Пинхас Ильич

Пинхас Ильич
(Из серии еврейская слободка Дербента)

Азарьев Ильясаф.



Первый день сентября,  Дербентская,  горско-еврейская школа имени Сталина кипела, бурлила, шумела азартно с бесшабашным  базарным детским гвалтом. В  день, когда уже  надо бы браться  за ум, а бес пока сильнее воли и  не дает сосредоточиться, именно   в  этот  день в нашем первом девятом классе, первый урок - физкультуры. Надо же было такое придумать. Какой уважающий себя слободской джигит начнет утро с физкультуры и это после трех месяцев абсолютного безделья. Мы, конечно, проигнорировали это непродуманное расписание занятий и всем костяком пацанов, дружно вывалили из школы и прямо возле её главного входа устроили несанкционированный утренний  перекур. Лениво облокотившись о стену, мы вели безмятежную, по-восточному  неторопливую дружескую беседу. 

 Закон подлости гласит «Если какая-нибудь неприятность может произойти, она обязательно случиться». Что можно сказать на этот счет? - только одно, в  этот день директриса школы опоздала на свой первый звонок. Она вышла из машины остановившейся  прямо напротив нас  в сопровождение завуча.

- Что команде Азарьева с утра нечего делать, почему они не на уроке? – с раздражением   в голосе спросила  она  завуча.

- Мы главная футбольная команда  школы должны с утра физкультурой заниматься? - попытался возразить ей один из парней.

- Что это за футбольная команда, - продолжала возмущаться директриса - которая прямо у главного входа школы устроила курильню, разберитесь с ними - с негодованием бросила она завучу и тороплива, вошла в  школу. Через минуту она возвратилась и дала  ей уже новые более радикальные поручения..

- Всю  эту футбольную команду во главе с его капитаном сейчас же исключите из школы - непреклонно без возражений потребовала она от завуча. Она  удовлетворенная от совершенного поступка, снова, уверенно вошла в школу, не попрощавшись,  навсегда ушла из  нашей  жизни.

Черный сентябрь наступил и у нас. В знак солидарности вместе с нами школу покинула половина учащихся нашего класса, и нам пришлось спешно искать уже другую школу. Желающих принять такую команду молодых людей, горских евреев, да и с самой слободки не находилось.

Проблемы, неудачи и провалы – это начало нового пути к успеху. Мы выросшие в горско-еврейских традициях, с кавказским менталитетом жизнедеятельности усвоили с молоком матери, - терпение, настойчивость и последовательность в достижении поставленной цели обязательно приведет  к успеху.  Нам повезло, нас взяли в  одну  из самых лучших и престижных школ города Дербента. Директор школы, Яков Захаров, горский еврей, известный и авторитетный человек в  городе сказал  коротко нам при встрече

- Если вы и тут провалитесь, то уже во всем Дагестане не найдется школы, которая захочет вас приютить, так что будьте любезны используйте эту возможность стать  настоящими людьми - и продолжил.

- Вы должны понять, наша школа - это не еврейская слободка, у нас есть внутренние правила поведения, и я очень  надеюсь, что вы всей своей командой слободских парней примите их за основу и ваше нормальное поведение удивит всех остальных  школьников.  Удивительным был он человеком.

Физика, последний урок, первого учебного  дня в нашей новой школе. За окном первый осенний дождь, темно и неуютно. Целый  день в нервном напряжении, как бы, что не испортить и не напортачить. Как  бы закончить этот день к взаимному удовлетворению учителей и нас новых школьников. «Уроки уроками, а кушать хочется всегда», - любил говорить наш классный юморист Абрамов Яков. Все мы мечтами о домашнем ужине вели себя непривычно тихо и корректно,  никто  ни с кем и ни о чем  уже не хотел разговаривать.

Прихрамывая на одну ногу, в класс стремительно вошел коренастый плотный мужчина, очень похожий на комиссара Жюва из Фантомаса и представился нашим учителем физики. «Я Пинхас Ильич, заслуженный учитель Дагестана, отличник просвещения Российской федерации, ваш классный руководитель, и наставник, прошу любить  и  жаловать».  Урок, как  обычно, начался с переклички, но  совершенно  неожиданно  для нас  перекличка принесла и  свои первые неожиданности.

- Эй, Вы там, молодой человек,  Вам, что неинтересно на моем  уроке,  Вы, что  уставились в  окно? и вообще я прошу Вас выйти  из   класса».

Это было слишком неожиданно и вызывающе для нас всех. Михайлов Саня, наш отличник, горско-еврейский юноша, который  в диктантах не допускал  ни  одной орфографической ошибки, пацан который знал где в упражнениях надо ставить все знаки препинания, был резко и дерзко атакован. Воспитанный  на  русской  литературе он был еще и интеллигентным парнем, молча, без всяких пререканий вышел из класса. Пинхас Ильич вступил в свои права, а у нас уже не было ни каких сил сопротивляться.

Вот таким  образом судьба свела  меня  с человеком, который  навсегда остался в  моей памяти. Пинхас Ильич, великий знаток физики - говорил всегда, «Физику на пятерку  и я не знаю, так что не обижайтесь, если не оценю ваши знание на отлично». Он фантастически был влюблен в свое дело и очень хорошо знал  и понимал нас, молодых парней. Уроки физики Пинхаса Ильича стали моими главными, самыми интересными и любимыми уроками в моей школьной  жизни. Он часто  говорил мне,  «Азарьев ты  дурак, если  ты чуть  больше времени уделишь  учебе, тебе не  будет цены».

Все что не случается с нами, происходит только  к лучшему,  это  живая  история нашей  жизни. Спасибо тебе  Господи за  твоих ангелов на моем  жизненном  пути.


Рецензии