Бережком, вдоль Громушки... Вступление

 БЕРЕЖКОМ, ВДОЛЬ ГРОМУШКИ, БЕГУЩЕЙ ПО КАМЕШКАМ...
(автобиографическое повествование)
   Моим, ныне живущим и давно умершим родным посвящаю я эту книгу.

ВСТУПЛЕНИЕ.
  Боже, как же хорошо летом на даче, причём удовольствие от общения с природой получаешь с раннего утра и до позднего вечера. На рассвете, когда не шелохнется ни одна ветка, не дрогнет ни один листок, даже ранняя птица не решится потревожить покой не проснувшегося ещё дня своим щебетом, а крик петуха вдалеке нарочито растянут и ленив, днём - когда всё в полуденном мареве, а вода в водоёме блестит особенно ярко, когда наш лабрадор Чарминг умудряется найти тень даже под тоненькой двухгодовалой яблонькой, а соседка Зина бросает свой бесконечный полив и отправляется в прохладу дома вздремнуть часок - другой, и надоедливый сосед, строящий что-то, и неустанно стучащий, вдруг замолкает, и ты осознавая, что стало как-то легче, приятнее, и ещё не осмысливая отчего это, вдруг понимая, что наступила тишина, испытываешь простую человеческую благодарность.
   Вечером, особенно вечером, когда долгожданная прохлада опускается на дачный посёлок и, как будто выдохнув, в едином порыве, все устремляются поливать грядки и теплицы, гремя вёдрами и лейками, громко переговариваясь и перекрикиваясь - с желанием успеть всё-таки до темноты попасть домой, и, наскоро помывшись, впасть в тяжёлый сон с ощущением ломоты в суставах, душности в помещении и надежды, сомнительной, на то, что завтра будет дождь и можно передохнуть.
   Совсем другое дело, если ты и ночевать остался на даче! Ощущение непередаваемой неги от ласкающего твоё лицо вечернего прохладного ветерка, от сумрака и полутонов, от светящихся и отражённых в водоёмах огоньках светильников на солнечных батарейках, свет которых делает всё вокруг таинственным и сказочным, даже блестящие капли воды на больших листьях хосты растущей возле декоративного бассейна. В такие моменты не хочется даже двигаться и разговаривать, а только предаваться наслаждению быть обласканным этим нежным ветерком, даже на призыв близких, идти ужинать, не хочется отвечать, дабы не спугнуть прекрасное мгновенье.
   Прелесть ещё в том, что ветерок приносит разные запахи и, закрыв глаза, для полноты ощущений, пытаешься угадать, что это? Вот сильный, но приятный запах чубушника, а это нежный и тонкий, еле уловимый аромат английской розы, которая персикового цвета с алой каймой по краю цветка и пахнет, к нашему всеобщему удивлению, тоже персиком. Сильный, перебивающий другие, аромат лилий. У нас их много, восточные и азиатские гибриды, зацвели почти одновременно. Мы ждали распускания каждого нового вида с фотоаппаратом в руках. Это диво! Нет двух одинаковых! Фотографировали с разных ракурсов, особенно после полива, когда капли воды дрожат на лепестках. Эффектнее было бы после дождя, но его пока не дождались, а жизнь цветка так недолговечна. Вот домашний приятный запах варенья из клубники, такой стойкий, сразу понимаешь, что ощущаешь его уже несколько дней. Приходят мысли, что кто-то мудрый варит варенье прямо на даче, не возя в город, чтобы не мять ягоды, но потом осознаёшь, что это пахнет спёкшаяся на солнце клубника, которую, этим жарким летом просто не собирают, и становится грустно. Мысли спугнула пролетевшая низко сова, чей тёмный контур отчётливо виден над деревьями. Новый порыв ветерка взбодрил усталые от жары листочки орешника, потянуло откуда-то жареным мясом, видимо шашлыком и, вспомнив, что хочется есть, нехотя плетусь домой.
   Главным для меня и неоспоримым является то, что находясь на даче, управившись со всеми текущими делами, уютно расположившись под навесом на качелях с чашечкой кофе, можно подумать, помыслить в спокойной обстановке и предаться воспоминаниям.
   На даче ничего не мешает, а, наоборот, воспоминания так ярки, со звуками, запахами и красками, особенно из детства. Грех не написать об этом.
   Кто знает, возможно, у прочитавшего мои воспоминания это навеет что-то своё, сокровенное, скрытое до поры от окружающих, дабы не подсмеивались, рассуждая, что человек впал в детство и занимается недостойным делом, мягко говоря. Сомнения, конечно, одолевают, писать или оставить эту затею? Кому нужна история моего взросления, ведь у каждого есть своя?!
   Но потребность высказаться всё же сподвигла меня на написание воспоминаний. Ведь в конечном итоге я жила не на другой планете, а среди людей, и в то время, которое уже никогда не вернётся, а молодые люди, живущие ныне, даже представить его не смогут.
   Возможно, читателям покажется странным, что можно трепетно относиться к воспоминаниям о жизни в селе, причём родилась я через восемь лет после войны, когда не всё было однозначно. Но любовь к малой родине не угасла у меня в сердце даже спустя двадцать пять лет пребывания за границами России, а скорее, даже помогла сохранить воспоминания в уголке моей памяти.
   Я видела сны о Пичаево, о буграх и речушках, о тропинках, по которым бегала босиком, о лужайках с полевыми цветами. А ещё воспоминания услужливо подсовывали чарующие зимние картинки, вызывающие теплоту в душе и улыбку на лице.
   Итак, решено, пишу о Пичаево!


Рецензии