32. Зачем это было надо?..

Я вот всё думаю: когда же человек перестает проходить испытания? И кому всё это нужно – его борьба с самим собой и с соперниками, все эти сомнения выбора, испытания на верность и крепость убеждений?..
В ноябре 2004 года наш главный редактор Т.А. Лидова, достигнув пенсионного возраста, засобиралась на «материк». Они с мужем, сотрудником нашей же редакции В.Н. Чеховских, купили себе квартиру в Твери, и решили, не оттягивая больше времени, уехать с Колымы. И когда её, Татьяну Александровну, в администрации района спросили, видимо, кого она прочит в замену себе на посту редактора, то, наверное, перебрав «кадры», никого, кроме меня, не нашли.
Когда сама Лидова завела со мною разговор о редакторстве, я ей сразу же сказал, что соглашусь при одном главном условии – администрация никоим образом не вмешивается в работу редакции и ничего не диктует в плане того, что и как писать.
То же самое я повторил и при беседе с главой района Ф.И. Тренкеншу в его кабинете в присутствии его заместителя по социальным вопросам Л.А. Гужавиной, которая курировала в числе «социалки» и районные СМИ. Естественно, мне была обещана полная свобода рук и слова, иначе бы я не согласился работать. А их, видимо, поджимало время, а других подходящих кандидатур под рукой не было.
Так я стал главным редактором газеты Ягоднинского района Магаданской области «Северная правда». Распоряжение о моем назначении было подписано 12.11.2004, а в должность я вступил 15 ноября того же года. Три дня редакция, получается, была без "головы"...
Писать о своем редакторстве много не буду. Отмечу лишь, что в редакции тогда не оставалось ни программиста, ни оператора по компьютерной верстке и печати, не было также и молодых, со свежим взглядом на жизнь, журналистов. Правда, чуть ли не в последний свой рабочий день на посту Т.А. Лидова оформила на работу фотокорреспондентом сына своего мужа Колю Чеховских. И хотя он опыта журналистского не имел никакого, я, в принципе, ничего не имел против его приема на работу, потому что собирался использовать некоторые Колины возможности в деле снабжения редакции различными материальными средствами из Магадана. Дело в том, что в редакции тогда не было ни нормального автомобиля, ни средств на его обслуживание, чтобы доставлять из области (а это более 1000 км в оба конца) газетную бумагу, краску и прочее. А у Коли такая возможность была, потому что его мать владела магазином, и её транспорт при необходимости мог «прихватывать» и наши редакционные грузы.
Чтобы найти для редакции молодых, способных на что-то творческое людей, мы, так сказать, рыскали в поиске по учреждениям, расспрашивали знакомых, подали объявление в своей газете... Первым, еще при Т.А. Лидовой, за два дня до её ухода, нашелся программист, Андрей Железняк, потерявший работу на местной студии телевидения. После какого-то времени взаимных притирок, проб и ошибок, он прижился в коллективе и проработал в газете почти восемь лет, став нужным человеком и специалистом.
Потом, вскоре, в редакцию газеты пришла Наташа Кнейс, молодая женщина, мать двоих детей, без специального образования, но с опытом жизни. Главное, что у неё было – это творческая жилка и интерес к людям. Всё остальное, что нужно для работы журналистом, пришло с годами…
Кстати, «Северная правда» стала для Наташи и Андрея своего рода судьбой: они создали здесь свою семью. Оба вместе поступили учиться в вуз, окончили его и нашли себе новое место работы. Сейчас они трудятся в Омсукчане, в пресс-службе одной известной горнорудной компании, зарабатывают неплохие, по сравнению с зарплатой корреспондента из «районки», деньги…
Постепенно, по мере укрепления «вертухали», менялась и атмосфера на Колыме, в колымских СМИ, в том числе и в нашем районе. Гужавина всё наглее лезла в дела редакции, пыталась что-то там диктовать, нашептывала своё главе района. Однажды он вызвал меня к себе и, недовольно хмурясь, спросил, прямо как в одном кино, по поводу какой-то статьи в газете, связанной с местной властью и нарушениями законности: «Ты на кого работаешь, на нас или на прокуратуру?» Потом были еще вызовы «на ковер».
Последним, что переполнило чашу их терпения, стала публикация соболезнования-извещения по поводу убийства Анны Политковской. Я поместил его на первой странице газеты, по соседству с какой-то очередной пафосной статейкой, сочиненной Гужавиной от имени главы района Фёдора Тренкеншу.
Извещение я оформил в виде рисунка, как бы надгробного черного камня с короткой эпитафией: «Убита Анна Политковская, ЖУРНАЛИСТ. Мы скорбим».
«На ковер» меня вызвали утром на следующий день после выхода нашей газеты. Почти час продержали в «предбаннике», потом позвали в кабинет. "Федя", как за глаза между собой мы звали главу района, не глядя на меня, что-то недовольным тоном говорил, что-то, не относящееся к делу… Я, не слушая его почти, кивал, потом достал приготовленное заявление – «прошу освободить от должности по состоянию здоровья»… Глава района не удивился заявлению, но подписывать сразу не стал. Отговаривать, впрочем, тоже не отговаривал…
Дело с освобождением меня от редакторства шло целых два месяца. Самое смешное, что замену искали сразу два человека – Гужавина и, непонятно – почему, И.А. Чевичелова, начальник районного отдела образования. В конце концов, нашли Н.Е. Анисимову, когда-то окончившую журфак университета, но не имевшую практически никакого журналистского опыта…
Но через три года сняли и её. Посчитали, видимо, что она не справляется со своими обязанностями, подпала под чужое влияние…
И с декабря 2009 года главным редактором газеты стал В.А. Смоляков, бывший редактор районного радио, за что-то попавший в опалу еще при покойном ныне губернаторе В.И. Цветкове, после изгнания с радио писавший в «Северной правде», за десять лет верной службы на страницах «районки» и областной «Магаданской правды» получивший прощение от власти. Не думаю, что я когда-нибудь напишу о том, как Витя Смоляков, ныне живущий в солнечном южном городе Ростове-на-Дону, руководил «Северной правдой»…
В июне 2012 года я поехал в отпуск «на материк», а Витя Смоляков – туда же на ПМЖ. Главным редактором назначена была Н.И. Гулий, бывшая заведующая районной библиотекой, проработавшая до назначения редактором год ответственным секретарем, очевидно, ради стажировки. Но Наталия Ивановна, наверное, тоже чем-то как редактор не стала устраивать администрацию района, и во главе редакции с 1 марта этого года поставили О.Д. Соломатину, жену начальника районного ОВД, по образованию экономиста. «Не боги горшки обжигают», - сказала Ольга Дмитриевна, когда её спросили, не трудно ли ей будет редакторствовать без журналистского образования и опыта работы в СМИ. А через три недели после своего назначения (которое, кстати, случилось в день, когда праздновали 75-летие «Северной правды») О.Д. Соломатина уже издала приказ о сокращении штата редакции. Под сокращение в числе прочих попали должности корректора и двух корреспондентов. Увольняемыми корреспондентами стали я и Иван Паникаров. Так окончился журналистский этап моей жизни…
-----------
На снимке: мои первые редакторы – Валентина Михайловна Литвинова (слева) и Татьяна Александровна Лидова. Фото прислала Т.А. Лидова, недавно написавшая мне письмо по электронной почте в связи с моим увольнением. Снимок сделан в Великом Новгороде, когда Татьяна была в гостях у Вали.
--------

О некоторых изменениях в жизни моих бывших коллег: Валентина теперь живет в США, а Т.А. Лидова недавно трагически погибла (скорее всего 26-27 августа 2016 г).


Рецензии
Толя, все возвращается на круги своя... Вот и твоя история яркое тому подтверждение, что гайки закручиваются, беспринципность процветает, только уже без тех плюсов, что все-таки имели место быть в советские времена. Ты мне ничего не писал, не рассказывал... Так ты теперь пенсионерствуешь? Или?

Обнимаю,

Ольга Безуглова   22.07.2013 21:44     Заявить о нарушении
Оля, спасибо за отклик!
Да, я пока нигде не работаю. А про свои занятия я тебе уже написал... :-)

А про "плюсы в советские времена" я и рассуждать не хочу. Потому что все нынешние "минусы" родом оттуда, из советских времен.
"Думали одно, говорили другое, а делали третье" - вот вся суть советскости. Меня от этого тошнит...

Анатолий Петин   23.07.2013 04:25   Заявить о нарушении
Толя, конечно ты прав: все наши минусы родом оттуда, и от этого не только тебя тошнит. Я имела в виду другое, когда говорила о плюсах: все-таки была какая-то уверенность в завтрашнем дне, жили все время надеждой на лучшее, опять же социальная защищенность некоторая имелась (взять то же медицинское обслуживание, оно было не самое лучшее, но оно было гарантированным, сама работала в больнице, так что знаю точно, что было, а теперь?). НО, честно говоря, я назад туда, в страну Советов, не хочу...

Спасибо тебе огромное за кучу отзывов, ты так дано у меня не был? Правда, видишь, не много потерял, пишу я редко, очень редко...
Вчера мне звонила Люся Степовая, делилась впечатлениями от прослушивания "Дьявольского танца" Д.Вильямса (я давала ссылку в Одноклассники). Как бы тебе умудриться послушать, это из к/ф "Иствудские ведьмы". К сожалению, я не умею скачивать из Ютуба, а то можно было бы попробовать через скайп послать файл... Впрочем, в скайпе ты тоже не появляешься. наверное, как и я - только, когда надо поговорить-повидаться со своими "заграничниками" :)

Ольга Безуглова   23.07.2013 12:26   Заявить о нарушении
Так и есть, Оля! Я везде появляюсь редко, только чтобы послать сообщение кому-нибудь.Успехов тебе!

Анатолий Петин   24.07.2013 04:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.