54. сумашедствие и одиночество

СУМАШЕДСТВИЕ

Сходят с ума лишь те, у кого есть с чего сходить.
Лец

               Одиночество сводит с ума
Одиночество неприятно само по себе, и большинство людей страшится его. Оказывается, тяга к общению вполне может быть  защитной реакцией  организма от разного рода психических расстройств. Подтверждением тому являются результаты недавно проведенного в США исследования. В течение четырех лет американские ученые наблюдали за более чем 800 пожилыми пациентами. Ежегодно участники эксперимента отвечали на вопросы анкеты, в которой им предлагалось выразить свое отношение к различным аспектам одинокой жизни. Респонденты должны были использовать пятибалльную шкалу, чтобы  указать, насколько определенные утверждения описывают их жизнь. Например, "меня преследует ощущение пустоты" или "я чувствую себя абсолютно брошенным". Проанализировав проведенную работу, профессор Роберт Вилсон и его коллеги сделали вывод о существовании прямой связи между одиночеством и  развитием болезни Альцгеймера. Оказалось, что одинокие люди чаще страдают слабоумием: риск заболевания вышеназванным психическим расстройством увеличивается у них более чем в два раза.  Хотя связь между одинокой жизнью и развитием слабоумия установлена, ученые пока не могут выявить ее причины. Руководитель исследовательской группы и профессор нейропсихологии Вилсон так прокомментировал результаты работы: "Исследование дало нам два результата: во-первых, оно показало, что  одиночество на самом деле является фактором риска, и, во-вторых, мы поняли, что для изучения его связи с развитием психических расстройств необходимо выйти за рамки обычной невропатологии". Он также добавил, что одинокая жизнь не является следствием слабоумия. Наоборот, одиночество может влиять на  те системы в мозгу, которые отвечают за восприятие и память, поэтому одинокие люди более подвержены возрастным изменениям в нервной системе, впоследствии приводящим к психическим расстройствам. "Нужно иметь в виду, что одиночество имеет влияние не только на эмоциональный фон, но и на здоровье  организма".  Тем не менее, прямой связи между одиночеством и патологиями в мозгу, характерными для болезни Альцгеймера, установлено не было. http://www.utro.ru/articles/2007 /02 /06 / 622929 .shtml

 В связи с отсутствием чёткого определения психического здоровья и расплывчатостью границ нормы, однозначного, обобщённого определения психического расстройства не существует.
Психология в целом, использует этот термин для описания любого нездорового или ненормального состояния психики, но не имеет единого мнения о том, что в психике считать нормой и здоровьем. Наличие душевного страдания не является достаточным критерием, т.к. во многих случаях человек с психическим расстройством либо их не испытывает, либо его страдания невозможно объективно зарегистрировать. Нарушения социализации так же не могут быть критерием, т.к. в определённых условиях психические расстройства могут даже способствовать социализации, да и десоциализация может быть обусловлена иными причинами. Проявления психических расстройств носят отпечаток той социально-культурной среды, в которой воспитывался человек.

Психастениия (греч. psyche душа + asthenia бессилие, слабость) нарушение психической деятельности в форме психопатии (психастеническая психопатия) или невроза навязчивых состояний. Психастеническая психопатия начинает формироваться в детском возрасте, достигая уровня патологии обычно в подростковом или юношеском возрасте.
При психастенической психопатии в начале заболевания на первый план выступают аномальные характерологические особенности, которые проявляются чрезмерной мнительностью, впечатлительностью, ранимостью, застенчивостью, чувством тревоги, пугливостью, слабостью инициативы, нерешительностью, неуверенностью в себе, в будущем, которое представляется бесперспективным, несущим неудачи, неприятности. В связи с этим у больных отмечается боязнь нового, неизвестного. Они с трудом отступают от заведенного порядка, отличаются педантичностью, из-за бесконечных сомнений все делают медленно, снова и снова проверяют правильность предпринятых действий. Больным свойственны ригидность мышления, склонность к мучительному самоанализу, отвлеченным рассуждениям. Кроме того, у них наблюдаются невыраженность влечений; они острее и ярче переживают прочитанное, чем происходящее в действительности; возможны ощущения неполноты жизни, деперсонализационно-дереализационные нарушения.
 
Избегающее расстройство личности— согласно справочнику DSM, расстройство личности, характеризующееся постоянным стремлением к социальной замкнутости, чувством неполноценности, чрезвычайной чувствительностью к негативным оценкам окружающих и избеганию социального взаимодействия. Люди с избегающим расстройством личности часто считают, что они не умеют общаться, или что их личность не привлекательна, и избегают социального взаимодействия из страха быть осмеянными, униженными, отверженными или что к ним будут испытывать лишь неприязнь. Они часто преподносят себя как индивидуалистов, и говорят о чувстве отчуждённости от общества.
На избегающее расстройство личности чаще всего впервые обращают внимание в период 18-24 лет и связывают его с кажущимся или реальным отвержением от родителей и сверстников в период детства.

Справочник DSM-IV-TR Американской Психиатрической Ассоциации, широко используемый для диагностики психических расстройств, определяет избегающее расстройство личности как "постоянное стремление к социальной замкнутости, чувство неполноценности, гиперчувствительность к негативным оценкам, и начинающееся в период 18-24 лет, предстающее во множестве форм, и проявляющееся четырьмя (или более) приведёнными ниже признаками:

# Избегание профессиональной деятельности, связанной с частыми межличностными контактами, из страха критики, осуждения или отвержения
# нежелание иметь дело с людьми без уверенности в том, что вы им приятны
# проявление сдержанности в завязывании новых близких отношений из страха стыда, отказа или насмешек, возникающего по причине низкой самооценки
# озабоченность возможной критикой или непринятием во время общения
# сдержанность при новых знакомствах из-за чувства неполноценности
# мнение о себе, как о не умеющем общаться человеке с неприятной личностью или как о "второсортном" по отношению к окружающим
# частое нежелание брать на себя риски или заниматься новой деятельностью, потому что это может привести к неловкой ситуации

Избегающее расстройство личности часто путают с антисоциальным расстройством личности; клинически, термин "антисоциальное" означает неуважение к нормам и правилам общества, а не социальную замкнутость. В отличие от шизоидного расстройства личности, люди с избегающим расстройством жаждут социальных отношений, но чувствуют, что не могут их обрести.
Исследователи предполагают, что примерно 10-50% людей, страдающих паническим расстройством и агорафобией, имеют ИРЛ, так же как и 20-40% людей, страдающих социофобией. Некоторые исследования указывают на то, что до 45% людей с общим тревожным расстройством и до 56% людей с обсессивно-компульсивным расстройством страдают ИРЛ.
На возникновение расстройства может повлиять сочетание социальных, генетических и психологических факторов. Расстройство может возникать из-за факторов темперамента, которые являются наследственными. В частности, различные тревожные заболевания в детстве и юности могут быть связаны с темпераментом, характеризующимся наследственным поведением, включая такие черты как застенчивость, пугливость и замкнутость в новых ситуациях. Многие люди с избегающим расстройством личности имеют болезненный опыт постоянного неприятия и критики со стороны родителей и/или окружающих людей. Желание не разрывать связь с отвергающими родителями делает избегающую личность жаждущей отношений, но её стремление постепенно развивается в защитную оболочку против постоянной критики.
=Симптомы=
Люди с избегающим расстройством личности слишком озабочены своими недостатками и формируют отношения с другими только если уверены, что не будут отвергнуты. Потеря и отвержение настолько болезненны, что эти люди выбирают одиночество вместо того чтобы рисковать и как-то связываться с людьми.
* Гиперчувствительность к критике или отказам
* Самоизоляция от общества
* Крайняя степень застенчивости в социальных ситуациях, хотя есть сильное желание близких взаимоотношений
* Избегание межличностных взаимоотношений
* Неприязнь к физическому контакту
* Чувство неполноценности
* Чрезвычайно низкая самооценка
* Отвращение к себе
* Недоверие к другим людям
* Крайняя степень скромности/робости
* Избегание интимных отношений
* Легко возникающее смущение/застенчивость
* Самокритичны к своим проблемам в отношениях с другими людьми
* Проблемы в профессиональной деятельности
* Чувство одиночества
* Чувство "второсортности" по отношению к другим людям
* Психическая или химическая зависимость
Marilyn Gaudette .Avoidant personality disorder . Gordon College - Barnesville, GA . 2003. http://www.gdn.edu/Faculty/bkicklighter/Avoidant.htm   

Van Velzen, C. J. M. (2002). ''Social phobia and personality disorders: Comorbidity and treatment issues.'' Groningen: University Library Groningen. (http://irs.ub.rug.nl/ppn/240921941  online version)

 Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство) — одна из самых трудноизлечимых форм невроза, характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий (тики и др.), а также разнообразными патологическими страхами (фобиями).
Чаще всего возникновение данного расстройства обусловленно определенной личностной структурой. В данном случае, определение «личностная структура» включает в себя такие факторы как генетический (наследственная предрасположенность), конституциональный (астено-невротичные и тревожно-мнительные черты характера) и социальный (острый и хронический стресс, конфликты в семье или на работе, злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь, наркотики)).

Анестетическая депрессия характеризуется наличием явления болезненной психической нечувствительности ( la. anaesthesia psychica dolorosa), когда больной утверждает, что совершенно утратил способность любить близких, природу, музыку, утратил вообще все человеческие чувства, стал абсолютно бесчувственным, причём эта утрата глубоко переживается как острая душевная боль.

http://tapemark.narod.ru/psycho/mdp.html  Справочник по психиатрии (1985) / Маниакально-депрессивный психоз

Антисоциальное расстройство личности, также называемое социопатией или психопатией… Типичный социопат (соотношение мужчин и женщин, страдающих этим расстройством, равно 20 к 1) видит в своих собратьях всего лишь объекты, которыми можно манипулировать ради личной выгоды (Stevens & Price, 1966). Социопаты — это «обманщики», которые, как утверждают эволюционные теоретики, нарушают тенденцию распространения количества генов альтруизма. В сущности, стратегия социопата — извлечь выгоду из альтруистических установок других людей, сделав вид, что им самим двигают схожие альтруистические мотивы. Линда Мили (Mealy, 1995) доказывает, что социопатическая стратегия поддерживается частотно-зависимым отбором. Она резюмирует свой аргумент следующим образом:
"(1) В основе социопатии лежит генетическая предрасположенность, имеющая среди населения нормальное распределение; (2) в результате отбора, чтобы заполнить небольшую, частотно-зависимую эволюционную нишу, небольшой, фиксированный процент людей — те, кто находится на полюсах континуума, — будет обречен на «моральное безумие» в любой культуре; (3) меняющийся процент людей, которые занимают в континууме не столь крайние положения, будет иногда, в ответ на условия среды в период своего раннего развития, следовать в течение всей жизни стратегии, которая схожа со стратегией «морально безумных» людей; и (4) субклиническая манифестация этого основополагающего генетического континуума обнаруживает себя во многих из нас, становясь явной только в то время, когда непосредственные обстоятельства среды делают антисоциальную стратегию более выгодной, чем просоциальная (Mealy, 1995, р. 526)."
Иными словами, некоторые люди появляются на свет социопатами из-за своей генетики, другие становятся социопатами в результате неблагоприятной истории развития, взаимодействующей с рядом предрасполагающих генетических факторов, а многие способны время от времени демонстрировать паттерн антисоциального поведения в ответ на проксимальные факторы среды. Социопатия может сохраняться в человеческом обществе, только если ее отличает ограниченность либо в проценте населения, ею пораженного, либо в продолжительности времени проявления антисоциального поведения у большой группы людей. При относительно стабильных условиях (например, в мирное время) количество социопатов, которые следуют стратегии обмана и живут за счет большего просоциального сегмента населения, не может превышать определенного процента, поскольку их успех зависит от наивности жертв. В период хаотических социальных потрясений и насилия (например, во время войны) проксимальные условия могут сделать временный паттерн антисоциального поведения адаптивным для большего процента людей. Однако даже в самое тяжелое время антисоциальное поведение приносит адаптивные выгоды только в определенных ситуациях и в течение очень ограниченных периодов времени.
Ранние условия среды, которые, по-видимому, вызывают социопатию у людей с необходимой генетической предрасположенностью, включают физическое и сексуальное насилие, которому человек подвергался в детстве, развод родителей и их потерю (Stevens & Price, 1996). Зачастую значительная часть ранней жизни таких людей проходила в детском доме или в приемной семье. Предположительно, с подобным опытом некачественного воспитания сталкивается примерно равное число мужчин и женщин, но социопатами намного чаще становятся мужчины, тогда как у женщин гораздо чаще возникают истероидные расстройства личности.


Параноидное расстройство личности характеризуется паттерном общей недоверчивости и подозрительности к окружающим и необоснованным предположением, что другие люди будут эксплуатировать и обманывать их или им вредить. Параноики затаивают обиды и быстро наносят ответные удары или даже заранее атакуют мнимого врага. Этот паттерн поведения часто демонстрируют животные, имеющие низкий статус в иерархических группах. Бдительность и агрессия также могут быть адаптивными качествами, когда угроза исходит от соседних групп. Мышление по типу «наши/чужие», которое преувеличивает незначительные различия и создает негативные стереотипы, проявляется в крайних формах у параноиков. Онтогенетическим толчком для этого расстройства, по-видимому, служит крайне авторитарное родительское воспитание, когда суровая критика и наказания используются для поддержания дисциплины, а забота проявляется очень редко.
Психиатры Энтони Стивенс и Джон Прайс (Stevens & Price, 1996) группируют параноидное расстройство вместе с шизоидным и избегающим расстройствами личности под рубрикой «дистанционные расстройства», поскольку все люди с этими расстройствами испытывают трудности с личностными отношениями и функционированием в качестве членов социальной группы. Распространенной стратегией является социальная изоляция — либо физическая, либо психологическая, или и та и другая.

Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. www.koob.ru

КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Торквато Тассо ( it. Torquato Tasso, 11 марта 1544, Сорренто — 25 апреля 1595, Рим) — один из крупнейших итальянских поэтов XVI века, автор знаменитой поэмы «Освобождённый Иерусалим» (1575).
Родился в 1544 в Сорренто в аристократической семье. Его мать, оставшаяся жить в Неаполе, умирает два года спустя. Возможно, она была убита своими родными братьями.  В 1570 и 1571 он путешествует во Францию, но там ему становится не по себе, и он возвращается домой так быстро, насколько это возможно.
После смерти отца и некоторого пребывания в Риме и Пезаро, Тассо возвращается в Феррару на службу к Альфонсу II, где, уже в качестве дворянина, занимает должности историографа двора. Однако через некоторое время поэт начинает страдать от сильнейшего нервного истощения, которое было вызвано, скорее всего, тяжёлой, выматывающей литературной работой, сомнениями в правильности своего религиозного и литературного пути, которые возникли после завершения работы над «Освобождённым Иерусалимом» и последующей критикой своей работы. Нервозность Тассо могла быть вызвана также и критикой лучшей своей работы, которая, по его собственным ожиданиям, должна была его прославить.
Нервное состояние поэта значительно ухудшилось, участились срывы. Неврастения, которая мучала Тассо, приняла более острую форму: временами он впадал в полную прострацию, временами — в беспричинную меланхолию. У него были приступы неконтролируемого гнева и мании преследования. Его религиозные убеждения стали ещё более запутанными. В 1575 в Болонье его обследовал инквизитор, а в 1577 году по решению врачебной комиссии Тассо отстранили от дел. В 1579 году герцог Альфонсо, которого Торквато Тассо позволил себе публично бранить, отправляет его на принудительное лечение в больницу Святой Анны, в которой поэт в итоге провёл семь лет.
В 1586 году друг поэта Винченцо Гонцага отвёз поэта в Мантую, где он мог в относительном спокойствии работать, но довольно скоро с тем случился новый приступ болезни. В октябре 1587 года Тассо лихорадочно отбывает в Модену, затем в Болонью, и, наконец, постригается в монахи в Неаполе.
25 апреля 1595 года, незадолго до того, как он должен был получить от Папы корону поэта, Торквато Тассо умирает.
Освобожденный Иерусалим / Пер. В. С. Лихачева; подготовка текста, предисл., коммент. А. О. Дёмина. - СПб.: Наука, 2007.

Шнирельман, Лев Генрихович  (2 января 1905, Гомель — 24 сентября 1938, Москва) — советский математик, член-корреспондент АН СССР (1933).
В 1934—1938 работал в Математическом институте АН СССР им. Стеклова и одновременно преподавал в МГУ.
В цикле работ, написанных Львом Шнирельманом совместно с Л. А. Люстерником, были развиты топологические методы вариационного исчисления, в частности решена задача Пуанкаре о трёх геодезических.
В области теории чисел Шнирельман предложил общие метрические методы, ввёл понятие плотности последовательности в ряду натуральных чисел; это позволило ему доказать, что всякое число представимо в виде суммы ограниченного числа простых чисел, тем самым обеспечив продвижение в решении проблемы Гольдбаха.
В сентябре 1938 года в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством.
''Понтрягин Л. С.'' http://ega-math.narod.ru/LSP/book.htm http://ega-math.narod.ru/LSP/book.htm Жизнеописание Льва Семёновича Понтрягина, математика, составленное им самим. М., 1998.

Николай Константинович Чюрлёнис, ''Чурлёнис''; lt. Mikalojus Konstantinas Ciurlionis; 10 (22) сентября 1875, Варена — 28 марта (10 апреля) 1911, Пустельник Миньски, ныне Польша) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, перешагнувший своим творчеством границы национальной культуры.Записал и обработал свыше 60 литовских народных песен. Сочинил свыше 200 произведений для фортепьяно (прелюды, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).
Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908).
Детство провёл в Друскининкае, где его отец был органистом.
.Осенью 1908 г. в Петербурге при содействии М. В. Добужинского вошёл в круг художников, позднее образовавших объединение «Мир искусства». Умер после тяжелого нервного заболевания в санатории под Варшавой.
http://lib.roerich-museum.ru/node/603  Чурлёнис // Художники жизни. Москва: Международный Центр Рерихов, 1993. — 88 с.
* ''Чюрлёните Я.К''. Воспоминания о М. К. Чюрлёнисе / Пер. с литов. Вильнюс, 1975.
* ''Ландсбергис В.В''. Творчество Чюрлёниса. 2-е изд. Ленинград, 1975.

Роберт Шуман ( de. Robert Schumann; 8 июня 1810, Цвиккау — 29 июля 1856) — немецкий (саксонский) композитор, пианист, эстет и влиятельный музыкальный критик. Один из самых известных композиторов первой половины XIX века, представлявших направление романтизма. Интеллектуал и эстет, в своей музыке Шуман, больше чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу Романтизма.
Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля (И. П. Рихтера), став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана.В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий году перешёл в университет Гейдельберга. Он планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Успехи в фортепьянных занятиях навели его на мысль о карьере концертного пианиста. В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиций — у Г. Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатичным упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с механическим устройством для укрепления мышц руки, он повредил правую руку. Средний палец перестал действовать и, несмотря на медицинскую помощь, рука навсегда сделалась неспособной к игре на фортепиано. Мысль о карьере профессионального пианиста пришлось оставить. Тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой, к тому же его всё более начало занимать сочинение музыкальных пьес.  В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой — Кларой Вик. В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа, которую он продолжал сочинять. Шуман преподавал в «Музыкальной школе фортепианной и партитурной игры и упражнений в композициях», учреждённой в 1843 году в Лейпциге и состоявшей под управлением Ф. Мендельсона.
В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в артистическое путешествие в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки его душевной болезни: вследствие умственного перенапряжения нервы композитора совсем расстроились. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.
В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством. Его пришлось поместить в больницу в Энденихе близ Бонна, где он умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне.
http://artofpiano.ru/person.php?p=schumann
  Записи Шумана на сайте ArtOfPiano.ru

Ги де Мопассан ( fr. Guy de Maupassant полное имя — ''Анри Рене Альбер Ги де Мопассан'', 1850—1893) — французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей.
Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 г. в замке Миромениль около г. Дьеппа (департамент Сена Приморская). Принадлежал к аристократическому лотарингскому роду, осевшему в Нормандии, Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать, родственница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а брат, по профессии врач, умер в лечебнице душевнобольных.
Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.
Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около 10 лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, лишь когда Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.
Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о М. По словам Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и стал любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью.По мнению Льва Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни».
Произведения Мопассана имели большой успех; он довел свой заработок до 60 тыс. франков в год и считал своим долгом поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье Мопассана. С 1884 г. он подвергается нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, между прочим и в «Horla».
Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в «Revue des deux Mondes», ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du menage». В декабре 1891 г. нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще. Смерть наступила от прогрессивного паралича мозга.
 Аудиокниги Ги де Мопассана на английском языке.

Вуди Гатри (''Woodrow Wilson Guthrie'', ''Woody Guthrie''; 1912—1967) — американский певец, музыкант, представитель направлений фолк и кантри, автор множества популярных в США и во всём мире песен, в том числе ''This Land is Your Land''.
Вуди Гатри родился 14 июля 1912 г. в маленьком городке Окима, штат Оклахома. Пережил трагическое детство, связанное с тяжёлой психической болезнью его матери, смертью старшей сестры, обнищанием отца. После окончания школы перебивался случайными заработками, выполняя черновую работу. Самостоятельно научился играть на гитаре и губной гармошке. От матери узнал много народных песен. В начале 1930-х начал выступать с друзьями на публике, исполняя народные песни. В годы Великой Депрессии Гатри отправляется автостопом, на товарняках, попутках и пешком к родственникам в Калифорнию. Здесь его приглашают на радио, где он ведёт шоу, исполняя свои песни. Удивительный талант к сочинительству обнаружился у Вуди ещё в детстве.
В 1930-е Вуди колесит по всей Америке, исполняя свои песни о тяжёлом труде, странствиях, жизни полной лишении, социальной несправедливости.
творчество Вуди Гатри стало достоянием золотого фонда народной музыки США.
Его песни отражали суть американского духа, его голос завораживал своей простотой и в тоже время ему старались подражать многие последователи певца.
В начале 1950-х врачи обнаруживают у Вуди симптомы хореи Гентингтона — наследственной болезни, от которой умерла его мать. С этого времени нервная система Гатри начинает медленно разрушаться, что сказывается на его поведении. Он попадает в психиатрическую больницу, где его навещают и ухаживают за ним многочисленные поклонники его творчества. В начале 1960-х в Нью-Йорк к Гатри приезжает молодой Боб Дилан, который был заворожен его песнями и жизнью. В больнице он поёт ему песни, бывает у него дома.
Вуди Гатри умер 3 октября 1967 г., оставив после себя восемь детей, три жены и свыше тысячи песен.
http://www.lib.ru/INPROZ/GASRI/  Woody Guthrie.  Bound for Glory  — автобиография Вуди Гатри в Библиотеке Мошкова.
http://www.collectable-records.ru/pisigin/vol4/2.htm  Валерий Писигин. Очерки об англо-американской музыке 50—60-х годов XX века. — М.: 2003. — Т. 4, гл. 2

Девьен, Франсуа ( fr. Fran;ois Devienne; 31 января 1759, Жуанвиль, Департамент Верхняя Марна — 5 сентября 1803, Шарантон, Валь-де-Марн) — французский флейтист, фаготист, композитор и преподаватель.Композиторское наследие Девьена довольно обширно. Ему принадлежит более десятка комических опер, поставленных в Париже в 1790—1799 гг.Девьену принадлежит также около 300 оркестровых и инструментальных сочинений, в том числе 12 концертов для флейты, 4 концерта для фагота и 2 концерта для валторны с оркестром, 25 квартетов (преимущественно для флейты, скрипки, альта и виолончели), множество иных сочинений флейтового репертуара, песни для голоса в сопровождении флейты и фортепиано. Современники его так и называли – «французский Моцарт».
Четырнадцатый ребёнок в семье шорника. С раннего детства под руководством одного из старших братьев, придворного музыканта в герцогстве Цвайбрюккенском, начал заниматься музыкой. Одновременно учился играть на нескольких инструментах, пел в церковном хоре и занимался композицией. Наибольших успехов достиг в игре на флейте и фаготе. В десятилетнем возрасте написал мессу, которая была исполнена профессиональными музыкантами (the Royal Cravate regiment). В 1781 Девьен вступил в масонскую ложу Олимпик (Olympique). Играл в оркестре ложи на флейте.
Политические и экономические потрясения эпохи, невероятно активная творческая и общественная деятельность отрицательно повлияли на душевное здоровье Девьена. В 1803 он попал в знаменитую психиатрическую лечебницу Шарантон, близ Парижа, где и скончался.


Батюшков, Константин Николаевич (дата рождения|29|5|1787|18, место рождения|Вологда|в Вологде — дата смерти|19|6|1855|7, место смерти|Вологда|в Вологде) — русский поэт, предшественник Пушкина.Батюшкова считают непосредственным предшественником Пушкина, и не случайно — соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.
Происходил из древнего дворянского рода.
Семи лет от роду он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к Батюшкову и его старшей сестре Александре.
В 1807 году Батюшков записался в народное ополчение (милицию) и принял участие в прусском походе. В битве под Гейльсбергом он был ранен и должен был отправиться лечиться в Ригу. В следующем, 1808 году, Батюшков принял участие в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и поехал к родным, в село Хантоново Новгородской губернии. В деревне он скоро начал скучать и рвался в город: впечатлительность его стала почти болезненной, все больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.
В самом конце 1809 года Батюшков приехал в Москву и скоро благодаря своему таланту, светлому уму и доброму сердцу сыскал себе добрых друзей в лучших сферах тогдашнего московского общества. Из тамошних литераторов наиболее сблизился он с В. Л. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Н. М. Карамзиным. Годы 1810 и 1811 прошли для Батюшкова отчасти в Москве, где он приятно проводил время, отчасти в Хантонове, где он хандрил. Наконец, получив отставку от военной службы, он в начале 1812 года отправился в Петербург и при помощи Оленина поступил на службу в Публичную Библиотеку; жизнь его устроилась довольно хорошо, хотя его постоянно тревожила мысль о судьбе его семейства и его самого: скорого повышения по службе нельзя было ожидать, а хозяйственные дела шли все хуже и хуже.
Между тем армия Наполеона вступила в пределы России и стала приближаться к Москве. Батюшков снова поступил на военную службу и в качестве адъютанта генерала Раевского вместе с русской армией совершил поход 1813—1814 годов, окончившийся взятием Парижа.
В 1818 году Батюшков достиг давно желаемой цели: он был определён на службу в неаполитанскую русскую миссию. Поездка в Италию была всегда любимой мечтой Батюшкова, но, отправившись туда, он почти сейчас же почувствовал невыносимую скуку, хандру и тоску. К 1821 году ипохондрия приняла такие размеры, что он должен был оставить службу и Италию.
В 1822 году расстройство умственных способностей выразилось вполне определённо, и с тех пор Батюшков в течение 34 лет мучился, не приходя почти никогда в сознание, и наконец скончался от тифа 7 июля 1855 года в Вологде; похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти вёрстах от Вологды. Ещё в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова: «С рождения я имел на душе чёрное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу»; не предвидел бедный поэт, что пятно не перестанет расти и так скоро совсем помрачит его душу.


Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я!
 Увы! с тех пор добыча злой судьбины,
Все горести узнал, всю бедность бытия.
Фортуною изрытые пучины
Разверзлись подо мной, и гром не умолкал!
Из веси в весь, из стран в страну гонимый,
Я тщетно на земли пристанища искал:
 Повсюду перст её неотразимый!

http://www.stihi-rus.ru/1/Batyushkov/  Константин Батюшков. Стихи
http://stroki.net/content/blogcategory/88/89/  Собрание стихотворений

Жозеф Артюр де Гобино, граф ( fr. Joseph Arthur comte de Gobineau; 1816—1882) — известный французский писатель-романист, социолог и историк, автор расовой теории, взятой, в последствии на вооружение нацистами Виктор Клемперер. LTI. Язык третьего
Гобино — ученик Стендаля и Мериме. Скончался в психиатрической лечебнице Гренобля.
* Кандагарские любовники, перевод И. Мандельштама, изд. «Книжный угол», П., 1923.
* Влюбленные из Кандагара, Гиз, М., 1926.
* Великий чародей, перевод Р. Ивнева, Гиз, М., 1926.
* Kretzer E., A. Graf v. Gobineau, Lpz., 1902.
* Журнал «Europe» от 1/Х-1923 (статья и подробная библиография).
* Schemann C. L., Quellen und Untersuchungen zum Leben Gobineaus, 2 Bde, 1919.
* Lange M., Le comte A. de Gobineau, ;tude biographique et critique, 1924.


Бюхнер, Георг ( de. Georg B;chner; 17 октября 1813, Гедделау близ Дармштадта — 19 февраля 1837, Цюрих) — немецкий поэт и драматург.Всего в своей жизни Бюхнер написал три драматических произведения.
издал памфлет «Hess. Landbote» с эпиграфом: «Friede den Hutten, Krieg den Palasten» («Мир — хижинам, война — дворцам»).
В 1834 году Бюхнер участвовал в Гессене,в революционном восстании и за написание политического памфлета разыскивался полицией.
Избежал грозившего ему ареста бегством в 1835 в Страсбург и здесь посвятил себя изучению новой философии, в особенности Декарта и Спинозы. В октябре 1836 приехал в Цюрих, где получил позволение на чтение лекций; но 19 февраля 1837, вскоре после открытия им своего курса сравнительной анатомии, умер от нервной лихорадки.
С 1921 пьесы и проза Бюхнера переносятся на кино, а потом и на телеэкран. С 1923 вручается премия Бюхнера, ее получили многие крупные писатели Германии, Австрии, Швейцарии.

Таран-Зайченко П. Георг Бюхнер. М.: Знание, 1963
http://www.imdb.com/name/nm0127253  Страница на сайте IMDB

Вольф, Хуго (''Гуго Вольф''; de. Hugo Wolf) — австрийский композитор и музыкальный критик.
Родился в 1860 году, в городке Виндишгрец [Ныне — Словень-Градец, Словения] . Учился в Венской консерватории (1875—1877) на одном «курсе» с Густавом Малером, однако, курса обучения не окончил и в дальнейшем занимался музыкой самоучкой, обособленно и так, как сам считал необходимым. За два года учения в консерватории, однако, открыл для себя музыку Рихарда Вагнера. В 1879 году познакомился с Брамсом, но отношения у них не сложились (Вольф вообще отличался неуживчивостью и «тяжёлым» характером с сильными перепадами настроений). Всего несколько месяцев (в 1881-82 годах) работал капельмейстером городского театра (на посту второго дирижера) в Зальцбурге.
Спустя три года покинул и это место, продолжая работать самостоятельно.
Гуго Вольф страдал инфекционной формой душевного расстройства. В прямой зависимости от переживаемых им фаз тяжёлого заболевания, он отличался резкими перепадами настроения и крайней неровностью характера. Периоды творческой и психической активности постоянно перемежались глубочайшими и болезненными депрессиями. Менингиальный сифилис временами приводил Вольфа к помрачениям сознания и, вместе с тем, к вспышкам необыкновенной творческой энергии.
Наиболее плодотворные в творческом отношении годы: 1888-1891 (когда и было написано большинство Lieder ( более 300 песен!на стихи Гейне, Готфрида Келлера, Йозефа фон Эйхендорфа, Эдуарда Мёрике, Николауса Ленау, Гёте, Микеланджело, испанских и итальянских поэтов в переводах Пауля Хейзе, написанные в 1888—1897 и развивающие традиции романтических песенных циклов Шуберта и Шумана.
), составивших его наследие и славу).Хуго Вольфа можно назвать (по его психофизиологии) одним из первых экспрессионистов XIX века и прямым предвестником немецкого экспрессионизма 20-х годов XX века.
если сравнить творческую активность пяти лет Гуго Вольфа с целой жизнью нормального среднестатистического человека, результат оказывается более чем красноречивым. Последняя вспышка активности закончилась катастрофой. Последние шесть лет жизни, после 1897 года он уже не покидал психиатрической лечебницы.
По свидетельству Т.Манна, некоторые черты биографии и образа Хуго Вольфа вошли в портрет заглавного героя романа «Доктор Фаустус» (см.: Манн Т. Собр. соч. Т.9.М.: Госиздат, 1960, с. 210, 358)

http://belcanto.ru/wolf.html  Биография на сайте Бельканто.Ру

''Коннов В''. Песни Г.Вольфа. М., 1988


Стейниц, Вильгельм de. Wilhelm Steinitz, en. William Steinitz, 14 мая 1836, Прага — 12 августа 1900, Нью-Йорк) — первый чемпион мира по шахматам, наиболее выдающийся шахматный теоретик, основоположник позиционной школы (1886—1894).
Вольф Стейниц родился в 1836 году в Праге, в гетто, в многодетной семье бедного еврейского портного. В шахматы играл с детства.Подрабатывал игрой в шахматы в кафе, постепенно превращаясь в профессионала.
Поединок Стейниц—Цукерторт — первый в истории официальный матч на первенство мира — состоялся в 1886 и закончился победой Стейница, он был провозглашён чемпионом мира. Своё звание Стейниц впервые отстаивал в матче против М. Чигорина (1889, Гавана): характерный для Стейница финишный рывок (3.5 очка из 4) принёс ему победу.
В 1894 Стейниц уступил звание чемпиона Эмануилу Ласкеру.
Трудная жизнь шахматного профессионала окончилась для Стейница трагически: он умер от сердечного приступа в психиатрической клинике.

Нейштадт Я. И.'' Первый чемпион мира. Москва : Физкультура и спорт, 1971. 288 с. (Выдающиеся шахматисты мира).
Линдер В.И., Линдер В.М. Короли шахматного мира: Жизнь и игра - сквозь призму энциклопедии. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. 973 с.


17 сентября 1910 года в Лондоне врачи высказали предположение, что если количество лунатиков будет увеличиваться такими же темпами, как прежде, то через 40 лет число безумных людей станет больше разумных.


Рецензии