Сказка про Ручей

                Ш.А. Амоношвили посвящается



 У подножия  Горы пробился к солнцу Ручей.  Гора, старая, как мир, высоко в небо упиралась седой макушкой в небо, и куталась в пушистых облаках. Ручей, молодой, резвый, смешливый скачет по камням, играет капельками воды, и сам же смеётся своим забавам.
      Смотрела на него  Седая Гора, смотрела, и говорит:
- Экий ты, Ручей, беззаботный!
- А что такое За-бо-та? – прожурчал Ручей, не переставая прыгать.
Задумалась Седая Гора: как  объяснить Тайну Заботы? Помолчала, и спрашивает:
- У тебя есть родные? Братья или сёстры?
- Нет, - отвечает Ручей, а сам всё с камня на камень прыгает, то вверх, то вниз.
-  А у меня есть, - вздыхает Седая Гора, да так тяжко, что посыпались мелкие камешки с неё, ветер недовольный стал шелестеть в кустах дикого барбариса,   встревожились птички в своём гнёздышке, стали щебетать: в чём дело? в чём дело?!
 Увидел всё это Ручей, удивился:
- Разве плохо, когда у тебя есть братья и сёстры?
- Хорошо, - отвечает Седая Гора.
- Почему же ты так тяжело вздыхаешь?   Вон и ветер проснулся, и птички испугались.
- Потому что давно не видела их. Чем выше мы растём, тем дальше становимся друг от друга. Не с кем добрым словом обмолвиться.- Седая Гора  посмотрела грустно вдаль, словно пытаясь разглядеть своих родных.
- Скажи мне своё доброе слово, я мигом передам его твоим братьям и сёстрам, я, знаешь, какой резвый! – предложил Ручей.
- Знаю, - улыбается Седая Гора, и смотрит из-за туч на Ручей. А тому уже не терпится скорее бежать.
- Вот, - говорит Седая Гора, - видишь этот цветок? Отнеси его бережно моей младшей  сестре. Скажи ей, что помню и люблю, как прежде, и даже больше,  обними за меня тепло.
- Хорошо, - соглашается Ручей, и вдруг в растерянности застывает на месте. – Уважаемая Гора, но я не смогу вернуться, и принести тебе ответ, я могу бежать только вперёд.
- Я знаю, - отвечает ему Седая Гора. – Мне будет радостно от того, что моя сестра получит в подарок свои любимые цветы.
- И тебе не будет ни капельки обидно? – удивился Ручей. – Ты ей Привет, а она тебе ничего!
-  Ты ещё совсем глупенький, - ласково проговорила Седая Гора. – Беги, малыш! На твоём Пути, ты многому научишься, и многое поймёшь.
   Ручей, пожал плечами, так и не поняв, того, о чём поведала Седая Гора. Он осторожно подхватил букетик синеньких цветочков, и побежал без оглядки вперёд, радостно напевая песенку. Он сочинял песенки на ходу, в них пелось обо всём, что видел Ручей вокруг себя. Замечательные, весёлые песенки, если прислушаться повнимательней, можно разобрать каждое слово. Только слушать нужно Сердцем.
     Бежал, ручей, прыгал, и чем дальше  он удалялся от Седой Горы, тем труднее становился его Путь. Приходилось огибать огромные камни, пробиваться сквозь песок, прорываться через камыши, которые всеми силами старались задержать Ручей. Всё сильнее становился Ручей. Мужество и отвага понадобились ему, чтобы бережно сохранить синенькие цветочки для младшей сестры Седой Горы.
        В одно раннее утро, когда роса жемчужиками блестела на травинках  и кустах, в накидке из тумана показалась младшая сестра Седой горы. Она была так же велика и седа, но немного не доходила она верхушкой до туч в высоком небе.
  Ручей обрадовался, и быстрей устремился в подножию   горы.
- Здравствуй,  Младшая Гора, - с почтением поприветствовал Ручей сестру Седой Горы. – Я принёс тебе Привет от твоей старшей сестры. Она велела передать   маленькие синенькие цветочки, и сказать, что по-прежнему любит тебя, даже ещё сильнее. – И ручей аккуратно положил цветы на зелёный бережок.
- Здравствуй, добрый Ручей, - улыбнулась Младшая Гора. – Благодарю тебя за Заботу.  Я и вправду очень люблю эти цветы. Иногда, глядя на звёзды, я вспоминаю их, как красиво растут они у подножья моей старшей сестры. Теперь, когда я получила Сердечный Привет от своей дорогой сестры, я смогу посадить цветочки здесь. И всякий раз, когда по утрам они станут распускать  нежные синие лепесточки, моё сердце наполнится радостью, и я почувствую  Любовь и Заботу моей старшей сестры.
- Заботу? – оживился Ручей-  А что такое Забота? – не унимался он.- Я спросил об этом у твоей сестры, но она отправила меня отнести тебе цветов  и передать Сердечный Привет.
- Ты устал? – вдруг спросила Гора.
- Нет, - ответил Ручей, - пока я нёс тебе цветы, я окреп, возмужал, набрался сил. Я хоть сейчас готов отправиться в путь.
 - Сможешь помочь мне? – попросила Гора. – У нас ещё много сестёр и братьев, и чем старше и выше мы становимся, тем труднее нам  видеться и общаться. Передай, пожалуйста, от нас с сестрой ПРИВЕТ! Отнеси часть синеньких цветочков, а к ним прибавь плодов, тех, что растут здесь. Только, хочу предупредить тебя: Путь будет трудным. Может, откажешься?
   - Трудности делают меня сильнее! – воскликнул Ручей.- Раньше я был еле заметным среди маленьких камушков, с трудом поднимал синие цветочки. А теперь, я раздался в плечах, и легко могу пронести целую охапку цветов.
- Замечательно! – улыбнулась Гора, - Тогда беги, по равнине, а там, за зелёными холмами, увидишь нашего младшего брата. Прихвати-ка плодов с этого дерева столько, сколько сможешь с лёгкость унести, пусть наш брат Утёс порадуется.
- Хорошо, - охотно  согласился Ручей, - я передам. Только ты так и не открыла мне тайну Заботы. – Ручей вопросительно посмотрел на Гору.
- У тебя чистая Душа, ты сам откроешь эту тайну.
- А разве не все Души чистые? – удивился Ручей, он был так прозрачен, что  можно было разглядеть сквозь него каждую былинку, каждый камешек.
- Бывает, что Душа замарается, и тогда многое становится ей непонятным, многое закрывается от её взора. Омоется Душа, очистится, и снова видит всё без искажения, Истину видит.
- Почему же я не нахожу ответа – недостаточно чистый? –с грустью в голосе спросил ручей.
- Достаточно чистый,- улыбнулась Гора, - но невнимательный и нетерпеливый. Спешишь очень. Иногда, чтобы услышать нужно остановиться.
- Если я остановлюсь, я умру, - сказал Ручей.
- А ты не останавливайся сам, останови  своё внимание.
- Не понимаю, о чём ты говоришь, но попробую. – Ручью  не терпелось бежать вперёд, он уже бурлил и шумел, переворачивая камни у подножия Горы.
- У тебя всё получится! – подбодрила его Гора. – Передай Брату привет, скажи, что мы любим его, как прежде, и даже сильнее.
- Дорогая, Гора, - Ручей словно  запнулся о тяжёлый большой камень,- я забыл сказать, что  не смогу принести тебе ответ от твоего брата. Я не умею возвращаться назад.
- Этого и не нужно, достаточно того, что мой брат порадуется нашему привету.- Успокоила его Гора.
- Ну, как знаешь, - пожал плечами Ручей,  и направился в сторону Большой Долины.
- Скоро ты и сам обо всём догадаешься, - прошептала Мудрая гора, помахивая шапкой из облаков вслед  убегающему Ручью.
    Бежит Ручей, бежит, и всё думает, как это остановить внимание. Видит впереди деревце растёт тоненькое, хрупкое. На слабеньких веточках  зелёные листочки, только без воды стали они невесёлыми совсем, повисли грустно. Увидал всё это Ручей, замедлил бег, нырнул под землю, коснулся самых корешков деревца:
- Пей, - говорит, - сколько хочешь, я подожду.
- Благодарю тебя за заботу,- шелестит радостно деревце. Листочки распрямились, повеселели, а на каждой веточке расцвело по цветочку. – Если бы не ты, я бы погибло.
- Так ты знаешь, что такое Забота? – обрадовался Ручей, - открой мне её тайну, очень прошу тебя!
- В чистоте Сердца твоего разгадка кроется,- склонилось деревце к Ручью.
- Сердце-сердце,- проворчал Ручей,- я их про Заботу спрашиваю, а они мне про сердце твердят. Ну, и ладно, сам разберусь.
- Обязательно разберёшься, сам,- помахало деревце цветущими ветвями Ручью.
     А ручей подбежал к долине, лежит она ровная, как на ладони. Куда бежать? Ни камней, ни камышей,  ни валунов, никаких препятствий, никаких  трудностей. Скучно стало Ручью. Смотрит по сторонам, трудности ищет, широко растёкся, да чуть не погиб под горячим солнцем. Понял Ручей, что нужно собрать все силы, и как можно скорее долину проскочить. Вдохнул полной грудью, и побежал, а сил немного уже осталось. Вдруг проплывает над ним Туча, узнал её Ручей,  та, что на голове у Старой Горы сидела.  И Ветер оказался знакомым, тот самый, что спал в ветвях дерева, растущего на Старой Горе.
- Принимай, дружище, помощь! – говорят они Ручью. И пошёл из Тучи дождь, и наполнил Ручей водой, и вернулись к нему силы.
- Благодарю за Заботу!- пропел Ручей, и засмеялся,- вот она какая -Забота! Как же я сразу не догадался!
- Всему своё время, - сказали Ветер и Туча, исчезнув так же внезапно, как и появились.
 Огляделся Ручей - никого! Видит, что вокруг земли много, да ничего не растёт на ней, нет никакой жизни. Решил:
-   Не унести мне всю дождевую воду, оставлю  половину в Долине.
Так появилось в Долине прекрасное Озеро. Прилетели птицы, приплыли рыбы, расцвели вокруг цветы.
- Красота!- полюбовался Ручей, и побежал дальше.
Прибежал к Зелёным холмам, видит вдали седой Утёс возвышается – младший брат своих сестёр. Очень на них похож, только суровый очень, трудно к нему подобраться.
-Набрался смелости Ручей,  и рванул через преграды, обломки скал, поваленные деревья, пришлось Ручью с высоты падать, рассыпаясь на множество блестящих капелек, и снова собираться в единый поток. Как бы трудно не становилось Ручью, бережно нёс он цветы и плоды, переданные Утёсу его сёстрами.
  Вот и добрался до подножья Утёса, аккуратно положил дары на берег, с почтением поприветствовал:
- Здравствуй, Утёс! Принёс я привет от твоих сестёр. Вот цветы от старшей, вот плоды от средней. Велели передать тебе, что помнят и любят по-прежнему, и даже ещё больше.
- Благодарю за Заботу! – проворил Утёс с улыбкой в седых усах. Принял подарки, и потеплело вокруг.- Эй, соседи, поглядите, мои сёстры мне привет передали,- обратился он к соседним горам, утёсам и скалам.
- И мы хотим передать приветы своим родным и близким, просим тебя, Ручей, не откажи!
- Я с радостью, - отвечал Ручей, - боюсь только, что не справлюсь один.
- Я тебе помогу, - тоненьким голоском пропищал новорождённый ручеёк, стекая со скалы. Ручеёк был такой слабенький, что окрепший, превратившийся в мощный Горный Поток, Ручей хотел  отговорить его. Но вспомнил себя недавнего, каким он был, и каким стал, заботясь о других, сколько  сил дали ему трудности, сколько радости принесло остановленное внимание, и улыбнулся малышу одобрительной улыбкой:
- Вот и хорошо! Смелее в Путь! Вдвоём веселее!
- И быстрее, - прожурчал Ручеёк.
- И быстрее, - согласился Горный Поток.
Теперь их было двое – большой и малый. На их Пути другие потоки ручьи присоединялись к ним, сливались в одно целое. Много-много радости несли они по Земле. Пришло время, и слившиеся ручьи и потоки, большие и малые, объединённые одной общей Заботой, превратились в огромный Океан Любви. Выросла над Океаном Любви большая-большая Радуга Благодарности, и было её видно всем-всем на Земле:
и горам, и долинам,
и цветам, и деревьям,
и ветрам, и тучам,
и рыбам, и птицам,
и большим, и маленьким!
 Все смотрели на Радугу и радовались. От Сердца к Сердцу  тянулась она ярким семицветным мостом: от Заботы к Благодарности. Бегут по Земле ручьи, у каждого из них свой Путь, но все они ведут к Океану Любви, а над ним горит –сияет Радуга Счастья!

22.04.13, Киев


Рецензии