С чего начинается Родина?

                С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? - произведение, занявшее

 ЧЕТВЁРТОЕ место в конкурсе Алые Паруса Любви МФ ВСМ по теме "Мы любовью к Родине 
 богаты"

Автор  Оксана  Подрезова

Витьку разбудил бабушкин голос:
– Витенька, вставай, родной, в школу пора!
– Уууууу, не хочу, баба!
– Вставай-вставай, быстро, как солдат!
Эти слова: «как солдат» – действовали на Витьку, как ушат холодной воды. Быстро вскочил, натянул приготовленное бабушкой и просушенное над печкой тёплое еще трико, брюки, быстро застегнул белую рубашку. Бабушка хлопотала, наливая чай, и при этом успевала нахваливать внука:
– Вот молодец, вот умница!
Помыл руки и лицо ледяной водой из рукомойника. В воде даже льдинки плавают, отец успел уже наносить воду из колодца. Сонливость пропала мгновенно.
– Кушать садись!
На столе горячие любимые витькины пирожки с печёнкой и луком. Надкусил, сверху ложку густой домашней сметаны, чай с молоком и сахаром, – вкуснотища!
– Витенька, поторопись, – дожёвывая очередной пирожок, услышал голос бабушки, – опоздаешь!
– Спасибо, ба!

Нахлобучил шапку, пальто, быстро надел ботинки, схватил портфель и выбежал в сенцы.
– Застегнись, охламон!
Витька знал, что бабушка обязательно добавит это слово, все люди в расстёгнутых пальто или куртках были для бабушки «охламонами». Выбежал на крыльцо и задохнулся от холодного воздуха, пронзившего легкие. Ветер кинул в лицо горсть колючего снега.
– Ух ты, морозяк какой! – Витька застегнул пальто.
Из конуры, повизгивая и дрожа, вылез Мухтар и начал ластиться к хозяину.
– Погоди, Мухтар! – Витька вернулся в дом, схватил со стола несколько пирожков.
– Куда! Опять собаку пирожками кормить? – заругалась бабушка. Но Витька уже не слышал. Скормив Мухтару пирожки, он побежал в школу.

Вот это зима! Снегу намело за несколько дней выше самого Витьки. Он шёл по расчищенной дороге, а сугробы по обеим сторонам закрывали видимость. Небо низкое, чёрное, таинственное, а на нём яркие далёкие и близкие звёзды.
Ветер задувал всё сильнее, забираясь под пальто, щёки покалывало мелкими иголками.

Наконец, дошёл. Школа светилась всеми окнами, тёплым жёлтым светом.
– Витька, привет! – это друг Севка, – домашку сделал по русскому?
– Привет! Не-а!
– А, ладно, у Петровой спишем!
Вошли в кабинет, на двери табличка: «5 класс». Витька вытащил из кармана примятый галстук, повязал на шею. Недавно стал пионером, «…клич пионера – всегда будь готов…», – пронеслись в голове слова песни. Уселись с Севкой за свою парту.
– Эй, Петрова, дай по русскому домашку списать – зашептал Севка. Петрова повернулась, укоризненно глядя при этом почему-то на Витьку.
– На! – хлопнула по парте тетрадкой. Петрову Витька не любил: тощая, как доска. А взгляд её больших голубых глаз почему-то очень его раздражал. Когда она смотрела на него,хотелось больно дернуть её за куцую косичку или стукнуть книжкой по голове.

Учительница русского и литературы Марья Сергеевна, вошла в класс, поздоровалась.
– Ребята, сегодня у нас сочинение!
– Ууууу, – загудел класс
– Никаких «ууууу»!
Утро, начавшееся так хорошо, было испорчено. Русичка взяла мел и аккуратно вывела на доске: «Сочинение. С чего начинается Родина.»
Класс загудел еще громче.
Русичка повернулась к детям:
– Так, тишина в классе! – и замерла с мелом в руках, гипнотизируя.
– Сначала мы немного поговорим, что для каждого из нас Родина, а потом напишем!

Говорили недолго, Марья Сергеевна спросила Петрову и нескольких девчонок. Витька открыл тетрадь, вывел медленно: «Двадцатое января. Классная работа. Сочинение. С чего начинается Родина». О чем писать? Родина, родина, – сколько раз слышал это слово. «Напишу про мать с отцом, бабушку и сестру Светку. Мать, наверное, уже со смены пришла, а Светка, вот счастливая, спит себе сейчас и никаких сочинений писать не надо!» Светке было шесть, она сидела дома и даже в садик не ходила. «Повезло», – завистливо подумал Витька.
Глянул на улицу, в тёмное еще окно. Может, про снег написать? Вчера со Светкой повеселились. Вырыли в снегу «катакомбы», налепили снежков и обстреляли тётю Олю, соседку, она даже их и не заметила, только ойкала и грозила неизвестно кому кулаком. Потом долго наблюдали из своего укрытия за прохожими. Потом вышла бабушка, долго звала их, а они, хихикая, сидели в своем укрытии. Если бы не Мухтар, предатель, можно было так до вечера просидеть! Мухтар подбежал, поскуливая, завилял хвостом, посматривая на них сверху, а за ним и бабушка подоспела:
– А-а-а, вот вы где, голубчики, ну-ка, домой!

…– Климов! – донеслось до Витьки: Марья Сергеевна строго смотрела на него, смешно сдвинув очки на кончик носа, – опять мечтаешь? Сочинение пиши!
Витька наклонился к тетради, делая вид, что пишет. Вчера смотрел фильм про фашистов и наших. «Гады, фашисты проклятые», – у Витьки сжались кулаки. А смог бы я так же, как Зоя Космодемьянская или Александр Матросов? Не знаю, наверное, смог бы, за мать, за отца, бабушку и Светку, вон, даже за Севку боролся бы с фашистами. А Севка сопел, прикрывая рукой тетрадь и что-то старательно выводил ручкой.

Родина, родина… О чём писать? На выходные пойдем с отцом в лес. Витька любил зимний лес, он был похож на ледяное уснувшее царство. Снег хрустит под ногами и искрится так, что больно глазам. Петли будем на лис, зайцев ставить. Отец у Витьки охотник, и его, Витьку, учит, как правильно вязать петли и расставлять их в лесу, маскируя. Оказывается, иногда человек может быть хитрее зайца и даже лисы! Петли ставили в выходные, когда отец отдыхал, на следующие выходные шли проверять и почти всегда возвращались с добычей. Тушки животных промерзали насквозь. Дома, в тепле, отходили, отец снимал шкурки, лисье мясо отдавали Мухтару, а заячье мать запекала в печке. Витька сначала жалел пойманных животных, а потом привык и даже испытывал разочарование, когда его петли оказывались пустыми. Шкурки отец выделывал, из них шили шапки или отправляли родственникам в город. Был Витька в том городе несколько лет назад. Не понравилось. Серое всё, дома высокие, большие, нависают, как будто раздавить хотят, тесно, душно как-то. От машин голова болела, народу много, все снуют, бегут куда-то. Так и проходил Витька, держась за бабушкину руку, по городу, боясь потеряться, несмотря на язвительные насмешки двоюродной сестры Олеськи. Была она старше Витьки на два года. «Ох и язва эта Олеська», – вспомнил бабушкины слова Витька, когда она разговаривала с матерью девочки, – «вот увидишь, принесет она вам в подоле». «Да, ладно, мама, чего на ребёнка-то наговариваешь», – обиделась тогда мать Олеськи. Чего или кого должна была принести Олеська, Витька тогда выяснять не стал, а потом и совсем забыл. Нет, не поеду больше в город, то ли дело в родном посёлке – лес, речка, простор и благодать!

Родина, родина… Надо поговорить с Севкой, может на Бырцушку сгоняем сегодня на самокатах покататься? Хотя, какие самокаты? Речку занесло еще неделю назад, а когда снега было не так много, они ходили с Севкой, катались наперегонки. Потом играли в милиционеров, рассматривая следы на льду и определяя, кому принадлежит след. Весело было, вздохнул Витька.

О чем писать? Может, про сенокос? В прошлом году отец с матерью косили, а он помогал грести высохшее на солнце сено в стожки, потом отец сложил большой стог и накрыл его сверху брезентом. Сели отдыхать рядом, привалившись к стогу. И тут ливанул дождь с грозой, они побежали, хохоча, на стоянку в шалаш. Пока бежали, дождь смыл пот и усталость. Потом ели уху из пойманной отцом рыбы, пили крепкий чай с молоком, сваренный на костре.

– Может, кто-то напишет о том, кем бы он хотел быть, когда вырастет, и почему, – донёсся до Витьки голос русички, возвращая в действительность, – обоснуйте выбор профессии и свяжите с темой сочинения.
Кем я хочу быть? Витька не знал. Он хотел во всём быть похожим на отца. Отец – большой, сильный, смелый. Работает на шахте горным мастером. Витька иногда, вместе с матерью, приходил к отцу на работу. А однажды отец даже позволил им прокатиться в большом лифте, в котором шахтёры спускаются под землю. Когда двери большого железного ящика захлопнулись, и лифт, кряхтя, скрежетая и покачиваясь из стороны в сторону, пополз вниз, Витьке стало страшно. Больше он никогда не приставал к отцу с просьбой показать что там, под землёй.

Как-то внезапно, прозвенел звонок. Витька растерянно смотрел в свою тетрадь, где аккуратным почерком было выведено несколько строк: «Двадцатое января. Классная работа. Сочинение. С чего начинается Родина».


Рецензии
Объёмное слово - Родина, и не сразу сообразишь, что о ней сказать. Родина вокруг нас, каждой мелочью, каждым листочком. Витька правильно понимал свою Родину, но не сумел изложить своё понятие Родины. Но его нельзя осуждать за это, или ставить двойку за не написанное сочинение. Витька патриот своей Родины от рождения и до... Прекрасный рассказ. С уважением

Владимир Голдин   26.04.2013 07:11     Заявить о нарушении