Молодая Гвардия - героическая быль... 9

Здесь мы подступаем к трагическому финалу. Если моя версия верна (а многое этому свидетельствует!), то некто из жандармерии, что "крышевал" подполье, должен был... арестовать подпольщиков. При чём так, чтобы в сети попались все. И изобрести повод для ареста. Ну, вроде машины с "подарками фюрера" на фронт. Кстати, с солдатами вермахта, что могли быть задействованы в операции Абвера. А именно: якобы намеренно оставить машину без присмотра на улице. Чтобы затем...

    Кстати, по роману Фадеева, если помните, истерзанные пытками ребята до самого конца ждали, что их вызволят "свои". Даже, когда из везли сбрасывать в шурф шахты № 5. Какие "свои"? Или кроме подполья, в городе был ещё кто-то? В реальности, убежать из-под конвоя полицаев удалось лишь Ковалеву, который ранее служил в краснодонской полиции. После побега следы его обрываются. А Кошевому в Ровеньках помогает бежать молодой полицай. Но обессиленный парень теряет сознание - его находят во дворе тюрьмы, как Овода одноимённом романе Войнич.

    Вывод№3. Причинами провала "Молодой гвардии", а также ареста Шевцовой могла быть операция Абвера. Таким способом армейская разведка и контрразведка прикрывала своих "кротов". Кто они, можно только предполагать. Но дабы не бросить тень подозрения на свои источники, были арестованы и казнены после зверских пыток все ребята-молодогвардейцы. А подозрения в предательстве были сведены к двум персонам: Третьякевич и Почепцов.

    Кстати, из объяснения своего предательства на следствии НКВД Почепцов "плёл" такое невразумительное, что у меня создалось впечатление: его также использовали в тёмную. И у него был контакт с кем-то из "больших", что курировал подпольную работу. Да и отчим Громов-Нуждин тоже не прост. На военном суде после освобождения Краснодона произошло следующее:

   "...И вот последнее слово предоставляется Почепцову, с доноса которого начался провал организации. Это его последнее выступление, запротоколированное военным судом, особенно четко врезалось в мою память. Почепцов тогда заявил: "Я давал клятву своим товарищам, вступая в подпольную организацию, где есть такие слова: "Если жe я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня покарает суровая pука моих товарищей. Кровь за кровь, смерть за смерть!" Эту клятву я не выполнил. Я предал своих товарищей, которые погибли, и мне не может быть прощения. Я прошу оставить приговор в силе и расстрелять меня. Если же меня не расстреляют, я все равно покончу с собой. Меня подговорили вот эти люди!" - Почепцов указал на своего отчима Громова-Нуждина. "Дурак! Он сумасшедший!" - закричал на Почепцова его отчим..."(В.Иванов "Всё о "Молодой Гвардии".)

    Что означает "вот эти люди"? Громов-Нуждин всего один. Из тех, кому Почепцов передал свой донос для Жукова. Но... На одной с ними скамье сидит Кулешов. Он также угодит в "лапы" НКВД. И будет приговорён к высшей мере наказания по этому делу с Почепцовым и Громовым. Если помните, то после Соликовского допросы Почепцова вместе со следователем Дидыком вёл именно он. Может быть с Громовым у Кулешова был до этого контакт?

    Убедить Почепцова стать предателем мог только человек, которому он доверял. Почему отчим оказался этим человеком, остаётся пищей для размышлений. Во всяком случае, Геннадий, исходя из его заявления на суде, был уверен, что поступает правильно. В чём его убедил отчим? Только в одном: в полиции сидят "свои", которые арестовав ребят, отпустят невиновных и накажут предателей. Таким образом Почепцов скорее всего полагал, что выполняет задание "больших", которым стало известно об истинных предателях.

    Впрочем, если верить материалам КГБ, то Нуждин-Громов начал "функционировать" ещё раньше. Обратимся к показаниям экс-куркуля и экс начальника райполиции Подтынного:

    "Однажды в полицию пришел начальник немецкой жандармерии гауптвахтмейстер Зонс. Он потребовал от нас решительных действий по выявлению коммунистов, оставшихся в оккупированном городе. Мы долго искали их, но безуспешно. И тогда на помощь нам пришел человек, которого даже в полиции знали лишь немногие. Он значился тайным агентом по кличке "Ванюша"...Он выдал жандармерии многих известных ему коммунистов и советских активистов, укрывавшихся в городе: Бесчастного, Валько, Михайлюка, Петрова... Их арестовали... А потом... потом ночью загнали в бомбоубежище в городском парке и расстреляли. Когда мы засыпали яму опавшими листьями, некоторые были еще живы... Они пели "Интернационал".

    В этих показаниях меня, правда, смущает один факт. Я знаю, что советские люди были патриотами, но мне слабо вериться, что ослабевший, истекающий кровью коммунист мог петь "Интернационал"... Не совсем понятно, почему они  не пели до расстрела или во время казни? Тут у следователя с подследственным вышла явная "не состыковка" желаемого с действительным, но факт остаётся фактом -  Громова явно "рядили" в главные злодеи. Это при том, что всех, кого он якобы выдал как советских и партийных работников, знал весь город, знали и гитлеровские спецслужбы, собиравшие данные по "активу" по статьям советских газет и журналов. Посему странным выглядит то обстоятельство, которое Подтынный озвучил  - "мы долго искали их, но безуспешно"...

    Единственный свидетель страшной ночи 29 сентября 1942 года  Д. С. Выставкин, коммунист-подпольщик, рассказывал:

"Сам видел сегодня ночью в парке из-за кустов, как людей закапывали живыми. Их загнали прямо в яму и начали бросать землю. Валько сопротивлялся... У меня до сих пор звучат в ушах его последние слова: "Знайте, проклятые, за каждую каплю нашей крови вы дорого заплатите! Наши все равно придут! Они отомстят за нас!" Петя Зимин первым запел "Интернационал", потом подхватил Валько, и все запели..."

    Впрочем, ещё два лица подозреваются в предательстве "Молодой гвардии". Это 20-летний Гурий Фадеев, что был дружен с семьёй Кошевых, а также 23-летний Геннадий Стаценко, сын бургомистра Краснодона. Первый, не имея прямого отношения к "МГ", попался во время комендантского часа с листовкой в кармане. Но его почему-то отпустили из полиции и жандармерии. По свидетельству очевидцев (!), вскоре он оттуда "не вылезал".

    Вот что он показал на допросе в НКГБ - 28 сентября 1946 года:

   "После того, как я был завербован в полиции для выявления лиц, распространявших листовки "Молодой гвардии", я несколько раз встречался с замначальником полиции Захаровым. На одном из допросов Захаров спросил: "Кто из партизан вербовал вашу сестру Аллу?" Я, зная об этом со слов моей матери, выдал Захарову Ваню Земнухова, который действительно делал предложение моей сестре вступить в подпольную антифашистскую организацию. Я передал ему, что в квартире Коростылева (родного дяди Олега Кошевого) слушают радиопередачи из Москвы сестра Коростылева Елена Николаевна Кошевая и ее сын Олег, который записывает сообщения Совинформ бюро".

    Момент! Если следователю "хипо" известно, что говорила мать Фадеева, то, стало быть... Представьте себя на месте Гурия! "Вражина"-полицай передаёт ему слова родной матушки. Якобы Иван Земнухов вербовал сестру в партизаны. Либо мать работает на полицию, либо Земнухов, либо все трое - наши. А его, Фадеева, проверяют.

    Ещё более интересны показания Геннадия Стаценко - 22 сентября 1946 года:

   "Будучи комсомольцем, я пользовался доверием своих товарищей, так как внешне я показывал себя преданным Советской власти. Я рассказал отцу о сделанном мне Левашовым предложении вступить в подпольную комсомольскую организацию. Рассказывал также, что Земнухов показал мне листовку, читал написанные им стихи против немцев. И вообще, заявил я отцу, мои товарищи по школе: Земнухов, Арутюнянц, Кошевой и Третьякевич, состоят в подпольной организации и ведут против немцев активную работу".

    Ага! Зная, что у сына отец - германский холуй, Земнухов отчего-то суёт Геннадию листовку. Читает антинемецкие стихи. А обобщённый вывод Стаценко-младшего вообще потрясает. Возникает ощущение, что он и Почепцов - одного поля ягоды. Обоим повезло либо на чутьё, либо на источники информации.

    Но самое интересно по этим двум заключается в мере наказания. Ни тот, ни другой не были расстреляны. Стаценко получил по приговору Особого совещания МГБ в 1948 году 15 лет ИТЛ, а Фадеев - 25. В 1954 году, с началом хрущёвской "оттепели", дела обоих были пересмотрены. Фадеев остался сидеть положенный срок. А Стаценко, не поверите, срок понизили до 5 лет. В 1946 году военный прокурор Горный подготовил протест в военный трибунал МВО "постановление Особого совещания МГБ от 6 марта 1948 г. в отношении Фадеева отменить, дело прекратить за недоказанностью предъявленного обвинения". Но ему было отказано. Впрочем, Гурий из положенных 25 лет отсидит всего 15. Его досрочно (!) освободят, снимут (!) судимость, хотя и откажут в реабилитации.

    Не менее загадочна судьба Геннадия Стаценко:

   "На допросе 4 октября 1946 г. Стаценко (так в тексте - АВТОРЫ) вину свою признал, однако позже от своих показаний отказался. Он утверждал, что аресты молодогвардейцев начались задолго до его разговора с отцом. Из показаний отца осужденного Стаценко не усматривается, чтобы причиной ареста молодогвардейцев явились данные, сообщенные его сыном... Никто из осужденных по данному делу не показал, что сын бургомистра сообщил бы какие-либо сведения, которые были бы использованы полицией при аресте молодогвардейцев... Таким образом, обвинение осужденного Стаценко Г. В. в предательстве участников подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" материалами следствия не доказано" (Из протокола реабилитационной комиссии 1954 года).

    Не правда ли, умозрительное заключение! Невольно содрогаешься при мысли, что именно так освобождали да ещё реабилитировали иных. С молчаливого или громкого потакания "дорогого Никиты Сергеевича", который всё валил на мёртвого Сталина.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.