Молодая Гвардия - героическая быль... 6

  Итак, с 5 по 11 января 1943 года произошли наиболее трагические события, связанные с делом "МГ". (Так сейчас сокращённые иные авторы называют "Молодую Гвардию", с чем автор категорически несогласен.)С 5 по 11 января 1943 года было арестовано большинство молодогвардейцев. Причём не только рядовых патриотов из "законспирированных пятёрок",но почти весь руководящий состав.  31 января из Краснодонской полиции в ровеньковскую доставили Любовь Шевцову, подпольщиков Семёна Остапенко, Виктора Субботина, Дмитрия Огурцова. В этот же день в полдень после очной ставки Олега Кошевого, арестованного под Ровеньками (ему удалось бежать из Краснодона) и Любы, первого расстреляли в Гремучем лесу. 9 февраля в том же лесу расстреливают 300 человек из отряда "Молот".

    Это немногие вехи, связанные со странным предательством Почепцова. Этот юноша, который либо "косил" под умалишённого или простачка, либо строил какой-то расчёт на общении с отчимом, похоже, выдаёт партизанский отряд. Но как это ему удаётся? Он не мог знать наперечёт всех ребят "Молота". Иными словами, был ли Геннадий единственным предателем "Молодой гвардии"? А если не так, то кто был его источником информации в штабе подполья и партизанского отряда?

    К тому же странно, почему часть подпольщиков привозят для следствия и казни в Ровеньки. Именно часть. Я не зря выделил Любовь Шевцову отдельно. Строго говоря, эта симпатичная белокурая девушка, никогда не танцевавшая (по фильму!) канкан в краснодонском клубе перед оккупантами, подпольщицей не являлась. До оккупации она была мобилизована райкомом ВЛКСМ на службу в НКВД. Окончила разведовательно-диверсионные курсы при 4-м управлении. Стала разведчицей-радисткой. Интересно, что, заброшенная в Ворошиловградскую (при немцах - Луганскую) область, она долго мыкалась в поисках резидента. Иными словами, когда начальник разведсети НКВД наконец вышел с ней на контакт, то вразумительных объяснений этот товарищ ей не дал. А именно: почему так долго он не появлялся в условленное время в условленном месте. А Любка-радистка, эффектно одеваясь, изображая из себя артистку и противницу НКВД с СССР, путешествовала по Ворошиловградской области. При этом ни раз ловила на грейдерных дорогах проходящие германские машины. Сначала грузовики и транспортёры с "зольдатен", потом легковушки с герр офицерами. Любителям скабрезного скажу: девушку не насиловали. Во всяком случае, свидетельств такого рода нет. Но знакомства (возможно, интимного свойства) девушка с вражескими офицерами водила. Иначе, как бы она освоилась в Ворошиловграде на съёмной квартире?

    К тому же, периодически Люба выходила на радиосеанс с Центром. Её знакомые, германские и итальянские офицеры (последние из корпуса "Ксир"), судя по всему, болтали о многом. А Любка, прилично изучив германский, эту информацию радировала по начальству.

    В этой истории есть одно немаловажное "но". Луганск был на пересечении дорог, по которым гитлеровцы снабжали группировку Паулюса. Как и любой другой оккупированный город, он находился на военном положении. Власть в нём поддерживалась полевой комендатурой. Действовавший с вечера до утра комендантский час, затруднял перемещение жителей. Кроме того, им запрещено было самовольно покидать город. Самовольно селиться приезжим также запрещалось. Всё делалось через регистрацию (обязательную!) в 7-м отделе фельдкомендатуры.Помимо всех ограничений, все приезжие до 22 июня 1941 года, а также после августа 1942 года, брались на учёт "G". Изначально они считались подозрительными. За любую малейшую провинность "спецконтингент" мог быть выслан на каторожные работы в рейх. Либо расстрелян. Учитывая, что под Ворошиловградом располагался аэродром истребительной авиации КСИР, город был режимным вдвойне. Остаётся лишь догадываться, как разведчице НКВД удавалось так долго быть нераскрытой. Она ведь не просто "залегла на дно", но постоянно "работала в поле".

    Кстати, не ясно до конца, как именно вышел на неё резидент. В романе Фадеева, если помните, Любка приехала к матери в Краснодон. Как-то днём к ним заехала "зелёная машина", что возила из Луганска-Ворошиловнрада продукты в жандармерию. Шофёр в мундире, в котором она по неуловимым приметам опознала русского, "ущючив" момент, передает ей условный "привет". Так начинается её контакт с оперативным сотрудником. По книге, если помните, у Любки появляется знакомый полковник-интендант вермахта, адъютант которого откровенно за неё ухаживает. Даже бъёт морду румынскому фельдфебелю. Ситуация такова: Любка пытается раздать колонне нашим пленным предложенные ей продукты в круглой, мелкого плетения корзине. "Потомок древних римлян" на свою беду, не заметив присутствия двух чинов германской армии, бъёт девушку прикладом... Затем, по приезде в Ворошиловград, они оказываются на лестничной клетке. Любка по наитию ведёт немца туда, будто снимает там квартиру. Офицер пытается её поцеловать, но получив пощёчину, моментально оставляет первую попытку. Испуганная видом германского мундира, хозяйка пускает их обоих. Из гостинной на шум выходит девочка, которую Фадеев назвал не иначе как "гриб-боровик". Она облачена в ученическое платье, на шее у неё повязан... пионерский галстук. Но немца это, похоже, не смущает. Отдав честь, он покидает "дас квартир" как ни в чём не бывало.

    Никакие сумрачные личности в серых плащах-крылатках, с прелинами и металлическими нагрудными "ошейниками", в этот дом не являются. Хотя в инструкции по СС и полиции ясно сказано: уничтожение членов партии, советских активистов... О пионерах, правда, ничего не говорится. О комсомольцах, кстати, тоже.

    А я подумал: этот роман был написан и опубликован при жизни Сталина. За него А.Фадеев получил Сталинскую премию. Правда, за вторую редакцию, где в отличие от первой, "показана роль партии". Во втором варианте присутствуют Ф.П.Лютиков)и Н.Н.Бараков, коих в первом томе днём-с огнём не сыщешь. Сталин, прочитав первый том "Молодой гвардии", якобы пригласил писателя к себе в Кремль. Устроил ему "проработку". Заставил перечитывать отдельные места из романа "Война и мир". Зная, как автор любит подражать Л.Н.Толстому, будто бы проводил унизительные параллели: как пишет он и как пишешь ты? Фадеев обязался переписать уже изданное произведение. И переписал... В результате появился этот и множество других более чем странных фрагментов. И образ Стаховича, о котором мы собираемся поговорить очень подробно.

    Но прежде мне хочется привести вашему вниманию два фрагмента.

    Вот они:

    "...приходится признать, что гестапо и полевая жандармерия способствовали созданию антифашистской военизированной организации в Краснодоне, которая активно действовала около четырёх месяцев в тылу противника, а его карательно-разведовательные службы не предпринимали соответствующих мер для её ликвидации"

   "...немецкие спецслужбы установили слежку за В.Третьякевичем ещё в Луганске, где он нелегально находился после разгрома отряда И.М. Яковенко, и шли по следам "Молодой гвардии", ожидая, когда она интегрируется в более крупную коммунистическую организацию" ("Молодь Украiни", 1993, 27 квiтня).

    Предыстория этого предательства такова. В.Третьякевич, находясь в оккупированном Ворошиловграде, являлся связным подпольного горкома ВКП(б) и обкома комсомола, бойцом партизанского отряда. По заданию комсомольской организации в октябре 1942-го он был направлен для "усиления" краснодонского подполья. Но накануне его отъезда произошло странное предательство. Некто Бобров, командир одной из групп партизанского отряда, передаёт немцам список партизан. Виктора Третьякевича в нём почему-то не оказалось. Якобы потому, что он был зачислен в отряд перед его выходом на место базирования. (Зачем, спрашивается, такая конспирация? Или в подполье догадывались о предателе? Но разве такие меры безопасности могли сбить с толку врагов?) В результате всё подполье, включая партизанский отряд, были разгромлены гестапо и полевой жандармерией. Уцелел один Третьякевич, что оказался в Краснодоне и встретился с руководством "Молодой гвардии". Фактически сразу этот юноша становится вхож в штаб подполья. Ни Жукова с Бараковым, ни Туркенича с Кошевым почему-то не смущают странности, связанные с его отъездом из Луганска.

    В реальности же, судьба Шевцовой немного отличается от литературной. Она действительно закончила с оценкой на "хорошо" с группой ребят школу при 4-м управлении НКВД. Согласно характеристике начальника отдела лейтенанта госбезопасности Горюнова, "Тов. Шевцова обладает всеми необходимыми качествами для работы в тылу, а именно: сообразительная, находчивая, может выйти из затруднительного положения". Эти качества пригодились девушке. Она была зачислена в группу "Кузьмина", которая являлась агентурной сетью "Буря". Но резидент (к слову, старый большевик и участник Гражданской войны) неожиданно исчез. Помимо этого он сначала спрятал, а затем утопил в нужнике радиостанцию, на которой должна была работать "Григорьева" (Шевцова). Девушка, прописанная у него на квартире как племянница, таким образом осталась без связи и без начальства. Весь август -до начала ноября! В конце-концов, она оставила "родственнику" записку: "Здравствуйте, Григорий Матвеевич! Что, у вас плохое положение? Но всё должно быть так, как положено и сохранено... До моего разрешения ничего не делайте. Я, может быть, увезу и унесу всё своё приданое".

    Меня настораживает сам факт "легендирования" разведчицы. Хоть до Луганска и до Краснодона приличное расстояние, но где гарантия, что Любовь Шевцову не опознают? Не уличат "Кузьмина" во лжи? Тот, кто ставил резидентуру "Буря", должен был как следует подумать об этом. Странно, почему не подумал? Судя по тому, что с июня 1942 года жандармерией и тайной полевой полицией были разгромлены все подпольные группы в Ворошиловградской области, там поработали вражеские "кроты". Хотя там дело обстояло не так. Все жили и работали под своими именами и фамилиями. (Подпольщики и партизаны подчинялись Штабу партизанского движения, которым руководил маршал СССР К.Е. Ворошилов.) Ряд партийных и советских руководителей, оставленных для работы в тылу, предложили своё сотрудничество врагу.

    Увяжите этот факт со странным бегством Третьякевича, что находился в Луганске-Ворошиловграде до сентября 1942 года, и странности начнут вас давить. К тому же магдебургская группа жандармерии как будто целенаправлено создавалась для разгрома Ворошиловградского подполья. При том, что полиция всех видов, включая полевую жандармерию, подчинялась V директорату РСХА (Главное управление имперской безопасности), что в свою очередь входил в структуру Полиции Безопасности, где главенствующее положение играл IV директорат Иоганна Мюллера, то есть секретная государственная полиция. Строго говоря, Амт IV был подчиняющим, а "пятёрка" ему подчинённой.

    Забежим назад: командовал всеми видами полиции в рейхе и на оккупированных территориях бывший офицер кайзеровского рейхсвера, обергруппенфюрер Артут Нёбе. Он принимал непосредственной участие в организации СС. Но ко всему состоял в скрытых оппозиционерах фюрера, участвовал в заговорах группы генералов, фельдмаршалов и офицеров, что представляли клан Гофмана и придерживались англоманской линии адмирала Канариса.

    То вот незадача! Там, где герру Нёбе следовало подчиняться, но почему-то обрёл непонятную власть. В Ворошиловградскую область по непонятным причинам была заслана специальная жандармская команда, собранная из чинов полиции и жандармерии по всей Германии. Ей были наделены особые полномочия. Во-первых, некий высокий чин (как бы не сам Нёбе!) прочитал своим сотрудникам "моралите" об ошибках политики фюрера (!) на востоке. Упор в 1942-ом почему-то делался на создание "украинской полиции" там, где Украиной пахло весьма относительно. Кроме этого, бросается в глаза другое совпадение: отчим Почепцова - уголовный преступник-рецидивист. Несмотря на свои прошлые судимости, он прочно обосновался в угольной отрасли на руководящих постах. На следствии НКВД всплывёт факт, что Громов де вовсе не тот, за кого себя выдавал столько лет. На самом деле, он неоднократно менял документы, скрывая таким образом свои судимости. (Это при советской-то власти? Это при "атмосфере страха", якобы царившей в период массовых репрессий и тоталитарном контроле за гражданами?..) Настоящая его фамилия не Громов, но Нуждин. Но... Именно в следственных документах якобы Нуждин будет проходить именно как Громов.

    Правда, если присовокупить к "ответственному" урке Громову ещё более "ответственного" бывшего зека Кулешова, то картина получается заманчивая. Какой-то союз уголовников! А, если вспомнить, что Соликовский, во время гражданской войны служивший хорунжим в петлюровских сечевых стрельцах, также отсидел при "советах" за рукоприкладство, то та же картина - совсем интересной становится. Взял наш будущий герр полицмейстер да и приложился своим кулачищем - по физиономии советского шахтёра. В бытность свою работы на одной из краснодонских шахт, где числился "десятником". А после срока - охаживался по краснодонским пивным с компанией бывших уголовников и хулиганов. Затевал драки на улицах. Нигде не работал и не схлопотал срок за тудеядство. Как и Почепцов он сбежал из города накануне мобилизации. А объявился при параде, когда по улицам лязгала гусеницами и громыхала колёсами техника с белыми крестами. В казачьей форме и фуражке, с гибкой ременной плетью заявился к тому же гауптвахмайстеру Веннеру. Дескать, возьмите меня, герр хороший, в полицаи! И взяли! Как говорится, сразу - на руководящую должность. После того, как узнал об уголовно-шахтёрском прошлом. Как будто на лбу у этого "братишки" было написано: имею опыт оперативной работы. Справлюсь...


Рецензии