Глава 3. Сельская молодёжь и её развлечения

   Все административные постройки в Пичаево были выполнены добротно, здания двухэтажные с подъездами в виде арок, оставшиеся ещё со времён, видимо монастырского подворья. Был и клуб с библиотекой и читальным залом, с кинозалом, танцевальный зал с фойе. Была старая фотография, которую в своей жизни, хотя бы раз, посетил каждый сельчанин, банк и много ещё разных построек, гармонично завершающих центр села. Заросший небольшой, но уютный парк при клубе, с открытой танцплощадкой и скульптурой Ленина, обсаженной цветами, где школьников принимали в октябрята и пионеры, а появившиеся в шестидесятые годы аттракционы, в виде качелей, собирали много сельской молодёжи, и довершали оформление парка. Когда провожали парней в армию, и со всего района съезжались они с роднёй и девушками в райцентр, то располагались на травке в парке. Там же перед ними выступал военком с напутственным словом. Всё говорило о том, что люди умеют и работать добросовестно и достойно отдыхать. Рано утром село оживало, над улицами плыли звуки бравурной музыки, поднимая настроение детям спешащим в школу и взрослым на работу. Много было молодых семей, да и вообще молодёжи. Одевались добротно и со вкусом, вряд ли можно было отличить от городских жителей. А если чего и не хватало, то местные портнихи - умелицы, стосковавшиеся за годы войны и разрухи по своей работе, шили , или перешивали из трофейного, наряды с большим мастерством и выдумкой. В летнее время девушки и молодые женщины, собираясь стайками возле клуба в ожидании танцев, казались цветочными клумбами, так ярки были их наряды из креп жоржета, крепмарикена, крепдешина, шифона, атласа и саржи. Ну а если не судьба была купить такой материал, то выручал простой цветной ситчик или штапель. Молодость прекрасна в любом наряде. В моде были рукава - фонарики, и их, отглаживали разогретой на керосинке ложкой. Там же нагревали и щипцы для кудряшек, если конечно, не носили с гордостью уложенные вокруг головы в три ряда косы в виде короны. У мамы были папильотки, замена бигуди, на кусочках, скрученных из бинта, намотки старой газеты. Нарядные туфельки и босоножки, шляпки и косыночки, шелковые и капроновые со швом сзади чулочки, так как фильдеперсовые, от французского - персидская нить, из тонкого, крученого египетского хлопка, были не збыточной мечтой для большинства барышень. А вот у мамы были такие чулки. Сумочки - клатчи, тоже модные в пятидесятых годах, говорили о вкусе их владелиц, несмотря на то, что жили они в селе. Много было фронтовиков, даже женщин, которые кое-что повидали и могли поделиться своими впечатлениями от Европы, от тамошней моды и образе жизни за границей, с местной молодёжью. Рассказывали, что наша соседка, Лидия Ивановна, служившая связисткой, после Победы, в Берлине пошла в театр в кружевном шёлковом пеньюаре, приняв его за нарядное, театральное платье. Такие случаи были не единичны, и то была не девушек оплошность, а жизненный уровень и закрытость от информации о других странах, о моде, о культуре для советской молодёжи до войны. Продолжив описание села, не забуду упомянуть большой больничный комплекс, гордость сельчан, из нескольких корпусов, поликлиники и квартир врачей, раскинувшийся на взгорке, в окружении старинного парка, где в стародавние времена, по преданию, и была похоронена молодая жена мордовского хана. Ещё хочу упомянуть о праздниках, проходивших в селе. Это были радостные, весёлые и светлые дни для жителей не только села, но и всего райцентра. Любой праздник, будь то Первомай, День советской молодёжи - маёвка, 7 ноября или день Октябрьской Революции, и даже Масленица, проходили хорошо организованными. Например, День советской молодёжи проводили в Ломах, лесном массиве с красивейшим водоёмом в центре. Травы, буквально по пояс! Людей подвозили на полуторках из разных уголков района. Молодые, красивые, они громко пели песни в клубах пыли сидя на досках в кузове машины. Всё было нипочём. Местные шли пешком, благо было не далеко. В Ломах всех ожидала большая концертная программа, несколько буфетов. Игры и розыгрыши. Люди не были избалованы развлечениями, запросы их были не велики, потому представленную программу считали вполне сносной и веселились от души. А масленица, вот это был праздник! Ряженые, костры, блины, которые пекли прямо на площади. Катание на тройках, возки которых, да и сами лошади, украшены были лентами и бубенцами. Звон, весёлый хохот, раздавались над площадью. Приносили чучела, представляющие человеческие пороки: лень, жадность, пьянство и многое другое, и бросали в костёр. Пламя поднималось высоко, что нас, детей приводило в полный восторг. Затем, приносили большое чучело Масленицы и тоже сжигали. Это была кульминация праздника, всё действо имело воспитательное значение. Да и не забываемые петушки на палочках, на масленичной ярмарке, особенно вкусные! Нравилось мне, когда проходили в селе выборы. Нашу семью это касалось в полной мере, так как мама была председателем избирательной комиссии. Суета и работа начиналась задолго до самих выборов. Целыми вечерами, после работы, она занималась списками. Главное и самое интересное было накануне вечером, когда оббивали кабинки для голосования транспорантной красной тканью, а урны большие и переносные маленькие - плюшем вишнёвого цвета. Фойе клуба, на втором этаже, выстилали ковровыми дорожками, ведущими к урнам, а сзади них ставили цветы. Было нарядно и празднично. Столы накрывали скатертями и за ними потом сидели члены комиссии, проверяя списки. Внизу был буфет, играла музыки и показывали бесплатное кино. Мама уходила в день голосования к пяти часам утра, не забыв, однако накрутить волосы на папильотки и попудрить носик, хоть и спала всего часа три, но такой уж был ответственный момент и нужно было выглядеть отлично. Хотя, честно говоря, исход выборов всегда был заранее известен, альтернативы не было. Но в этом случае, главное, чтобы всё прошло на высшем уровне и, можно было отрапортовать в область о результатах. Я тоже участвовала стоя возле урны в почётном карауле, в парадной пионерской форме и в галстуке. Сдав свою смену другим пионерам, я с радостью ездила с урночкой по домам жителей не имеющих возможности прийти на избирательный пункт. А чего не проехаться в санях, на сене, уютно зарывшись в него и укрыв ноги тёплой овчиной, это было добровольное участие и меня никто не заставлял, я просто каталась. После выборов комиссия весело гуляла, наскоро накрыв стол в библиотеке, отмечая удачную свою работу, и успокаивала напряжённые за эти дни нервы стопочкой - другой. А я шла в зал на фильм, как сейчас помню « Крепостная актриса », широкоформатный и красочный. Выборы проходили один раз в четыре года и за своё детство я поучаствовала, так или иначе - три раза. А Новогодний маскарад! Да и вообще празднование Нового года в Пичаево было мероприятием приятным и запоминающимся. В клубе убирали из кинозала стулья и ставили высокую и пушистую ель. Она была большая в обхвате и хоровод получался многолюдный. Ёлочные игрушки тех лет ни в какое сравнение с современными не идут. По ним можно было проследить путь свершений всей страны. Космонавты и ракеты, пионеры и пионерки, свинарки с поросятами на руках и много ещё разных героев советской реальности, сказочных персонажей, фруктов в корзиночках, овощей, ветряных мельниц и многое другое, фантазия изготовителей была неисчерпаема. Зал клуба украшался нарядными гирляндами и разнообразными поделками из бумаги. Люди приходили на встречу Нового года часто в карнавальных костюмах и масках, всё делали своими руками, да и у детей на утренниках в детском саду и школе, был обязателен костюм. От этого праздник получался веселей и нарядней, а хлопоты по его проведению объединяли людей. Как-то раз, будучи в седьмом классе, на новогодний вечер в школу я пришла в платье своей прабабушки, которому было около шестидесяти пяти лет. А дело обстояло так. За год до этого у меня умерла бабушка , когда после её смерти открыли огромный сундук, в который никто раньше не заглядывал, то там нашлись очень интересные предметы старины. Среди них был красивый веер, кружево, украшения из золота и серебра, лорнет и многое другое, в том числе и платье. Моя прабабушка, как говорили, а платье это было её, получила хорошее образование и воспитание, для благородных девиц. Она, судя по платью, была невысокая ростом и стройная, как я в возрасте тринадцати лет. Вообще раньше женщины были ростом не выше 155-160см, изящные и субтильные. Даже искусственно пытались придать лицу некую бледность, а нездоровый блеск, в глазах, с помощью капель атропина. Но я не склонна думать, что моя прабабушка грешила этим, к тому же у неё были уже дети и муж - священник. Это платье в стиле «декадэнс», который предшествовал модерну и выражал в себе похожесть на длинный и гибкий росток вьющегося растения, дополнялся обычно своеобразной шляпой с огромными полями, шире плеч или страусовыми перьями в волосах, которых, к сожалению не сохранилось. Платье было выполнено из шуршащего шёлк - муара лиловато - чёрного цвета, который струился при ходьбе. Дополняла его отделка из французского чёрного, выпуклого и блестящего кружева. Вот мама и предложила мне сходить в нём на вечер в школу. К платью мы добавили аксессуары той эпохи, это веер, изящный лорнет и несколько золотых колечек с драгоценными камешками. Но они мне были велики, к сожалению, и всё время приходилось держать руку зажатой в кулак, чтобы не потерять колечки. Естественно я удивила одноклассников, но должного и ожидаемого мной впечатления не произвела. Они ничего не поняли, а некоторые, тыкали в мою сторону пальцами, хохотали, чтобы привлечь побольше насмешников, и выкрикивали в мою сторону оскорбительные и обидные слова, вроде таких «Барыня нашлась! Мамзеля! Вырядилась как дура!» Это было для меня очень обидно и оскорбительно, но при этом я вовсе не разлюбила своих предков за их быт и нравы, а как раз наоборот. А на вечер, видимо, нужно было нарядиться клоуном, это всем было бы понятнее. Ну уж нет, не дождётесь!
 


Рецензии