35. отчуждение и одиночество

ОТЧУЖДЕНИЕ



Одиночка в глазах социума всегда изгой и маргинал

Одиночество – форма социального отчуждения.

… До чего смехотворны наши попытки обрести опору в себе подобных!
Такие же горестно ничтожные, такие же бессильные, они не могут нам помочь; в смертный свой час человек всегда одинок. Значит, и жить ему надобно так, словно он один на свете; но станет ли он тогда возводить себе роскошные палаты и пр.? Нет, он сразу же начнет искать истину, а не пожелает — что ж, тем самым докажет, что людское мнение для него дороже поисков истины.
Блез Паскаль. МЫСЛИ


Хотя бывает часто, что более всего развиваются в духовности как раз те, которых забывают на земле любимые люди; но тем не менее, грустно быть забытым.
 Вы вызываете в нас силу, предоставляя нас самим себе; но эта сила дается тяжело, и далеко не все души готовы для того, чтобы воспользоваться вынужденным одиночеством с целью быстрее под-
ниматься по лестнице духовного знания…
Э. Баркер. ПИСЬМА ЖИВОГО УСОПШЕГО или ПОСЛАНИЯ С ТОГО  СВЕТА


Изолят ( fr.  Isoler — отделять) — человек без социальных контактов; в социометрии — член группы, которого не выбирают и/или который не выбирает.

«Одиночество - это условие жизни человека, его ощущение своей принадлежности к человеческой расе, которое дает ему поддержку и помогает развивать и углублять свою человечность... Усилия, направленные на преодоление или избежание ощущения экзистенциального одиночества, могут привести лишь к  самоотчуждению. Когда человек отступает от фундаментальных жизненных истин, когда ему удается избежать ужасного субъективного переживания одиночества и отвергнуть его, он закрывает для себя один из самых важных путей, ведущих к личностному росту».
Карл Мустакис

Отчуждение - философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их.
 
Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе Отчуждения лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину.

По Марксу, каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе.

Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи. - Ф. Энгельс

Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездомность и отчужденность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей.
Современный философский словарь. А.А. Грицанов


Отчуждение - это процесс, в котором люди становятся чуждыми миру, в котором живут.
Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, К. А. Гельвеций характеризовали современное им общество как общество отчуждения — делегирования полномочий. Социальные институты в таком обществе (мораль, религия, искусство, также обычаи, привычки — всё, что несет в себе подчинение общим интересам) являются посредниками между людьми и в силу того, что они есть воплощение воли частных лиц, становятся чуждыми человеку, заставляя его подчиняться частным интересам и развивать свою личность в рамках установленных законов. Эта сила, ставшая над человеком, забирает у него «подлинность», ничего не дав взамен, и он превращается в частичного человека («дробную единицу»).

Помимо вышеописанных социальных институтов, господствующих над человеком, М. Гесс отмечает еще явление денежного фетишизма в обществе: «Деньги — это продукт взаимно отчуждённых людей, отрешённый вовне человек» (М. Гесс «О сущности денег»).

Эрих Фромм ( de. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне, — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социальный психолог, философ говорит, что если человек в наличных условиях оказывается неспособен на продуктивный способ обретения единства с миром, который Фромм связывал с активной солидарностью с другими людьми и спонтанной деятельностью (любовью и трудом), то испытывает стремление отказаться от свободы и спастись, т.обр. от чувства отделенности и неуверенности. Это положение было развито Фромм в концепции "бегства от свободы", примененной к анализу прихода к власти в Германии фашистов. Согласно данной концепции, выделяется ряд механизмов "бегства", имеющих социальную значимость; в их основе - неуверенность изолированного индивида и его стремление к "непродуктивным" путям обретения единства. Авторитарный путь "бегства", реализуемый в механизмах садизма и мазохизма, осуществляется как "влечение индивида к слиянию, симбиозу с кем-либо или чем-либо внешним через стремление властвовать (садизм) или подчиняться (мазохизм)".
Другой способ "бегства" - деструктивизм - выражается в стремлении преодолеть бессилие и изоляцию, избавиться от угрозы со стороны мира через разрушение; проявлениями деструктивизма могут быть объяснены протестантский дух аскетизма или иррациональное моральное негодование. Фромм связывает деструктивный психический механизм с блокадой энергии, направленной на спонтанную самореализацию и считает деструктивизм родственным садомазохизму, но имеющим иные цели. Наконец, "бегство" посредством "автоматизирующего конформизма", которое Фромм считает наиболее распространенным в развитом индустриальном обществе, реализуется в форме отказа от собственного "Я", обезличивания, подчинения массовым стандартам и превращения в "отражение чужих ожиданий". Тем самым устраняется осознание страха перед одиночеством и бессилием ценой утраты собственной личности. Неподлинность обретения общности в "бегстве", невозможность удовлетворить потребность в позитивной "свободе для" Фромма полагает культурно смоделированными, обусловленными социально-экономической структурой общества. По Фромму, ни один из существовавших типов общества не обеспечивал полноценного развития позитивных потенций своих членов; капитализм оценивался им как "больное общество" тотального отчуждения и самоотчуждения. 
Современный философский словарь. М.Н. Мазаник

Десоциализация ( la. de (отсутствие, устранение чего-либо) + fr. socialisation (социализация), en. desocialization, de. Desozia-Itsatton) — утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов. Десоциализация сопровождается отчуждением от своей группы или социума. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

* Льюис Мамфорд http://scepsis.ru/library/id_938.html «Механический ритм жизни»
* Герберт Маркузе «Одномерный человек»
* Эрих Фромм
http://scepsis.ru/library/id_898.html «Человек одинок»
* http://scepsis.ru/library/id_901.html Гарвей Сводос «Миф о счастливом рабочем»
* Игорь Кон  http://scepsis.ru/library/id_1113.html «Личность и общество»
* Эрнест ван ден Хааг http://scepsis.ru/library/id_963.html «И нет меры счастью и отчаянию нашему»

 

Отсутствие ориентиров вызывает у человека чувство, что жизнь бессмысленна. Неверные образы собственной самости могут создаваться и на описательном, и на нормативном уровне. Я могу считать себя гораздо более порочным, чем на самом деле, - меня могут терзать необоснованные комплексы  вины, даже если мои нормативные представления вполне разумны. Или же я могу создать для себя абсурдные нормы,- например, могу вполне справедливо признавать, что я не гений, по при этом считать своим долгом стать им. Причиной кризиса идентичности является не только понимание несоответствия моего поведения всеобщим нормам. Более серьезной причиной кризиса является та мысль, что всеобщие нормы, которым я следовал с чистой совестью и даже жертвуя собой, не могут претендовать на обоснованность и законность,- что  признание их было личной или коллективной ошибкой. Хорошими примерами этого типа кризиса идентичности являются состояния политика или солдата, служивших системе, которую сегодня они должны признать в корне аморальной, а также состояние менеджера, который участвовал в создании экономического чуда  промышленно развитых стран и сейчас должен спросить себя о том, не ускорил ли он экологическую катастрофу, к которой мы идем».

   

               
Изгой (от ''из-жити'', праславянский корень ''go-i/gi'' 'жить', см. также гой еси) — древнерусский социальный термин, означавший человека, выпавшего («выжитого») из своей социальной среды.

Пример:
Метэки, ''метеки'', ''метойки'' ( el., букв. «переселенцы») — в Древней Греции — класс неполноправных жителей Аттики. Метэками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении известного срока обязан был вписаться в число метэков. Кроме того, в класс метэков поступали отпущенные на волю рабы.
Метэки были лично свободны, но не были гражданами и не пользовались их правами. Они не могли, например, ни занимать общественных должностей, ни подавать голос в народном собрании, ни совершать публичных жертвоприношений. Они не имели также права вступать в законный брак с гражданками и приобретать недвижимую собственность. Метэки не включались в Аттике ни в филы и фратрии, ни в роды, ни в демы (они «жили в таком-то деме», но не были демотами). Метэки не имели права непосредственно обращаться к правительственной власти. Они обязаны были выбрать себе из граждан покровителя , который и был посредником между метэками и органами управления. За неимение покровителя метэки наказывались лишением имущества.Число метэков в Аттике достигало при Димитрии Фалерийском десяти тысяч и, вероятно, по крайней мере столько же было их в V и IV веках.

Бастарды — в Западной Европе в Средние века — внебрачные дети владетельной особы (короля, герцога и т. д.). Незаконнорождённые дети дворян получали, как правило, перечёркнутый родительский герб.

* «Сколотные» дети — в Поморье XIX — начала XX века — дети, рождённые добрачно.
* Мамзеры — согласно еврейской традиции, мамзер/мамзерет — это ребёнок, родившийся у замужней женщины в результате прелюбодеяния.
* чунъин — сословие потомков детей наложниц дворян в средневековой Корее (несмотря на свою законность, были более презираемы и менее полноправны, чем незаконнорождённые дети европейских дворян, хоть и имели более высокое положение, чем простолюдины)

Отчуждение формирует Маргинальность (лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни.

В СССР под «общественно полезным трудом» понимался лишь труд в санкционированной государством форме. Самодеятельный же труд разрешался только в свободное от «общественно полезного труда» время, иначе он приравнивался к тунеядству. По советскому уголовному законодательству было наказуемо тунеядство, заключавшееся в длительном, более четырёх месяцев подряд (или в течение года в общей сложности), проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда (ст. 209 УК РСФСР). В СССР лицам обвинённым в тунеядстве, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определённого рода занятий), и в уголовной среде на т. н. «блатном» жаргоне появились формулировки — «борзой» и «борзый», то есть человек стойко не желающий работать. В СССР некоторые люди, чтобы избежать ответствености за тунеядство, шли на такую работу, которая оставляла много свободного времени — были дворниками, сторожами, истопниками и т. п., даже если у них было высшее образование; отсюда фраза «поколение дворников и сторожей» Статьёй 209 УК РСФСР устанавливалась ответственность за три разные формы т. н. паразитического существования, образующие самостоятельные составы преступления, — занятие ''бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни''. Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени подпадали те случаи, когда ''лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырёх месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни''.

4 мая1961 года на основании Ст. 12 Конституции СССР 1936 года («''Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест''».) Президиум Верховного Совета СССР принял указ «''Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни''». Данный указ иногда использовался для преследований по политическим мотивам. Наиболее известный пример — дело поэта Иосифа Бродского (1964 г.)

Вопросы уголовной ответственности за ведение паразитического образа жизни /В. Г. Павлов. //Правоведение.1985. — № 5. — C. 23 — 28] ]
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm
Конституция СССР 1936 года

Рассмотрим несколько форм и методов социального отчуждения: изгнание, отлучение от церкви, общественная изоляция, политические репресиии, эскапизм, общественное отношение к врожденным дефектам внешности человека.

Изгнание — вид наказания, заключающийся в запрете находиться на месте обычного проживания (в городе, области, государстве) под страхом тюремного заключения или казни.
Известно уже в Ветхом Завете, в античном праве (  la. Exilium). Юридически отличалось от ссылки ( la. elegation), при которой наказанному назначается конкретное место проживания.

В древней Греции изгнание назначалось путём голосования (остракизм).
Остракизм ( gr.  От gr. То остракон/, «черепок, скорлупа») — в Древних Афинах — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками.  Как утверждает Аристотель, обычай введен автором демократических реформ Клисфеном после свержения тирании Писистратидов, то есть около 508 г. До н. э., как профилактическая мера против возможных новых тиранов. Первым изгнанным (в 487 г. До н. э.), действительно, оказался тесть бывшего тирана Гиппарх, сын Харма; Аристотель утверждает, что именно его и имел в виду Клисфен, когда вводил закон об остракизме.

КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Публий Овидий Назон, кратко Овидий ( la. Publius Ovidius Naso; 43 год до н. э. — 17 год н. э.) — римский поэт, работавший во многих жанрах, но более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами - "Метаморфозами" и "Искусством любви".Из-за несоответствия пропогандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провёл последние десять лет жизни.
Дополнил своё образование путешествием в Афины, Малую Азию и Сицилию и выступив на литературном поприще, Овидий сразу был замечен публикой и снискал дружбу выдающихся поэтов, например Горация и Проперция.
Осенью 9 г. Овидий неожиданно был отправлен Августом в ссылку на берега Чёрного моря, в дикую страну гетов и сарматов, и поселен в городе Томы (сейчас Констанция, в Румынии).
Возможная причина опалы, отдаленная, но может быть более существенная, прямо указывается самим поэтом: это — его «глупая наука», то есть «Ars amatoria» (Ex Pont. II, 9, 73; 11, 10, 15), из-за которой его обвиняли как «учителя грязного прелюбодеяния». В одном из своих писем с Понта (IV, 13, 41 — 42) он признается, что первой причиной его ссылки послужили именно его «стихи» (nocuerunt carmina quondam, Primaque tam miserae causa fuere fugae).
Ссылка на берега Чёрного моря подала повод к целому ряду произведений, вызванных исключительно новым положением поэта. Свидетельствуя о неиссякаемой силе таланта Овидия, они носят совсем другой колорит и представляют нам Овидия совсем в другом настроении, чем до постигшей его катастрофы. Ближайшим результатом этой катастрофы были его «Скорбные Элегии» или просто «Скорби» (Tristia), которые он начал писать ещё в дороге и продолжать писать на месте ссылки в течение трёх лет, изображая своё горестное положение, жалуясь на судьбу и стараясь склонить Августа к помилованию.
 Тяжесть положения отразилась, очевидно, на свободе духа поэта; постоянно чувствуемый гнёт неблагоприятной обстановки все более и более стеснял полет его фантазии. Отсюда утомительная монотонность, которая, в соединении с минорным тоном производит в конце концов тягостное впечатление — впечатление гибели первостепенного таланта, поставленного в жалкие и неестественные условия и теряющего своё могущество даже в языке и стихосложении. Однако, с берегов Чёрного моря пришли в Рим два произведения Овидия, свидетельствующие о том, что таланту Овидия были под силу и предметы, обработка которых требовала продолжительного и серьёзного изучения.
Первым из таких произведений были «Метаморфозы» («Превращения»), огромный поэтический труд в 15 книгах, заключающий в себе изложение относящихся к превращениям мифов, греческих и римских, начиная с хаотического состояния вселенной до превращения  Юлия Цезаря в звезду.
поэт, перед отправлением в ссылку, сжёг, с горя или в сердцах, даже саму рукопись, с которой, к счастью, было уже сделано несколько списков. 
Не только Август, но и Тиберий, к которому он также обращался с мольбами, не возвратил его из ссылки: несчастный поэт скончался в Томах в 17 г. и погребен в окрестностях города.
Овидий был последний из знаменитых поэтов Августова века, со смертью которого окончился золотой век римской поэзии.
http://filfack.narod.ru/b/ovidiy2.html  Наука Любви (Ars amatoria)] (рус.)
http://lib.ru/POEEAST/OWIDIJ/ovidii2_2.txt   Метаморфозы (Metamorfosen)] (рус.)
http://www.centant.pu.ru/sno/lib/tron/2-5-1-7.htm  И.М. Тронский. История античной литературы: Овидий

В Риме право на изгнание имел римский сенат. Изгнанию из Флоренции подвергся Данте Алигьери.
Данте Алигьери ( it. Dante Alighieri), полное имя ''Дуранте дельи Алигьери [От имени его отца, которого звали Alighiero di Bellincione] '' (30 мая 1265— 13 или 14 сентября 1321) — итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Бокаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.
1302 — изгнан из Флоренции. Годы изгнания были для Данте годами скитальчества.На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала; поражение в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгое странствование по Италии.
1306—1321 — создание «Божественной комедии»
 Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь дорогой между берегами Адрии и болотами По, Данте заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
http://zzl.lib.ru/catalog/05_d.shtml Голенищев-Кутузов И. Н. Данте
http://alighieri.ru Божественная Комедия с комментариями Лозинского и иллюстрациями Гюстава Доре

Абу ал-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд (1126, Кордова, Испания — 12 декабря 1198, Марракеш, Марокко) — знаменитый западноарабский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверроэс.
При альмогадийском султане Юсуфе (1163—1184) достиг высших почётных должностей и жил то в Марокко, то в Севилье или Кордове. При его наследнике ал-Мансуре Ибн Рушд находился вначале в большой милости, но затем был обвинён завистниками в несоблюдении учения Корана и, попав в немилость, был смещён с должностей и жил в изгнании близ Кордовы.
Гайденко В. П., Смирнов Г. А. ''Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении''. — М.: Наука, 1989.

Отлучение (от церкви) — практикуемая в некоторых религиях мера наказания за действия, несовместимые с одобряемым церковью образом жизни, за нарушение церковных правил, за отступничество (апостасию) или за ересь. Состоит в прерывании всяких отношений между церковью и отлучаемым. Религиозный смысл отлучения состоит в отказе церкви как бы то ни было отвечать за мысли, слова и действия отлучённого.
Отлучение практикуется во многих религиях, в частности, в христианстве и иудаизме. Практически отлучение состоит в том, что отлучённому отказывается в совершении любых религиозных действий. Он не имеет права входить в храм, не может участвовать в религиозных обрядах.

Акоста, Уриель (''Acosta [da Costa] , Uriel''; 1585, Опорто, Португалия, — 1640, Амстердам) — голландский философ, предшественник Баруха Спинозы. Настоящее имя Гавриэль Коста
Родился в семье марранов; его отец был католиком. В 1620-х семья Акосты бежала в Амстердам, чтобы свободно исповедовать иудаизм. В Амстердаме вся семья открыто объявила себя евреями, и Акоста переменил свое первоначальное имя Гавриэль на Уриэль. Однако представления об иудаизме, выработавшиеся у Акосты на основании чтения Библии, существенно отличались от реально существовавшего иудаизма его времени.
В 1624 г. он выпустил книгу «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом». Все существующие религии рассматривались им как изобретённые самими людьми. Не отрицая существования Бога, Акоста, тем не менее, отказался от всякой обрядности и стал усматривать высшую санкцию этических принципов в законах человеческой природы, в свободной от обрядности деистической «естественной религии».
За эту книгу раввины подвергли Акосту херему, а светские власти — аресту и штрафу. Книга была сожжена. В 1633 г., не выдержав одиночества, Акоста стал искать примирения с еврейской общиной. Отлучение было снято, но Акоста не изменил своих взглядов.
За еретические взгляды и несоблюдение еврейских религиозных законов Акоста был вскоре снова подвергнут херему. В 1640 г. и это отлучение было снято после того, как Акоста публично отрёкся от своих взглядов, и его, как кающегося еретика, подвергли традиционным 39 ударам плетью, и все прихожане переступили через него (то есть символически попирали его ногами) при выходе из синагоги. Дух Акосты был сломлен, и вскоре он покончил с собой.
В конце XIX века был опубликован интересный очерк об Акосте И. Зангвилла (в книге «Мечтатели гетто», 1898).

Бенедикт Спиноза (рожд. ''Барух Спиноза'', впоследствии la. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632, Амстердам — 21 февраля 1677, Гаага) — нидерландский философ еврейского происхождения. Один из главных представителей философии Нового времени, рационалист, пантеист.
Барух де Спиноза родился в семье сефардских евреев, чьи предки после изгнания евреев из Португалии осели в Амстердаме.
Мать очень рано умерла от туберкулёза — в 1638 году, когда младшему Баруху было всего 6 лет. Отец (до его смерти в 1654) ведёт преуспевающую семейную фирму по торговле южными фруктами. Спиноза говорил на португальском, испанском, голландском и немного французском и итальянском языках, владел литературным ивритом; разговорным языком в семье вероятно был ладино.
Гёте считал, что Спиноза благодаря математической и древней раввинской культуре поднялся на вершину мышления, которая и доныне является целью всех спекулятивных устремлений.
После смерти отца Барух и его брат Габриэль перенимают управление фирмой. Высказывания Спинозой «неортодоксальных» взглядов, его сближение с сектантами (коллегианты, течение в протестантизме) и фактический отход от иудаизма вскоре приводят к обвинению в ереси и исключению из еврейской общины (херем 1656).
Спиноза принимает имя Бенедикт (уменьшительное Бенто), продаёт свою долю в фирме брату и уезжает в пригород Амстердама Оверкерк.  Спиноза всецело посвятил себя философии. "Se lotum philosophiae dedit189") Чтобы освободить свою жизнь от забот и волнений мира, он сделал независимость и одиночество руководящими принципами своей жизни и ценил обладание досугом более, чем все внешние блага.  В своих расходах он был в высшей степени бережливым; небольшое домашнее хозяйство, которое он в последние годы вел сам, он держал в строгом порядке, и небольшие долги, нараставшие за четверть года, уплачивались точно в назначенный срок. Он никогда не делал ни сбережений, ни долгов, так что его годовой доход всегда точно совпадал с расходом, и он нередко шутя сравнивал себя со змеей, которая ничего не оставляет от своего запаса и описывает своим телом круг. ...     Его ежедневный расход, как показали сохранившиеся счета, едва равнялся двенадцати крейцерам. Одежда его, как сообщает Колерус, также была бедной, запущенной и не лучше одежды простейших горожан. Когда однажды его посетил один из виднейших государственных советников и нашел его дурно одетым, он упрекнул философа в этом и предложил ему лучшее платье. Спиноза ответил: "Платье не образует человека. К чему драгоценная оболочка для ничтожной вещи?"
     Всякая пустая видимость была ему противна; всякого рода роскошь была ему чужда. Он был непритязателен, говорил Колерус, не по бедности, а по влечению. "Почти невероятно, как умеренно и скромно он жил, не потому, что он был слишком беден для более крупных расходов, ибо было достаточно людей, которые предлагали ему деньги и всякого рода поддержку; но он от природы был крайне умерен и непритязателен. Он ни за что не хотел. чтоб про него могли сказать, что он хоть раз жил на чужой счет". Совершенно так же смотрел на вещи и Кант. Спиноза в своей жизни довел себя до минимума потребностей и потому мог всецело отдаться познанию истины. Он хотел сберечь себе не деньги, а страсти и заботы, которые оковывают дух и делают его несчастным. Его образ жизни был правильным путем к обеспечению душевного спокойствия и к сокращению счетов с миром.
К. Фишер. История новой философии: Книга вторая. Спиноза. Его жизнь и труды. К. Фишер История новой философии, S. 1385 (vgl. Фишер К.: Том 2. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение, S. 183)]
  Колерус описывает нам тишину и уединенность его жизни. Большую часть дня он спокойно оставался в своей комнате. Если после долгих и упорных размышлений он иногда чувствовал себя усталым, то он спускался вниз, чтоб отдохнуть, и беседовал со своими сожителями об обычных вещах, даже о мелочах. Иногда он развлекался курением трубки табаку. Когда он хотел дать себе более продолжительный отдых, он ловил пауков и заставлял их бороться друг с другом, или мух, которых он бросал в паутину, причем он наблюдал за борьбой насекомых с таким удовольствием, что иногда громко смеялся. Он исследовал также под микроскопом отдельные части мельчайших насекомых и делал отсюда выводы, совпадавшие с его идеями.
     Его беседа была кроткой и ласковой. Он удивительно умел владеть своими страстями. Его никогда не видели особенно печальным или особенно веселым. Он подавлял свой гнев и не давал заметить даже непроизвольные проявления неудовольствия; когда случалось, что в его жесте или слове проскользнет выражение досады, он тотчас же удалялся, чтобы ничем не нарушить добрых нравов...Основой и содержанием его жизни были его одинокие и глубокие размышления. Когда в своей тихой рабочей комнате он мог быть наедине со своими мыслями, тогда лишь Спиноза был самим собою. Тогда он был счастлив. "Большую часть времени он проводил в исследовании природы вещей, в приведении своих идей в систему и в сообщении их своим друзьям; меньше всего ему нужно было времени для отдыха; ревность его в исследовании истины была так велика и неустанна, что в продолжении трех месяцев он ни разу не выходил из дому". [К. Фишер. История новой философии: Книга вторая. Спиноза. Его жизнь и труды. К. Фишер История новой философии, S. 1387 (vgl. Фишер К.: Том 2. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение, S. 184)]
Себастиан Кортгольд также приводит этот факт, основываясь на предисловии к посмертным трудам, и присовокупляет, что Спиноза работал в продолжение большей части ночи и написал свои работы, эти плоды тьмы, преимущественно в ночное время, от 10 часов вечера до 3 утра. Днем он по возможности уклонялся от общения с людьми. Никол. фон Грейффенкранц (Nikol. von Greiffenkrantz), живший в 1672 г. в Гааге и лично знавший Спинозу, писал отцу Себастиана Кортгольда: "Он всегда жил как бы только для себя самого, всегда был одинок и точно похоронен в своей рабочей комнате. Когда Сенека однажды проходил мимо дома уединившегося Сервилия Вации, он сказал шутя: "Vatia hic situs est" ("Здесь похоронен Вация"). То же можно было бы сказать о Спинозе и его рабочей комнате194".

В 1660 Амстердамская синагога официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и последний вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рийнсбурге (в то время центре коллегиантов) — деревне близ Лейдена. Шлифовка линз даёт ему доход, достаточный для жизни. Здесь он пишет «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», большую часть «Основ философии Декарта» и первую книгу «Этики».  Его кончина, подобно жизни, была тихой и спокойной, лишенной ужаса и страха смерти. Более двадцати лет Спиноза страдал болезнью груди, но он редко говорил с другими о своей болезни и никогда не жаловался.
В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза умирает от туберкулёза (болезнь, которой он страдал в течение 20 лет, невольно усугубляя её вдыханием пыли при шлифовке оптических линз, курением — табак считался тогда лечебным средством), ему было всего 44 года. Тело предварительно хоронится 25 февраля и вскоре подвергается перезахоронению в общей могиле. В 1678 все произведения Спинозы запрещаются.

 Мы должны ответить, что на одиночество Спинозы вообще нельзя смотреть, как на несчастье, по отношению к которому можно было бы чувствовать некоторое облегчение, если бы дело обстояло не так худо, как предполагалось; одиночество было судьбой, свободно избранной им, адекватным ему образом жизни, который мы так же мало можем изменить или умалить, как это мог он сам. Конечно, он жил не в совершенной пустыне; никто этого и не утверждал; он жил несколько лет в уединенном деревенском домике, затем в двух голландских деревнях, а под конец жизни - в скромной комнате в Гааге, он принимал гостей, вероятно, больше, чем ему хотелось, и писал письма, общее число которых, поскольку они дошли до нас, равно 83 за долгий ряд лет. Он пользовался тем одиночеством, которого постоянно искал Декарт. Мы называем последнего отшельником, хотя он имел гораздо больше друзей и писал и получал гораздо больше писем, чем Спиноза. У Спинозы одиночество приняло характер почти полной изолированности, отчасти даже недобровольной. И это скорее, чем обратное, подтверждается всеми биографами, равно как всеми письмами и вновь открываемыми документами. Его одиночество стало покинутостью.
[К. Фишер. История новой философии: Книга вторая. Спиноза. Его жизнь и труды. К. Фишер История новой философии, S. 1392 (vgl. Фишер К.: Том 2. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение, S. 187)]

http://abovo.net.ru/book/86570  О Боге, человеке и его счастье

Соколов В.В.  Спиноза М. издательство Мысль, 1973. серия Мыслители прошлого.

Спиноза сам писал: « Мы никогда не можем сделать так, чтобы не нуждаться для сохранения своего существования ни в чем внешнем и жить таким образом, чтобы не иметь с внешними вещами никакого сношения. И мало того, если мы обратим внимание на нашу душу, то найдем, конечно, что наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. ...Поэтому для человека нет ничего полезнее человека; люди, говорю я, не могут желать для сохранения своего существования ничего лучшего, как того, чтобы все, таким образом, во всем согласовались друг с другом, чтобы души и тела всех составляли как бы одну душу и одно тело, чтобы все вместе, насколько возможно, стремились сохранять свое существование и все вместе искали бы общеполезного для всех. ...
редко бывает, чтобы люди жили по руководству разума; напротив, все у них сложилось таким образом, что они большей частью бывают ненавистны и тягостны друг для друга. И тем не менее они едва ли могут вести одинокую жизнь, так что многим весьма нравится известное определение человека как животного общественного; и в действительности дело обстоит таким образом, что из общего сожития людей возникает гораздо более удобств, чем вреда.

Теорема 73
Человек, руководствующийся разумом, является более свободным в государстве, где он живет сообразно с общими постановлениями, чем в одиночестве, где он повинуется только самому себе.
Доказательство. Человек, руководствующийся разумом (по т. 63), а не страхом, приводится к повиновению, но поскольку он стремится сохранять свое существование по предписанию разума, т. е. (по сх. т. 66) поскольку он стремится жить свободно, желает сообразоваться с требованиями общей жизни и пользы (по т. 37), и следовательно (как мы показали в сх. 2 т. 37), жить сообразно с общими постановлениями государства. Следовательно, человек, руководствующийся разумом, дабы жить тем свободнее, желает соблюдать общие права государства; что и требовалось доказать».
Бенедикт Спиноза.
Этика


Эскапизм ( en. escape — убежать, спастись) также известен вариант произношения ''эскейпизм'' — стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий. Часто возникает в кризисных ситуациях. Может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.
В течение достаточно продолжительного времени эскапизм имел свое выражение в европейской культуре в форме монашеского отшельничества. Однако после появления протестантизма, в котором монашество не имеет ценности, эскапизм приобрёл форму домашнего затворничества.
Эскапизм определяется не самим поведением, а причинами, это поведение побуждающими. Любая деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс и т. д.) может стать эскапизмом, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем.
Это стремление, как правило, возникает в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные отношения с окружающими.
Часто сопровождается такими чувствами как вина, бессилие, бессмысленность существования.

Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин, 23 ноября (5 декабря) 1820, усадьба Новоселки, Мценский уезд, Орловская губерния — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва) — русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.
Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты».

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени.
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Фамилия Фет (точнее, Фёт, de. Foeth), стала для поэта, как он впоследствии вспоминал, «именем всех его страданий и горестей».
«Противоречивость, недосказанность, неохотность объяснений Фета вместе со странностью и запутанностью обстоятельств его рождения способствовали постепенному распространению третьей версии его происхождения. Согласно этой версии, Фет не был сыном ни ротмистра Шеншина, ни асессора Фёта, а был сыном безвестного корчмаря-еврея, продавшего Шеншину свою жену».    Б. Я. Бухштаб. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества
Возможно, что у Иоганна Фёта или у матери поэта действительно были еврейские корни. Современникам (Толстому, Тургеневу, Боткину и многим другим) внешность Фета казалась еврейской, и распространение этих слухов было также причиной того, что поэт чувствовал себя «отверженным» в обществе.
По некоторым данным причиной его смерти от сердечного приступа 21 ноября  1892 предшествовала попытка самоубийства.
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/

На прелести эскапизма настаивает Монтень: «Вспомните человека, который на вопрос, зачем он тратит столько усилий, постигая искусство, недоступное большинству людей, ответил: "С меня довольно очень немногих, с меня довольно и одного, с меня довольно, если даже не будет ни одного". Он говорил сущую правду. Вы и хотя бы еще один из ваших друзей – это уже целый театр для вас обоих, и даже вы один – театр для себя самого. Пусть целый народ будет для нас "одним" и этот "один" – целым народом. Желание извлечь славу из своей праздности и своего затворничества – это суетное тщеславие. Нужно поступать так, как поступают дикие звери, заметающие следы у входа в свою берлогу. Вам не следует больше стремиться к тому, чтобы о вас говорил весь мир; достаточно и того, чтобы вы сами могли говорить с собой о себе. Удалитесь в себя, но позаботьтесь сначала о том, чтобы сделать это подобающим образом; было бы безумием довериться себе, если вы не умеете собою управлять. Можно ошибаться в уединении так же, как и в обществе подобных себе».

Инакомыслие — суждение, отличающееся от принятого в обществе или коллективе; а также открытое отстаивание данного суждения.
Диссидент ( la. dissidens — несогласный) — человек, политические взгляды которого существенно отличаются от официальной точки зрения в стране, где он живёт, инакомыслящий.
Диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению. Диссидентами (в отличие от революционеров), как правило, называют тех, кто не применяет и не призывает к применению насильственных методов борьбы.
Диссидент в толковом словаре Ушакова.


«Дурак — всякий инакомыслящий».
 Г. Флобер

Пётр Яковлевич Чаадаев (27 мая (7 июня) 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, там же) — русский философ и публицист.
Во время Отечественной войны 1812 г. участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награждён русским орденом св. Анны и прусским Кульмским крестом. В 1814 в Кракове был принят в масонскую ложу. Чаадаев считается одним из возможных прототипов Александра Чацкого — главного героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»
В 1829—1831 создает своё главное произведение , за которыми закрепляется название «Философических писем». Обнародование первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвало резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.
http://www.vehi.net/chaadaev/apologiya.html  Апология сумасшедшего
Тарасов Б. Н.'' Чаадаев. М.: Молодая гвардия, 1986, 1990. — (Жизнь замечательных людей)
http://www.netslova.ru/kobrinsky/tchaad.html  Кобринский А. М. Чаадаев: Психологический экскурс


Джозеф Пристли ( en. Joseph Priestley, 13 марта 1733—6 февраля 1804) — британский священник-диссентер, естествоиспытатель, философ, общественный деятель. Вошёл в историю прежде всего как выдающийся химик, открывший кислород и углекислый газ.
Он изучил девять иностранных языков — французский, итальянский, немецкий, латинский, древнегреческий, древнееврейский, арабский, сирийский, халдейский.
Несмотря на международное признание, Пристли на протяжении всей жизни был вынужден переезжать из города в город в поисках прилично оплачиваемого места.
Горячие симпатии Пристли к идеям Великой французской буржуазной революции вызвали ненависть к нему со стороны реакционеров. 14 июля 1791, когда группа его друзей собралась у него, чтобы отметить годовщину взятия Бастилии, с помощью подстрекательства гражданские и церковные власти Бирмингема спровоцировали нападение на его дом. Толпа фанатиков разгромила и сожгла дом, уничтожила лабораторию и библиотеку рукописей Пристли. Сам Пристли и члены его семьи едва избежали расправы и с трудом спаслись.
Пристли решил покинуть родину и переехать в Америку, куда ранее эмигрировали его сыновья. С 1794 г. до конца жизни ученый жил в Америке, занимаясь в основном литературной работой. Умер Пристли в 1804 г.

Фигуровский Н. А., Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в., М., 1969, с. 304—310.

Соколов, Николай Матвеевич(СС|27|апреля|1860|15, Старополье Гдовского уезда Петербургской губернии — СС|30|ноября|1908|17, Петербург) — поэт, критик и переводчик (в том числе философских сочинений).
Образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии. Преподавал латынь в Александро-Невском духовном училище (1885—1897), с 1898 состоял цензором Санкт-Петербургского цензурного комитета, действительный статский советник (1907).
Выпустил сборник философских и эпических стихотворений (в том числе на библейские сюжеты) .
Для его стиля характерен афористичная парадоксальность, он опровергал представления о западничестве Герцена и остроумно критиковал марксизм.
Еще на скамье академии начал переводить «Критику чистого разума» Канта, издал только в 1896—1897; перевёл также две другие «Критики» — «Критику практического разума» и «Критику способности суждения», а также «Антропологию» и «Религию в пределах только разума»; некоторые его переводы Канта переиздавались и в советское время. Соколов выполнил также одних из первых русских переводов Шопенгауэра («Мир как воля и представление», т. 2, 1893), перевёл роман Апулея «Золотой осёл», некоторые сонеты Петрарки и другие сочинения.
При всех своих разносторонних дарованиях и знаниях, Соколов вызывал агрессивное неприятие не только в либеральном лагере, но и в националистических кругах .

Скоропостижно скончался, отравившись уксусной эссенцией, принятой «в состоянии умопомрачения».
С. М. Александров. Николай Матвеевич Соколов // Русские писатели 1800—1917, т. 5, М., 2007, с. 709—711.

Изгой- новатор Дизель, Рудольф ( de. R;dolf Chr;stian Karl Di;sel; 18 марта 1858, Париж — 29 сентября 1913, Ла-Манш) — немецкий инженер и изобретатель, создатель дизельного двигателя.
Родился в немецкой семье переплётчика книг. Во время франко-прусской войны с семьёй бежал в Англию.В том же году отправляется на учёбу в Германии.Лучшим учеником заканчивает реальное училище (1873) и Аугсбургскую политехническую школу (1875). После приглашён в Мюнхенскую Высшую техническую школу, которую в 1880 году заканчивает, сдав выпускные экзамены с лучшими результатами с начала её существования.
27 февраля 1892 году Дизель подает заявку на получение патента на «новый рациональный тепловой двигатель». Который и получает в императорском патентном бюро в Берлине 23 февраля 1893 года под названием «Метод и аппарат для преобразования высокой температуры в работу» (зарегистрирован 28 февраля 1892 года).
Первый функционирующий двигатель был создан Дизелем там же в 1897 году. Двигатель Дизеля сразу же нашёл применение, был оценён во многих странах. Но у себя на родине Р. Дизель не нашёл признания и тяжело это переживал.
1 января 1898 Дизель открыл собственный завод по производству дизельных двигателей.
Многочисленные патентные процессы подорвали здоровье (лечился в психиатрической клинике в Нойвиттельсбахе) Рудольфа Дизеля, кроме того финансовое состояние его дел было неудовлетворительным — Дизель не был хорошим бизнесменом. А финансовый кризис 1913 года привёл к его полному банкротству.
29 сентября 1913 года Рудольф Дизель отправился из Антверпена на борту парома «Дрезден» в Лондон на открытие нового завода от одной из компаний, которая производила двигатели его конструкции. Он, казалось, был в хорошем настроении, однако, после того, как вечером отправился в свою каюту, его больше никто не видел. Через несколько недель немецкими рыбаками были предъявлены для опознания два кольца, снятые с тела хорошо одетого мужчины, найденного в море. По морскому обычаю тело оставили в воде. Сын Рудольфа Дизеля опознал кольца, как принадлежащие его отцу. Точные обстоятельства смерти так и не были выяснены.
В 1936-м впервые запущен в серию легковой автомобиль на дизельном двигателе (Мерседес-Бенц-260D).
http://www.100velikih.ru/view86.html   Таинственная смерть Рудольфа Дизеля — 100 великих загадок XX века]
http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/03/18/society/344158/  Рудольф Дизель — человек и мотор / Екатерина Краснослободцева]
http://www.dizelist.ru/index.php?id=2  Рудольф Дизель — Биография и интересные факты из жизни


 Видом изгнания было принятое в СССР наказание в виде запрета на жительство в крупнейших городах («минус двенадцать») и высылка за сто первый километр, при которых наказываемый мог сам выбирать место жительства.
Ссылка — вид уголовного наказания, состоящий в удалении осуждённого из места его постоянного или временного жительства с обязательным поселением в определённой местности как правило на периферии на срок, указанный в приговоре в пределах страны, государства.
В соответствии с советской судебной практикой, ссылка в качестве основного наказания применялась, если суд считал, исходя из характера и степени общественной опасности совершённого преступления и личности виновного, что его перевоспитание может быть достигнуто без изоляции от общества, но при условии удаления его из той среды, в которой было совершено преступление. Правовой режим отбывания ссылки заключался в ограничении свободы передвижения пределами того административного района, куда осуждённый был сослан. Он обязан был ежемесячно регистрироваться в местных органах внутренних дел и своевременно сообщать о перемене места жительства или работы. В советское время ссыльнопоселённые были обязаны заниматься общественно полезным трудом, иначе им ещё грозило и наказание за тунеядство.

Экспатриация (от la. ex — ''из'' и ''patria'' — ''родина, отечество'') — временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.
На протяжении XIX и в первой половине XX века экспатриация широко практиковалась в тоталитарных государствах (Германия, Советский Союз и ряд других).

 «Философский пароход» — кампания большевистского правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов за границу в сентябре и ноябре 1922 года, вдохновлённая рейдами Палмера в США в 1919 г.
В мае 1922 года В. И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.
Тогда же Ленин в своём письме Ф. Э. Дзержинскому высказал мысль, что журнал «Экономист» — «явный центр белогвардейцев, … Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу» http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/lenin22.htm Письмо В. И. Ленина Ф. Э. Дзержинскому .
Л. Д. Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно» http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/osorgin.htm М. А. Осоргин «Как нас уехали»(фрагмент из воспоминаний) .
Среди высланных летом—осенью 1922 г. (за границу и в отдалённые районы страны), наиболее высокий процент составили преподаватели вузов и, в целом лица гуманитарных профессий: из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.

= Список высланных =
Проф. И. А. Ильин и кн. С. Е. Трубецкой.Рис. И. А. Матусевича, сделанный на борту парохода, плывущего в Германию. 1922 г.
Среди высланных русские философы и мыслители:
* Н. А. Бердяев,
* Н. О. Лосский,
* С. Н. Булгаков,
* И. А. Ильин,
* С. Л. Франк,
* Л. П. Карсавин
* Б. П. Вышеславцев
* С. Е. Трубецкой
* А. А. Кизеветтер
* М. А. Осоргин
* М. М. Новиков
* И. Ю. Баккал
* А. И. Угримов
* В. В. Зворыкин
* Н. Н. Цветков
* В. И. Ясинский
* И. И. Лапшин
* Н. А. Котляревский
* Ф. Ю. Левинсон-Лессинг
* М. В. Кирпичев
''В.Г. Макаров, В.С. Христофоров.'' «Пассажиры ‹философского парохода› (судьбы интеллигенции, репрессированной летом-осенью 1922г.» // Вопросы философии. - № 7(600) - 2003.- С.113-137 [со списком биографических справок о всех лицах, высланных за границу в 1922-1923гг
http://www.vehi.net/berdyaev/vshental.html  В. Шенталинский, «Философский пароход»


Невозвращенцы — разговорное название граждан СССР, отказавшихся вернуться в страну из заграничных поездок. Выражение возникло в 1929 в связи с принятием Постановления ЦИК ''«Об объявлении вне закона должностных лиц — граждан СССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в СССР»'' («закон о невозвращенцах»). Лица, совершившие это деяние или его попытку, обвинялись в государственной измене.

Враг народа — термин, введённый во времена Французской революции для обозначения противников режима и для обоснования массового террора. Враги народа арестовывались по анонимным доносам. Судебная процедура была упрощена: не было ни защитника, ни прений сторон. Процесс занимал не более часа.
Сен-Жюст утверждал: «Мы должны карать не только врагов, но и равнодушных, всех, кто пассивен к республике и ничего не делает для неё».

''58-я статья Уголовного Кодекса РСФСР'' ''Контрреволюционным'' признаётся всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции. В силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР. [6 июня 1927 г. (СУ № 49, ст.330)]
В 1937 году было репрессировано около 800 тысяч человек. Для ускоренного рассмотрения дел были созданы «тройки». Расстрелы проводились по разнарядкам (или лимитам), назначавшимся местным партийным органам.

25 июня  1945 — Поднимая тост на приёме в Кремле в честь участников Парада Победы, Сталин называет «простых, обычных, скромных» советских людей «винтиками великого государственного механизма».

Владимир Шелков (Шелков Владимир Андреевич) (1895—1980) — христианский проповедник, лидер и основатель реформационного радикального Движения "верных и свободных" (ещё одно самоназвание - "верных и истинных") Адвентистов седьмого дня (ВСАСД) .Движение отвергало всякое участие советских властей в его деятельности.
Впервые был посажен в тюрьму за свои религиозные убеждения в 1931 году и провел большую часть своей жизни в заключении по разным срокам и приговорам. Шелков приговаривался к расстрелу и провел 55 дней в камере смертников в 1945 году, однако расстрел был заменен 10 годами лагеря.В период между арестами проповедник находился на нелегальном положении и во всесоюзном розыске. В 1972 г. в молитвенных чтениях назвал себя "Христом рождённым во плоти".
Последний срок Шелкова начался в 1979 году, когда суд в Ташкенте приговорил его (к тому времени уже слабого 83-летнего старика) к пяти годам лагерей.Умер в лагере Табага около Якутска в 1980 году.

Л.Алексеева. История инакомыслия в СССР. Глава 14
http://www.bautz.de/bbkl/s/s3/shelkov_v_a.shtml  Биография В.Шелкова


Хаусхофер, Карл (''Карл Гаусгофер'', de. Karl Haushofer; 27 августа 1869, Мюнхен — 13 марта 1946, Пель, близ Вейльхейма) — немецкий географ и социолог, основоположник германской школы геополитики.
Выпускник Баварской военной академии, Хаусхофер до конца Первой мировой войны состоял на военной службе и преподавал военные науки. В 1908 г. находился военным советником при японском командовании. Посетив Индию, Корею, Манчжурию и Россию, изложил свои взгляды на Японию в докторской диссертации. Он настолько увлёкся геополитикой, что стал преподавать географию в Мюнхенском университете. Хотя Хаусхофер снабжал литературой Гесса и Гитлера во время их тюремного заключения после провала Пивного путча, учёный отрицал, что в написанном в то время «Майн Кампфе» преломились его собственные взгляды.
После прихода к власти своего ученика Рудольфа Гесса в 1933 г. назначен профессором.
В целом он предпочитал дистанцироваться от нацистского руководства. Гитлера он считал недоучкой, и в искажении своих геополитических построений больше других винил Риббентропа. После заговора 20 июля его сын Альбрехт был казнён, а семья подверглась преследованиям. Сам престарелый профессор провёл восемь месяцев в концентрационном лагере Дахау. После освобождения в 1945 г. Хаусхофер вернулся в Мюнхен, однако пережитое надломило его моральные силы. 13 марта 1946 г. Хаусхофер совершил сэппуку, а его жена приняла яд.
http://grachev62.narod.ru/haushofer/content.htm О геополитике: Работы разных лет

Юрий Осипович Домбровский (12 мая 1909, Москва — 29 мая 1978, Москва) — русский поэт, прозаик, литературный критик.
Рос в интеллигентной семье: отец — ''Иосиф Витальевич (Гедальевич) Домбровский'', присяжный поверенный иудейского исповедания; мать — ''Лидия Алексеевна'' (урожд. ''Крайнева''), евангелически-лютеранского исповедания, биолог http://www.informprostranstvo.ru/N3_2006/lica_3_2006.html  Четыре национальности Юрия Домбровского] ] .
В 1932 году Юрий Осипович окончил Высшие литературные курсы.
В 1933 году был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату.
Второй арест — в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях.В 1943 был досрочно, по инвалидности, освобожден (вернулся в Алма-Ату). Работал в театре. Читал курс лекций по В. Шекспиру.
Третий арест пришелся на 1949 год. Место заключения — Тайшетский озерлаг. После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, затем ему было разрешено прописаться в родной Москве. Занимался литературной работой.
Роковым для жизни писателя произведением оказался роман ''«Факультет ненужных вещей»'', начатый им в 1964 году. В 1978 этот роман был напечатан на русском языке во Франции. В этом же году Юрий Осипович, которому только что исполнилось 69 лет, был смертельно избит неподалеку от ресторана ЦДЛ. Скончался в больнице 29 мая 1978 года.А. М. Кобринский http://www.geocities.com/katz_us_il/akver/dbr-6.html  Версия гибели Домбровского


По оценкам ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Согласно официальной статистике, в России проживает ок. 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн.
 В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов человек (4,2 % населения).
http://www.un.org/russian/esa/social/disabled/chapter1.htm ООН и инвалиды — первые пятьдесят лет
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm Иванова А. Е., 1998. Инвалидность населения

Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. Инвалид — человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, ограничения в дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.
Принято различать следующие ключевые понятия  :
* дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее;
* инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;
* нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.
http://www.un.org/russian/esa/social/disabled/chapter2.htm Что такое инвалидность? Сайт Организации Объединённых Наций
Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.
: Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.
: Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными. http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200400818 Е. Иваницкая. Что делает человека инвалидом?

* Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.
: Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой ''доступной среды'' (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.
http://www.library.novouralsk.ru/lib-publish-mercy-5.html Холопенко Н. А. Социально. Психологические проблемы детей-инвалидов различные подходы к пониманию инвалида

Международные документы о правах инвалидов
* ООН:
** Декларация о правах умственно отсталых лиц  http://www.memo.ru/Prawo/inv/711220.htm Декларация о правах умственно отсталых лиц , 1971.
** Декларация о правах инвалидов
 http://www.memo.ru/Prawo/inv/751209.htm Декларация о правах инвалидов , 1975.
** Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов http://www.memo.ru/Prawo/inv/931220.htm Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993.
** Конвенция о правах инвалидов  http://www.un.org/russian/disabilities/convention/index.shtml Конвенция о правах инвалидов , 2006.

Мухина, Елена Вячеславовна (1 июня 1960, Москва — 22 декабря 2006, Москва) — советская гимнастка, Заслуженный мастер спорта СССР (1977), абсолютная чемпионка СССР по спортивной гимнастике (1979), чемпионка в упражнениях на брусьях (1978, 1979) и в вольных упражнениях (1977).
Елена потеряла обоих родителей в возрасте пяти лет.Она воспитывалась Анной Ивановной — её бабушкой. В детстве она занималась гимнастикой и фигурным катанием. Мухина обратила на себя внимание специалистов, и ей настоятельно порекомендовали заняться гимнастикой. Позднее она выступала за ЦСКА. Мухина была включена в Зал Славы ЦСКА.
До 1975 года Мухина была обыкновенной гимнасткой. Советские тренеры игнорировали её. Затем она начала тренироваться под руководством тренера Михаила Клименко и стала одной из самых заметных гимнасток её времени. Она внезапно появилась на сцене в 1978 году на Чемпионате Мира в Страсбурге во Франции. Она выиграла золотую медаль, выполнив одну из самых великолепных программ в истории гимнастики, победив Надю Команечи и Нелли Ким. Она также получила золотую медаль за вольные упражнения, и серебро — на бревне и на разновысоких брусьях. Несмотря на то, что она выполнила целых ряд новых упражнений, она поддерживала классический советский стиль гимнастики. Вскоре Мухина стала рассматриваться, как участница Летних Олимпийских Игр в Москве.
За две недели до Олимпийских Игр во время её тренировок она неудачно упала на подбородок и сломала шею (был перелом шейных позвонков). После этого у неё парализовало руки и ноги.
Федерация гимнастики оставила в секрете события, произошедшие с Мухиной. После инцидента Елена вела затворнический образ жизни, редко разговаривая об этом. В одном из редких интервью журналу «Огонёк», Елена говорила о советской гимнастической программе, критикуя её за обман общественности о её повреждении и за ненасытную жажду золотых медалей:
«Для нашей страны, спортивные успехи и победы всегда значили что-то большее, чем просто престиж нации. Они олицетворяют правильность политического пути, который мы выбрали, преимуществ этой системы, и они стали символом превосходства. Поэтому они требуют побед любой ценой. Мы всегда сильно рисковали, и человеческая жизнь не считалась в сравнении с престижем нации, нас учили верить в это с детства».
«Есть такие понятия, как честь клуба, честь команды, честь национальной команды, честь флага. Эти слова важнее всего того, что человек может испытывать. Я не осуждаю кого-либо или порицаю за то, что случилось со мной. Ни Клименко, ни тренера национальной команды, который был со мной в это время Шаниязова. Мне жалко Клименко, он жертва системы, член клана людей, которые „делают свою работу“. Я получила повреждение, потому что все вокруг меня были нейтральными наблюдателями и соблюдали тишину. Позже, они говорили, что я не была не готова, чтобы исполнить этот элемент. Но они были безмолвны. Никто не останавливал человека, который забыв про всё, неистово тренировался».
Елена Мухина умерла в 22 декабря 2006 года.
http://www.sport-express.ru/art.shtml?132504  ТРАГЕДИЯ ДЛИНОЙ В 26 ЛЕТ

Прорыв в социум через общественное отчуждение демонстрирует биография Суворова Александра Васильевича (3 июня 1953, Фрунзе, Киргизская ССР) — доктора психологических наук, слепоглухого.
В возрасте четырёх лет Александр Васильевич полностью ослеп. В 1962 году у него пропал слух. В 1964—1971 воспитывается Загорском детском доме для слепоглухонемых детей. В 1971 был переведён в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии Педагогических наук СССР.
В 1971 обучается на факультете философии МГУ им. М. В. Ломоносова в качестве стажёра.
С 1996 — доцент, с 1999 — профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования.
В 1994 защищает кандидатскую диссертацию по теме «Саморазвитие личности в экстремальнойситуации слепоглухоты».
В 1996 защищает докторскую диссертацию по теме «Человечность как фактор саморазвития личности».

* Суворов А. В. «Слепоглухой в мире зрячеслышащих»
* Суворов А. В. «Достоинство (лирико-психологическое самоисследование)»
* Суворов А. В. «Экспериментальная философия» (сборник статей)
= Общественное признание =
* Золотая медалью имени Льва Толстого (Международная ассоциация детских фондов)

http://suvorov.reability.ru Веб-сайт А. В. Суворова


Джозеф Кэри Меррик (5 августа 1862 — 11 апреля 1890) — живший в Викторианской Англии человек, также известный как Человек-слон, который приобрёл известность из-за чудовищно деформированного тела.
Постоянно прогрессирующее уродство помешало Джозефу Меррику устроиться на работу, а также стало причиной побега из дома, где он подвергался нападкам мачехи.  В своей автобиографической записке Меррик упоминает, что его уродство стало развиваться, когда ему было пять лет. 29 мая 1873 года его мать умерла в возрасте 36 лет, а отец в 1875 году женился на другой женщине. К этому времени деформация тела стала действительно обширной, так что мачеха не желала, чтобы Джозеф оставался дома. Джозеф устроился на работу на табачной фабрике, но из-за прогрессирующей деформации правой руки ему не удавалось выполнить необходимую норму по производству сигар, поэтому он ушёл с этой работы в 1878 году .
Ему приходилось подолгу быть на улице и он стал подрабатывать, работая галантерейщиком, при этом Джозеф постоянно подвергался нападкам со стороны местных детей. В конце концов, устав от брани мачехи из-за того, что он не приносил пользы, Меррик покинул свой дом.
29 августа 1884 года Джозеф Меррик устроился на работу в цирковое шоу Тома Нормана, где с ним неплохо обращались и ему даже удалось скопить 50-фунтовое состояние (на один фунт семья из трёх человек могла жить неделю, если тратить экономно). Когда в 1886 году цирковые номера с использованием «шоу уродов» были объявлены вне закона в Англии, Том Норман был вынужден продать Джозефа некому австрийцу. Вместе с ним Меррик переехал в Бельгию в поисках работы.  В Брюсселе он был обманут и покинут своим работодателем-шоуменом, который сбежал от него, похитив деньги Джозефа Благодаря доктору Тривзу, Джозеф обрёл постоянный дом в Королевском Лондонском госпитале.Постепенно благодаря повышенному вниманию прессы, мистер Меррик стал достопримечательностью Викторианского Лондона. Принцесса Уэльсская Александра проявляла интерес к персоне Джозефа, что заставляло аристократов навещать его. Джозеф Меррик был образованным и обладающим богатым внутренним миром человеком — благодаря помощи Тривза ему удавалось посещать театры, он много читал, а в поздние годы стал писать как прозу, так и поэзию, также Меррик, пользуясь только левой рукой, собирал из бумаги модели соборов, которые он дарил ухаживающим за ним медсёстрам, докторам и другим добрым к нему людям. Одна из таких моделей хранится в Королевском Лондонском Музее.

Одним из его любимейших стихотворений, строчки которого Меррик часто цитировал, было:

Tis true my form is something odd,
But blaming me is blaming God.
Could I create myself anew,
I would not fail in pleasing you.
If I could reach from pole to pole,
Or grasp the ocean with a span,
I would be measured by the Soul,
The mind's the standard of the Man.

''Joseph Merrick "The life and adventures of Joseph Carey Merrick"''

''Джозеф Меррик «Жизнь и приключения Джозефа Кэри Меррика»''

Эта истинная моя оболочка — странная,
Но обвиняя меня, вы обвиняете Бога;
Если бы мог я родиться снова
Я бы не подверг вас такому уродству.
Если я мог бы объять всю Землю,
Или охватить океан со всеми реками,
Я мог бы быть оценён по Душе,
По уму нормального Человека.


Вначале, познакомившись с Джозефом, доктор Тривз посчитал его слабоумным с рождения (так как из-за деформации выражение лица Меррика никогда не менялось, а речь была абсолютно неразборчива . Впоследствии Меррик был прооперирован, чтобы убрать наросты на губах, тогда его речь стала более понятной. Как писал позднее Фредерик Тривз в мемуарах: «Представить себе, что он был способен осознать своё положение было немыслимо… Я понял подавляющую трагедию его жизни только когда узнал, что он умён, очень чувствителен и, что хуже всего, обладал романтическим воображением»
Внешность Джозефа Меррика Фредерик Тривз описывал в своих мемуарах достаточно подробно:Это был самый отвратительный представитель человеческого рода, какого я только видел… Самой выделяющейся его чертой была его огромная, неправильной формы, голова с огромным костным наростом на лбу там, где обычно бывают брови, в то время как с задней части головы свисали складки губчатой кожи, поверхность которых была сопоставима с коричневыми соцветиями цветной капусты. На макушке росли несколько длинных тонких волосков. Нарост на лице почти скрыл один глаз. Из верхней челюсти рос ещё один костный нарост. Он торчал из его рта как розовый пень, верхняя губа была вывернута наружу. Нос был просто куском плоти, и понять, что это нос, можно было только по местоположению. Спина была ужасна, потому что с неё свисала до середины бедра, огромная, мешкообразная складка плоти покрытая той же кожей, напоминающей отвратительную цветную капусту.
— Фредерик Тривз «Человек-слон и другие воспоминания»
 По словам Джозефа Меррика причиной его уродства стало то, что его мать сильно напугал слон во время беременности.
 За Мерриком ухаживали в госпитале вплоть до самой его смерти в возрасте 27 лет 11 апреля 1890 года. Из-за деформации своего тела Меррик не мог спать горизонтально (ему приходилось спать сидя), но 11 апреля, оставшись в своей комнате один, он решил заснуть, положив голову на подушку. В 13 часов 30 минут Меррик умер от асфиксии, так как тяжёлая голова перегнула тонкую шею.
Сайт, посвящённый Джозефу Меррику

http://www.miloserdie.tellur.ru/victory/djmerrik.html Человек-слон: История Джозефа Меррика на miloserdie.tellur.ru .



                Я вопрошаю виновато
                о том, что значит мой удел.
                Я после каждого заката -
                изранен и осиротел.
                Я ночью гол и пуст, как паперть;
                до самой утренней зари
                я изгнан всеми, в вещи заперт,
                как в страшные монастыри.
                Тогда я страстно призываю
                Тебя, сосед любой беды,
                Тебя, тоска моя без края, -
                о Господи, возьми бразды!
                Рильке


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.