Казахская литература в парадигме 21 века
Это принципиально новая концепция казахского литературоведения. Она имеет давние традиции демократического рассмотрения. Еще в советское время мои альтернативные взгляды на современное казахское литературоведение были одобрены общественностью. Мои научно-критические мысли были оценены корифеями казахской литературы Габитом Мусреповым и Мухамеджаном Каратаевым. Мастер художественного слова, несравненный стилист, Герой Социалистического труда и первый профессиональный критик, воспитанник ленинградской научной школы Габит Махмудович Мусрепов и Мухамеджан Кожасбаевич Каратаев в лице начинающего литературоведа Бахыт Карибаевой увидели оригинальные литературные мысли, отличавшиеся новизной и теоретической зрелостью, в которой остро нуждалось современное казахское литературоведение.
Как концептуальный ученый я проявила себя в 80-е и 90-е годы, занимаясь проблемами национальной поэтики, касаясь также вопросов лингвистики. Здесь кроется и другая не менее важная проблема: соотнесение национального и инационального в художественной практике казахского народа. Более того, эта проблема неминуемо вырастает до степени обобщения роли и значения национальной литературы в контексте мировой литературы и культуры, что возможно лишь на основе национальной поэтики. Национальный поэтический язык, как эстетическая ценность казахского народа и ее познавательное значение рассматривались в казахском литературоведении в основном в рамках марксистко-ленинской методологии. Этот однобокий теоретический подход волновал многих ученых в свое время, но они не осмелились выступить против системы. Это было очевидно, когда видные ученые-академики З.Ахметов, З.Кабдолов, член-корреспонденты Е.Бердыбаев, Х.Адибаев и другие доктора наук в печати и в официальных документах ВАК при обсуждении моей докторской диссертации на тему «Поэтика современной казахской лирики» говорили о моем подходе как о нарождающейся новой научной школе.
В истории и у истоков казахского литературоведения и искусства было предостаточно приверженцев методологии чистого искусства. Как обобщающих личностей достаточно вспомнить М.О.Ауэзова и А.Жубанова, которые невзирая на советскую тоталитарную систему подняли казахскую духовность и культуру на мировой уровень. К сожалению, после ухода этих личностей казахская наука и культура развивались хаотично, лишившись своих лидеров, казахская духовность потеряла живую связь и органическую целостность научной мысли, у истоков которой стояли Чокан Валиханов и Ибрай Алтынсарин.
Мой комплексный концептуальный взгляд на казахстанское образование и просвещение, научная и практическая квалификация начали тревожить «хозяйствующих» в сфере образования и науки «авторитетов» еще раньше, когда я работала доцентом Карагандинского государственного университета. Именно в тот период моей творческой деятельности мной был освещен метод социалистического реализма, главенствующий до сих пор. Были указаны конкретные имена.
История о недоказанном преступлении
К 1996 году я проработала в Карагандинском государственном университете более 20 лет. Стала единственным доктором наук по казахской филологии, была назначена заведующей кафедрой казахской литературы, вела творческую, научную и педагогическую работу.
Но в казахстанском образовании и науки силы коррупции укрепились и стали чрезвычайно влиятельными, особенно когда начала зарождаться моя новая научная школа. Им нужно было во что бы то ни стало остановить мои публикации, силой прекратить мою педагогическую и научную деятельность, так как мой концептуальный альтернативный взгляд на литературу был опасен для них.
После успешной защиты докторской диссертации я как единственный доктор наук, специалист нового поколения стала основывать свою научную школу. Министерство образования открыло для меня аспирантуру-магистратуру. Моя новая научная школа начала действовать по новой концепции, которая пересматривает духовные ценности казахского народа по общечеловеческим принципам, что не противоречит идеологии нового Казахстана. Но, к сожалению, моя деятельность была прервана внезапно. В ноябре 1996 года сотрудники КНБ без предъявления санкции прокурора области ворвались в мою квартиру и, оказав на меня психологическое давление, не позволив никуда позвонить, арестовали по сфабрикованному обвинению в получении взятки.
За мной вели незаконную слежку, оказывали психологическое давление посредством мелкого хулиганства, заливая с крыши мою квартиру на пятом этаже и выкручивая на лестничной площадке пробки, незаконно прослушивали мой домашний телефон и т.д.
Я просидела более 3 месяцев в Карагандинском СИЗО КНБ. В апреле 2007 года суд оправдал меня по факту получения взятки, но признал виновной по дополнительно сфабрикованному КНБ обвинению в служебном подлоге и присудил два года исправительных работ. Также меня уволили из университета.
Научная программа заблокирована
Благодаря прогрессивному участию экс-министра образования и науки Владимира Школьника я смогла продолжить свою научную и педагогическую работу в Алматы, в Женском Педагогическом Институте. 11 января 2001 года 42 члена Научного Совета ЖенПИ приняли меня доцентом. 6 января 2002 года Научный Совет в том же составе во главе с С.Пралиевым подал заявку в ВАК на утверждение меня профессором. В 2006 году в качестве новой школы казахского литературоведения при ЖенПИ мною была открыта научно-исследовательская лаборатория «Казахская литература в парадигме 21 века». Я представила концепцию в Министерство образования и науки.
Мое учебное пособие «Художественные аспекты развития современной казахской литературы» прошло строгий отбор, начиная с бывшего вице-министра науки и образования советских времен Гамарника, чтобы быть утвержденным к публикации. Именно книга «Художественные аспекты развития современной казахской литературы» стала кирпичиком демократии в системе образования. Неслучайно книга была опубликована в 2001 году (Астана: Елорда) в рамках программы Министерства информации и общественного согласия.
Презентация книги прошла в июне 2003 года в Национальной библиотеке г.Алматы в формате научно-практической конференции.
Представители Союза писателей Казахстана, Института литературы и искусства им.Ауэзова при Академии наук, преподаватели и профессора вузов и школ, аспиранты-исследователи, студенты и широкая общественность смогли обсудить злободневную тему казахской литературы сегодня и завтра, проблемы науки и обучения. В ходе обсуждения писатель, лауреат государственной премии Калихан Искак и неоднократный литературный лауреат республики Роза Муканова высказали пожелание автору как ведущему литературному критику и теоретику основать свою школу литературоведения.
Презентация в Национальной библиотеке была освещена в новостных выпусках казахстанских телеканалов и международного радио «Азаттык». Газета «Казак адебиеты» от 12.09.2003 посвятила статью этой конференции. Журнал «Казакстан мектеби» в №6 2003 под заголовком «Ой казыгы – билим кози» опубликовал обширную ознакомительную рецензию на книгу «Художественные аспекты развития современной казахской литературы» для преподавателей казахской литературы в школах. Все мнения сходились в одном: книга Бахыт Карибаевой «Художественные аспекты развития современной казахской литературы» - первая ласточка казахского литературоведения 21 века.
Мой исследовательский проект «Казахская литература в парадигме 21 века» своей научной новизной, практическим значением вызвала интерес у ведущих ученых, директоров департаментов образования и науки министерства образования и науки Могильного, Есбосыновой, президента Академии образования Арынова, получило у них высокую оценку. Эти официальные лица дали импульс для всестороннего разбора данной работы в институтах республики.
Департамент науки Министерства образования и науки в феврале 2005 года направил официальное письмо в карагандинский департамент образования: «Согласно анализа соответствующими специалистами концептуального проекта Бахыт Карибаевой предложенный проект имеет большое научно-практическое значение. Следует отметить, что данный проект приоритетен с педагогической стороны, соответствует учебно-хрестоматийному формату и, кроме того, редко встречается в практическом использовании».
В этом направлении карагандинский областной департамент образования провел ряд мероприятий. Департамент образования и институт повышения квалификации затрагивают вопрос включения учебного пособия Бахыт Карибаевой «Художественные аспекты развития современной казахской литературы» в учебные планы специализированных и общеобразовательных школ. С целью ознакомления с методологическими особенностями новой концепции я провела ряд лекций и семинаров для директоров специализированных школ и школ для одаренных детей, заведующих учебными отделами и преподавателей по тематической дисциплине. Директор департамента образования Е.Н.Имангалиев содействовал распространению моей книги по Карагандинской области.
Департамент среднего образования Министерства включил мою книгу «Художественные аспекты…» в приложение №4 списка учебников и учебных пособий для 5-11 классов средних школ на 2006-2007 учебный год.
Таким образом, мой научный проект и книга вышли на уровень государственных программ после серьезного отбора на разных уровнях на принципах объективности и демократичности. Но с 16 января 2006 года научная системная программа по реализации новой концепции литературоведения и в частности продвижение книги «Художественные аспекты развития современной казахской литературы» натолкнулись на серьезные реакционные действия. Именно с этой даты началась «подготовленная кампания» против моей исследовательской работы: чтобы остановить развитие моей книги и научной концепции в учебном процессе согласно с приказом №207, изданным директором департамента образования карагандинской области Имангалиевым, изменили статус школы-интерната №2 с углубленным изучением казахской литературы и заменили в этой школе тех специалистов, которые были в творческом союзе со мной.
16.01.06 в школе-интернате №2 прошло собрание с новым составом специалистов. Меня пригласили принять участие в этом собрании. В ходе собрания сотрудники департамента Г.Оразгулова и Р.Келбетова на административном уровне аннулировали прежний анализ специалистов, рекомендации, одобрения, приказы всевозможных уровней и инстанций. Также в ходе собрания Г.Оразгулова, Р.Келбетова и бывший директор школы Кабдыкарим Ахметкаримов по заранее заготовленному сценарию провоцировали меня на конфликт, вели себя по отношению ко мне вызывающе, прилюдно задевали мое личное и профессиональное достоинство. Таким образом, меня начали дистанцировать как автора учебника, научной программы от школы и учебного процесса. Это было организованное мероприятие, направленное против меня как ученого и личности.
Свидетельство о публикации №213042501334