Жди меня

Мир тесен... Я опубликовал в областной газете очерк о московской Плешке. Что за явление - Плешка? Это пятачок между Ленинградским и Ярославским вокзалами. У пятачка пёстрая жизнь. До революции здесь шумели торговые ряды, в советские годы пьянствовали барыги, менялы и забытые гении. В 90-х все они исчезли, а точку стихийно занял рабочий люд неудачной породы  -  мужики, искавшие в Москве заработки, но выброшенные за столичный борт. Их осмеяли, кинули. Плешка давала и даёт работу на кусок хлеба. Разовая есть всегда – уборка мусора, демонтаж завалов и стен, рытьё траншей, сбор металлолома, перевозка мебели, разгрузка вагонов, а зимой и чистка территорий и крыш от снега. Труд в большинстве грязный и не требующий опыта. Московские работодатели, что помельче, ищут дешёвую рабсилу на Плешке. Не дай бог угодить туда – засосёт. И засасывает, как в трясине, и не выбраться в одиночку. Рядом люди, но они не помогут, их тоже засосало. Мужики спиваются, деградируют, скитаются, ночуют в окрестных дырах. Иные живут так месяцами, годами. На Плешке вся Россия, её бедная глубинка. И попались мне на карандаш земляки. И засела в голове тема: "Бродяги". По законам журналистики, с "чужими" именами и прозвищами.
...Очерк напечатали, а через день моя мама пришла домой взволнованная:
  - Я расскажу тебе кое-что. Не поверишь.
  - Расскажи.
  - Иду мимо кафе, там две метисочки суют всем газету и что-то говорят. Прислушалась: они о тебе. Где, мол, живёт? Подхожу, меня тоже остановили. - А что случилось? – спрашиваю. – В статье написали о нашем брате. Уехал на стройку в Москву и десять месяцев нет от него вестей. Но вот о брате новость. По всем приметам – о нём! Мы как прочли, тут же позвонили в редакцию, нам ответили: ищите автора в Каменске, у матери. Мы не сомневаемся: найдём. Городок ваш небольшой, кто-то подскажет. След брата замечен, и опять вспыхнула надежда. У него же трое детей. И мама с ума сходит. Вы знаете вашего журналиста? Поможете нам? - Помогу. Этот журналист - мой сын... Девочки засияли. Не навредила я тебе, Андрюша?
  - Нет, нет. И на чём вы сошлись?
  - Они придут. Уже идут.
  - А что я скажу им? Сказать нечего.
  Стукнули в дверь. Мама встретила, две женщины внесли большой пакет. Я остепенил их:
  - К чему, дорогие дамы? Это лишнее. Я вас не порадую.
  - Вы дали нам надежду. Что такое надежда? Всё! Примите гостинцы, пожалуйста. Брата любят и ждут, мы верим, что он жив. Где вы расстались с ним?
  - А как зовут вашего брата? В тексте он Жора, Георгий. Но...
  - Его имя – Гриша, Григорий. Ведь так? – женщины застыли.
  - Да, тот парень в Москве - Гриша.
  Одна гостья показала мне фото:
  - Он? – снова обе застыли в тревоге.
  - Он, - кивнул я, они обнялись.
  - Когда вы его видели?
  - Два месяца назад, в декабре.
  - Как он себя чувствовал? Одет? Обут? Чем питается? Где ночует?
  - Он был в порядке. А вы кто ему? Давайте знакомиться?
  - Я Лена – двоюродная сестра.
  - А я Лида – родная. Старшая.
  - Мама и я приглашаем вас за стол! Не стесняйтесь. Будем обедать.
  Мы расселись, я разлил по бокалам вино, мама сказала тост:
  - За тех, кого любят!
  - За Гришку! – вздохнула Лида. – Какая удача  -  эта статья! Но почему он не едет домой?
  - Стыдно явиться без денег, - рассудил я.
  - Да заберём хоть какого. Отмоем, откормим, - Лида прослезилась. - Скажите, как поймать его? Где она, Плешка? Мы уже собирали всю родню на семейный совет. Решили: надо в Москву! Мне и младшему брату.
  - Плешка – местечко у трёх вокзалов. Мужики ходят туда каждое утро, ожидают работодателей. Если Григорий не нашёл постоянную работу – он там... Но вы позвоните на телепередачу «Жди меня». Они же творят чудеса.
  - В самом деле! – ахнула Лена.
  - Нет, едем, - не поддалась Лида. - Сердце вещует скорое свидание.
  Я спросил у нее:
  - Вашей матери всё известно? Она была на семейном совете?
  - Нет. Мы боимся говорить ей.
  - А его дети в курсе?
  - Старшая дочь – да. Она взрослая, студентка института. Но сыновья - нет, они маленькие.
  …Бежали часы, женщины завалили меня вопросами, я не знал многих ответов. Если знал - тоже не ответил. Гриша из тех, кто "подсел" на "однорукого бандита", он проигрался в пух и прах, бедствует. Я и не заикнулся об этом. Пусть ищут. Представляю, как ему будет не по себе. Но так уж получилось. В конце концов, я сотворил незлое дело.  Возможно, спасаю человека.
  Великая сила – надежда. Гостьи уехали окрылёнными. Обещали звонить, но не позвонили...
  ...В августе я улетел в Москву. С Гришей случай уже не свел…
                2006 г.


Рецензии