожи, сыпь, раздражение, волдыри. Невидимое… Да кто там считал, сколько человек на «железке» умерло от рака раньше отведенного природой срока?

И тем не менее креозотом пропитанные шпалы, отслужившие свой срок, продолжают продавать и даже рекомендовать. Почему? Почему потенциально опасный материал, запрещенный в Европе, у нас активно продвигают? Разгадка может оказаться удивительно проста. Мне один «железный дорожник» рассказал по секрету. Дело в том, что в России очень много «отработанных» деревянных шпал, а девать их некуда. Экологи не позволяют их уничтожать путем сжигания, закапывания или переработки – нужны специальные закрытые печи. А это стоит денег – огромных денег.

Между тем каждый год километры деревянных шпальных решеток меняют на бетонные. В результате в стране скопились миллионы тонн старых шпал, за утилизацию которых платить известная контора из трех букв не хочет. Вот и отдают их за бесценок ушлым «коммерсам», а те уже «втюхивают» шпалы садоводам и дачникам в качестве «вечного» стройматериала. Бизнес по-русски получается. Причем у нас до того обнаглели, что цена одной шпалы б/у уже до 350 рублей доходит. Потому что спрос есть. Потому что о будущем никто не думает. И потому что лес для простых смертных дОрог – это в стране-то, наиболее богатой лесами! Вот и строят себе жилища из токсичных отходов…


Рецензии