38. убийство властью и одиночество

                УБИЙСТВО ВЛАСТЬЮ

Власть всегда лакомым инградиентом в своей кулинарии убийств считала одиночек- философов, поэтов, ученых.

  Демосфен (  384 г. до н. э., Афины — 322 г. до н. э.) — один из знаменитейших ораторов древнего мира; выходец из знатного рода.
 Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил, однако, все эти недостатки .
Плутарх («''Жизнеописания''», Дем. IV) отмечает, что современники Демосфена за его недостатки дали ему нелицеприятное прозвище ''Батал'' ( gr. , «заика, косноязычный»).
Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.
  Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому.
Однако, судьба преследовала Демосфена. Он был впутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея её, бежал в Эгину и Трезену.
Народ Афин по предложению Демада вынес Демосфену и его сторонникам смертный приговор. За ними Антипатр выслал "охотников на людей" под предводительством Архия.
Здесь Демосфен, окружённый людьми Архия, принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов (322 г. до н. э.). Плутарх хвалит Демосфена, что он, хотя и пытался вымолить себе жизнь, но вовремя раздобыл и применил ядовитое зелье, спасся под защитой высшего алтаря, вырвавшись из рук наёмников и посмеявшись над жестокостью Антипатра.
Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма. На цоколе статуи была вырезана надпись
''Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум''
Демосфен''. Речи. В 3 т. / Отв. ред. Е. С. Голубцова, Л. П. Маринович, Э. Д. Фролов. (Серия «Памятники исторической мысли»). М., Памятники исторической мысли. 1994. (''полный русский перевод речей и писем'')

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (ок.480—524), римский государственный деятель, христианский философ-неоплатоник.
 Будучи приближённым к королю остготов Теодориху Великому, захватившему в 493 году северную Италию, Боэций занимал высшие государственные посты.
 В 523/524 был обвинён в государственной измене, заключён в тюрьму .Летом 524 г. Боэций был приговорен к смертной казни с конфискацией имущества, но умер он под пытками. Могила Боэция находится в городе Павия.
В ожидании казни написал своё главное сочинение «Об утешении философией» («De consolatione philosophiae»), которое стало одной из популярнейших книг Средневековья и оказало сильное влияние на европейскую литературу. В этом трактате Боэций пытается решить проблему совмещения свободы воли с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы воли не существует. С другой — свобода человека, его воли всё-таки существует, а это подрывает способность Бога проникать в мрак будущего. Это видимое противоречие Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих действий, их предвидение, не является необходимой причиной этих самых действий. В своей книге Боэций наставляет читателя, чтобы он уклонялся от зла, своё сердце устремлял к добродетели, а ум — к истине. Книга «Об утешении философией» стала последним произведением древнего мира, в котором отсутствует христианская идеология и ни разу не упомянуто имя Христа. В тюрьме, незадолго до казни, Боэцию является не Дева Мария, не Христос, но воплощённая в женском обличии Философия.
http://www.ancientrome.ru/antlitr/boethius/index.htm Утешение Философией] / Перевод В. И. Уколовой и М. Н. Цейтлина
Майоров Г. Г. Северин Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры // Вопросы философии. 1981, № 4
Уколова В. И. «Последний римлянин» Боэций. — М.: Наука, 1987. — 160 с.
Майоров Г. Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты. — М.: Наука, 1990.

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола ( fr. Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet) (17 сентября 1743 — 28 марта 1794) — французский писатель, ученый-математик и политический деятель.
В начале своей деятельности Кондорсе занимался преимущественно математическими науками, но уделял внимание также вопросам справедливости и нравственности, занимавшим его ум ещё в детстве.
Кондорсе отличался добротой и сдержанностью в выражении своих чувств, что дало повод Д'Аламберу сказать о нем: «это — вулкан, покрытый снегом». Другой отличительной чертой его характера было полное отсутствие тщеславия и честолюбия. Всегда снисходительный к другим, мягкий, деликатный, он, однако, умел говорить правду, был беспристрастен в своих приговорах даже по отношению к друзьям. он развивал мысли о праве каждого человека свободно располагать своим умственным и физическим трудом, о свободе торговли хлебом, о правильном вознаграждении рабочих, о реформе уголовного суда, свободе печати, об уничтожении крепостного права .
 Занимая пост председателя комитета по уравнению мер и весов, Кондорсе хорошо познакомился с внутренним механизмом Франции, видел много несовершенств в этом механизме, убедился в косности парижского парламента и горячо восстал против него (в «Письмах американского гражданина»), так как последний систематически препятствовал проведению тех реформ, которые предлагали Тюрго и сам Кондорсе.
  Работа Кондорсе положила начало целому направлению математических исследований в области социологии, психологии, политики и экономики.
После бегства Людовика XVI в Варенн Кондорсе основал первую республиканскую газету во Франции «Республиканец или защитник представительного правительства». В 1790 Кондорсе заседал в муниципалитете, а в 1791 его выбрали комиссаром национального казначейства. В конце того же года он отказался от этой должности и, избранный в Национальный конвент, стал его секретарём, а вскоре и президентом. Здесь он очень много занимался организацией общественного образования.
Кондорсе напечатал послание к народу, где выставил многочисленные недостатки обнародованной конституции и указывал на их вредные последствия, советуя не принимать её. За обнародование этого послания, Кондорсе, обвинённый в заговоре «против единства и нераздельности» французской республики, был объявлен конвентом вне закона. Друзья скрыли его у вдовы скульптора Вернэ. Когда жирондисты были осуждены конвентом, Кондорсе хотел покинуть дом Вернэ, не желая подвергать её опасности, но последняя на этот раз удержала его, и только 26 марта 1794, по окончании последней своей научной работы, Кондорсе ушёл от неё, отправился в окрестности Парижа, был схвачен и посажен в тюрьму Bourg-la-Reine. Там 29 марта его нашли мёртвым — он отравился, как предполагают, ядом, который всегда носил в перстне.
Во время своего пребывания в доме Вернэ Кондорсе написал свою политическую исповедь «Советы осужденного дочери», где высказал все свои мысли о главных вопросах жизни.

 Кондорсе, Ж.-А. http://liberte.newmail.ru/Books/Condorcet-0.html  Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума] . — М.—Л.: Соцэкгиз, 1936.
* Бадентэр, Э., Бадентэр, Р. Кондорсе (1743-1794). Ученый в политике / Вступ. ст., сокращ. пер. с фр. О. В. Захаровой. — М.: Ладомир, 2000. — 398 с. — http://exlibris.ng.ru/printed/bios/2001-07-12/2_word.html   рецензия]
Литвинова, Е. Ф. Кондорсэ, его жизнь и деятельность, научная и политическая // Т. Мор. Оуэн. Дидро. Д'Аламбер. Кондорсе. — Челябинск: Урал LTD, 1998.

31 августа 1918 года газета «Правда» писала: «Настал час, когда мы должны уничтожить буржуазию, если мы не хотим, чтобы буржуазия уничтожила нас. Наши города должны быть беспощадно очищены от буржуазной гнили. Все эти господа будут поставлены на учет и те из них, кто представляет опасность для революционного класса, уничтожены. Гимном рабочего класса отныне будет песнь ненависти и мести!».
 Одним из характерных социальных явлений в СССР в период  1917-53  были массовые репрессии, направленные в том числе на разрушение интеллектуального потенциала страны. В результате репрессий  пострадали тысячи ученых, многие из которых погибли, в том числе сотни профессоров. В  1918-19 происходили аресты ученых как представителей определенного социального слоя, в  1928-30  - процессы над инженерами-вредителями, "дело Промпартии", "дело Трудовой крестьянской партии", "дело Академии наук",  в  1936-38  - "пулковское дело" и репрессии отдельных ученых, в  1947-49  - "суды чести", "красноярское дело геологов". Вершали репрессии ученых репрессии членов Академии наук, статистику которых проанализируем ниже.  В 1990-е годы исследования НИПЦ "Мемориал" ( http://www.memo.ru ) и отдельных историков науки позволили внести существенные уточнения судеб многих ученых, в том числе членов Академии наук. Исследования в этом направлении продолжаются ныне с использованием современных информационных технологий в рамках интернет-сайта "Социальная история отечественной науки" ( http://russcience.euro.ru ). На данный момент известно о достоверных фактах арестов 99  членов АН СССР (РАН), в том числе 5  почетных членов, 33  действительных членов и 61  члена-корреспондента Академии наук. В период с ноября 1928  по июль 1955  не было дня, когда в заключении не находился какой-нибудь член АН СССР. Из 99  арестованных членов Академии наук 44  погибли в результате репрессий: 23 расстреляно, 13  умерло в заключении (в тюрьмах и лагерях), 8  - в ссылке. Остальные 55  чел. были освобождены и умерли на свободе, 1 выслан из страны (А.А.Кизеветтер); некоторые из них находились под арестом лишь несколько дней  (В.И.Вернадский), другие провели в заключении и "шарашках" по 10  и более лет (Н.С.Кошляков), третьи находились под домашним арестом до конца своих дней (М.С.Грушевский). Были расстреляны 3  почетных члена РАН: Николай II (1918 ), великие князья Николай Михайлович, Георгий Михайлович (1919 ); 8  действительных членов АН СССР: Н.М.Тулайков, Д.Б.Рязанов, А.Н.Самойлович, Н.И.Бухарин, В.В.Осинский- Оболенский, Н.П.Горбунов (1938 ), Г.А.Надсон (1939 ), Н.А.Вознесенский (1950 ); 12 членов-корреспондентов: Т.Д.Флоринский (1919 ), Б.М.Гессен (1936 ), В.Г.Глушков, Н.Н.Дурново, Г.А.Ильинский (1937),  Я.Н.Шпильрейн, В.Н.Бенешевич, С.Г.Томсинский, А.А.Саткевич, Г.Ф.Церетели (1938 ), Б.В.Нумеров (1941 ), В.С.Игнатовский (1942 ). Были осуждены к ВМН, но умерли в заключении академики Н.И.Вавилов, И.К.Луппол (1943 ), умер в тюрьме осужденный на 10  лет академик Н.М.Лукин (1940), во время следствия умерли  академики Я.О.Парнас и И.Ф.Григорьев (1949 ); также погибли в заключении члены- корреспонденты Е.Ф.Будде, Е.И.Шпитальский (1931 ), В.Ю.Ган (не ранее 1939 ), А.Ф.Вальтер (1941 ), Г.А.Левитский, И.И.Замотин (1942 ), К.Д.Покровский (1944 ), П.А.Вальтер (1947 ). Судьба арестованного в 1937 В.Ю.Гана неизвестна, по официальным данным он умер не ранее 1939 ; до сих пор не обнаружено даже его фотоизображение. Умерли в ссылках: почетный член АН СССР Д.Ф.Егоров (1931 ), академики С.Ф.Платонов (1933 ), В.Н.Перетц (1935 ), М.К.Любавский (1936 ); члены- корреспонденты Д.Н.Егоров (1931), А.И.Бриллиантов  (1933 ), С.В.Рождественский (1934 ), В.Г.Дружинин (1937).

  Герасимович, Борис Петрович  (OldStyleDate|19|марта|1889|7, Кременчуг — 30 ноября 1937, Ленинград) — советский астроном.Основные работы связаны с проблемами нестационарности звёзд, их внутреннего строения и эволюции, звёздной статистики, физики межзвёздной среды и планетарных туманностей, строения звёздных атмосфер, теоретической астрономии, физики Солнца, выполнил пионерскую работу, рассматривающую процессы высвобождения энергии звёзд с точки зрения статистической механики. Первым среди астрономов серьёзно рассмотрел астрономические аспекты космических лучей.
В юности был членом боевой организации эсеров, в течение двух лет был в заключении.
В 1926—1931 находился в научной командировке в США, в Гарвардской обсерватории (Harvard College Observatory). С 1931 года заведующий отделом астрофизики Пулковской обсерватории, а с 1933 по 1937 годы — её директор.С 1934 года советская и мировая астрономическая наука готовилась к солнечному затмению 19 июня 1936 года, которое должно было наблюдаться преимущественно на территории СССР. Расширившиеся в связи с этим зарубежные контакты директора Пулковской обсерватории Б. П. Герасимовича привлекли внимания НКВД и было начато конструирование дела о «контрреволюционной вредительской организации» в среде научно-технической интеллигенции Ленинграда.
Летом 1936 года в ленинградской прессе была напечатана серия статей, осуждавшая «нездоровую обстановку» в пулковской обсерватории и обвинявшая астрономов в «преклонении перед заграницей», выражающемся в публикации работ преимущественно в западных журналах.
в ноябре 1936 — сентябре 1937 последовали аресты 13 пулковских астрономов и жён семерых из них, включая директора обсерватории Герасимовича (существует версия, что арест ускорило его заступничество за арестованных коллег перед А. А. Ждановым). Ведение дела проходило по отработанному НКВД сценарию: силовые методы допроса арестованных приводили к тому, что они оговаривали не только себя, но и своих коллег. По некоторым оценкам, всего по делу было арестовано более ста человек, в том числе профессор ЛГУ, член-корреспондент АН СССР В. А. Фок, профессор ЛГУ В. К. Фредерикс, другие известные учёные, в том числе около 30 астрономов, что составляло примерно 10-20 процентов общего числа активно работающих в то время в СССР астрономов.
Участникам «заговора» вменялось в вину также вредительство (саботаж наблюдений солнечных затмений, сокрытие месторождений полезных ископаемых, и т. д.)
Против подсудимых были выдвинуты обвинения по пунктам 6, 7, 8, 10 и 11 статьи 58 УК РСФСР (шпионаж, вредительство, террор, антисоветская агитация).
 осенью 1937 были арестованы и приговорены как ЧСИР к различным срокам заключения в ИТЛ жёны осуждённых. Были сосланы и родственники учёных. 30 ноября 1937 года был приговорён к расстрелу директор Пулковской обсерватории Б. П. Герасимович
http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/pulkovo.htm  Справка КГБ о судьбе пулковских астрономов.
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/nev94os.htm  Н. И. Невская. Забытые страницы истории Пулковской обсерватории // Репрессированная наука. Выпуск 2. СПб.: Наука, 1994, с.140-144.]
http://www.ihst.ru/projects/sohist/repress/  Репрессии учёных. Библиографические материалы

 Карсавин, Лев Платонович (1 (13) декабря 1882, Санкт-Петербург, Российская империя — 12 июля 1952, Абезь, Коми АССР, СССР) — русский религиозный философ, историк-медиевист, поэт.Развивал своеобразную версию «философии всеединства» применительно к проблеме личности, методологии истории, истории культуры, гносеологии, этике, социологии, стремясь к созданию целостной системы христианского миросозерцания.
Родился в семье актёра балета Мариинского театра. Брат балерины Тамары Карсавиной.
В 1920 один из учредителей издательства «Петрополис», один из учредителей и профессоров Богословского института. В 1921 избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения. В августе был 1922 арестован и приговорён к высылке за границу без права возвращения. Освобождён незадолго до высылки.
 Выслан в ноябре 1922 вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, И. Ильин и др.) и членами их семей в Германию. В Берлине был избран товарищем председателя Бюро Русского академического союза в Германии, стал одним из организаторов, затем сотрудник Русского научного института
С 1928 жил в Каунасе; в 1928—1940 профессор всеобщей истории университета в Каунасе (с 1929 преподавал на литовском языке).
В 1944 советскими властями отстранен от преподавания в Вильнюсском университете, уволен из музея. В 1949 уволен из Художественного института, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти. В марте 1950 приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.
Умер в заключении в посёлке Абезь Коми АССР.
Категория ''всеединства'' у Карсавина понимается как динамический принцип становления бытия и в качестве фундаментальной категории исторического процесса лежит в основе историософии.
http://www.russianresources.lt/archive/Karsavin/Kars_0.html Лев Карсавин (1882—1952): биография и тексты]

Шпет, Густав Густавович (26 марта (7 апреля) 1879, Киев — 16 ноября 1937, Томск) — русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы (знал 17 языков).
  Его конкурсное сочинение «''Ответил ли Кант на вопросы Юма''» было удостоено золотой медали и опубликовано в университетском издательстве.
За участие в революционном студенческом движении он был исключён из университета и выслан из Киева.
В 1912—1913 гг. стажировался в Гёттингенском университете. Слушал лекции Гуссерля по феноменологии.Результатом стажировки стала работа Шпета «Явление и смысл» (1914), в которой представлена интерпретация гуссерлевских «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии».
С 1921 — действительный член Российской Академии Художественных Наук.В этот период Шпет продолжает работу над «Историей как проблемой логики», издает работы: «Внутренняя форма слова», «Эстетические фрагменты», «Введение в этническую психологию» и др.В 1921 г. возглавляет созданный Институт научной философии.
В 1935 был арестован в ночь с 14 на 15 марта. После окончания следствия был осуждён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР, приговорен к 5 годам ссылки и отправлен в Енисейск, затем по его просьбе переведён в Томск. Уже в ссылке 27 октября 1937 арестован, обвинён в участии в антисоветской организации и 16 ноября расстрелян.

 Шпет Г. Г. Мысль и Слово. Избранные труды / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2005. 688 с.
Густав Шпет: жизнь в письмах. Эпистолярное наследие / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.:РОССПЭН, 2005. 719 с.
 Щедрина Т. Г. «Я пишу как эхо другого…». Очерки интеллектуальной биографии Густава Шпета. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.
http://www.npar.ru/pdf/2007-3.pdf   ''Савенко Ю.'' 70-летие расстрела самого выдающегося русского феноменолога: Густав Густавович Шпет (1879—1937) // Независимый психиатрический журнал №3, 2007. С.7—8.]

Павел Александрович Флоренский (9 января (21 января) 1882— 8 декабря 1937) — русский богослов и учёный, православный священник, новомученик.
Флоренский очень рано обнаружил исключительные математические способности и по окончании гимназии в Тифлисе поступил на математическое отделение Московского университета.
По окончании университета он не принял предложения остаться при университете для занятий в области математики, а поступил в Московскую духовную академию.
В годы обучения в Духовной Академии у него возникает замысел капитального сочинения, будущей его книги ''«Столп и утверждение истины»'', большую часть которой он завершает к концу обучения.
 События Революции воспринимает как живой апокалипсис. Пытается убедить власти, что Троице-Сергиева лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как мёртвый музей. На Флоренского поступают доносы, уличающие его в создании монархического кружка.
1918 год — Духовная Академия переносит свою работу в Москву, а затем закрывается. В 1921 году закрывается и Сергиево-Посадский храм, где Флоренский служил священником. Теперь он пытается спасти и сохранить православные ценности под видом исследования перспективы икон.
 Наряду с этим он возвращается к занятиям физикой и математикой, работая также в области техники и материаловедения.
1921 год — он работает в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживает Лев Троцкий, нагрянувший однажды в институт с визитом ревизии и поддержки, что, возможно, в будущем сыграло в судьбе Флоренского роковую роль. Другое направление его деятельности в этот период — искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству.
1928 год — летом его ссылают в Нижний Новгород, но в том же году, по хлопотам Е. П. Пешковой, возвращают из ссылки. Имел возможность эмигрировать в Прагу, но решил остаться в России. В начале 1930-х годов против него развязывается кампания в советской прессе со статьями погромного и доносительского характера. 26 февраля 1933 года последовал арест и через 5 месяцев, 26 июля, — осуждение на 10 лет заключения. С 1934 года Флоренский содержался в Соловецком лагере. 25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 8 декабря скорее всего под Токсово (пригород Петербурга).
Флоренский Павел Александрович. Биография

Горский Александр Константинович (1886-1943) - российский философ и поэт. Считал, что в глубинах Эроса таится жажда "космического расширения существа".
В 1929 был арестован и в течении 8 лет находился в северной зоне ГУЛАГа. В 1937 отправлен в ссылку в г. Калугу. Во время ссылки продолжал разработку идей философии космизма и эротизма. Развивал свои представления о воскреситель-ной эротике и сверхприродном смысле любви. В 1943 репрессирован вторично. Погиб в ГУЛАГе.

Якоб ван Годдис ( de. Jakob van Hoddis; настоящее имя Ганс Давидсон, de. Hans Davidsohn; 16 мая 1887, Берлин — май или июнь 1942) — немецкий поэт-экспрессионист еврейского происхождения.
Печатался с 1907. В 1909 вместе с Куртом Хиллером открыл «Новый клуб» — пристанище первых экспрессионистов. Впервые опубликовал стихи в 1911. После смерти близкого друга, Георга Гейма, впал в глубокую депрессию; в конце октября 1912 был насильно помещён в психиатрический санаторий, из которого бежал в начале декабря. Жил на попечении частных лиц, с 1927 находился на постоянном лечении — сначала в Университетской клинике Тюбингена, а с 1933 в «Израильской психиатрической лечебнице» Бендорф-Зайн под Кобленцем, куда до 1940 помещали всех душевнобольных еврейской национальности. 30 апреля 1942 был вывезен вместе с другими больными и медперсоналом в Люблин. Убит в концлагере (предположительно в Собиборе).

Hornbogen H. Jakob van Hoddis: die Odyssee eines Verschollenen. M;nchen: Allitera, 2001
 Макс Жакоб ( fr. Max Jacob, 12 июля 1876, Кемпер, Финистер – 5 марта 1944, лагерь Дранси, Сена-Сен-Дени) – французский поэт и художник. Поэзия Жакоба, полная гротеска и словесного розыгрыша, близка к кубизму и сюрреализму.
Из семьи немецких евреев, в 1825 переселившихся из Саарбрюккена в Бретань. В 1890-1891 проходил курс лечения у Шарко. C 1897 жил в Париже, публиковался как художественный критик под псевдонимом ''Леон Давид''. В 1898 подружился с Пикассо, в 1904 вошел в круг Аполлинера, познакомился с Модильяни, Браком, Дереном, Руссо и др.
В 1915 принял католицизм. В 1921-1928 и 1936-1944 жил в бенедиктинском монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар. 24 февраля 1944 был как еврей и гомосексуалист арестован гестапо, отправлен в тюрьму Орлеана, затем в лагерь Дранси, где через несколько дней умер от воспаления легких. Брат и сестра Жакоба погибли в нацистских концлагерях.
Мемуары папаши Вобуа. Жизнеописание великого человека//Французская новелла двадцатого века, 1900-1939. М.: Художественная литература, 1973, с.240-249
* Стихи // Западноевропейская поэзия XX века. М.: Художественная литература, 1977, с.544-548.
*Избранные стихи/ Вступ. ст., пер. с фр. и коммент. А. Смирновой. СПб.: ИНАпресс, 1995.
Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо (1900—1910). М.: Молодая гвардия, 2000.

Все;волод Эми;льевич Мейерхо;льд  (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд ( de. Karl Kasimir Theodor Meyergold).
Родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье владельца водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе).
 В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. Играл роли Василия Шуйского («Царь Фёдор Иоаннович») и Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного») А. К. Толстого, принца Арагонского («Венецианский купец» Шекспира), Тирезия («Антигона» Софокла), Иоганнеса («Одинокие люди» Г. Гауптмана), Треплева («Чайка») и Тузенбаха («Три сестры») А. Чехова.
 В 1906 году был приглашён В. Ф. Комиссаржевской в Петербург главным режиссёром её собственного Драматического театра. За один сезон выпустил 13 спектаклей — «Гедду Габлер» Г. Ибсена, «Сестру Беатрису», М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева.
В 1908—1918 годах работал в петербургских императорских театрах.
После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В.Маяковкого (1918 годах). В 1921 году ставит вторую редакцию этой же пьесы в Москве.
В 1922—1924 год  руководил Театром Революции.
Попытки закрыть театр Мейерхольда предпринимались постоянно, начиная с 1928 года. В январе 1938 года театр был закрыт.
 20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке Москвы был произведён обыск.
А.Добровольский, ''«Смертельная игра Мастера: Кто погубил театр великого режиссера?»''. «Московский комсомолец», №055, 16 марта 2005 г.
В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД  . Вскоре она была убита неустановленными лицами, предположительно сотрудниками НКВД.
http://www.pseudology.org/evrei/Meerxold_Reich.htm  Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх
После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками [''«...Меня здесь били - больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам [...] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток...»'', из письма В.Э.Мейерхольда В.М.Молотову (январь 1940 г.), цит. по статье А.Добровольского ''«Смертельная игра Мастера: Кто погубил театр великого режиссера?»'', «Московский комсомолец», №055, 16 марта 2005 г.] , подписал нужные следствию показания: обвинялся по статье 58-й УК РСФСР  Статья 58 УК РСФСР «Контрреволюционные преступления» .
Судебное заседание состоялось 1 февраля 1940 года; приговор — высшая мера.
2 февраля 1940 года был расстрелян.
Волков Н.'' Мейерхольд, т. 1—2, М. — Л.: Academia, 1929.
Рудницкий К. Л.'' Режиссёр Мейерхольд. [М., 1969] .
Мейерхольд. Наследие 1 : Автобиографические материалы. Документы 1896—1903 гг. М.: ОГИ, 1998. — 744 с. — ISBN 5-900241-34-3
Н. М. Тарабукин о В. Э. Мейерхольде / Подг. ''О. М. Фельдман'' и ''В. А. Щербаков''. М.: ОГИ, 1998. — 112 с. — ISBN 5-900241-17-3
http://meyerhold.theatre.ru/meyerhold/bio/  Биография Мейерхольда


Даниил Иванович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв, по документам Ювачёв-Хармс [Существует легенда о том, что Хармс сам вписал свой псевдоним в паспорт, превратив фамилию в двойную.] ; OldStyleDate|30|декабря|1905|17, Санкт-Петербург — 2 февраля 1942, Ленинград) — русский писатель и поэт.
 В 1925 году занялся сочинительством. Он быстро приобрел скандальную известность в кругах литераторов-авангардистов под своим изобретённым ещё в 17 лет псевдонимом «Хармс». именно псевдоним «Хармс» с его амбивалентностью (от французского «charme» — «шарм, обаяние» и от английского «harm» — «вред») наиболее точно отражал сущность отношения писателя к жизни и творчеству.
 Хармс был в декабре 1931 года арестован, обвинен в антисоветской деятельности (при этом ему инкриминировались и тексты произведений) и приговорен 21 марта 1932 г. коллегией ОГПУ к трём годам исправительных лагерей (в тексте приговора употреблён термин «концлагерь»). В итоге приговор был 23 мая 1932 г. заменен высылкой , и поэт отправился в Курск.
 После публикации в 1937 году в детском журнале стихотворения «Из дома вышел человек с верёвкой и мешком», который «с той поры исчез», некоторое время Хармса не печатают, что ставит его с женой на грань голодной смерти.
 23 августа 1941 года арестован за пораженческие настроения .
  Чтобы избежать расстрела, симулировал сумасшествие; военный трибунал определил «по тяжести совершённого преступления» содержать Хармса в психиатрической больнице. Умер во время блокады Ленинграда, в наиболее тяжёлый по количеству голодных смертей месяц, в отделении психиатрии больницы тюрьмы «Кресты» (Арсенальная набережная, 9).
 Абсурдистские произведения Хармса издаются в России с 1989 года.
 http://daharms.ru/
Кобринский А. А. Даниил Хармс. М.: Молодая гвардия, 2008. — («Жизнь замечательных людей»).

Никола;й Мака;рович Оле;йников (5 (17) августа 1898 — 24 ноября 1937) — русский советский писатель, поэт. Псевдонимы — Макар Свирепый, Николай Макаров, Сергей Кравцов.
Родился в станице Каменская, входящую в область Всевеликого Войска Донского (ныне станица находится на территории Ростовской области), в зажиточной казацкой семье. Окончил четырёхклассное училище, в 1916 поступил в учительскую семинарию. В марте 1918 записался добровольцем в Красную армию, участвовал в боях с германцами и белоказаками, в 1920 вступил в РКП(б). Вошёл в состав редколлегии газеты «Красный казак»; переехав в Бахмут (ныне Артёмовск), стал ответственным секретарём газеты «Всероссийская кочегарка». В 1923 организовал издание литературно-художественного журнала «Забой», который под названием «Донбасс» продолжает своё существование и сегодня. В 1925 году Олейников становится сотрудником редакции журнала «Новый Робинзон», впоследствии преобразованной в Детский отдел Госиздата, который возглавил С. Я. Маршак. Олейников познакомился с будущими обэриутами А. И. Введенским и Д. И. Хармсом, ставшими, как и Е. Л. Шварц, ближайшими друзьями писателя. В 1926 выступает в детском альманахе «Советские ребята» в новом жанре публицистики для детей. В 1928 организует выпуск ленинградского журнала для детей «Ёж» («Ежемесячный Журнал»), сотрудниками которого, кроме Шварца и обэриутов, становятся К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, М. М. Пришвин, И. Л. Андроников и другие писатели. Основной псевдоним Олейникова тех лет — «Макар Свирепый». В 1930 по инициативе Олейникова начал выходить «Чиж» — «Чрезвычайно Интересный Журнал», рассчитанный на самых маленьких читателей.
  При жизни Олейникова были напечатаны лишь три его «взрослых» стихотворения («Служение науке», «Муха» и «Хвала изобретателям»). Эта публикация была тотчас опознана как «враждебная вылазка» в статье А. Тарасенкова «Поэт и муха» («Литературная газета», 10 декабря 1934). После этого отпал вопрос о напечатании новых, даже самых безобидных созданий Олейникова — циклов «В картинной галерее» (1936) и «Вулкан и Венера» (1937).
3 июля 1937 Олейников был арестован, в том же месяце НКВД разгромило всю редакцию детской литературы. Уцелевшие сослуживцы отмежевались от «врага народа» Олейникова и его приспешников, «контрреволюционной вредительской шайки, сознательно взявшей курс на диверсию в детской литературе». Статья в стенгазете кончалась призывом: «Добить врага!»
Олейников был расстрелян 24 ноября 1937 в Ленинграде как «враг народа». Первые публикации Олейникова появились лишь спустя 30 лет.
Николай Олейников на сайте иронической поэзии
http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/6/ol10.html  ''Олейников, Николай''. Стихи / Публ., подг. текста и послесловие ''И. Лощилова'' // Звезда. — 2008. — № 6.
*
Эрих Курт Мюзам ( de. Erich Kurt Muhsam; 6 апреля 1878, Берлин, Германия — 10 июля 1934, концлагерь Ораниенбург, Бранденбург, Германия) — талантливый поэт, драматург и видный представитель богемы. Анархист. В конце Первой мировой войны один из ведущих агитаторов Баварской Советской республики. Однако, мировую известность он получил уже в годы Веймарской республики (1919—1933) как автор работ, высмеявших Адольфа Гитлера и осуждающих нацистов ещё до их прихода к власти в 1933 году.
 Пресса изображала его злодеем, обвиняемым в анархистских заговорах и мелких преступлениях.
 1933 — В марте, немедленно после поджога рейхстага, на Мюзама, как и на других левых интеллектуалов, была организована облава. Друзья предвидели это и достали ему билет в Прагу. Знакомый, за которым тоже охотилось гестапо, помогал ему паковать бумаги и книги.
Последующие семнадцать месяцев его истязали с нарастающим темпом.
Коммунистические, социалистические, и анархистские издания вели международную кампанию протеста против ареста, описывя пытки и издевательства нацистов:
«После того как ему выбили зубы ударами мушкета; после штамповки свастики на его скальпе раскаленной маркой; после пыток, заставивших его лечь в больницу, даже теперь фашистские гиены из концентрационного лагеря Зонненбург, продолжают свои зверские издевательства над беззащитным человеком. На этот раз нацист вынудил нашего товарища вырыть себе собственную могилу. И пусть тело Мюзама сломлено, его дух все еще тверд: Его пытались вынудить спеть песню Хорста Весселя, и не была предела ярости фашистов, когда в ответ они услышали слова Интернационала.» [«The Nazi Regime at Work: Erich Muhsam» in MAN! A Journal of the Anarchist Ideal and Movement. Vol. 2, No. 3 (March 1934).]
Сперва место заключения был лагерь Зонненбург, затем Бранденбург и, наконец, Ораниенбург. Во время своего пребывания в Бранденбурге Мюзам попросил разрешение написать письмо к жене. Ему сломали оба больших пальца и затем издеваясь дали разрешение.
В Ораниенбургском лагере гестаповцы придумали изощренную муку — они нашли шимпанзе, которого подсадили в камеру Мюзама, ожидая что та изобьет и покусает поэта. Но обезьяна, недавно потерявшая хозяина, обняла Мюзама — два несчастных бесконечно одиноких существа посреди этого кошмара нашли тепло и поддержку друг в друге. Ненадолго. Гестаповцы вытащили шимпанзе из камеры и на глазах Мюзама замучили насмерть. 9 июля 1934 года его вызвали в канцелярию лагеря и сказали прямо: даем тебе 48 часов, чтобы покончить с собой, но если ты не сделаешь этого, мы возьмемся за тебя сами". В отличие от многих, не вынесших мук, Мюзам отказался сотрудничать с палачами. «Я не сделаю эту работу, не стану собственным палачом, я предоставлю это другим» — сказал он товарищам по заключению. По истечении срока его увели, назад он не вернулся. Изуродованное тело нашли в петле в туалете, но профессионально завязанная петля выдала убийц.
Сообщение из Праги 20 июля 1934 в «Нью-Йорк Таймс» сообщало в противовес официальному нацисткому сообщению от 11 июля о самоубийстве:
«Этим вечером его вдова объявила, что, когда ей разрешили посетить мужа после его ареста, его лицо было настолько раздуто от побоев, что она не могла узнать его. Его назначили уборщиком туалетов и лестниц, и штурмовики развлекли себя, плюя ему в лицо. 8-ого июля, последний раз, когда она видела его , Несмотря на постоянные пытки, он выглядел бодрым, и когда о его „самоубийстве“ сообщили три дня спустя, она была уверена, что это ложь». Когда она заявила полиции, что они «убили» его, они жали плечами и смеялись. Во вскрытии ей было отказано, но согласно фрау Мюзам, Штормовики, рассерженные с на новое командование, неофициально показали ей тело, которое имело бесспорные признаки удушения, с разрушенной задней частью черепа, как будто Эриха Мюзема тянули через плац. " [The New York Times, 20 July 1934, quoted in «Erich Muhsam (1868—1934)» in MAN! A Journal of the Anarchist Ideal and Movement. Vol. 2, No. 8 (August 1934)]
Павлова Н. С., Творчество Эриха Мюзама, М., 1965.

Сабина Николаевна (Шейвэ Нафтульевна) Шпильрейн (в замужестве ''Шефтель'', затем ''Шпильрейн-Шефтель''; 25 октября (7 ноября) 1885, Ростов-на-Дону — 11 или 12 августа 1942, там же) — российский и советский психоаналитик, педагог, ученица К. Г. Юнга.
Родилась в состоятельной еврейской семье коммерсанта, энтомолога по образованию, выходца из Варшавы и впоследствии купца 1-ой гильдии
в 1904 году в возрасте 18 лет она поступила в психиатрическую клинику в Цюрихе, где встретила молодого доктора Карла Густава Юнга и несколько лет была его анализантом. Причиной лечения стал нервный срыв в результате смерти от брюшного тифа её 6-летней сестры Эмилии. Считается, что именно в это время начался роман между заведующим отделением и отцом двоих детей К. Г. Юнгом и его пациенткой Сабиной Шпильрейн, который продолжался более 7 лет. Тема утраты собственного Я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала ключевой для всех последующих исследований Сабины Шпильрейн.
  В 1923 семья возвращаются в Советскую Россию, где в то время под патронажем Льва Троцкого активно развивался психоанализ. Семья Сабины останавливается в Москве, а позднее переезжает в Ростов-на-Дону, где Шпильрейн создаёт детскую психиатрическую больницу и начинает преподавать в университете.Несмотря на то, что в 1924 году, вместе с опалой Троцкого, в Советском Союзе запрещают психоанализ, тем не менее, Сабина Шпильрейн продолжает подпольную психоаналитическую практику. В 1935—1937 во время сталинских чисток, трое её братьев были расстреляны. В 1938 умирает её муж психоаналитик Павел Шефтель. В 1941 году Ростов-на-Дону оккупируют фашисты, однако Шпильрейн отказывается бежать из родного города, считая план уничтожения евреев — дезинформацией со стороны советских властей. В августе 1942 года, как и многие другие евреи Ростова-на-Дону, Сабина Шпильрейн и две её дочери были расстреляны в Змиёвской балке.
В истории психоанализа Сабина Шпильрейн осталась как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления» (её докторская диссертация 1912, защищённая в Венском университете), ставшая фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти.
  Она заключает, что деструкция собственного Я является причиной развития новых социальных форм. В распаде мы всегда можем найти основания для творческого становления.
http://www.peoples.ru/science/psihology/sabina_shpilreyn/  Биография Сабины Шпильрейн
http://psychoanalyse.narod.ru/spielrein/spielbio.htm  Овчаренко В. И. Судьба Сабины Шпильрейн // Российский психоаналитический вестник, 1992, № 2, с. 64—69.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.