Ранний период истории Ордена иоаннитов

       PRO FIDE

       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

       Все без исключения специалисты по истории Крестовых походов и военно-монашеских Орденов связывают возникновение и становление Ордена Святого Иоанна (Ордена иоаннитов) с госпиталем (странноприимницей, странноприимным домом), основанным в Иерусалиме купцом из итальянского г. Амальфи, неким Мауро (Мавром) ди Панталеоне, благодаря добрым отношениям, существовавшим между ним и халифом аль Мустансиром. Не существует полной ясности в вопросе, основал ли Мауро ди Панталеоне свой госпиталь «на пустом месте» или же на базе уже существовавшего в Иерусалиме ранее странноприимного дома. Дело в том, что уже франкский король и Император Карл Великий, основатель «Священной Римской Империи», окружал Святую Землю и отправлявшихся туда христианских паломников неустанной заботой. Сохранилось описание монахом Бернардом своего паломничества в Святую Землю в 867-870 гг., согласно которому уже в то время в Иерусалиме «существовал госпиталь славного Императора Карла, где находили кров и пищу все паломники, прибывавшие в Иерусалим».

       Сегодня мы не знаем, как именно выглядел странноприимный дом, основанный амальфийцами для паломников, но ясно одно - он не мог быть хуже, чем аналогичные странноприимные дома, содержавшиеся мусульманами, двери которых были открыты и для христиан. В момент приближения войск крестоносцев к Святому Граду ректором (настоятелем) Иерусалимского странноприимного дома был некий Герард (Жерар). Все современные хронисты Крестовых походов в голос утверждают, что этот Герард был родом из Амальфи или из другого итальянского города - Скала.

       Историк Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Делавиль, даже утверждает, что еще в 1705 г. на главной площади г. Скала стоял памятник Герарду с надписью на пьедестале, в которой он именовался основателем Ордена иоаннитов. По другим сведениям, Герард был родом из Прованса на юге Франции. После установления власти крестоносцев над Иерусалимом госпиталь был значительно расширен. Многие паломники поступили в странноприимный дом в качестве членов братства или добровольных помощников, так что на его базе вскоре образовалось новое сообщество, члены которого решили посвятить всю свою жизнь уходу за паломниками и больными. В этот период и зародился Орден Святого Иоанна как таковой.

       Новое сообщество было утверждено в своих правах тремя папскими буллами. Первая из них, булла папы римского Пасхалия II (1099-1118 гг.), от 15 февраля 1113 г., гарантировала самостоятельность странноприимного дома и право свободного избрания членами братства его предстоятеля. Вводная часть данной буллы содержала следующую характерную формулировку:

      «Достопочтенному сыну Герарду, руководителю и настоятелю ксенодохиума (название странноприимного дома по-гречески, соответствующее латинскому «госпиталис»), что в Иерусалиме, и его законным преемникам на вечные времена».

      Папа явно пророчил новому сообществу долгое будущее, ибо обращал свою буллу не только к Герарду лично, но и к его преемникам на посту ректора госпиталя. По этому поводу папа писал: «Когда же ты, являющийся в настоящее время провизором и настоятелем этого места (госпиталя – В.А.), в свое время умрешь, то никто да не будет выдвинут там хитростью или насилием (в качестве преемника – В.А.), кроме как избранный и введенный в должность тамошней братией по Божественному внушению».

      Согласно современному уровню знаний, первые Правила (Статуты или Устав) Ордена Святого Иоанна Иерусалимского были сформулированы и записаны при преемнике Герарда, магистре Раймунде дю Пюи (1120-1160 гг.), около 1150 г., во всяком случае, не ранее 7 июля 1153 г., даты их утверждения папой римским Евгением III (1145-1153 гг.). Эти Правила были выработаны, с течением времени, на основе директив касательно общежительства и совместного труда (Consuetudines), которые странноприимное братство первоначально само разработало для себя и которые не включали в себя требования непременного принесения всеми членами братства монашеских обетов (професса). Статуты, сформулированные при Раймунде дю Пюи, имели решающее значение для развития Ордена Святого Иоанна. Они стали основой для всех последующих уставных конструкций. Поэтому первая глава его Правил, в которой речь идет об особых целях Ордена и об орденских обетах, всегда предшествовала тексту всех последующих редакций орденского Устава. В этих дошедших до наших дней первых Правилах иоаннитов речь идет лишь о трех обетах - нестяжания (бедности), целомудрия (безбрачия) и послушания: tria quae promittunt Deo, то есть: «трех (обетах – В.А.), приносимых Господу».

       Что же касается особого обязательства странноприимцев-госпитальеров «служить убогим (бедным)», то оно, вопреки широко распространенному мнению, отнюдь не содержится в Правилах в качестве «четвертого обета». Аналогичная ситуация сохраняется и во всех последующих орденских Уставах, хотя они и содержат многочисленные положения касательно служения «господам больным» (seignors malades), как их всегда именовали члены Ордена Святого Иоанна, указывающие на наличие этого специфического обязательства. В то же время, судя по всему, члены Ордена, начиная с определенного периода, приносили обет воинского служения, хотя в Правилах, как таковых, ничего не сказано об этом.

       Дело в том, что в момент переговоров о планировавшемся одно время папой слиянии всех военно-монашеских Орденов в один на Лионском соборе 1274 г., чему сами Ордены противились всеми силами, присутствовавшие на соборе иоанниты заявили: «Мы по-прежнему готовы выполнять наш обет вести непрестанную брань за Святую Землю...»

       Подтверждающей права и обязанности Ордена иоаннитов булле папы римского Евгения III предшествовала булла папы Калликста II (1119-1124 гг.) от 19 июня 1119 г., подтверждавшая привилегии Госпиталя. Третья папская булла, обнародованная папой римским Анастасием IV (1153-1154 гг.) 21 октября 1154 г., была адресована: «...возлюбленному сыну Раймунду, магистру паломнического дома Святого Града Иерусалима и его нынешним и будущим братьям, которые станут его преемниками в соответствии с Правилами». В ней содержалось следующее определение орденского сообщества:

       «Мы воспрещаем вашим благочестивым, принятым в ваше сообщество братьям, принесшим обеты и облекшимся в орденское облачение, возвращаться обратно в мир, и да не дерзнет никто из них, после принесения обетов, снять с себя взятый им на себя Крест Господень и свое обетное облачение, и перейти в иное место или в иной монастырь под предлогом более или менее строгой орденской дисциплины против воли или вопреки совету братии или без дозволения магистра».

       Данная папская булла имела чрезвычайно большое значение для Ордена, поскольку в ней папой римским Иннокентием II (1130-1143 гг.) было дано подтверждение независимости госпитальеров от подчинения местным епископам, а также дозволение впредь принимать в свои ряды клириков и священников, причем не только в главный госпиталь, расположенный в Иерусалиме, но и в госпитали, расположенные во всех подчиненных ему орденских владениях. Эти духовные лица подчинялись, кроме орденского капитула, только лично папе римскому. Тем самым госпитальерами была получена полная церковно-правовая гарантия независимости.

       Странноприимное братство, с точки зрения канонического права, превратилось в полноценный Орден. Многочисленные дошедшие до нас папские буллы и бреве однозначно свидетельствуют о заботе, которой папы окружали Орден иоаннитов. Невозможно даже перечислить все знаки папского внимания и благоволения, полученные Орденом в эпоху Крестовых походов. Принципиально важные для него буллы римских великих понтификов Иннокентия II и Анастасия IV постоянно подтверждались их преемниками на Апостольском престоле.

       Что же касается вопроса, как этот возникший на базе братства по уходу за больными монашеский Орден превратился в рыцарский Орден, деятельность которого, наряду с выполнением изначальной задачи - уходе за больными и убогими - приобретала все более ярко выраженный военный характер, то ответить на него нелегко. Невозможно зафиксировать в истории Ордена какую-то определенную дату начала этого процесса. В то время, как «бедные рыцари Христа и Храма Соломонова» (тамплиеры) изначально поставили себе целью вооруженную защиту паломников по пути к святым местам и обратно, и, соответственно, изначально несли воинское служение, связанное с постоянным ведением боевых действий, иоанниты пришли к этому лишь постепенно, в ходе долговременного процесса. Правда, многие историки толкуют буллу папы Иннокентия II Quam amabilis Deo 1131 г. как содержащую указание на военную деятельность иоаннитов. Папская булла, в частности, гласит:

       «Ибо там (в Иерусалимском госпитале – В.А.) вновь возвращают силы бедным и нищим, там больным на тысячу ладов выказываются примеры любви к ближнему, и все, здоровью которых был причинен вред вследствие многочисленных опасностей и трудностей, восстанавливают там свои прежние силы, дабы иметь возможность посетить места, освященные земным пребыванием Спасителя нашего. Братья сего (странноприимного – В.А.) Дома, вместе с избранными ими и содержащимися за их счет солдатами и лошадьми, всегда готовы отдать свою жизнь за свою братию (паломников – В.А.). Они защищают паломников от нападений неверных как по пути к святым местам, так и на обратном пути».

       Иные историки толкуют данный текст таким образом, что иоанниты не сами брали в руки меч, а всего лишь содержали на свои средства наемных солдат или рыцарей, обеспечивая вооруженную охрану паломников силами этих наемников, не являвшихся членами Ордена как такового. То есть, что иоанниты стали заниматься тем же, что и тамплиеры, но не силами членов самого странноприимного братства. С точки зрения этих историков, гарнизон замка Бейт Джибрин, подаренного иоаннитам королем Иерусалимским Фульконом (Фулько) в 1136 г., также состоял не из членов их Ордена, а из наемников.

       По мере нарастания мусульманского давления на Иерусалимское королевство иоанниты оказались вынужденными, начиная с 1140 г., поставлять в королевскую армию воинские контингенты, состоявшие из получавших от Ордена плату наемных рыцарей, именовавшихся в орденских документах той поры «сервиентами» (servientes). Этих наемных рыцарей XII в., хотя и получавших от Ордена жалование за свою военную службу, но принадлежавших к благородному сословию, не следует путать со «служащими (услужающими) братьями», появившимися в Ордене иоаннитов позднее, также именовавшимися «сервиентами», но не имевшими рыцарского звания. Примерно начиная с 1140 г. в Госпитале имелось три различные группы «сотрудников» (collaboratores).

       Наряду с братьями, занятыми уходом за больными и убогими, имелись нанятые за счет Госпиталя воины и приглашенные священники, занимавшиеся духовным окормлением госпитальеров и пациентов. Принимать в Орден священников было дозволено лишь в 1154 г. И до сих пор отсутствует необходимая ясность в вопросе, с какого именно времени члены Ордена Святого Иоанна Иерусалимского стали подразделяться на хорошо известные, казалось бы, всем и каждому три категории (класса): братьев-рыцарей, братьев-священников и служащих (услужающих) братьев.

       По мере нарастания мусульманской военной угрозы для христианской державы, братство иоаннитов было реструктурировано в рыцарский (военный) Орден. Правда, самое раннее упоминание о существовании в Ордене «вооруженных братьев» (Fratres armorum) содержится лишь в Статутах (Уставе) магистра Роже де Мулэна (кстати, фигурирующего в некоторых летописях под именем «брат Рюдигер фон ден Мюлен») 1182 г. Следовательно, процесс милитаризации (военизации) Ордена окончательно завершился примерно к 1180 г. Проходил он не без внутренних распрей и столкновений. Так, например, магистр Жильбер д' Ассайи (1163-1170 гг.) в ходе внутриорденских конфликтов дважды слагал с себя обязанности предстоятеля Ордена. Лишь по завершении этого многотрудного процесса Госпиталь Святого Иоанна, вне всякого сомнения, превратился в духовно-рыцарский Орден, владевший в пору своего расцвета более чем 50 замками в Палестине и Леванте.

       Кроме того, Орден иоаннитов содержал в Святой Земле отряды наемной легкой кавалерии, так называемых «туркопулов», или «туркополов», упомянутых впервые в папской булле 1131 г. В ней говорится, что Орден иоаннитов содержит за свой собственный счет отборный отряд вооруженных сервиентов и снабжает их лошадьми, с целью охраны паломников от нападений неверных по пути к местам паломничества и обратно. Крестоносцы впервые познакомились с подобным родом войск, состоявшим исключительно из наемников, у византийцев, у которых и переняли его, под тем же названием. Нанимавшиеся на службу к Ордену иоаннитов туркопулы рекрутировались по большей части из местных восточных христиан (греков, армян, сирийцев, арамеев-иаковитов, несториан, монофизитов, маронитов и т.п.), а частично из крещеных мусульман. Позднее в туркопулы зачисляли всех без разбору и без различия нации и вероисповедания. Эти вооруженные мечом и луком со стрелами наемные воины не представляли большой ценности в полевых сражениях на открытой местности. Их задача заключалась в том, чтобы внезапными нападениями вносить сумятицу и панику в ряды противника, производить разведку и вступать в бой повсюду, где тяжело вооруженные рыцари не могли сражаться достаточно эффективно.

       Наемная легкая кавалерия Ордена иоаннитов сохранила за собой наименование «туркопулов» и в последующие столетия, когда в Святой Земле давно уже не осталось никаких крестоносцев. Даже в период пребывания Ордена иоаннитов на Родосе и на Мальте они продолжали содержать отряды туркопулов. Пилье (глава) английского "языка" Ордена иоаннитов выполнял функцию «Туркополье» (Туркопольера), то есть начальника наемной конницы Ордена. Последний английский Туркопольер умер в 1550 г. Кстати, возникший в Палестине в 1198 г. Тевтонский Орден Святой Девы Марии также содержал отряды туркопулов, продолжая использовать их под тем же названием и после ухода из Святой Земли, в боях с язычниками Пруссии, Прибалтики и Литвы. Даже в уставе Тевтонского Ордена, отпечатанном в 1806 г. в Кенигсберге, встречается упоминание о «Туркопольере», как особой высокой руководящей должности Ордена.

      Однако решающую роль в бою играли не туркопулы, а братья-рыцари Ордена, каждый из которых был обязан иметь при себе трех лошадей и двух братьев-сервиентов (вооруженных служителей, порой неточно именуемых в русскозычной литературе оруженосцами). Каждый из этих братьев-сервиентов обязан был иметь двух лошадей и, на раннем этапе истории иоаннитов, в случае исправного поведения, мог быть принят в число рыцарей Ордена. Защитное вооружение рыцаря описываемой эпохи состояло из панцирной рубашки, вероятно, довольно тяжелой. На рисунке, датируемом примерно 1080 г., изображены два человека, несущие вдвоем одну такую панцирную рубашку. Впрочем, этот рисунок толкуют по-разному. Может быть, дело вовсе не в большом весе панцирной рубашки. Она обозначалась в тогдашней литературе различными терминами - по-латыни: lorica brunica, «brunica», «bruina» или «brunia» (отсюда древнерусское: «бронь», «броня»); по-немецки: Bruenne; по-французски: hauberс, hauberge или haubert («защита», «прикрытие», «покрытие»). Само первоначальное значение слова «лорика» восходит к латинскому прилагательному «loreus» («лореус»), то есть «кожаный».

      Соответственно, у римлян термин «лорика», или «лорика бруниа», первоначально означал кожаный панцирь (который со временем стали обшивать металлическими пластинками). Именно в таком значении его переняли у римлян германские народы. Но в описываемую эпоху этим термином обозначалась чаще всего длинная, доходившая до колен, железная кольчуга с рукавами и капюшоном. Подчеркнем особо: чаще всего, но не всегда, поскольку кольчуга оставалась очень дорогим защитным вооружением, и наряду с ней продолжала использоваться традиционная кожаная «броня», обшитая металлическими бляхами. Поэтому представляется уместным использовать для обозначения защитного вооружения крестоносцев той поры термин «панцирная рубашка», как более общий, подразумевая под ним как традиционную пластинчато-чешуйчатую на кожаной (или даже суконной) основе, так и кольчатую «бронь».

      Каждый брат-рыцарь Ордена иоаннитов описываемой эпохи был вооружен прямым обоюдоострым мечом. Меч был прямым, так как ковался с обеих сторона, в отличие от сабли, кованой только с одной стороны и потому изогнутой. Шлем рыцаря представлял собой простую, несколько удлиненную кверху полусферу из нескольких склепанных железных пластин и с наносником (носовой стрелкой), защищавшим нос и лицо рыцаря от ранений в бою. В качестве наступательного оружия служило легкое, но длинное копье с острым ромбовидным стальным или железным наконечником и с древком из (импортного) ясеня. Каплевидный (миндалевидный) щит, нередко с металлической шишкой-умбоном, состоял из досок, обтянутых кожей и окованных по краям металлическим ободом. Аналогично (хотя и несколько легче, чем рыцари) были вооружены и братья-сервиенты. Уже в XII в. засвидетельствовано использование на щитах геральдических фигур, однако еще без конкретной связи с представителем того или иного рода. Если предположить, что госпитальеры-иоанниты уже тогда метили свои щиты знаком орденского креста, то это был наверняка еще не восьмиугольный «мальтийский», а простой прямой крест, состоявший из двух перекрещивающихся под прямым углом белых полос - продольной и поперечной, на черном или красном (червленом) поле.

      Цистерцианский аббат Бернар Клервосский (причисленный римско-католической церковью к лику святых) утверждал в своем посвященном «Ордену бедных соратников Христа и Храма Соломонова» (храмовников-тамплиеров), но описывающем реалии, характерные и для других военно-монашеских Орденов (в том числе и для Ордена иоаннитов-странноприимцев)  трактате «О похвале новому рыцарству (воинству)»:

      «Рыцари Ордена никогда не носят богато украшенных одеяний и редко моются. Со своими нечесанными волосами они выглядят косматыми; они покрыты пылью, и кожа их, под бременем вооружения, от постоянного ношения кольчуги и от жаркого солнца, покрыта густым загаром. Они ничего не жалеют для приобретения сильных и быстрых коней, но сбруя и седла их коней не имеют никаких украшений, ибо все их мысли направлены на брань и победу, а не на узорочье или выставление себя напоказ. Таких-то сильных и верных мужей, вооруженных мечами и опытных в воинском искусстве, избрал себе Бог для охраны Святого Гроба Господня».

      Благодаря своей снискавшей всеобщее признание деятельности, своим заслугам и привилегиям Орден приобретал все больше благодетелей и дарителей (донатов) среди мирян, оказывавших ему помощь и поддержку и желавших приобщиться к орденской братии. Раймунд дю Пюи, вскоре после своего избрания магистром Ордена иоаннитов, около 1170 г. указал на такое духовное благодеяние, как приобщение к молитвенному братству. В своем послании всем епископам и прелатам он, в качестве преемника «господина Герарда, слуги убогих во Христе», обратился к ним с просьбой не уставать давать пожертвования и передавать их его посланцам, дабы «стать сопричастниками в благодеяниях и молитвах, совершаемых в Иерусалиме». В заключение послания магистр писал: «Тот же, кто вступил в наше братство или же вступит в него, может быть так же твердо уверен в милости Божией, как если бы он сами сражался в Иерусалиме. Ему уготован венец праведника».

       После возвращения Святого Града Иерусалима под власть христиан в истории Госпиталя начался период бурного развития, обеспеченного благодаря многочисленным пожертвованиям и дарениям, как в Святой Земле, так и в странах, из которых туда приходили паломники. Уже в 1110 г. король Иерусалимский Балдуин I подтвердил дарственную, полученную иоаннитами от его покойного брата Готфрида Бульонского, и сам щедро одарил Орден. Папа Пасхалий взял под свое покровительство «все владения, полученные, от щедрот Божьих, этим ксенодокиумом (странноприимным домом – В.А.) по ту и по эту сторону моря, как в Азии, так и в Европе».

       Иерусалимский странноприимный дом превратился в уникальный лечебно-оздоровительный комплекс, не имевший себе равных на Западе и уступавший, пожалуй, только основанному почти одновременно с ним византийскому странноприимному дому Спаса-Вседержителя (Пантократора) в Константинополе. Последний, в свою очередь, возник на основе давней странноприимной традиции восточной церкви, вершиной которой являлись медицинские и реабилитационные заведения, основанные еще в IV в. святым Василием Великим у врат Кесарии Каппадокийской и рассматривавшиеся всеми последующими странноприимными домами как своего рода недосягаемый образец.

       Вероятно, иоанниты в 1182 г., когда их Капитулом под председательством Роже де Мулэна были приняты важные решения, находились под влиянием положений о странноприимном доме Спаса Вседержителя, от которого они, скорее всего, переняли разделение на отделения для больных различными болезнями, а также правила тщательного и добросовестного ухода за больными. От византийцев они могли узнать также многое о болезнях, лекарственных средствах и диете. В госпитале Спаса Вседержителя уже тогда имелись главные врачи, старшие врачи и врачи-ассистенты. Единственное, в чем главный госпиталь иоаннитов в Иерусалиме превосходил византийский госпиталь, были его размеры.

       Согласно утверждениям немецкого паломника Иоанна Вюрцбургского, уже в 1170 г. иерусалимский госпиталь принимал до 2000 больных одновременно. По другому сообщению, датированному 1177 г., в орденском Госпитале в Иерусалиме, наряду с находившимися там на излечении 900 больными, были дополнительно размещены 750 раненых воинов, пострадавших в битве при Рамле 25 ноября 1177 г., в которой христианское войско одержало блестящую победу над Саладином. А византийский странноприимный дом в Константинополе, по крайней мере, в первые десятилетия своего существования, был рассчитан на обслуживание всего 50 пациентов. Как и на Западе, в основе восточно-римской гуманитарной, санитарной и благотворительной деятельности лежала принципиальная мысль о странноприимном доме как месте служения Христу.

       Так, в учредительной грамоте византийского госпиталя Спаса-Вседержителя было записано: «Ибо всё, что делается для страждущей братии нашей, делается для Господа». Таким образом, как на Западе, так и на Востоке, больных рассматривали как братию Христову. Однако представления иоаннитов в этом вопросе заходили гораздо дальше, причем в двух аспектах. В орденских Правилах (Уставе) больные неизменно именуются «господами», а рыцари Ордена – «слугами». Иоаннитам вменялось в обязанность день и ночь рассматривать больных как своих господ и ухаживать за ними. В Статутах эта обязанность сформулирована следующим образом: «Братии Странноприимного дома надлежит денно и нощно радостно и самоотверженно ухаживать за больными как за своими господами» (Quod fratres hospitalis noctu dieque libenter custodiant infirmos tamquameorum dominos).

       Обычай прислуживать больным за завтраком, обедом и ужином практиковался в Большом госпитале на Мальте до последнего дня существования островного орденского государства. Каждый «язык» («ланг», «нация») Ордена иоаннитов исполнял в больнице в один из дней недели эту почетную миссию кормления больных.

       Вторая особенность, внесенная иоаннитами в социально-благотворительную деятельность западных христиан, заключалась в обычае именовать больных «убогими во Христе» (pauperes Christi). Такое значение данного термина стало общеупотребительным лишь в западной церкви. Восточные христиане употребляли слово «убогие» в значении «бедные», но не в значении «больные». Все Великие магистры иоаннитов во вводных формулах своих указов и грамот неизменно именуют себя «слугами во Христе убогих». Насколько это представление, свойственное первоначально только членам Ордена иоаннитов, со временем вошло в общее словоупотребление на средневековом Западе, явствует из вводных формул полученных Орденом дарственных грамот, чаще всего звучащих следующим образом: «Богу, Святому Иоанну Крестителю и святым убогим», а в распоряжении по папской канцелярии содержится следующая фраза:

       «Мы предоставляем вам возможность, при отсутствии возражений с чьей либо стороны, принимать свободных из сословия мирян, получивших отпущение грехов (в Орден – В.А.) с целью служения убогим во Христе» (Laicos quoque liberos absolutos ad conversionem et pauperum Christi servitium absque alicuius contradictione suscipiendi nihilominus vobis concedimus facultatem).

       В описании своего паломничества в Святую Землю в 1170 г. Иоанн Вюрцбургский сообщает:

       «К церкви Святого Иоанна пристроен странноприимный дом, размещенный в нескольких помещениях, где собрано весьма большое число слабых и больных, которые получают там лечение, уход и восстанавливают свое здоровье, что требует ежедневно огромных расходов. Во время моего пребывания там число больных, как я узнал от служащих братьев, составляло до 2000 человек. Некоторые из них были так тяжело больны, что порой за сутки из странноприимного дома выносили до 50 умерших. Но число больных непрерывно пополнялось. Кроме размещенных в нем больных, сей (странноприимный – В.А.) дом снабжал продовольствием еще столько же человек, не являвшихся его пациентами. Он осуществляет благотворительную деятельность поистине необозримого размаха, ибо всем убогим, даже если они не поступают на лечение в дом, но просят пропитания, дается таковое. Поэтому сумма расходов, вероятно, не поддается точному исчислению, и точно не известна даже самим управителям и счетоводам странноприимного дома».

       С учетом того, как мало в описываемую эпоху делалось в области социального призрения, и того, что забота о бедных и уход за больными осуществлялись только в монастырях и сходных с монастырями заведениях, причем в очень скромных масштабах, можно понять то глубокое впечатление, которое благотворительная деятельность Ордена иоаннитов оказывала на современников. Свидетельством благодарности и уважения, которыми Орден Святого Иоанна пользовался повсеместно, являются многочисленные дарения, полученные Орденом в западной Европе для осуществления своей уставной деятельности.

       Но и позднее, когда Орден иоаннитов во все большей степени вынужден был посвящать себя вооруженной борьбе с сарацинами, год от года все сильнее теснившими христиан в Святой Земле, и во второй стадии истории Ордена, когда он, базируясь на Родосе, а позднее - на Мальте, принимал самое деятельное участие в обороне Европы от турок, служению больным было приравнено к военной службе. Проводившиеся периодически заседания Генерального капитула регулярно посвящались вопросам ухода за больными и убогими.

       Даже после происшедшей со временем некоторой стабилизации ситуации в Святой Земле, королевство Иерусалимское по-прежнему не представляло собой единого государственного образования с четко очерченными границами. Существование государств крестоносцев в Леванте протекало в непрерывной вооруженной борьбе за удержание власти над аннексированными территориями и против мусульман, вторгавшихся в них извне. Естественно, это нисколько не способствовало безопасности прибывавших и отбывавших паломников. Поэтому всем братьям-рыцарям Ордена иоаннитов со временем была вменена в обязанность вооруженная защита паломников. Вероятно, примером для иоаннитов послужил переживавший период бурного роста Орден тамплиеров, основанный исключительно в целях обороны Святой Земли и вооруженной борьбы с неверными.

       Здесь конец и Господу нашему слава!

       НЕОБХОДИМОЕ ПРИМЕЧАНИЕ

       Данная историческая миниатюра Вольфганга Викторовича Акунова была впервые опубликована (под названием «История крестоносных государств в Святой Земле» на страницах московского военно-исторического журнала «Рейтар» - №9 (6/2004), №10 (7/2004), №11 (8/2004), №12 (9/2004), №13 (1/2005) и № 14 (2/2005). Следующий, значительно расширенный и переработанный вариант нашей работы был опубликован (под названием «Краткий очерк истории государств крестоносцев в Святой Земле» в книге В.В. Акунова «Божии дворяне. Очерки орденской традиции в Христианстве»(СПб, 2006). Наша миниатюра так понравилась виднейшему отечественном специалисту по истории Ордена госпитальеров (а с некоторых пор - также и Ордена тамплиеров) Великому Приору Российского Ордена Святого Иоанна к.и.н. Владимиру Александровичу Захарову (бывшему канцлеру московской миссии папского Суверенного (Военного) Мальтийского Ордена и бывшему вице-президенту Русской службы помощи Суверенного Военного Мальтийского Ордена), что он испросил у автора разрешения включить ее текст в текст своей (совместной с В.Н. Чибисовым) книги. Автор дал согласие, и книга В.А. Захарова/В.Н. Чибисова благополучно увидела свет под названием «Орден госпитальеров» (СПб, 2009), с включенным в нее текстом работы В.В. Акунова - но только, по какой-то нелепой и необъяснимой случайности! - почему-то безо всяких ссылок на авторство Вольфганга Акунова...Вероятно, память иногда подводит даже таких видных российских историков, как наш возлюбленный друг и собрат по Ордену Святого Иоанна Иерусалимского Владимир Александрович Захаров. Конечно, мы от этого не станем его меньше любить и уважать, но все же, все же, все же...(как писал, помнится, незабвенной памяти поэт Александр Твардовский).   


Рецензии