29. Борис Яковлевич Хабас

НА СНИМКЕ: Борис Яковлевич Хабас. Он 25 лет работал заведующим райздравотделом в Советском районе г. Новосибирская с 1958.
 

Борис Яковлевич Хабас начал работать заведующим райздравотделом в только что созданном Советском райисполкоме чуть раньше меня, застав Е.К. Лигачева на посту первого секретаря Советского райкома КПСС, а Л.Г. Лаврова – в должности председателя райисполкома.

Он родился в 1929 году и после окончания Мединститута в Новосибирске поработал хирургом пять лет в селе Доволенском Доволенского района Новосибирской области, места, до которого можно было добраться самолетом или на перекладных, - до железной дороги - станция Каргат - было 120 км. Ему там нравилось, и уехать оттуда пришлось только из-за необходимости сменить место жительства после тяжелой болезни жены.

Борис Яковлевич проработал зав. райздравом в Советском районе 25 лет, а потом, в преддверии пенсии, снова сменив специальность, стал психиатром-наркологом. Им он проработал вплоть до отъезда из страны в 1996 году.

Вспомнив о нем, я в гугле нашел сначала его сына, Виктора, а потом и его. Оказывается, вся его семья уже 10 лет живет в Торонто (Канада). Сегодня (я это пишу в конце 2010 года) я с ним целый час говорил по скайпу, и Борис Яковлевич рассказывал мне историю своей жизни, начиная с жизни его отца, который в составе большой еврейской общины жил в Каинске (русского языка никто из общины не знал, но они обходились без него), потом в 1929 году они организовали коммуну и получили землю в районе Чика. Через пару лет это было уже сильное хозяйство, получавшее высокие урожаи зерновых и имевшее большое стадо мясо-молочной породы скота.

Рассказал он мне и историю записей песен Галича. Я думал, что по стране гуляют только записи с магнитофонов, установленных прямо на сцене Дома ученых во время концерта. Но оказалось, что песни Галича записывались и во время его нескольких выступлений в кафе-клубе «Под интегралом», в зале ДК и в студенческих аудиториях. Галич также был гостем академика А.Д. Александрова, и пел свои песни у него в коттедже. За тонкой стенкой комнаты, где он пел, была звукозаписывающая аппаратура сотрудника ИЯФ радио-министра кафе-клуба «Под интегралом» Саши Ильина. Естественно, качество этих записей было много выше, чем записей концертных и других выступлений Галича. Борис Яковлевич Хабас переписывал Галича именно с записей Саши Ильина.

Но вернемся к Борису Яковлевичу Хабасу. Всю свою коллекцию Борис Яковлевич Хабас потерял, отдав ее на время одной знакомой из Калиниграда, которая ее не вернула, сказав, что потеряла ее. Иногда эти записи всплывают, что свидетельствуют о том, что эта женщина оказалась просто мошенницей.

К сожалению, в июле 2010 года из жизни ушла жена Бориса Яковлевича, и он живет один, хотя его ежедневно навещают и сын, и внук, который тоже имеет семью. Правнуку Бориса Яковлевича 2 года.

Борис Яковлевич иногда звонит Ивану Прохоровичу Мучному, о котором говорит, как об очень хорошем чутком человеке. А вот Марти Петровичу Чемоданову, ставшему первым секретарем райкома после ухода Лигачева, который тоже ныне здравствует, Борис Яковлевич не звонит.

– Сложный человек, - говорит он.

В общем, мы с ним наговорились всласть, и он дал мне домашние телефоны Ивана Прохоровича Мучного и Юрия Николаевича Абраменко.

А недавно я прочитал "Краткие воспоминания" дочери Марти Петровича Нины Коптюг об отце и узнал, что Марти Петрович Чемоданов написал и издал книгу «Остаюсь коммунистом». Она издана тиражом всего 100 экз., и я пытаюсь ее найти, потому что мне интересно, что он пишет о том времени.

Пришлось мне дописать эту главку. Борис Яковлевич скончался.

Последние пару лет мы с ним часто разговаривали по скайпу, и он мне о многом рассказал, - память у него была отменной. И врач-диагност он был прекрасный. Несмотря на тяжелую болезнь, он оставался оптимистом, не ныл и не брюзжал, а относился к своему состоянию спокойно и с юмором. Он ЖИЛ до конца. И до конца оставался обаятельным человеком.

А вот, что пишет о нём, как о коллекционере Андрей Даниленко на сайте http://blatnyak.ucoz.ru/forum/15-119-1

В 83-м судьба свела меня с Борисом Яковлевичем Хабасом из Академгородка - крупнейшим коллекционером бардов за Уралом. Именно он научил меня тому, как массу пленок превратить в коллекцию. Во многом благодаря ему я получил и выход на известных коллекционеров из других городов. Кстати, приятно поразило такое обстоятельство - практически ни одно мое письмо не оставалась без ответа. В то время в мире коллекционеров я был, можно сказать, абсолютным нулем. Тем не менее все мои просьбы встречали у них самое внимательное отношение.

- Помнится, в те годы власти не особенно жаловали ни творчество бардов, ни тех кто ими интересовался:

- Более того, за песни Галича, например, можно было и самому отправиться по этапу. Таких случаев было немало, в том числе и в Новосибирске. Поэтому разговор о Галиче, о Северном, о некоторых других с тобой заводили не сразу, а лишь основательно познакомившись, как следует, узнав, что ты собой представляешь.

Когда коллекционеры переписывали Галича, даже телефоны отключали - опасались подслушивания. Сейчас уже даже не верится, что такое могло когда-то быть. Но ведь было. И не дай нам Бог забыть об этом.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/04/25/2201


Рецензии