43. Коммуникация и одиночество

Коммуникация

Все мы одинокие корабли в темном море. Мы видим огни других кораблей - нам до них не добраться, но их присутствие и сходное с нашим положение дают нам большое утешение. Мы осознаем свое абсолютное одиночество и беспомощность. Но если нам удается вырваться из своей клетки без окон, мы начинаем осознавать других, встречающихся с тем же ужасом одиночества. Наше чувство изолированности открывает нам путь к сочувствию другим, и мы уже не так сильно боимся.
 Ирвин Ялом

Чжуанцзы и Хуэйцзы прогуливались по мосту через Реку Хао.
Чжуанцзы сказал: «Как весело играют рыбки в воде! Вот радость рыб!»
— Ты ведь не рыба, — сказал Хуэйцзы, — откуда тебе знать, в чем радость рыб?
— Но ведь ты не я, — ответил Чжуанцзы, — откуда же ты знаешь, что я не знаю, в чем заключается радость рыб?
(Чжуанцзы)

Коммуникации- действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие. Основная функция Коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Структура простейшей Коммуникации включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка; 2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты, выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов. Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание Коммуникации.
Современный философский словарь.

                Вольясь в земного времени поток
стечением случайных совпадений,
любой из нас настолько одинок,
что счастлив от любых соединений.
                Губерман

Разные культуры также очень сильно отличаются друг от друга по тому критерию, как глубоко человек зависит от ожиданий, существующих внутри общества. Например, у японцев есть несколько слов, описывающих тонкие оттенки зависимости, обязанностей и ответственности, которые очень трудно перевести на английский язык, поскольку в нашем социальном окружении мы не научились испытывать подобные чувства в той же степени. По словам Шинтаро Рю, тонко чувствующего японского журналиста, типичный японец «хочет идти туда, куда идут все; даже если он идет на пляж, чтобы поплавать, он не пойдет в пустынное место, а выберет то место, где практически яблоку негде упасть».
Нетрудно понять, почему мы так зависимы от социального окружения как психически, так и физически. Даже наши родственники-приматы, человекообразные обезьяны, живущие в африканских джунглях и саванах, знают, что им не выжить, если их не примут в стаю; одинокий бабуин быстро станет добычей леопардов или гиен.

Приведем пример эволюционного смысла коммуникации.
Пчёлы далёких стран понимают друг друга спустя миллионы лет membrana , 10  июня 2008 .Объединённая команда учёных из Австралии, Германии и Китая обнаружила, что, несмотря на миллионы лет эволюции, пчёлы легко преодолевают «культурный барьер» ради общей выгоды. Даже маленьким детям известно, что пчёлы «танцуют», чтобы рассказать сородичам, где находится обильный источник пищи, вода или место для нового поселения. Учёным в свою очередь известно, что пчёлы разных видов разделились очень давно и их танцы (и, соответственно, «закодированная» информация) также весьма различаются. И тут Шаоу Чжану ( Shaowu Zhang ) из Австралийского национального университета ( Australian National University  - ANU) пришла в голову мысль: а что будет, если объединить китайских восковых пчёл (Apis cerana cerana) и европейских медоносных (Apis mellifera ligustica) в одном улье? Поймут ли они друг друга, несмотря на то что 30-50 миллионов лет они эволюционировали раздельно? «Пчёлы-разведчики докладывают своим товарищам о местоположении нужного объекта с помощью направления и длительности танца. Длительность сильно варьируется в зависимости от вида насекомых, даже если до объекта примерно одно и то же расстояние и живут они в одной и той же среде», - говорит Чжан. С человеческой точки зрения, пчёлы разных видов как будто говорят на разных языках. В данном исследовании учёные впервые искусственно смешали две колонии, объединив их под чутким руководством азиатской королевы. Отметим, что в дикой природе пчёлы одного вида поубивали бы другой, не зря же их даже  слоны боятся . Объединённые ульи расположили на территории Китая. Через 50 дней энтомологи установили, что европейские пчёлы со временем начали понимать азиатского «разведчика», и наоборот. Membrana.ru

Муравьи общаются по своему Facebook . Муравьи тоже любят поболтать. Контакты муравьев в колонии организованы по принципу социальной сети Светлана КУЗИНА  -  15.04.2011 Кто бы мог подумать, что у некоторых муравьев количество «друзей» доходит до сотни. Большинство же контактируют не более чем с несколькими десятками сородичей. Почему же некоторые особи столь общительны? По словам биологов, муравьи используют для общения систему химических сигналов: выделяя феромоны, они информируют других членов колонии об источнике пищи или опасности. И считывают информационные запаховые молекулы своими усиками- антеннами. Чтобы выяснить, сколь интенсивно контактируют между собой отдельно взятые особи, энтомологи из Стэнфордского университета (США) сделали  видеозапись общения муравьев-рабочих на выходе из искусственного «гнезда», специально построенного для муравьиной колонии, сообщает  science.compulenta.ru . И вот что ученые увидели. Контакты на входе-выходе наиболее интенсивны. И это немудрено: ведь сюда стекается вся добытая во «внешнем мире» информация. В среднем большинство муравьев контактирует с другими около 40 раз. Но десять процентов особей за то же время умудряются «пообщаться» со ста соплеменниками. Чем же эти «болтуны» отличаются от других? Возможно, предполагают исследователи, они выступают в роли информационного хаба («хаб» в переводе с англ. «центр сосредоточения»), который собирает и распределяет информацию по колонии. Или - в роли представителей средств массовой информации. Или - в роли пользователя Facebook. Ведь большая часть пользователей- людей этой сети дружит с ограниченным числом людей, но есть и такие, у кого френд-лист достигает тысяч имен и ников. Все - как у муравьев!
www.kp.ru

Муравьи солидарны с  Теорией шести рукопожатий — теория, согласно которой любые два человека на Земле разделены лишь шестью уровнями общих знакомых.
Теория была выдвинута в 1969 году психологами Стэнли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом (''Jeffrey Travers'').
Эта теория выводит Число Данбара — ограничение на количество постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать.
Поддержание таких связей предполагает знание отличительных черт индивида, его характера, а так же социального положения, что требует значительных интеллектуальных способностей. Лежит в диапазоне от 100 до 230, чаще всего считается равной 150.
Величина названа в честь английского антрополога Робина Данбара, который и предложил это число.
Стадные приматы, а таких большинство отличаются сложным общественным поведением — активно строят отношения с другими членами стаи, обычно с помощью груминга. Данбар заметил зависимость между уровнем развития новой коры больших полушарий головного мозга и размером стаи у приматов. Новая кора располагается в верхнем слое полушарий мозга, имеет толщину 2-4 миллиметра и отвечает за высшие нервные функции — сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, пространственную ориентацию, осознанное мышление и, у людей, речь.
На основании данных по 38 родам приматов он вывел математическую зависимость между развитием неокортекса и размером стаи, и, основываясь, на оценке развития человеческого мозга, предложил оценку оптимального размера человеческого стада.  Для проверки своей теории Данбар обратился к данным антропологии. Средние размеры деревень, традиционных поселений колеблются в предположенным им пределах. Кроме того, размеры неолитических поселений составляют до 200 человек.
http://www.membrana.ru/lenta/?8523
MEMBRANA. Теорию шести рукопожатий подтвердили специалисты Microsoft

Греческое слово «идиот» первоначально означало человека, который живет сам по себе; считалось, что человек, живущий отдельно от сообщества других людей, психически неполноценен. В современных обществах, не имеющих письменности, существует глубокое убеждение в том, что человек, который любит быть один, является колдуном, поскольку нормальный человек никогда не захочет оставить общество других людей, если только его не заставят сделать это.

«  Я,-  говорит   этот  человек,--  всю  жизнь  пытался  идти  против человеческой  натуры. Я был прям и откровенен, не унижался, держал слово, не обманывал,  не  лицемерил,  жертвовал  собой...  А итог? Я потерял  друзей, семью,  положение. Потерял  веру  в  человека, в себя  самого, в свой идеал.
Пришло полное опустошение, одиночество и отчаяние.
    Я  потерпел  поражение.  Против  человеческой  натуры  идти  нельзя.  У человека  должны  быть  все  мыслимые  пороки.  Положительный  человек  без пороков - урод, дурак или страдалец.  Я это понял, но слишком поздно. Некого предать. Некого  обмануть.  Некого  обидеть. Поздно, брат!  Я  уже  не  могу причинить никому зла - вот до какого уровня падения я докатился».
Зиновьев. Путь на Голгофу

Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. В процедуре общения выделяют следующие этапы.
# Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
# Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
# Ориентировка в личности собеседника.
# Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
# Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
# Установление контакта
# Обмен мнениями, идеями, фактами
# Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
# Корректировка направления, стиля, методов общения.
Р. Ронин. Методы обеспечения результативного общения http://bookap.by.ru/okolopsy/ronin/gl16.shtm

Задача для одиночки: как пересекаться с множеством людей, не нарушая  заданной степени своей автономии. Соответствует условно задаче  коммивояжёра. Задача коммивояжёра (коммивояжёр — бродячий торговец) является одной из самых известных задач комбинаторной оптимизации. Задача заключается в отыскании самого выгодного маршрута, проходящего через указанные города хотя бы по одному разу с последующим возвратом в исходный город. В условиях задачи указываются критерий выгодности маршрута (кратчайший, самый дешёвый, совокупный критерий и т. п.) и соответствующие матрицы расстояний, стоимости и т. п. Как правило, указывается, что маршрут должен проходить через каждый город только один раз.
Алгоритм ближайшего соседа — один из простейших эвристических методов решения задачи коммивояжёра. Относится к категории «жадных» алгоритмов.
Формулируется следующим образом:
Пункты обхода плана последовательно включаются в маршрут, причем, каждый очередной включаемый пункт должен быть ближайшим к последнему выбранному пункту среди всех остальных, ещё не включенных в состав маршрута.
Томас Х. Кормен и др. Алгоритмы: построение и анализ. Глава 16. Жадные алгоритмы

Однако существует  парадокс выбора, наблюдаемый во многих случаях парадокс, когда больший выбор может привести к более бедному решению или, вообще, к отказу принять решение. Иногда это теоретически объясняется тем, что называется «параличом анализа», реального или воспринятого, а также, возможно, «рациональным невежеством». http://orlovs.pp.ru/stat.php#k5
 Орлов А. И. Теория принятия решений: учебник. — М.: Экзамен, 2006. — 573 с.
 Помните, как Диоген ходил с фонарем среди белого дня и искал человека?

Тема Коммуникации, интерсубъективности и диалога становится одной из главных в философии 20 века.
   
Когда же человек покорит межличностное пространство?
Лец
«Одиночество. Самое странное из всех чувств! Оно непередаваемо, им нельзя  поделитьсяс самым близким человеком, женой, матерью, братом, сыном,  другом,  отцом, оно тайна души, и душа, даже если  она  страстно  этого  хочет,  не  можетвыдать своей тайны. Человек унесет чувство своей жизни, не разделит его нис кем. Чудо отдельного, особого человека, того, в чьем  сознании,  в  чьем
подсознании собрано все хорошее и все  плохое,  смешное,  милое,  стыдное, жалкое, застенчивое, ласковое, робкое, удивленное, что было от детства  до старости, - слитое, соединенное в немом и тайном  одиноком  чувстве  одной своей жизни».
Мережковский. Воскресшие боги


Интерсубьективность — понятие, означающее 1) особую общность; 2) определенную совокупность людей, обладающих общностью установок и воззрений; 3) обобщенный опыт представления предметов.

Индивидуальное  одиночество лежит на конусе ментального горизонта


    
«Иной раз при общении с близкими людьми мы переживаем недоумение, даже отчаяние и возмущение: "Неужели ты не понимаешь! Ну как ты не можешь понять таких простых вещей!" А если вдуматься, то следовало бы удивиться не тому, что нас не понимают, а тому, что нас все-таки могут понимать другие люди. Ведь мысли и чувства, наполняющие нас, невозможно просто взять и передать другому человеку, как вещь. Поскольку мышление индивида не может быть отчуждено и передано в пользование другому, каждый вынужден сам учиться понимать мир. Но где гарантия, что у каждого из нас в результате индивидуального опыта сложится сходное видение и понимание мира? Не получится ли так, что два человека, глядя на "один и тот же" предмет, увидят и поймут его по-разному, или, произнося какое-то слово, вложат и "извлекут" из него разный смысл? Если бы каждый индивид видел мир совершенно "по-своему", мы не понимали бы друг друга, и невозможно было бы существование коммуникации и человеческого общества… Очевидно, мое понимание другого основано на моей самоинтерпретации, истолковании самого себя. Я приписываю действиям другого, прежде всего, те смыслы и мотивы, которыми руководствовался бы я сам при совершении подобных же действий. Если же я сам подобных действий не совершаю, то пытаюсь припомнить некоторый тип личности, которому свойственны подобные действия, а затем приписываю наблюдаемому мной другому такие мотивы, которые, насколько мне известно, характерны для данного типа личности. Таким образом, "другой и его действия <...> объясняются <...> как простые примеры, образчики данного типа личности". Шюц А. Структура повседневного мышления. С.133-134.
 Мое видение обусловлено моим единственным и неповторимым жизненным опытом
Если же мы все-таки понимаем друг друга (и общество существует), значит, есть какие-то "механизмы", приводящие наши мысли и чувства к "общему знаменателю", обеспечивающие интерсубъективность, т.е. общность восприятия и понимания мира у множества индивидов.
А.Б.Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999
Собирались наскоро,
обнимались ласково,
пели, балагурили,
пили и курили.
День прошел - как не было.
Не поговорили.

Виделись, не виделись,
ни за что обиделись,
помирились, встретились,
шуму натворили.
Год прошел - как не было.
Не поговорили.

Так и жили - наскоро,
и дружили наскоро,
не жалея тратили,
не скупясь дарили.
   Жизнь прошла - как не было.
Не поговорили.
Левитанский


Альфред Шюц (Schutz, 1899-1959) – австро-американский философ и социолог, основатель феноменологической социологии.
Один и тот же объект имеет разные значения для меня и для любого другого человека, – отмечал Шюц. – Дело в том, что, во-первых, я воспринимаю объект "здесь", а другой – "там", т.е. мы видим под разными углами зрения; во-вторых, "ситуация", в которой я воспринимаю объект, отличается от "ситуации" другого человека. ..
Шюц полагает, что мы в своих действиях по отношению к другим людям исходим из неявного допущения тезиса о "взаимозаменяемости перспектив" (моей и другого). Этот тезис, в свою очередь, опирается на два постулата:
1) постулат взаимозаменяемости точек зрения – я верю, что, поменявшись местами с другим человеком, заняв его "здесь", я увижу вещи так же, как и он;
 2) постулат совпадения систем релевантностей – я верю, что другой человек при определенных обстоятельствах будет оценивать эти обстоятельства так же, как и я, и будет выделять и выбирать для достижения определенной цели такие же средства.
Релевантность (англ. relevant (лат. relevo – уместный, относящийся к делу) – смысловое соответствие между некоторым запросом и ответом на него.
Эти два постулата позволяют "идеализировать" объекты и явления и представлять их не как уникальные (разные с точки зрения разных индивидов), а как типичные. "Взаимность перспектив, – писал А.Шюц, – ведет к формированию такого знания, которое выступает как знание "каждого", оно представляется объективным и анонимным"42. Таким образом повседневное мышление "усредняет" и типизирует видение мира.
Шюц А. Структура повседневного мышления // Социолог. исследования. 1988. № 2. С.131.
Возможно, разгадка лежит в голографичности сознания индивидуума
Несмотря на приблизительность понимания других людей, мы, как полагает Шюц, в определенном смысле знаем друг о друге все-таки больше, чем о себе. В повседневной жизни человек не занимается объяснениями явлений мира и себя самого, а понимает все это в непосредственной данности. Если же он пытается разобраться в своих переживаниях (т.е. занимается рефлексией), то предметом рефлексии могут быть только уже бывшие переживания, а не сиюминутные (ведь чтобы сделать свое переживание предметом, своего рассмотрения, нужно отстраниться от него). Таким образом, акт рефлексии всегда схватывает только мое прошлое. Зато другой человек с его переживаниями и их "объективациями" (проявлениями) дан мне в восприятии и непосредственном понимании прямо "сейчас". Сам же другой не видит себя в своем "сейчас" (как и я не вижу себя "сейчас"), но зато непосредственно видит меня. Значит, Я и Ты в некотором специфическом смысле "одновременны", мы сосуществуем, наши потоки сознания пересекаются в "сейчас". В своем настоящем мы познаем настоящее друг друга, но не можем вместе с тем постигать свое собственное настоящее.
Schutz A. Collected papers. Hague, 1962. Vol. 1. P.147. – Цит. по: Ионин Л.Г. Понимающая социология. М: Наука, 1979. С. 123-124.
А.Б.Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999
Понятие интерсубъективности активно разрабатывает Э. Гуссерль в своем фундаментальном трактате «Картезианские размышления». Возникает вопрос, на каком основании мы можем признать реальность существования самого мира, а также остальных участников познавательного процесса.
Э. Гуссерль (во многом воспроизведя положения И.Канта, касающиеся места и роли трансцендентальной субъективности в познании) приходит к выводу, что само устройство (конституция) сознания предполагает сложную многоуровневую структуру, в рамках которой важнейшее место занимают качества интенциональности и допредметной данности (горизонта) мира социальных связей и отношений. Эти структуры задают познающей личности границы, в которых становится возможен опыт восприятия любой вещи в мире, а также понимание тождественности всякого Я (ego) некоторому другому Я (alter ego). «Чем же являются для меня другие люди, сам мир?» риторически спрашивал себя Гуссерль. И отвечал: «всего лишь сконструированными феноменами, чем-то продуцируемым из меня самого. Ни при каких условиях не могу я достичь уровня описания бытия в его видении другими людьми, представляющимися мне не иначе как простыми физическими объектами Природы, которые существуют только в качестве продуктов трансценденции»…«Совершенно невозможно представить, каким образом, с позиций редукции, другие Я но не просто как феномены внешней реальности, но именно как другие трансцендентальные Я могут быть возможными сами по себе» .

Гуссерль, Э.'' Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. — Мн., М., 2000. — С. 433—515.

Необходимо различать экзистенциальную Коммуникации как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве Коммуникации - основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований. Об этом типе коммуникации мы поговорим в отдельной главе, посвященной экзистенции.

Коммуникации необходим Другой

Именно встреча с одиночеством, в конечном счете, делает возможной для человека  глубокую и осмысленную включенность в другого .
Ирвин Ялом.

Другой — центральная категория современной философии. Актуализация данного понятия связана с такими событиями, как антропологический и лингвистический поворот. Другой — это не Я, тот, кто противостоит мне, находится по ту сторону меня, моих ценностей, моего мировоззрения. И вместе с тем, Другой такой же как Я: он мыслит, чувствует, ходит и т. д.
Проблема Другого была центральной
в работах следующих мыслителей:
* Ф. Ницше
* З. Фрейд
* Э. Гуссерль
* М. Хайдеггер
* Ж.-П. Сартр
* М. Мерло-Понти
* Э. Левинас
* Ж. Лакан
* М. Бубер
* М. М. Бахтин
* Б. Вальденфельс
* Ж.-Л. Нанси и др.

Мерло-Понти М. Видимое и невидимое // Видимое и невидимое. Мн.: Логвинов, 2006. — С. 7—240;
www.zipsites.ru/books/postmodernizm_entsiklopediya 

Проблему Другого иллюстрирует Дилемма заключённого.
В теории игр дилемма заключённого (реже употребляется название «дилемма бандита») — некооперативная игра, в которой игроки стремятся получить выгоду, сотрудничая друг с другом или предавая. Как во всей теории игр, предполагается, что игрок («заключённый») максимизирует свой собственный выигрыш, не заботясь о выгоде других.
В дилемме заключённого предательство ''строго доминирует'' над сотрудничеством, поэтому единственное возможное равновесие — предательство обоих участников. Проще говоря, неважно, что сделает другой игрок, каждый выиграет больше, если предаст. Поскольку в любой ситуации предать выгоднее, чем сотрудничать, все рациональные игроки выберут предательство.
Ведя себя по отдельности рационально, вместе участники приходят к нерациональному решению: если оба предадут, они получат в сумме меньший выигрыш, чем если бы сотрудничали (единственное равновесие в этой игре не ведёт к Парето-оптимальному решению). В этом и заключается дилемма.
= Классическая дилемма заключённого =
Во всех судебных системах кара за бандитизм (совершение преступлений в составе организованной группы) намного тяжелее, чем за те же преступления, совершённые в одиночку (отсюда альтернативное название — «дилемма бандита»).
Классическая формулировка дилеммы заключённого такова:
Двое преступников, А и Б, попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок (10 лет). Если оба молчат, дело проходит по другой статье, и они приговариваются к 6 месяцам. Если оба свидетельствуют против друг друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?
Дилемма появляется, если предположить, что оба заботятся только о минимизации собственного срока заключения.
Представим рассуждения одного из заключённых. Если партнёр молчит, то лучше его предать и выйти на свободу (иначе — полгода тюрьмы). Если партнёр свидетельствует, то лучше тоже свидетельствовать против него, чтобы получить 2 года (иначе — 10 лет). Стратегия «свидетельствовать» строго доминирует над стратегией «молчать». Аналогично другой заключённый приходит к тому же выводу.
С точки зрения группы (этих двух заключённых) лучше всего сотрудничать друг с другом, хранить молчание и получить по полгода, так как это уменьшит суммарный срок заключения. Любое другое решение будет менее выгодным. Это очень наглядно демонстрирует, что в игре с ненулевой суммой Парето-оптимум может быть противоположным равновесию Нэша.
В велогонках дилемма заключённого возникает, когда два сильных гонщика оторвались от общей группы. Каждый из них может либо предоставить соседу слипстрим (''«сотрудничать»''), либо ехать сзади (''«предать»''). Для обоих идеалом будет, когда они по очереди «висят» друг у друга на хвосте — но всегда есть желание не дать соседу слипстрима (тогда тот постепенно устаёт и «скатывается» в пелотон, а ты финишируешь с большим отрывом).
В книге «Эволюция кооперации» (1984) Роберт Аксельрод исследовал расширение сценария ДЗ, которое он назвал ''повторяющаяся дилемма заключённого'' (ПДЗ). В ней участники делают выбор снова раз за разом и помнят предыдущие результаты. Аксельрод пришёл к утопично звучащему выводу, что эгоистичные индивиды во имя их же эгоистического блага будут стремиться быть добрыми и прощающими и не завистливыми.
Дилемма заключенного - фундаментальная для некоторых теорий о взаимодействии людей и доверии. Из предположения модели ДЗ, что транзакция между двумя людьми требует доверия, доверительное поведение в популяциях может быть смоделировано при помощи многоигроковой повторяющейся версии игры. Это годами вдохновляло многих учёных. В 1975 году Грофман и Пул оценивали число работ, посвящённых этой теме, в количестве около 2000.
 В боевых искусствах изучается даосская пословица, которая говорит, что:
* Отвечать добром на добро — даёт добро
* Отвечать злом на зло — даёт добро
* Отвечать злом на добро — даёт зло
* Отвечать добром на зло — даёт зло.

http://www.gametheory.net/Web/PDilemma/
Онлайновая повторяющаяся дилемма заключённого
http://prisonersdilemma.groenefee.nl/
Симуляция дилеммы заключённого в пространстве
''Эволюция сотрудничества'', Роберт Акселрод, Basic Books, ISBN 0-465-02121-2
 Axelrod, Robert (1997). ''The Complexity of Cooperation''. Princeton University Press. ISBN 0-691-01567-8.
''Эгоистичный ген'', Ричард Докинз (1990), второе издание — включает две главы об эволюции сотрудничества, ISBN 0-19-286092-5



Коммуникации оказывается в центре и социальной теории. Так Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает в качестве базового социального процесса. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества.

Одиночество, проистекающее из невозможности общаться на языке, является одной из причин любви детей к домашним животным: ведь тем не нужно что-либо говорить. Животные помогают человеку в одиночестве

Когда  говорят,  что  собака  -  друг  человека,  выражаются неточно, ибо собака - последний друг человека.
Зиновьев

«Забота о ближнем — залог собственного здоровья и долголетия.
Если вам нездоровится, обратитесь за помощью к четвероногому другу, и он обязательно вам поможет. По данным Ассоциации защиты животных Франции, опасность инфаркта у людей, в доме которых есть собака, уменьшается почти втрое. И все потому, что ежедневное общение с братьями нашими меньшими снимает стрессы, приносит положительные эмоции.
Животные в доме, можно сказать, панацея от всех бед. Даже простое поглаживание собаки или кошки и игра с ними улучшают настроение, снижают артериальное давление. Группа американских ученых, обследовавших 6 тысяч владельцев домашних животных, пришла к выводу, что общение с ними благоприятно сказывается на самочувствии их хозяев. Оказалось, у них нормальное давление и пониженное содержание холестерина в крови, хотя они едят мяса и сладкого больше, чем люди, не имеющие, к примеру, собак. Кроме того, владельцы животных отличаются большим оптимизмом.
Те, у кого в доме есть животные, обычно лучше себя чувствуют, дольше живут и в преклонном возрасте сохраняют активность и интерес к окружающему миру. Вялые, апатичные старики в домах престарелых, ухаживая за кошкой или собакой, которые довольно часто обретаются около таких заведений, становятся более энергичными и жизнелюбивыми.
Особенно большую пользу приносят животные одиноким, душевнобольным и бездомным людям. В некоторых городах служба социальной помощи даже оплачивает одиноким старикам питание для кошек и собак. Специалисты рекомендуют тем, кто остался один или стал плохо себя чувствовать, завести японского хина или мопса. Собаки этой породы всегда веселы, энергичны, подвижны и ласковы с хозяином, к тому же не нуждаются в регулярном выгуливании...
После вскрытия погибших собак, которых выгнали из дома, выяснилось, что причиной их смерти стали не холод, голод или инфекции, а… инфаркт. Они не смогли пережить предательства человека, когда то бывшего их другом».
Непомнящий Н. Н. 100 великих загадок природы»: Вече; М.; 2006

Максим Крицук  (31 ) - cтаршина. Погиб 30  марта 2009. Кинолог повесился над могилой своей любимой собаки. Нижегородский милиционер проработал кинологом в отделе вневедомственной охраны 11 лет. Старшина взял пса еще щенком и обучил его всем премудростям милицейской службы. Погиб в результате самубийства Нижнем Новгороде. Вечером в минувший понедельник он сказал жене, что хочет немного прогуляться, и не вернулся домой. Нашли его повешенным на дереве. Повесился над могилой своей служебной восточно-европейской овчарки с гордым именем Грандвульф Норра, которая прослужила  с ним около 8 лет, задержав вместе с ним многих преступников. В качестве удавки он использовал поводок, оставшийся от нее. Когда пес умер, хозяин горевал по нему, как по полноправному члену семьи и регулярно навещал место захоронения четвероного друга. Кроме того, семейные долги и финансовые  трудности (взял крупный кредит для своего друга, но тот оказался неплатежеспособен и 200 тыс. долга легли на его молодую семью) усугубили душевные страдания, завершившиеся столь трагически.  kp.ru

Очередная клонированная собака названа первой .
При рождении Лэнси весил примерно 500  граммов, а нынче вымахал почти на 8 кило . О передаче клиентам «первой в мире коммерчески клонированной собаки» заявила калифорнийская фирма  BioArts International . 26 января десятинедельный лабрадор по кличке Лэнси (Lancey) отправился домой к жителям Флориды Эдгару и Нине Отто (Edgar, Nina Otto), выложившим за биотехнологическую операцию сумасшедшие деньги - 108  тысяч фунтов ($ 154 645). «Мы не можем поверить, что этот день наконец наступил, - призналась 66-летняя Нина Отто. - Мы так счастливы, что маленький Лэнси теперь в нашей семье. Его предшественник был особым псом. Это невозможно выразить словами!». «Предшественника», а точнее - генетического донора, звали сэр Ланселот (Sir Lancelot). Он умер от рака в январе 2008 года, и семья Отто, считавшая пса «принцем среди собак», сохранила его ДНК в замороженном виде. К октябрю образцы были отправлены южнокорейским учёным в частный исследовательский фонд Sooam Biotech Research Foundation, который «предоставляет услуги по клонированию» компании BioArts. Лэнси родился 18 ноября и был вскормлен суррогатной матерью. «Если он будет не таким, как наш предыдущий пёс, мы не станем любить его меньше», - заявил 79 -летний Эдгар. Кстати, Отто уже содержит 9  других собак, 10 кошек, 6  овец и 4 попугаев

Тем временем австралийские роботы сами придумали себе язык. Леонид Попов.
Пара разговаривающих роботов, изначально не обладавшая никаким языком для общения между собой, сама выработала его в ходе взаимодействия. Дроиды постепенно договорились и определили что, к примеру, слово «jaya» означает «в центре комнаты». Забавный эксперимент провели Рут Шульц ( Ruth Schulz ) и её коллеги из университета Квинсленда. Они исследовали процесс формирования языка с нуля на примере двух машин. Проект получил имя «Лингодроиды»( Lingodroids ). По  информации  Discovery, машины обследовали небольшую территорию, используя камеры, лазерные дальномеры и сонары. В ходе разведки роботы придумывали слова для обозначения тех или иных участков местности. Сперва этих слов не существовало вовсе. Каждый робот составлял их наугад, комбинируя слоги в случайном порядке. Когда два аппарата встречались в одном месте, первый из них, уже открывший этот участок, произносил его название вслух, а второй - понимал, что ему хотят сказать. Далее аналогичным образом словарный запас постоянно общающихся машин рос и пополнялся терминами, означающими направления и даже расстояния. Укреплялся этот язык при помощи игр. Скажем, один робот произносил «kuzo», а затем оба спешили туда, где, как они думали, и есть «kuzo». Если две машины встречались в одной точке или неподалёку друг от друга, этот успех укреплял связь между словом и местоположением. После нескольких сотен игр роботы согласовали направления с точностью до 10  градусов и расстояния в пределах 0 ,38 метра. Используя изобретённый ими язык и личный опыт, роботы построили каждый свою карту местности, в том числе участков, которые они не могли достичь. И карты эти оказались очень похожи друг на друга. При этом если какая-то часть их крошечного мира оказывалась за дверью, она тоже получала название и впоследствии, когда дверь открывали, один робот мог попросить второго отправиться туда и напарник верно интерпретировал, что от него хотят.  К примеру, «vupe hiza» означает «не очень далеко на восток». Внизу - карты путешествий и лексиконы двух дроидов. Видно, что границы применимости топонимов у них близки, а значит, машины научились понимать друг друга и согласовали свои выдуманные словари (иллюстрации Ruth Schulz, University of Queensland). В будущем учёные намерены подтолкнуть «Лингодроидов» к усложнению языка с тем, чтобы они научились объяснять один другому - как добраться до указанной точки или смогли характеризовать доступность места. По словам австралийцев, этот эксперимент послужит платформой для исследования когнитивных процессов, связанных с представлением знаний, планированием, развитием языка, привязкой символов к предметам и воображением. А такие исследования помогут совершенствовать средства общения роботов между собой и с людьми.
Membrane

«Только зоны нашей предыстории как созданий, развивающихся под родительской опекой, живущих в социальных группах вместе с близкими родственниками и воспитывающих собственных детей, наделяют нас способностью к чему-то большему, чем холодное равнодушие или безжалостная эгоистичность. То, что мы вполне способны к последнему, прекрасно видно из историй. Наши примитивные тенденции к ксенофобии, территориальной защите и неумолимой враждебности, усиленные за счет гигантского мозга и культурного наследия, вызвали огромные разрушения. Что касается будущего, то реальная угроза состоит в том, что мы полностью откажемся от своего животного «я» (т. е. от своей эволюционной психологической природы)».
Палмер

21 августа  1923 в городе Каламазу (штат Мичиган) издано постановление о запрете танцев с пристальным взглядом в глаза партнёра.


Рецензии