45. Жестокость, агрессия и одиночество

ОДИНОЧЕСТВО-СУБЛИМАЦИЯ АГРЕССИИ ПРОТИВ ЧУЖОГО ОДИНОЧЕСТВА


Человек - это интеллект на службе у физиологии. - О. Хаксли

Отчуждение становится уделом современного человека вследствие жестокого насилия, которое одно человеческое существо совершает в отношении другого человеческого существа
 Рональд Лэйнг


«Со свойственной гениям прозорливостью Альберт Эйнштейн послал Зигмунду Фрейду* формальный запрос относительно психологических принципов, составляющих феномен войны. *А. Эйнштейн и 3 . Фрейд. Почему война? Париж, Международный институт интеллектуального сотрудничества, 1933. Он спрашивает: "Каким образом правящее меньшинство заставляет массы стремиться к цели, реализация которой не приносит им ничего, кроме страданий и потерь? Почему они позволяют доводить себя до уровня умопомешательства и становятся добровольной жертвой? Удовлетворяют ли ненависть и разрушение  подсознательным человеческим побуждениям, которые в обычном состоянии латентны, но легко могут быть доведены до такого уровня, когда они способны породить массовый психоз? И наконец, возможно ли повлиять на развитие человеческой психики таким образом, чтобы повысить ее сопротивляемость подобным  ненавистническим и деструктивным психозам?"

Фрейд отвечает: "Инстинкт смерти непременно уничтожил бы личность, если бы не разворачивался в сторону внешних объектов; следовательно, человек, уничтожая объекты внешнего мира, спасает собственную жизнь. Назовем это биологическим извинением за те отвратительные и опасные побуждения, с  которыми мы пытаемся бороться. Они более естественны, чем то сопротивление, которое мы им оказываем. Учитывая наши насущные интересы, попытку устранения агрессивных тенденции в человеке следует считать бесполезной".
Меннингер http://www.myword.ru

Война - лекарство общества  от одиночества
В первую очередь уничтожаются свои и чужие одиночки.
СТАЯ всегда проявляет агрессию против одиночки

Открыты захватнические войны у шимпанзе membrana
Самцы обезьян намеренно убивают потенциальных соперников из соседних стай, желая расширить свою территорию. Так считают специалисты Мичиганского университета ( University of Michigan ), долгое время наблюдавшие за жизнью шимпанзе в Уганде. С 1999  по 2008  год учёные следили за одним из самых больших в той местности сообществ шимпанзе численностью более 150 особей. Специалисты регулярно наблюдали такую тактику: обезьяны отправляли «патрули» из нескольких самцов на территорию соседей. Эти шимпанзе двигались осторожно и тихо, атакуя чужаков только в том случае, если имели подавляющий численный перевес. Далее как минимум в 18 случаях учёным приходилось лицезреть не самую приятную картину: приматы нападали на одиноких самцов (в основном молодых) и забивали их до смерти. Как сообщается в  пресс-релизе  университета, тринадцать убитых при этом входили в одну стаю,  территория которой (площадью 6 ,4  км 2) теперь принадлежит обезьянам- агрессорам.
Авторы, чья  статья опубликована в Current Biology, отнюдь не стремятся сказать, что их работа прояснит причины возникновения войн у людей. Однако, как иронично они замечают в тексте, «теперь можно выяснить, почему Homo sapiens стремятся сотрудничать друг с другом, ведь в битве за землю побеждают сообщества, члены которых действуют слаженно». Тут люди и обезьяны всё-таки очень похожи.

«Присущий шимпанзе базовый паттерн территориальной защиты, групповых рейдов и нападения из засады имеет поразительное сходство с некоторыми ключевыми тактиками ведения войны, применяемыми венесуэльским племенем яномамо, живущим в бассейне Амазонки. Исследования яномамо представляют особый интерес, поскольку, в отличие от большинства сообществ охотников-собирателей, существующих в сегодняшнем мире, яномамо культурно автономны. Другими словами, они не находятся под непосредственной политической властью или влиянием внешних культур, прежде всего современных западных индустриальных обществ.
Военный прием яномамо, который наиболее близко напоминает паттерн шимпанзе, называется ваю хуу (Wayu Huu) (Chagnon, 1988, 1992). Рейд яномамо начинается после того, как партия из 10-20 мужчин договаривается убить избранных врагов. Пройдя через церемониальные ритуалы, подготавливающие к рейду, они направляются к вражеской деревне, которая часто находится на расстоянии 4-5 дней пешего пути. Достигнув окраины вражеской деревни, диверсионная партия разведывает ситуацию, тихо поджидая в засаде одинокую жертву. Если участники нападения не могут найти изолированного индивидуума, они просто выпускают в сторону деревни град стрел и убегают. Однако если им попадется неудачливый враг, они незамедлительно поражают его смертоносными стрелами с ядом кураре на наконечнике, а затем сразу же спасаются бегством в собственную деревню».
Джек Палмер, Линда Палмер. Эволюционная психология.

   Историк XIX века В. Антонович рассказывает о случае в селе Гуменец на Подолии, когда в 1738 году здесь распространилась моровая язва. «В одну из ночей жители устроили крестный ход, чтобы отвратить болезнь от села. Шли они с крестом и молитвами по окрестным полям и наткнулись во время шествия на жителя соседнего села Михаила Матковского, который искал своих пропавших лошадей. Суеверным участникам крестного хода неизвестный, бродящий ночью по полям с уздечкой в руках показался олицетворением моровой язвы. Поначалу ограничились избиением, и Матковский, полуживой, еле дополз до своего дома. Но на другой день жители Гуменца заявились в соседнюю деревню, вытащили Матковского на улицу и вторично жестоко избили. Затем явился священник и, исповедовав Матковского, заявил: «Моё дело заботиться о душе, а о теле — ваше. Жгите скорей». Устроили костёр и несчастного сожгли».
 http://blog.i.ua/search/?type=label&words=4365  Жертвоприношения в России (часть4, заключительная)
В. Чалидзе в книге «Уголовная Россия» приводит похожие примеры из XIX века. «В 1855 году в Новогрудском уезде во время жестокой холерной эпидемии крестьяне по совету фельдшера Козакевича заманили старуху Луцию Манькову на кладбище, втолкнули ее живой в приуготовленную могилу и засыпали землей…» Есть сведения о попытках подобных жертвоприношений в том же уезде во время эпидемий в 1831 и 1871 годах.
Чалидзе, Валерий «Уголовная Россия». Изд.: М.: Терра 1990 г. ISBN: [5-85255-002-09]

 Французский писатель Жан Поль Бурре описывает, например, одну из сект ''люциферинов'', называющуюся ''«Цыгане-паяцы»''. Приверженцы этой секты осуществляют свои главные ритуалы, которые они называют полным посвящением, ночью в окрестностях крупных европейских городов. Члены секты при свете факелов накрывают ритуальный стол, на котором раскладывают предметы своей чудовищной литургии: нож о шести лезвиях для жертвоприношения и небольшой алтарь, украшенный изображением зелёных драконов. Следующий этап — похищение человека, предпочтительно ребёнка, в ближайшем городе и проведение самого ритуала. «Когда „Цыгане-паяцы“ возвращаются с охоты на людей, они являют собой необычную процессию, которая поёт монотонные песни. Затем жертву привязывают к столу, окрашенному в красный цвет, и жрец подвергает её чудовищным истязаниям, вырезая магические знаки (наиболее распространенный из них — свастика) на живом теле. В завершении сектанты, прежде чем перейти к литургическому банкету, поют каннибальские гимны, а затем съедают сердце и другие органы жертвы.
 http://blog.i.ua/user/388130/25726/   Жертвоприношения (часть3)]

  Неандертальцы и современные люди в лице кроманьонцев сосуществовали на территории Европы от  45 000  до  30 000  лет назад. Но в конце концов род Homo neanderthalensis сошёл на нет. Почему - никто точно не знает.
 Археологи из французского Национального научно- исcледовательского центра ( Centre National de la Recherche Scientifique ) выдвинули гипотезу, что 30 тысяч лет назад неандертальцы вымерли по вине предков современных людей. Всё началось с того, что учёные обнаружили в Ле-Руа (Les Rois) на юго-западе Франции челюсть неандертальца с отметинами, более свойственными костям зверей, на которых охотились Homo в каменном веке. В этих местах 35 тысяч лет назад процветала ориньякская культура ( Aurignacian ), здесь часто находили каменные и костяные орудия первых современных людей, кроманьонцев. Поразмыслив над увиденным, археологи предположили, что мясо Homo neanderthalensis было съедено, а зубы использовались для создания украшений (символических трофеев).
MEMBRANA

Не стоит забывать, что и сами неандертальцы каннибализмом  не брезговали .
Неандертальцы ели друг друга от голода и стресса
   Ученые, изучавшие популяцию древних ископаемых людей, обитавших 43 тыс. лет назад на севере Пиренейского полуострова, пришли к выводу, что от постоянного голода они иногда ели друг друга.
 Кости неандертальцев Внешний вид зубов и костей неандертальцев, найденных в комплексе подземных пещер Эль Сидрон в Испании, свидетельствует о жестокой борьбе за выживание, говорится в исследовании группы ученых во главе с Антонио Розасом из Национального музея естественных наук в Мадриде. Исследование опубликовано в американском академическом журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Анализ зубов выявил признаки систематического голода или недоедания в детском возрасте, а на костях есть следы от острых предметов.
Некоторые части скелета, по-видимому, ломали, чтобы достать головной или костный мозг.
"Учитывая высокий уровень стресса при развитии, разумно предположить какую-то форму каннибализма ради выживания", - говорится в статье.
Би-би-си

Человек человеку не только друг, товарищ и брат, но и пища

Александр Николаевич Спесивцев («Новокузнецкий монстр») (р. 1 марта 1970) — российский cерийный убийца и каннибал, с февраля по сентябрь 1996 убивший и съевший в Новокузнецке 19 женщин и детей. В настоящее время находится на лечении в спецбольнице в Камышине, Волгоградская область.
http://www.serial-killers.ru/karts/spesivtsev.htm  Биография Александра Спесивцева

Суклетин, Алексей Васильевич (1943—1994) — советский серийный убийца и каннибал, с 1979 по 1985 гг. убивший и съевший, вместе со своими подельниками Мадиной Шакировой и Анатолием Никитиным, 7 девочек и женщин.
Работал сторожем в садоводческом обществе «Каенлык» в пригороде Казани. Арестован летом 1985 года, расстрелян в 1994 по приговору Верховного суда Татарстана. Шакировой и Никитину присудили по 15 лет тюремного заключения.
При раскопках в саду Суклетина собрали четыре мешка человеческих костей, а в его сторожке нашли вещи жертв и вещественные доказательства (например, «полведра топлёного человеческого сала  http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=number&num_dt = 27.11.2001  &id=4034     «Вечерняя Казань», 21 ноября 2001
Иногда Шакирова продавала соседям человеческое мясо под видом «парной вырезки».
Судебно-психиатрическая экспертиза установила вменяемость Суклетина.
http://galaxy.com.ua/publications/library/maniak/7.htm  «Шашлык из любимой». Глава из книги Николая Модестова «Маньяки… Слепая смерть

25 июля  1978  в г. Олдхэм (Англия) родился первый человек, зачатый в пробирке.

Во всем мире ведутся интенсивные работы по выращиванию мяса из синтезированного белка

В истории человечества зафиксировано и описано порядка 15 тыс. Войн.
В Первой мировой войне участвовало свыше 70 млн. чел., во Второй мировой войне — 110 млн.
Современные войны связаны с огромными людскими и материальными потерями, с небывалыми прежде разрушениями и бедствиями. Например, потери в войнах европейских стран (убитые и умершие от ран и болезней) составили: в XVII веке — 3,3 млн. чел., в XVIII веке — 5,4, в XIX и начале XX века (до Первой мировой войны) — 5,7, в Первой мировой войне — свыше 9, во Второй мировой войне (включая погибших в фашистских концлагерях) — свыше 50 млн. чел.
Важным инструментом мобилизации населения для войны стала ксенофобия (ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного), воздвигнутая в ранг мировоззрения. На её основе легко разжигается национальная, религиозная или социальной вражда и поэтому со 2-й половины XIX века ксенофобия является основным инструментом разжигания войн, направления агрессии, определённых манипуляций массами внутри государства и т. д.

3 августа 1492 года Христофор Колумб отплыл из города Палос-де-ла-Фронтераа на трёх суднах: Нинья, Пинта и Санта Мария, в поисках Индии. Через 70 дней плавания он достиг нескольких островов нового, неизвестного континента.
14 октября того же года, в одном из бортовых журналов была сделана запись:
«50 солдат достаточно для того, чтобы покорить их всех и заставить делать всё, что мы хотим. Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим и отдают нам, всё, что мы у них просим». http://www.left.ru/2002/22/baumgarten72.html#5 . Антон Баумгартен «Американский Геноцид. Часть 1:Эпоха Колумба:1492 год»
Одно сохранившееся письмо испанца гласит: …когда я вернулся из Карфагена, я встретил португальца по имени Рохе Мартин. На крыльце его дома висели части разрубленных индейцев для кормежки его собак, как будто они были дикими зверьми… http://absentis.front.ru/qt/indians1.htm  Дэвид Станнард «Американский холокост». с.88

В 1960-е годы в Испании Карлом Сойером был обнаружен в архивах исторический документ написанный Бартоломео — братом Колумба, который был на то время губернатором острова Эспаньола. В документе зафиксированно, что в 1496 году на острове было 1 млн 100 тыс. индейцев. Однако испанцы владели половиной острова и не учитывали женщин и детей. Отсюда можно сделать вывод, что индейцев было около 3 млн только на контролируемой испанцами территории. Уже через одно поколение (примерно 30 лет, около 1526 года) испанцы насчитали 11 тыс. индейцев, при условии, что их владения расширились.

Точное число жертв установить невозможно, потому что неизвестно количество населения до прихода Колумба. Однако ряд индейских организаций и историков в США утверждают, что численность индейцев с 1500 года до 1900 сократилась с 15 млн до 237 тысяч. (Ричард Диннон / Richard Drinnon, «Американский Индеец: Первая Жертва» / The American Indian: The First Victim)

Во время второй мировой войны на территории нацисткой Германии, в странах-союзниках Третьего рейха и на оккупированных ими территориях действовало (помимо тюрем, гетто и т.п.) 14.000 концентрационных лагерей http://www.calend.ru/holidays/0/0/1007/  .
Всего, на территориях подконтрольных гитлеровцам, содержалась в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18.000.000 человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены. Среди погибших - 5 млн. граждане СССР. Каждый пятый узник был ребёнком (существуют более страшные цифры: «содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира, 12 миллионов не дожили до освобождения». http://www.rian.ru/society/20090410/167744197.html

Современный ужасающий приме: Геноцид в Руанде 1994 ( rw. Itsembabwoko ry'u Rwanda ry'1994) — кампания массовых убийств тутси и умеренных хуту, совершенные хуту. А также массовые убийства хуту, совершенные Руандийским патриотическим фронтом (РПФ) тутси. Со стороны хуту осуществлялись военизированными формированиями экстремистов хуту «Интерахамве» и «Импузамугамби» в Руанде при активной поддержке сочувствующих из числа рядовых граждан с ведома и по указанию властей страны. Число убитых за 100 дней превысило 800 тысяч человек, из них примерно 10% составили хуту.
Скорость убийств превышала в пять раз скорость убийств в немецких концлагерях в годы Второй мировой войны. Конец убийствам тутси положило наступление Руандийского патриотического фронта тутси.
При помощи административных методов в организацию кампании массовых убийств были вовлечены и обычные граждане, и многие тутси были убиты своими соседями. Орудием убийства в основном служило холодное оружие (мачете). Наиболее жестокие сцены разыгрывались в местах временной концентрации беженцев в школах и церквях.
http://www.ictr.org  Сайт Международного трибунала по Руанде

В эксперименте, о котором сообщал Иринаус Эйбл-Эйбесфельдт, было показано, что крысы, выращенные в изоляции, иначе говоря, нс имеющие никакого опыта борьбы с другими особями своего вида, все равно будут атаковать подсаженных к ним в клетку крыс-чужаков; более того, крысы, выращенные в изоляции, используют те же приемы угрозы и нападения, какие используются крысами, имеющими опыт борьбы с себе подобными.
http://www.npocmo.ru/    Сайт, посвящённый исследованию проблем агрессии

Выдающийся этолог Конрадо Лоренц наблюдал поведение цихлид - высокоагрессивных тропических рыб. Мужские особи цихлид атакуют других мужских особей: это одна из форм так называемого <территориального поведения, направленного на защиту собственной территории. Причем в их естественном окружении никаких иных противников у самцов цихлид не существует; самец не атакует ни самок своего вида, ни самцов каких-либо других видов. Что же произойдет, если убрать из аквариума всех самцов цихлид, кроме одного, таким образом оставив его без подходящего спарринг-партнера?
Согласно гидравлической теории инстинкта, потребность в агрессии будет возрастать до такой точки, когда самец цихлиды начнет атаковать рыбу, которая обычно не является для него объектом нападения. Именно это в точности и произошло. В отсутствие своих собратьев самец цихлиды атаковал самцов других видов - тех, кого он прежде игнорировал. Более
того, если убрать из аквариума вообще всех самцов, то оставшийся в одиночестве самец цихлиды в конце концов начнет атаковать и убивать самок!

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию.
уч., изд. 7. пер. с англ. М., 1998.

Жестокость — свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей, животных или же в стремлении к их причинению. Понятие жестокости неотделимо от понятий мораль и нравственность.
 Известно, что более 60 % будущих серийных убийц в детстве обнаруживали специфически жестокое отношение к животным. 75 % из тех, кто обвинялся в преступлениях, связанных с насилием над личностью, в детстве издевались над животными. Свыше 85 % подростков, совершивших тяжкие преступления против личности, ранее обращали на себя внимание жестокостью с животными.
http://www.hochusobaku.ru/info/interes/53/

Арто, Антонен ( fr. Antonin Artaud, 1896—1948) — французский писатель, поэт, драматург, актёр театра и кино, художник, драматург и киносценарист, режиссёр и теоретик театра, новатор театрального языка, посвятивший жизнь и творчество вопросу о новом обосновании искусства, его места в мире и права на существование.
В возрасте четырёх лет Арто переболел менингитом, следствием чего стало психическое заболевание, от которого он страдал на протяжении всей жизни. Первые литературные опыты Антонена Арто относятся к ранней юности, однако, большая часть этих произведений была им уничтожена во время приступа депрессии в 1914 году. Последущие несколько лет Арто проводит в различных санаториях, где лечится от душевной болезни. Проходя лечение в Швейцарии, по назначению врача Арто начинает принимать опиум и быстро приобретает зависимость, от которой он не смог избавиться до самой смерти.
Умер в Париже 4 марта 1948 года.
 Арто разработал собственную театральную концепцию, называемую "театр жестокости" ("крюотический театр").Театральные взгляды Арто нашли отражение в сборнике статей "Театр и его Двойник".Сверхзадача - обнаружить истинный смысл человеческого существования через разрушение случайных форм.Термин жестокость в системе Арто имеет значение принципиально отличное от бытового. Если в обыденном понимании жестокость связана с проявлением индивидуализма, то по Арто, жестокость - осознанное подчинение необходимости, направленное на разрушение индивидуальности. Жестокость свойственна любому действию, проявление добра - тоже Жестокость. К этому процессу посредством коллективного бессознательного приобщаются все присутствующие в зале, становясь не зрителями, но соучастниками.В своей системе Арто соединяет структуру мифологическую и структуру катартическую, обе из которых направленны на уничтожение личностного начала героя, его слияние с миром.
Театр и его двойник: фрагменты из книги / Пер. Г. В. Смирновой // Театр. 1991. № 6.
 ''Максимов В. И.'' Введение в систему Антонена Арто. СПб.: Гиперион, 1998. ISBN 5-89332-011-5.
http://www.teatr-labor.ru/files/int_arto.pdf   Текст книги на сайте Театральной Лаборатории Вадима Максимова

Стэнфордский тюремный эксперимент — известный психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни, и на влияние навязанной социальной роли на поведение. Исследование было оплачено военно-морским флотом США для того, чтобы объяснить конфликты в его исправительных учреждениях и в морской пехоте.
Участников набрали по объявлению в газете, и им предлагались 15 долларов в день (с учетом инфляции сумма эквивалентна 76 долларам в 2006 году) за две недели участия в «симуляции тюрьмы». Из 70 человек, отозвавшихся на объявление, Зимбардо и его команда выбрали 24, которых они сочли наиболее здоровыми и психологически устойчивыми. Эти участники были преимущественно белыми мужчинами, принадлежащими к среднему классу. Все они были студентами колледжей.
Группу, состоящую из двадцати четырех молодых мужчин, поделили случайным образом на «заключенных» и «охранников». Что интересно, заключенным потом казалось, что в охранники берут за высокий рост, но на самом деле их честно набрали по жребию, подбрасывая монету, и между двумя группами не было никакой объективной разницы в физических данных.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в корпусе кафедры психологии. Охранникам выдали деревянные дубинки и униформы цвета хаки военного образца, которые они сами выбрали в магазине. Также им дали зеркальные солнечные очки, за которыми не было видно глаз. В отличие от заключенных, они должны были работать по сменам и возвращаться домой в выходные, хотя впоследствии многие участвовали в неоплаченных сверхурочных дежурствах.
Заключенные должны были одеваться только в нарочно плохо подобранные миткалевые халаты без нижнего белья и резиновые шлепанцы. Зимбардо утверждал, что такая одежда заставит их принять «непривычную осанку тела» и они будут испытывать дискомфорт, что будет способствовать их дезориентации. Их называли только по номерам вместо имен. Эти номера были пришиты на их униформы, и от заключенных требовали надевать туго сидящие колготки на голову, чтобы изобразить бритые головы новобранцев, проходящих начальную военную подготовку. Вдобавок они носили маленькую цепочку на своих лодыжках как постоянное напоминание о своём заключении и угнетенности.
Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы, и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент быстро вышел из-под контроля. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.
После сравнительно спокойного первого дня на второй день вспыхнул бунт. Охранники добровольно вышли на сверхурочную работу и без руководства со стороны исследователей подавляли мятеж, при этом нападали на заключенных с огнетушителями. После этого инцидента охранники пытались разделять заключенных и стравливать их друг с другом, выбрав «хороший» и «плохой» корпусы, и заставляли заключенных думать, что в их рядах есть «информаторы». Эти меры возымели значительный эффект, и в дальнейшем возмущений крупного масштаба не происходило. Подсчеты заключенных, которые изначально были задуманы для того, чтобы помочь им привыкнуть к идентификационным номерам, превратились в часовые испытания, в ходе которых охранники изводили заключенных и подвергали физическим наказаниям, в частности заставляли подолгу совершать физические упражнения.
Тюрьма быстро стала грязной и мрачной. Право помыться стало привилегией, в которой могли отказать и часто отказывали. Некоторых заключенных заставляли чистить туалеты голыми руками. Из «плохой» камеры убрали матрацы, и заключенным пришлось спать на непокрытом бетонном полу. В наказание часто отказывали в еде.В ходе эксперимента несколько охранников все больше и больше превращались в садистов — особенно ночью, когда им казалось, что камеры выключены. Экспериментаторы утверждали, что примерно каждый третий охранник показывает настоящие садистские наклонности. Многие охранники расстроились, когда эксперимент был прерван раньше времени.
Впоследствии заключенным предложили «под честное слово» выйти из тюрьмы, если они откажутся от оплаты, большинство согласились на это.  Спутанное мышление и слезы стали обычным делом для заключенных. Двое из них испытали такой сильный шок, что их вывели из эксперимента и заменили.
Несмотря на очевидную потерю контроля над экспериментом, только один из 50 наблюдателей, Кристина Маслач, выступила против его продолжения.Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, через шесть дней он был прекращен.
BBC Russian
 "В первый день все это просто выглядело как маленькая тюрьма - с игрушечными камерами, но на второй день в сознании заключенных, охранников и наших сотрудников это уже была самая настоящая тюрьма", - говорит автор эксперимента, психолог Филипп Зимбардо. "Когда закончился первый день, я увидел, что ничего не происходит. Мне стало скучно, и я решил, что теперь стану очень жестоким тюремным охранником", - говорит Дэйв Эшлеман, участник эксперимента, выступавший в роли главного надзирателя. "Внезапно динамика полностью изменилась. Они поверили, что имеют дело с опасными заключенными, и на этом этапе все это перестало быть экспериментом", - вспоминает Зимбардо. Узников стали унижать, раздевать догола, надевать им на их головы мешки; их заставляли отжиматься и делать другие физические упражнения.
Дэйв Эшлеман вспоминает, что эксперимент очень быстро вышел из-под контроля. "Я постоянно пытался понять, где же предел, то есть дойти до точки, когда они меня остановят и скажут: "все, с меня достаточно, это всего лишь эксперимент". Но, мне кажется, этого так и не произошло", - говорит он.
"Это исследование представляет классический пример того, каким образом различные ситуации и системы могут подавлять добрые намерения участников и превращать обычных, нормальных молодых людей в охранников-садистов", утверждает Зимбардо. "Это показывает, что человеческая природа не всегда под контролем того, что принято называть свободным волеизъявлением, - заключает ученый. - На самом деле большинство из нас можно спровоцировать на такое поведение, которое будет совершенно противоречить нашим представлениям о себе".  BBC

Капо -  привилегированный заключённый в концлагерях Третьего рейха, работавший на администрацию. «Капо» — в узком смысле это категория лагерного актива, находившаяся по иерархии ниже оберкапо и выше бригадиров, могли выполнять функции старосты барака, надзирателя. В широком смысле капо — это вообще актив нацистских концентрационных лагерей, привилегированная прослойка заключенных, осуществлявшая непосредственный, низовой контроль над повседневной жизнью простых заключенных. Актив пополнялся в основном за счёт уголовников, особенно немцев, реже — «лагерных ветеранов». Нередко среди капо были гомосексуалисты, старающиеся выйти из рамок самой нижней ступени лагерной иерархической лестницы. Из-за сотрудничества с нацистской администрацией, капо не пользовались уважением, но имели власть над простыми заключенными.
Привилегированность положения капо подчеркивалась максимальной приближенностью условий их жизни и быта к нормальным: актив жил отдельно от простых заключенных в отапливаемой части барака, получал усиленное питание (особенно благодаря возможности распределять выделяемые для всех узников продукты в свою пользу), пользовался гражданской одеждой и хорошей обувью, имел возможность следить за своей чистотой и гигиеной. В обмен на эти послабления режима нацистское руководства концлагерей ожидало от капо жестоких и эффективных действий в отношении простых заключенных, поддержания жесточайшей дисциплины, выполнения рабочих норм при помощи запугивания и избиений. Актив, как правило, был настолько же жесток к простым заключенным, как и нацистская охрана концлагерей.
http://www.gusen.org/pers/gusenssx.htm   KZ Mauthausen  Central Administration



Иерархия доминирования.
(''dominance hierarchy'').
* В этологии и социальной психологии — классификация группы особей по их рангу в социуме, по власти или престижу.
Подавляющее большинство биосоциальных систем включает ту или иную степень неравенства особей, так что входящие в систему индивиды различаются по (био)социальным рангам. Совокупность этих рангов и обозначается как иерархия.
По порядку доминирования принято обозначать особи буквами греческого алфавита, от альфа до омега.
* Альфа-самец у социальных животных, в том числе у человека — биологическое название особи, занимающей лидирующее положение в стае или обществе, вожак.
Самец альфа выполняет обязанности вожака и защитника сообщества (стаи). Он также является наиболее привлекательными для самок в брачных играх, часто — отцом большинства детей. У многих видов приматов самец альфа обладает характерными вторичными половыми признаками, развитие которых стимулируется уровнем половых гормонов. Особенно ярко они выражены у мандрилов . Важно, что у подчинённых самцов того же возраста аналогичные гормональные процессы сильно тормозятся, и проявление вторичных половых признаков (яркая раскраска) сильно угнетено — но лишь до той поры, когда самец-лидер по каким-либо причинам не уступит своё место.
У шимпанзе члены сообщества выказывают почтение к альфа самцу в виде определённых жестовых и поведенческих «обрядов» (груминг).
* Бета- и омегасамец. Если Бета самец может противостоять, по каким-либо причинам, альфа-самцу, и альфа-самец, в таком случае будет смещён, то омега-самец останется под властью сильнейшего, будь это а-самец, или б-самец.
* Омега- самцы — низшие члены стаи, парии. Последние при получении пищи, последние в праве на размножение.
Классический этологический пример иерархии — порядок клевания (pecking order) у кур. Курица ранга А клюет пищу первой, ранга В — второй и т. д., причем нарушения порядка клевания (например, попытка курицы ранга С клюнуть зерна раньше курицы ранга В) пресекаются клевком в голову или туловище нарушителя иерархии.
Исследования этологов в ХХ веке привели к выявлению удивительных параллелей между поведением социальных животных и социальной иерархией у людей, что вызвало временный расцвет социодарвинизма, евгеники и др. теорий.Факторами доминирования у людей могут быть профессионализм, мастерство, сила, искусство в каком-либо деле и т. п. Однако в отличие от животных, где иерархия постоянно обновляется, в человеческом обществе существуют более сложные механизмы, закрепляющие длительное доминирование отдельных групп и кланов с помощью внебиологических социальных механизмов (институт наследства и частной собственности на средства производства, интрига, и др.).
В  работе Протопопова проводятся параллели между установлением иерархии в мире животных и человека в сфере сексуальных и брачных отношений. То есть признак альфа доминирования — не обязательно корона на голове. Это может быть VISA платинум или феррари, но цель остаётся той же самой — подчеркнуть свой статус, подобно самцу мандрилы. http://www.follow.ru/article/149

«Эволюционная психология». Д. и Л. Палмер
* Кировская Т. А., Олескин А. В., «Иерархические и сетевые структуры в социуме и в биосистемах», 2005
http://www.sevin.ru/fundecology/biopolitics/bp05-3.html  Иерархические и сетевые структуры в социуме и в биосистемах

Муравьи в группе становятся крайне агрессивными membrana .
Муравьи ведут себя по- разному в группах различной плотности, причём в больших коллективах эти насекомые становятся существенно более агрессивными. Об этом говорит исследование Колби Таннера ( Colby Tanner ) из университета Юты ( University of Utah ). Мы Оказалось, что сильные перемены проявляются и в муравьином поведении. Для того чтобы пронаблюдать это, Таннер изучал группы муравьёв Formica xerophila различной численности. Условия экспериментов в прямом смысле слова были боевыми. Чтобы увидеть, как действуют разные коллективы муравьёв, исследователь «стравливал» их с природными врагами - муравьями других видов. Оказалось, что «бои» с участием небольших групп были несущественными, но зато если муравьёв становилось много, каждый из них в отдельности становился настолько агрессивным, что сражение становилось очень жестоким. По мнению Таннера, такие действия вполне могли служить сигналом о собственном численном превосходстве, подающемся для противника. Очевидно, для запугивания врагов. Интересно заметить, что воинственное поведение никак не сказывалось на судьбе каждого отдельного муравья: и в больших, и в малых группах был одинаковый процент погибших. Это позволило сделать вполне предсказуемое заключение о том, что главным для насекомых оказывалась не личная победа, а выигрыш сообщества, в которое они входили.

Коммуникативным критерием толпы является пароль: СВОЙ-ЧУЖОЙ

  Термин уринация рассматривается, как элемент поведения и используется в науке о поведении животных — этологии, а также в психологии человека. Уринация является важным элементом коммуникативных отношений у большинства млекопитающих (кроме ехидн и утконосов).
В настоящее время считается установленым, что видовая информация о животном, а также внутривидовая информация о статусе конкретного животного, может передаваться через 3 рецепторных системы: обоняние, вкус и вомер.
* Восприятие запаха — наиболее дальнодействующее чувство, позволяющее животным ориентироваться как в общем «пространственном поле запахов», так и определять физиологическое состояние возможного полового партнёра, отличать своих и чужих детёнышей.
* Груминг и вкус обеспечивают вторую и третью независимую компоненту общения животных.
Собаки относятся к макросматикам. Характер позы уринации определяется полом и возрастом особи. Самки и молодые щенки обычно приседают при уринации, но половозрелые самцы поднимают ногу с тем, чтобы метка на объекте оказалась как можно выше.
Самцы регулярно метят свою территорию, стараясь перекрыть метку соперников.
Стресс у собак обычно приводит к учащению актов уринации.
  Кошки обычно прячут свои экскременты, но в период высокой сексуальной активности коты метят территорию — почти так же, как и собаки.
Низшие обезьяны представляют очень широкий спектр поведенческих рекаций, связанных с уринацией. Кроме того, многие виды оставляют другие, более специфические «запаховые следы» желез, секретирующих те или иные пахучие комплексы.

Уринация и поведение. Киев (2000) под ред. Калуев А.В.


« Курим в туалете. Начались морозы, и на крыльце уже особо не покуришь. Бык одновременно срет, а я и Вэк читаем надписи на стенах.
— "Лена Стоянова еще девочка. Кот", — читает Вэк. — Ну, это он, наверное, ее и ****.
Кот на год старше нас и с этого года учится в тридцать втором "училе", а Стоянова раньше была с ним в одном классе, и сейчас — в девятом. Ничего "пила", за ней многие бегают.
В туалет заходит малый — класс четвертый или пятый. У самых малых — свой туалет на первом этаже. Он смотрит на нас и начинает расстегивать штаны. Бык в это время вытирает жопу тетрадным листом в клеточку.
— Ты что, малый, в школу ссать ходишь? — спрашивает Вэк.
Малый повернулся и смотрит на него. Ясно, что он соссал.
— А на *** ты тогда ссышь здесь? — Вэк хохочет.
Он положил сигарету на подоконник и. расстегивает штаны. Малый в это время уже застегивает ширинку. Вэк подходит к нему сзади и ссыт на штаны, оставляя темные пятна. Малый плачет и идет к двери.
— Куда? — говорит Вэк. — Ты еще не покурил.
Он берет с подоконника свою сигарету, затягивается и выпускает дым прямо на малого, потом еще.
— Теперь можешь идти.
Малый выскакивает из туалета.
— Зря ты его обоссал, Вэк, — говорит Бык. — Ну, обдуть дымом — ладно, а обоссывать на ***?
— На *** ты его защищаешь? — говорит Вэк. — Он что, твой брат или друг?
— Нет, так просто.

Владимир Козлов. Гопники. Издательство "Ад Маргинем", 2003

  Травля происходит только в тех ситуациях, когда людей насильно собрали в одну группу, не уделяя внимания их индивидуальности и интересам, объединили их по какому-то малозначащему признаку (например, такому, как год рождения) и лишили возможности самостоятельно выбирать, хотят они остаться в этой  группе или уйти из нее. Многие бывшие жертвы травли говорят о том, что в школе они были как в плену или в тюрьме.
Иногда ребенок не выдерживает травли и ломается. Периодически мы узнаем из СМИ о том, что кто-то принес в школу оружие и убил или жестоко изувечил нескольких одноклассников, после чего покончил с собой.  Подобные события почти в ста процентах случаев предваряются историей травли : жертва не выдержала и решила устранить обидчиков. Некоторые убивают только себя.
 Кроме обидчика и жертвы, существуют еще свидетели, и на них ситуация травли влияет не меньше (хоть и несколько иначе), чем на того, кого травят. Когда свидетели ничего  не делают, а просто стоят и смотрят, это лучшая для обидчика «группа поддержки»: «Вот какой я могущественный, я не только унизил вот этого, но еще и напугал, ошеломил всех остальных так, что они и пикнуть не смеют». Жертвы травли, ненавидят и презирают пассивных свидетелей даже сильнее, чем  обидчиков. По их мнению, пассивные свидетели (как сверстники, так и учителя) - равнодушные трусы, которых надо остерегаться, потому что никогда не знаешь, когда они ударят в спину.

 Из опыта травли ребенок извлекает для себя урок. Травля - отличный урок, если мы считаем, что для «готовности ко взрослой жизни» надо ожесточиться и очерстветь. И, как показывает опыт, сделать это вполне по силам большинству. Но одновременно люди теряют нечто ценное: способность доверять, способность вступать в близкие отношения, а в каких-то случаях - и собственную индивидуальность. Она оказывается спрятана за защитной «маской», которую человек привыкает носить в условиях «жестокого, жестокого мира». Люди, подвергавшиеся в школе длительной травле и выжившие, могут преодолеть ее последствия (неуверенность, озлобленность, замкнутость, недоверие), только если попадут в другое сообщество, где всем позволено быть разными, где сотрудничество ценится выше, чем соперничество. Там они постепенно «оттаивают». Но они чаще бывшие жертвы травли сами не могут найти себе такое сообщество, и этом им нужна помощь. Автор: Дарья Кутузова
Медицинский портал  www.medportal.ru .


В книге «Всё о жизни в тюрьме» Виталий Лозовский. (http://www.tyurem.net/mytext/look/015.htm  Всё о жизни в тюрьме)  указывается, что «опущенный» — это заключённый, насильственно или добровольно ставший пассивным гомосексуалистом, а «обиженный» — представитель этой касты, не вступавший в гомосексуальные контакты. В других источниках эти группы называются соответственно «проткнутые» и «непроткнутые пидоры», «рабочие петухи» и «форшмаки» и т. д.
Опущенный (''пидор'', ''петух'', ''обиженный'', ''балабол'', ''вафлёр'', ''маргаритка'', ''машка'', ''дунька'', ''василиса'' — представитель низшей касты заключённых в российских пенитенциарных заведениях. Обычно считается, что «опущенные» — это заключённые, которые вступают в гомосексуальные контакты в пассивной роли (добровольно или принудительно).
«опущенным» может стать и заключённый, не вступавший в такие контакты (в этом случае заключённый часто может «доказать» свою непринадлежность к данной касте).
Опущенные — самая низшая каста в тюремной иерархии, что предопределяет их положение в местах заключения: по отношению к другим заключённым, у опущенных нет никаких прав, есть только обязанности и запреты.
Опущенные в тюрьме или на зоне выполняют самую грязную работу, например, моют туалет, выносят парашу. К ним нельзя прикасаться (за исключением гомосексуального контакта), брать из их рук какие-либо вещи, пить и есть с ними из одной посуды, докуривать после них сигареты, их даже нельзя бить руками (ногами или какими-либо предметами можно). Существуют особые умывальники для «опущенных» (иногда помечаются краской), ложки (с пробитыми в ручках отверстиями) и т. д. Едят «опущенные», как правило, из мисок с просверленными отверстиями — чтобы содержимое не вылилось, дырку приходится затыкать пальцем. Спят они обычно под нарами возле параши или возле дверей, заходить в ту часть камеры, где живут другие заключённые, «опущенные» не имеют права. Им запрещено к чему-либо притрагиваться. Вещи, к которым притронулся опущенный, считаются ''зашкваренными'', ''загашенными'' (опоганенными), прикосновение к таким вещам может повлечь за собой попадание того, кто к ним прикоснулся, в касту ''опущенных'', за исключением ситуации, когда необходимо передать что-либо в другую часть зоны через запретную полосу (убирать запретную полосу — «петушиная» работа). Если «петуху» приходит продуктовая передача, он, как правило, не имеет права прикасаться к ней, её распределением занимаются «авторитеты». «Опущенные» обязаны уступать дорогу заключённым из других каст, прижимаясь при этом плотно к стене; следить за тем, чтобы не приблизиться к ним менее чем на три шага. Разговоры «опущенных» с другими заключёнными без особой необходимости не поощряются; хотя разговор без физического контакта не «зашкваривает», всё же общающийся с «опущенными» заключённый рискует потерять авторитет и быть отвергнутым.в некоторых зонах прикоснувшийся к ''зашкваренному'' предмету должен съесть кусок мыла, чтобы не стать ''опущенным''. Кроме того, автоматически становится «опущенным» заключённый, проведший ночь в «петушиной» камере, даже если он там ничего не ел и не прикасался к вещам опущенных.

В  разных зонах существуют различные традиции сексуального «употребления» опущенных. В одних зонах «рабочие петухи» обязаны отдаваться другим заключённым по их требованию, при отказе «петуха» избивают или насилуют; иногда это приводит к тому, что петуху приходится «обслуживать» по несколько десятков человек в день. В других зонах «петухами» «пользуются» только с их согласия. «Петух» обязан принять сперму в рот или прямую кишку, чтобы не «зашкварить» какой-либо предмет или другого заключённого; нарушение этого требования наказывается избиением. После сексуального контакта принято расплатиться с «опущенным» несколькими сигаретами, куском колбасы и т. п., поскольку такая оплата превращает половой акт с «петухом» в сексуальную услугу. Некоторые опущенные становятся «персональными пидорами» кого-либо из занимающих высокое положение заключённых и приобретают в их лице покровителя, который защищает их от издевательств и грязной работы, сексуальных притязаний других заключённых, расплачивается с ними за сексуальные услуги ценными в тюрьме вещами, например сгущёнкой, сигаретами и т. д. Однако при этом они остаются на самой низшей ступени среди других заключённых, и при потере покровительства возвращаются на самое дно тюремного общества.
Попав в касту опущенных, выбраться из неё невозможно, на принадлежность к «петухам» не влияют ни поведение заключённого, ни время, прошедшее с момента опускания, ни перерывы в тюремном «стаже», ни даже признание опускания данного «петуха» несоответствующим уголовным «понятиям». При переводе в новую камеру, зону и т. д. опущенный обязан немедленно сообщить другим заключённым о своём статусе. Скрывать свою принадлежность к «петухам» бесполезно и опасно: остальные заключённые об этом рано или поздно узнают (от других заключённых, из расспросов, по наличию следов татуировок и т. д.), и последствия для «петуха» будут тогда самыми серьёзными (вплоть до его убийства), поскольку все, кто общался с ним, не зная об его статусе, становятся «законтаченными» (что влечёт либо отвержение без процесса «опускания», либо собственно «опускание»).
В настоящее время явление вышло за пределы мест заключения и распространилось на армию, детские дома, даже на некоторые общеобразовательные школы. Явление, в отличие от мест лишения свободы, в этих учреждениях не является повсеместным. В отличие от мест лишения свободы, там не существует чётких правил помещения в опущенные, система запретов также отличается от тюремной. Например, мытьё туалетов в армии не является занятием исключительно низшей касты. Чаще всего опущенными становятся физически слабые, не следящие за собой или не угодившие администрации.
В детских домах, и особенно в общеобразовательных школах, изнасилование для «присвоения статуса» опущенного встречается редко. Обычно обходятся проведением половым членом по лицу, или несколько человек мочатся на опущенного.
В обычных школах чаще всего достаточно лишь «признания» кого-либо опущенным группой «авторитетов» школы. Это объясняется «свободой передвижения» учащихся обычных школ по сравнению с воспитанниками детских домов, солдатами срочной службы и, особенно, заключённых в тюрьмах.
В отличие от тюрем и зон, в детских домах и обычных школах опущенные, особенно при отсутствии изнасилования, при определённых условиях могут изменить свой «статус».
  Несмотря на то, что опущенные стоят ниже всех остальных заключённых в неофициальной тюремной иерархии, среди них также наблюдаются расслоение на ''главпетухов'' (''пап'', ''мам'') более высокого положения, которые заставляют своих же товарищей по несчастью выполнять наиболее грязную работу, издеваются над ними и т. д. и простых «опущенных». «Главпетухами» часто становятся бывшие «авторитеты», попавшие в петухи за какой-либо проступок или «косяк». Особенно часто это наблюдается там, где администрациия зоны или тюрьмы собирает их в отдельных отрядах или камерах (''обиженках'', ''петушатниках'').
По некоторым данным, Министерство внутренних дел СССР провело эксперимент, собрав «опущенных» со всей страны в одну спецколонию. Эксперимент провалился: собранные вместе, «петухи» построили свою, гораздо более жестокую, иерархию, подвергая друг друга изощрённым пыткам и издевательствам, не характерным для обычных зон.

http://www.tyurem.net/mytext/look/015.htm  Всё о жизни в тюрьме
http://www.prison.org/nravy/dictionary/p.htm  Краткий словарь тюремного мира
http://oper.ru/torture/print.php?t=1045689063  Майер В. А. Очерки тюремных нравов

http://www.e-lib.info/book.php?id=112100186&p=12  Кучинский А. В. Тюремная энциклопедия
http://www.privatelife.ru/2006/cg06/n12/2.html  Дергунов И. Козлы опущения


Буроголового коровьего трупиала (Molothrus ater) также называют воловьей птицей. Пернатыми являются и лимонные певуны, именуемые так за ярко- жёлтый окрас и вокальные данные. Ещё они известны как протонотариусы (Protonotaria citrea). Злобные кукушки подкидывают свои яйца в сорочьи гнёзда, и если хозяйка от этих яиц отказывается, в её гнезде устраивается погром - хохлатая хищница уничтожает птенцов и яйца сороки. Поэтому был найден компромисс: сороки принимают подброшенные яйца и высиживают как свои собственные, тем самым обеспечивая им защиту. То бишь кукушки «крышуют» сорочьи гнёзда. Что касается воловьих птиц, то у них «мафиозного» поведения раньше замечено не было. А Хувер и Робинсон выяснили - буроголовые трупиалы «прессуют» бедных лимонных певунов ещё жёстче, чем кукушки сорок. Журнал New Scientist  отметил, что трупиалы «показывают такую же смесь хитрости, жестокости и зверства, как любой обладающий чувством собственного достоинства крёстный отец». MEMBRANA

Не вызывающий сомнений факт состоит в том, что в террористы рекрутируются социально дезадаптированные, малоуспешные люди. Они плохо учились в школе  и в вузе,  они  не  смогли  сделать  карьеру,  добиться  того  же,  что  и  их сверстники. Они всегда  страдали  от  одиночества,  у  них  не  складывались отношения с представителями противоположного пола. Словом,  везде  и  всегда
они были аутсайдерами, нигде - ни в семье, ни  на  работе,  ни  в  дружеской кампании - они не чувствовали себя по-настоящему своими.

   Члены террористических групп характеризуются высоким невротизмом и  очень высоким уровнем агрессии. Им также свойственно стремление  к  поиску  острых ощущений  -  обычная  жизнь  кажется  им  пресной,   скучной   и,   главное, бессмысленной. Им хочется риска  и  опасности.  Это  люди  с  очень  высоким уровнем   агрессии   и   высокой   невротичностью.   Они,    как    правило, дезадаптированы,   не   приняты   обществом   и   склонны   создавать   свои контркультуры. Их социальная дезадаптированность проявляется в разнообразных формах. Обычно это люди, которые плохо учились и которые  не  могут  сделать
карьеру в нормальном  обществе.  Они  чувствуют  себя  аутсайдерами:  будучи студентами, например, они не могли наладить нормальных отношений в группе, у них не  складываются  отношения  с  представителями  противоположного  пола. Другими словами, это люди, которых преследуют неудачи.
   Надо сказать, что террористические группы дают очень много с точки зрения компенсации  именно  этих  неудач.  Они   помогают   удовлетворить   чувства идентичности и принадлежности. В этих группах люди чувствуют высокую степень принятия другими людьми.
   Эти группы замкнуты, и вхождение в них означает  признание  права  других людей на тотальный контроль за своей жизнью, в том числе за личной,  включая интимные отношения. Для обычного человека такой тотальный  контроль  был  бы жертвой, на которую невозможно  пойти,  но  для  аутсайдера,  для  человека, который нигде не чувствовал себя своим,  которого  никто  нигде  никогда  не
принимал, все это оказывается скорее плюсом, чем минусом.
   Участие в террористических группах  позволяет  компенсировать  многие  их неудачи. У них появляется  смысл  жизни.  Цель  -  освобождение  Родины  или торжество своей религии или идеологии К ним приковано внимание всего мира, у них уже не возникает сомнений в собственной значительности. Скука  и  рутина повседневности  заменяется  балансированием  на  грани   жизни   и   смерти.
Появляется чувство избранности, причастности к судьбе.

 Для   человека   же   глубоко   одинокого    и    неадаптированного террористическая группа может оказаться идеальным местом.
   Личностные особенности и особенности  организации  сообществ  террористов накладывают отпечаток и на их деятельность. В частности, для  их  обсуждения характерен широко известный в социальной психологии  феномен  сдвига  риска, состоящего в большей рискованности группового решения в сравнении  с  суммой решений индивидуальных.

Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. -  Ростов-на-Дону,
1996, стр. 62-64, 232-249, 269-315

В прокламации «Принципы революции» Бакунин писал:
«Поэтому по строгой необходимости и справедливости мы должны посвятить себя целиком и полностью неудержимому, неотступному разрушению, которое должно так долго расти crescendo, пока ничего не останется от существующих социальных форм…Мы говорим: полнейшее разрушение несовместимо с созиданием, поэтому оно должно быть абсолютным и исключительным. Нынешнее поколение должно начинать с настоящих революций. Оно должно начать с полного изменения всех социальных условий жизни, это значит, что нынешнее поколение должно слепо разрушать все существующее до основания с одной мыслью: „поскорее и побольше…
 Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем (революционере) единою холодною страстью революционного дела. Он не революционер, если ему чего-либо жалко в этом мире. Он знает только одну науку — науку разрушения. Он живет в нем (мире) только с целью его полнейшего, скорейшего разрушения» .


«Барьеры и факторы, искусственно препятствующие внешним проявления агрессивности, приводят к тому, что деструктивные и конструктивные силы разворачиваются в сторону своего источника и начинают уничтожать самого человека».
Меннингер Война с самим собой

КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Чо Сын Хи (18 января 1984 — 16 апреля 2007) — убийца, совершивший массовый расстрел в Технологическом университете штата Вирджиния, выпускником которого  по специальности английский язык он являлся. Убил 32 и ранил ещё 25 человек, после чего покончил с собой выстрелом в голову.
Переехал из Южной Кореи в США в 1992 году. Родители Чо Сын Ху содержат химчистку. В 2003 году он закончил «Westfield High School» в Чантилли, штат Вирджиния. До убийств зарекомендовал себя как одиночку со странным поведением: имеются сведения, что он устроил пожар в общежитии, приставал к нескольким женщинам и принимал медицинские препараты против депрессии. Осенью 2006-го года, за полгода до события, в качестве задания по курсу английского языка и литературы, написал две пьесы. В них явно прослеживается склонность к насилию будущего убийцы. Все персонажи обеих пьес ругаются, убивают друг друга и унижают.
После убийств во время обыска в комнате Чо Сын Ху была найдена записка, в которой убийца писал о ненависти к «богатеньким детям», «распущенности» и «лживых шарлатанах» в кампусе. На внутренней стороне руки Чо была обнаружена надпись красными чернилами «Ismail Ax»
http://www.isra.com/news/82258

Массовое убийство в Германии совершил тихий и неприметный подросток. Спустя сутки после массового убийства в немецком городке Винненден, где 17-летний Тим Кречмер застрелил 15 человек, а затем покончил с собой, стали известны новые обстоятельства этого преступления. Выяснилось, что
тихий подросток находился под наблюдением психиатра и страдал от одиночества.
Преступление, которое потрясло всю Германию, произошло в первой половине дня 11 марта. Около 9:30 утра по местному времени Тим Кречмер, одетый в военную униформу черного цвета, вошел в здание школы "Альбертвиль", которую он окончил год назад. Подросток зашел в один из кабинетов и
открыл огонь из пистолета по ученикам и преподавателям. После этого он наведался еще в несколько классов, где также стрелял по всем, кто находился внутри. Целью Кречмера были преимущественно девочки и женщины:
он застрелил 8 учениц и трех учительниц, пытавшихся закрыть собой учащихся от пуль, а также одного подростка.
После этого Кречмер вышел из школы и направился к автостраде. По дороге он застрелил попавшегося ему садовника и захватил в заложники местного жителя, находившегося за рулем своего автомобиля. Угрожая оружием, Кречмер потребовал от мужчины вывезти его из города, а когда машина оказалась у автострады, убийца выбросил заложника из машины и сел за руль сам.
К этому времени поднятая по тревоге полиция уже выставила патрули на близлежащих шоссе, однако подросток смог прорвать полицейское оцепление и покинуть город. Угнанный автомобиль он бросил в 40 километрах от Виннендена, на парковке торгового центра в городке Вендлинген. Там Кречмер зашел в помещение автосалона, где застрелил продавца и посетителя. К тому времени к Вендлингену уже прибыли полицейские. В завязавшейся перестрелке Кречмер был ранен в ногу, после чего покончил с
собой.
Когда полиция официально подтвердила гибель Кречмера, пресса бросилась выяснять, что же вынудило подростка совершить столь чудовищное преступление. Причины, как водится, искали в трудном детстве и
нездоровых увлечениях.
Трудным детство Тима Кречмера можно назвать очень условно. Юноша жил с отцом и матерью, с финансовой точки зрения у родителей убийцы все было в порядке: Кречмеры - очень состоятельная по местным меркам семья, отец подростка - преуспевающий бизнесмен. Вместе с тем немецкие СМИ уже
выяснили, что Кречмер-старший славился суровым нравом и сына не баловал. А вот со сверстниками отношения у Тима Кречмера не ладились: знакомые подростка утверждают, что он был спокойным и даже доброжелательным, однако одноклассников сторонился, у него не было ни близких друзей, ни
девушки. Родители, видимо, тоже особенно за сыном не следили, так как за несколько недель до бойни в Веннендене Тим написал маме и папе послание, в котором говорил, что очень страдает и не может больше терпеть.
Недостаток общения Кречмер пытался восполнить в Интернете. Впоследствии выяснится, что именно своим сетевым собеседникам подросток поведал о планах устроить бойню в своей бывшей школе.
Теперь опровергнута информация и об угрозах в Интернете. Впрочем, происхождение текста приписываемого Кречмеру онлайн-обращения, растиражированного немецкими СМИ, никто толком не объяснил.
Обращение Кречмера к собеседнику в чате
"Довольно. Я устал от этой жуткой жизни. Ничего не меняется - все
смеются надо мной, никто не видит, на что я способен.
У меня есть оружие, и завтра я отправлюсь в мою бывшую школу, и я их как
следует поджарю. Может, мне даже уйти удастся.
Следи за новостями, ты обо мне еще услышишь. Просто запомни название
города - Винненден".
Подросток, прочитавший это послание, не принял его всерьез. О том, что Кречмер не шутил, собеседник убийцы узнал из выпусков новостей. Вскоре после этого он рассказал обо всем отцу, а тот, в свою очередь, обратился в полицию.
Одиночество ввергло Кречмера в депрессию. Как рассказал министр внутренних дел земли Баден-Вюртемберг Хериберт Рех, с 2008 года подросток наблюдался у психиатра.
Бывшие одноклассники заявили, что Кречмер был совершенно обычным подростком, пускай и немного замкнутым и застенчивым. Ничем особенным он из толпы не выделялся и никогда не находился в полной
изоляции от окружающих. Игорь Белкин
kp.ru


Рецензии