Глава 2. Пичава - сосновая женщина

   Чтобы иметь представление о том месте, которое я описываю, нужно окунуться немного  в историю. Давным-давно эти благодатные равнины, ныне Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей, местами населяла мордва. Предками их являются фино - угорские племена, которые из Прикамья, с Урала, ещё во втором тысячелетии н.э. пришли на земли по берегам рек Мокши и Кашмы. Занимались скотоводством, бортничеством, были прекрасными хозяевами, разводили лошадей, ковали оружие и оставили для славянских племён навыки, которые пригодились последним для дальнейшего освоения этих земель. Но главное, что поражает, это уникальное для того времени,  развитое декоративно-прикладное творчество широко применяемое в быту мордвой. Расшитая одежда будничная и праздничная, художественная ковка украшений и оружия, гончарная посуда с национальным орнаментом, кулинария, устройство жилища, обряды и праздники, музыкальные инструменты - всё говорило о высокой культуре этих людей. Легенда бытующая и по сей день, которая дала укоренившееся название селу гласит о том, что жил некогда молодой и успешный мордовский хан, полюбил он девушку и долго добивался её. Она его ухаживания не принимала. Из набегов привозил он ей дорогие подарки, но она их не брала. И только победы в боях и в скачках, смогли смягчить её сердце. Был пир, на который приезжали гости из Орды, была любовь, которую наблюдали все, живущие в становище. А потом случилась беда, и молодая жена хана умерла при родах. В высоком кургане, над маленькой звенящей речушкой похоронили её. Хан приказал выточить из ствола твёрдой сосны женскую статую и поставить её над могилой. Так появилась - Пичава (сосновая женщина) или, как в народе говорили - деревянная баба. Речку назвали впоследствии Пичавка, а большое, уже православное село, состоящее из переселённых Рязанских монастырских крестьян, и названное в 1755 году Преображенским, стойко именовали Пичаево, так и прижилось. Эта легенда передаётся из уст в уста, её знают все жители села Пичаево, или, во всяком случае, его старожилы.
   Я же, руководствуясь первоначальными данными об этой истории, прочитав статьи и познакомившись с бытом, кухней, результатами раскопок археологов, информацией в интернете, создала своё представление об этих событиях. Написала поэму с названием «Дуболго Пичай».


Рецензии