Для чего мы молимся в церкви

   По-моему, мы ходим в церковь и молимся для того, чтобы выбрать, какова должна быть наша жизнь. Не только наша, конечно, но и всех тех, за кого мы молимся. Какой она будет?
   Вовсе не собираюсь я утверждать, что все наши молитвы будут исполнены. Просто, молясь о чём-то, мы призываем в нашу жизнь Бога. И в ней начинает проявляться Его Выбор, то, что мы называем Божий Промысел. А в чём он состоит? – Для разных людей – в разном. Но все пути ведут к цели, названной Самим Богом. – Он хочет нас спасти.

   Итак, приходя в церковь, мы выбираем:
 Будет ли наша жизнь посвящена всяким удовольствиям, еде, питью и развлечениям? – Или, может быть, она в большой степени будет заполнена заботами о ближних, делами милосердия и молитвами? – Конечно, можно сказать, что для такого выбора не обязательно приходить в церковь. И в обыденной жизни нам всегда приходится определять приоритеты и поступаться чем-то одним, ради другого. Однако я хочу подчеркнуть, для тех, кто этого ещё не осознал, что приход в церковь означает желание изменить свою жизнь к лучшему, что-то приобрести, а от чего-то избавиться. Он означает, также, понимание недостаточности для этого своей воли, разума и познаний. Да и вообще, недостаточности всех человеческих возможностей.
   Как люди приходят к такому пониманию? И почему они приходят именно в церковь?  – Можно сказать, что всех приводит к этому Бог, но разными путями. Что это за пути? – Общеизвестны  слова Спасителя из Нагорной Проповеди:

 “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими” (Матф.7:13).

   Что же это за «тесные врата»? Что означает этот образ? Что, мало кто спасётся? –  Нет! «Тесные врата» означают утеснение себя – вольное или невольное. Это просто понять! Ведь, чтобы достичь чего-то, надо потрудиться. В чём-то сократить себя, чем-то пожертвовать. Эта истина стара, как мир… И, тем не менее, мало кто готов к этому. Путь разумного выбора веры и духовного труда, путь аскетизма, доступен немногим. Это путь терпеливого возрастания в вере до «возраста Христова» – до   уровня самопожертвования. Этот, так называемый, «царский путь» – путь  аскетов и подвижников выбирают люди, от рождения озарённые Духом Святым.
   Большинство же людей живут так, как им приятнее и не желают задумываться о будущем. Однако они забывают – за всё в жизни приходится платить. Бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Это очень простая и очевидная истина. Но большинство людей, почему-то, не желают об этом вспоминать. Вернее, понятно, почему, – они не верят в то, что есть хоть ещё что-нибудь, кроме этой земной жизни. Ради чего тогда себя стеснять? Если нет больше ничего, то, что может быть мерилом успешности нашего существования? – Только удовольствия! Бери от жизни всё, что можешь! Бери бесплатно, потому что ничего нет – ни Бога, ни веры, ни любви, ни надежды на какое-то «спасение»! Это всё придумали яйцеголовые умники, чтобы морочить народ и наживаться на нашей доверчивости! – Бери всё, до чего можешь дотянуться, и безразлично, как низко падёшь, ведь всё относительно! То есть, относительно удовольствий…
   Вообще-то, такая логика самоубийственна. Потому что удовольствия приедаются, приходит болезнь и смерть, подступает отчаяние, а выхода не просматривается. Наступает время платить…
Вот каковы широкие врата в погибель, и они уже рядом!

   И всё-таки, я убеждён, что многих Господь приводит к тесным вратам. Если мы беспечно пренебрегаем Его милосердным призывом, то Он, желая нас спасти, направляет нас к этим вратам обстоятельствами жизни. Узкие врата для большинства из нас – это болезни, скорби, лишения, потеря близких людей, всё то, чего мы так боимся в этом мире и чего стремимся избежать. Но, не избегаем. Так уж устроена жизнь, и это тоже путь спасения! И чем раньше мы поймём это, тем больше надежд на воскрешение нашей души…

   Вот такое понимание и приводит нас в церковь. Ведь это дом Бога Живого, а мы прибегаем к Его помощи. То есть, наш приход в церковь означает возможность выбора, испытание себя. Выбор сложный. – Конечно, хорошо жить в своё удовольствие! И ведь, если мы будем ходить в церковь, то всё равно будем болеть и страдать. Причём, чем дальше, тем больше мы будем сокрушаться о своих грехах и страдать за совершенно чужих, незнакомых людей. Правда, в нашей жизни проявятся, со временем, вера, надежда и любовь, а затем мы обретём и смысл нашего существования, терпение и мир. Исчезнет страх перед болезнью и смертью, исчезнут вражда и гнев. Но, всё-таки, надо хорошо подумать, насколько мы к этому готовы…

   Так, для чего же мы молимся? Что происходит во время молитвы? – Созидающая сила молитвы состоит в том, что когда я с благоговением обращаюсь к Господу, Богородице и Его Святым, то я, немощный и грешный, взаимодействую с этими Светочами духовности. То есть, отчасти, происходит совмещение наших духовных реальностей. В результате, не сразу, может быть, но постепенно, у меня разворачиваются те же духовные измерения, что и у тех, к кому я обращаюсь. Их духовная сила, прозорливость и любовь всё больше становятся моим достоянием. И для меня становится возможным выбор спасительного варианта жизни, избавление от плена грехов и страстей. И в первую очередь моё духовное прозрение проявляется в том, что я начинаю видеть всю негодность и никчёмность, всю мерзость прожитой мной жизни. Но это не приводит меня к отчаянию, потому что Бог посылает мне надежду и любовь, Своё Святое Причастие, Он укрепляет меня на моём пути…

Дорогу осилит идущий!


Март-апрель 2013.


Рецензии