Карл Андерсон

   Карл Андерсон, прадед моей жены Наташи, был известным  петербургским архитектором. В городе на Неве он спроектировал и построил много домов, внёс достойный вклад в облик прежней столицы России. Его полное имя – Карл Фредрик Андерсон (Carl Fredric Andersson). Он был шведом и родился в приходе церкви св.Катерины на Седермальме в Стокгольме 10 мая 1826 г. По свидетельству одного из его биографов, Б.Янгфельда (1), Карл был внебрачным ребёнком служанки Анны-Софии Тунберг. Ей в то время исполнилось 27 лет. Через три года, в  апреле 1829 г., Анна-София была повенчана с мясником Свеном Андерсоном, который по некоторым данным был отцом мальчика, по другим – его отчимом.
 
   В книге о рождении Карла была сделана от руки приписка о том, что «Свен Андерсон обещал позаботиться о мальчике». Но, как отмечает биограф, отчим явно устал от пасынка и, когда Карлу исполнилось 5 лет, отправил его в Санкт-Петербург. В персональной книге петербургского прихода шведской церкви св. Екатерины за 1831-1840 гг. было занесено: «Карл Фредерик Тунберг, незаконнорожденный». Здесь же был упомянут его дядя по материнской линии, мастер по бронзе Карл Фредерик Тунберг (1793-1855), гражданин Финляндии. Эта ссылка указывает на то, что Карл Фредерик жил в семье своего дяди (2).
 
   В 1842 г. Карл проходил конфирмацию, но там он уже значился под фамилией Андерсон. В качестве отца был записан «Андерсон, мясник». С тех пор Карл Фредерик выступал только под фамилией Андерсон, а его второе имя было изменено на Фридрих. Когда Карл стал взрослым, то все его звали Карлом Карловичем. Вероятно, это означает, что Карл считал своим приёмным отцом  дядю – Карла-Хенрика Тунберга.

   С семилетнего возраста Карл воспитывался в Петропавловском немецком училище. Очень рано у него обнаружили склонность к рисованию и, по всей видимости, уже в отрочестве он получил  навыки владения кистью и карандашом. По окончанию училища 16-и летним юношей Карл поступил в Академию художеств, в класс знаменитого архитектора Александра Брюллова, брата великого живописца Карла Брюллова. В Академии он учился с 1842 по 1851 год с 3-х летним перерывом. В 1846 году Карл написал заявление в Совет Академии о том, что по семейным обстоятельствам был не в состоянии продолжать дальнейшее обучение в Академии, и принуждён был её оставить. Полученные знания позволили Карлу поступить помощником архитектора  к известному зодчему Гарольду-Юлию Андреевичу  Боссе, у которого он работал в течение трёх лет. Под его руководством Карл Фридрих прошёл превосходную художественно-практическую школу, которая так пригодилась ему в дальнейшей самостоятельной работе.
   В 1849 году Карл Фридрих возобновил учёбу в Академии, но всё же, её не окончил. В 1851 году он оставил учебу и был аттестован Академией художеств в звании «неклассного художника по  архитекторе». В полученном им аттестате значилось (3):

                Аттестат

   Из Императорской Академии Художеств шведскому подданному Карлу Фридриху Андерсону в том, что он во внимание и хорошим познаниям в Архитектурных художествах, которые доказаны сочинённым им по программе проектом частного дома  для отдачи в наём и по выдержанному им исполнению  в теории и практике строительного искусства, правильности составления сметы и исправном рисовании фигур и орнаментов… 21 сентября 1851 года возведён в звании неклассного художника, в котором и утверждён общим собрание Академии 30 числа того же сентября бывшим, с правом производить строения и Всемилостивейше дарованной Академии привилегией пользоваться его выгодой и совершенной свободой  и вольностью поступать службу, в какую сам свободный художник пожелает…, чем и дан ему Андерсону сей аттестат с приложением академической печати.
                Санкт-Петербург, Октября 11 дня 1851 г.

   Главную тему раннего творчества архитектора К.Андерсона составляли доходные дома. Среди наиболее интересных его работ – доходный дом барона А. Фитингорфа, (Наб. реки Мойки, д.100, 1855-1856). Это четырехэтажное здание, обращенное тремя фасадами к набережной Мойки, Крюкову каналу и улице Глинки. В этом здании, по мнению специалистов, сложившийся уже мастер «интерпретировал формы петербургского барокко времён Ф.Растрелли». Оно напоминает великолепное венецианское палаццо эпохи итальянского Ренессанса.

   В 1858-1959 годах, представив в Совет Академии Художеств перечень своих работ и выполнив предложенный программный проект, Карл Андерсон получил звание академика архитектуры (4).

   Центральной вехой в творческой биографии Карла Андерсона была постройка в 1863 - 1865 гг. нового здания евангелическо-лютеранской Шведской церкви св. Екатерины, выдержанной в формах романской архитектуры. Близким аналогом Шведской церкви была построенная им же церковь Блазиехольм  в Стокгольме.

   В своей дальнейшей творческой деятельности Карл Андерсон  принимал активное участие в формировании архитектурного облика Петербурга.  Им были разработаны проекты большого количества петербургских доходных домов в разных стилистических направлениях, многие из которых сохранились до наших дней.     Всего  Карл Андерсон  построил, принял участие в реконструкции 23-х зданий Петербурга. Кроме того, он строил дома в Псковской и Нарвской губерниях.  Самое значительное из созданного архитектором в последние два десятилетия его творчества связано с заказами русско-шведского промышленника Людвига Нобеля. Архитектор возвел выдержанный в формах флорентийского Ренессанса особняк с конторой –  главное здание городка Нобеля на Выборгской стороне, построил газовый завод, склады и крупные промышленные сооружения с металлическими конструкциями.

   Будучи незнатного происхождения, К.Андерсон пробивался в жизни своим талантом и трудолюбием, стараясь упрочить своё положение в обществе. Так, наряду с собственной архитектурной практикой он  состоял архитектором Попечительного совета заведений общественного призрения, служил в строительном комитете при IV Отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии и в Санкт-Петербургском Градоначальстве, отдавая много сил и времени строительству и ремонтным работам лечебных и благотворительных заведений (5). К числу крупных работ К.Андерсона того времени относится устройство Александровского отделения Калининской больницы на 300 мест. Он реконструировал Рождественскую больницу, расширил приют Обуховской больницы. В 1865 г. он построил богадельню Германского благотворительного общества на 120 человек.

   Начав службу сверхштатным архитектором без содержания, Карл Андерсон прошёл путь по служебной лестнице от титулярного до действительного статского советника. За «отличную усердную службу» он был удостоен следующих наград (6):
   орденом Св. Станислава 3-й степени (1865);
   орденом Св. Анны 3-й степени (1866);
   орденом Св. Станислава 2-й степени (1867);
   орденом Св. Станислава 2-й степени с императорской короной (1872);
   орденом Св. Владимира  4-й степени (1876);
   орденом Св. Анны 2-й степени (1879);
   орденом Св. Владимира  3-й степени (1882).

   Награждение орденом Св. Владимира  4-й степени давало Карлу Карловичу право на получение потомственного дворянства, о чём он подал прошение на имя императора Александра II и введении в дворянское достоинство всех своих детей. В марте 1876 года правительствующий Сенат рассмотрел и удовлетворил его прошение (7). В 1885 году Карл Карлович подал прошение на высочайшее имя об утверждении герба рода Андерсона. При этом он представил проект герба и его описание. Прошение было удовлетворено и герб утверждён (8).

   У Карла Андерсона была большая семья. К 1874 год у него уже семеро детей, но с их матерью, Анной Ефимовной Яковлевой, он ещё не был обвенчан. В таком случае дети считались рожденными вне брака, то есть незаконнорожденными. В 1874 Карл Карлович решил узаконить свои отношения: он и Анна Ефимовна венчались в церкви С.Петербургского Адмиралтейского собора. Там в свидетельстве за 1874 год значится запись (9):
 
   «…1874 г. месяца апреля 14 числа повенчан Техник Управления С.Петербургского Градоначальника Надворный советник Карл Фридрихов Андерсон лютеранского вероисповедования первым браком, 48 лет; с С.Петербургской мещанкой девицей Анной Ефимовной Яковлевой, первым браком, 35 лет…».

   После венчания Карл Карлович обратился с прошением на высочайшее имя об узаконивании своих рождённых вне брака детей. Вот это прошение (10):
                «14 июня 1874 г.
                Августейший Монарх
                Всемилостивый Государь

   Воспитанный в семействе честных родителей, я всегда считал, что истинное счастье каждого человека обретается только в семейной жизни, возбуждающей энергию к труду всякого гражданина. В сём предположении с достижением зрелого возраста, постоянной мыслью моей было вступить в брак и обзавестись семейством, для которого всецело посвятить посильный труд свой, чтобы соделать членов оного полезными слугами Отечеству и честными гражданами. Но не так судила судьба: многосложные и трудные служебные занятия, сопряжённые с частыми командировками, служили непреодолимым препятствием к достижению моего задушевного желания. В таком положении, до вступления в брак с настоящей моей женою прижил я с нею: дочерей Марию, Раису. Анну и Лидию и сыновей Владимира, Василия и Николая.  Детям этим по своему состоянию и положению в обществе я даю приличное воспитание и образование, а их способности к наукам и искреннее любовь и детская привязанность вполне вознаграждают меня за всё о них попечение. Но будущность их омрачена проступком родителей, и они, невинные в этом, обречены носить имя незаконнорожденных.

   Желая смыть с детей моих такое наименование, я приношу пред Вашим Императорским Величием чистосердечное раскаяние в заблуждении, свойственном молодому человеку, и всеподданнейше умоляю осчастливить меня Высочайшем повелением об узаконении означенных детей моих с предоставлением моей фамилии и прав, законным детям принадлежащих. Милость эта будет величайшей наградою, которая составит лучшее благо моей жизни.

   Метрические свидетельства о рождении детей и вступлении моём в брак с их матерью, при сём прилагаются.
      
                С глубочайшим благоговением имею счастье быть
                Вашего Императорского Величества верноподданный
                Карл Фридрих Андерсон Надворный Советник,
                Техник  С.Петербургского Градоначальства»

   Императором  Александром II  прошение это было удовлетворено.

   О семейной жизни Карла Карловича известно очень мало. Ни он, ни Анна Ефимовна дневников, вероятно, не вели, а если и вели, то они не сохранились. То же можно сказать и об их детях. Существует лишь одно свидетельство семейной жизни – воспоминания одной из младших дочерей Карла Карловича, Анны Карловны Михайловой. Воспоминаниями своими она делилась со своей внучкой, Ганной Александровной Константиновской, которая спустя многие годы вспоминала (11):
 
   «Вообще бабушка о своей семье мне рассказывала мало. В те годы, до войны (Великой Отечественной, 1941-1945 – авт.), не очень-то безопасно было обнародовать своё дворянское происхождение, тем более происхождение из семьи крупного государственного чиновника, архитектора, который строил в Петербурге особняки для богача Нобиля и другие.
   Из рассказов о доме я знаю, что отец её, мой прадед, был видным архитектором. Занимал высокую административную должность. Имел большую семью, с детьми был строг».

   Анна Карловна рассказывала внучке о том времени, когда сама была ещё молодой девушкой. В это время как старшая сестра, Мария, была уже замужем, старшие братья, Владимир и Василий  – студентами, а две младшие сестры, Лида и Женя – подростками :

   «В доме говорили по-шведски и по-русски. Кроме этих двух языков, все дети владели ещё английским, немецким и французским.

   К раннему утреннему завтраку должны были являться все. Даже если старшие братья-студенты кутили в городе всю ночь, всё равно надо было вставать к  раннему завтраку. Отец требовал, чтобы все дети были утром за столом.

   В доме часто подавали национальные шведские блюда. Их надо было есть обязательно. Я, например, терпеть не могла треску в молоке, но ела её беспрекословно – этого требовал отец».

   Вот и всё, что можно узнать о семейной жизни Карла Карловича и Анны Ефимовны. К этому можно добавить ещё адреса, по которым семья К.Андерсона проживала в Санкт-Петербурге (12):

   5-линия Васильевского острова, дом Пеца (1856-1857); 
   Литейный проспект, 8-й дом от Невы (1858-1873), 
   Казанская улица, 46 (1974-1880),
   Вознесенский пр., 47, кв.7 (1880-1888).

   Карл Карлович Андерсон скончался 28 марта (по старому стилю) 1888 года. Он умер, от апоплексического удара, находясь на службе. В газете «Петербургский листок» и в журнале «Художественные новости» были размещены скорбные листы с извещением о смерти архитектора, месте и дате его похорон (13).

   Карл Андерсон был отпет в построенной им церкви Св.Екатерины  и погребён на лютеранском Волковском кладбище Санкт Петербурга. На надгробном камне сохранилась трогательная надпись, выполненная, по всей видимости, его женой:

   «Покойся друг души бесценной
   В стенах обители святой,
   Приидет час благословенный
   Опять увидимся с тобой».
 
   Со дня смерти Карла Андерсона прошло более 125 лет. За прошедшее время надгробный  памятник на могиле К.Андерсона практически разрушился, и со временем могила могла быть утеряна. Однако в 2005 году она была восстановлена. Это произошло по инициативе и при деятельном участии Евангелическо-лютеранской церкви св. Екатерины, Генконсульства Швеции в Петербурге и Товарищества собственников жилья (ТСЖ) на Малой Конюшенной улице. Торжественное открытие обновленного памятника Карлу Карловичу Андерсону явилось символом признательности и благодарности современных петербуржцев, отдание долга памяти замечательному зодчему, внесшему значительный вклад в создание архитектурного облика северной столицы.

   Одновременно с реставрацией памятника в Санкт-Петербурге был открыт музей двух архитекторов шведского происхождения К.К. Андерсона и Ф.И. Лидваля. Об этом можно прочитать на памятных досках, установленных у ворот бывшего доходного дома Шведской церкви, а ныне ТСЖ "На М.Конюшенной". Во дворе дома благоустроенный участок с цветниками и светильниками. Дорожка ведёт к памятной композиции, созданной в честь архитекторов К.Андерсона и Ф.Лидваля. Две мемориальные доски, посвящённые зодчим, установлены на фоне настенного панно с  контурами построенных ими зданий.

   Инициатором создания музея был председатель Товарищества собственников жиль (ТСЖ) "На М.Конюшенной" Валерий Павлович Егизаров. Он и жильцы дома сделали много для благоустройства дома, двора и прилегающей к дому участка улицы.  Это было важно и для увековечивания памяти архитекторов, создавших этот замечательный  уголок старого Петербурга. Авторами мемориального  комплекса – скульпторы Кира Суворова и Андрей Широков и художница Ксения Почтенная 

   Источники.

1.Янгфельт Безит. «Биографические сведения о Карле Андерсоне». Швеция и СПб. 3-й научный семинар. Тексты докладов. СПБ, 1996, с.49.
2.Кириков Борис. Петербургский архитектор Карл Андерсон. Сб. «Шведы на берегах Невы. Шведский институт. Стокгольм, 1998.
3.Российский гос. исторический архив (РГИА)  Ф. 501. Оп.39 Д. 43
4.Там же. Ф. 789. Оп.2. Д. 43
5.Там же.  Ф. 759. Оп.40, 42,80. Адрес-календарь за 1860-1888 гг.
6.Там же.  Ф. 759. Оп.48 Д. 35.
7.Там же.  Ф. 1343. Оп.16 Д. 1610.
8.Там же.  Ф. 1843. Оп.49 Д. 33.
9.Там же.  Ф. 1412. Оп.16 Д. 873.
10.Там же.  Ф. 1343. Оп.16 Д. 1610.
11.Г.А.Константиновская. Воспоминания (рукопись).
12.ЦГИА СПб Ф.515. Оп.1 Д.2025-2025а.
13.Петербургский листокю 1888, №№87-89
14.Васильева И.М. «ТСЖ возрождает». Журнал «История Петербурга, №1, 2007 г.


Рецензии