Джеймс Уэллс. Суверенитет

СУВЕРЕНИТЕТ
Джеймс Уэллс (1859)

Что если Бог, желая явить гнев и могущество Свое, переносил с долготерпением сосуды гнева, готовые к погибели?
Рим.9.22

Изначальным принципом, вброшенным в ум человека великим врагом наших душ, стала замена суверенитета Бога на суверенитет твари, и это принцип, который проявляет себя везде, так что когда сатана закладывает этот принцип, только Бог может искоренить его и уничтожить дела сатаны. Следовательно, Христос пришел, чтобы разрушить дела дьявола; источник же, и, я могу сказать, корень всех дел дьявола – это положение суверенитета твари на место суверенитета Творца; и, положив свою сатанинскую ложь на место вечной Божьей истины, враг усвоил человека самому себе, так что если сатана лжец и убийца, то по самой природе человека Бог верен, а всякий человек лжив. И как всякий человек, таким образом, лжец против своего Творца, он также убийца. Нет ни одного невозрожденного человека, ни одной неосвященной души, которая не была бы готова придать Христа смерти, и только те, кто явились некогда причастниками различительной благодати, которая избавила их от слепоты их природного состояния, были теми, кто не дал согласия на совет и дело всех, кто распял Иисуса. И поэтому те, кто нападали на Спасителя от Его дней личного пребывания на земле по сей день, более или менее нападают и на Его народ. Таковые мощно выступают за этот страшный принцип, противопоставляющий суверенитет человека власти Бога и Его суверенитету, который имеет важнейшее значение для нашего вечного спасения. В то же время мы, конечно, благоговейно и с трепетом до глубины признаем суверенитет Бога, особенно в той его части, которой мы займемся сегодня утром, то есть вообще непостижимой, хотя он явлен в Писании через всех пророков, когда-либо живших, всех апостолов и Самого Господа.
1. Чтобы лишь слегка взглянуть на суверенитет  Бога,  я обращусь к одному пророку, одному апостолу и одному изречению Спасителя, рассматривающим эту тему. Для всех них это было в высшей степени торжественной темой, и так будет и для нас, если мы будем научены благословениям Бога.  Сделаю сразу несколько замечаний. Во-первых, чем яснее я вижу свой грех пред Живым Богом, тем яснее я вижу свое страшное состояние, в котором нахожусь, и ещем более четко вижу величайшую любовь Бога, Который мог послать Сына Своего принять мое ужасное положение; все яснее я вижу Его удивительную любовь к таким бедным червям, как я, ибо Он взял на Себя проклятие, ад и гнев из-за меня, и не только это, но также принял меня в лоно Своей любви и поручился за меня под Свою ответственность, сделав меня безопасным и в жизни и в смерти, и, наконец, одарив меня всем триумфом Своей праведности и Своего жертвенного совершенства. О, как мало я люблю Бога! Как недостаточно я могу превознести своего Спасителя, как этого мало! Как я могу достаточно хорошо сказать о том, как Божественный Учитель и Вечный Дух, Который оставил многие тысячи в том состоянии, в котором некогда был и я, и в котором я до сих пор должен был быть, по Своему абсолютному суверенитету объял меня Своей любовью, назначив меня не ко гневу, но к получению спасения через Господа Иисуса Христа?  Все люди были готовы к погибели; их грех заслуживал этого, и они заслужили свой грех; и, с другой стороны, от этого нашего состояния нельзя бежать, кроме как через Того, Кто является Посредником, и не может быть никакого спасения от него, кроме как через Его совершенное дело.    "Плотские помышления суть вражда против Бога". Человек, следовательно, слеп к тому, что есть Бог на самом деле, он заперт в неверии, закрыт во вражде. Если бы естественный человек добрался до небес, он не был бы счастлив там, потому что его вражда будет идти с ним, и с ним совершится там то же, что и некогда с ангелами, он падет, будучи плотским человеком. Может ли он быть счастливым даже сейчас, в земной Церкви? Может ли он со своей растленной душой присоединиться к святым в их милости? Может ли он рядом с ними призывать имя Спасителя, чтобы оно было ему бальзамом на душу? Человек по природе не приспособлен для этого, он здесь не вообще у себя дома. Для чего он приспособлен? Он приспособлен только для ада, для компании чертей, вместе с которыми он может присоединиться к богохульству и выступить в злобе против Бога, выступить во всем, что суть адское и дьявольское.
Таким образом, человек в этом смысле готов также к погибели, и он не подходит ни для чего другого. Сколько заблуждений вне Церкви в этом вопросе пригодности к небесам! Ваши дела подходят вам для небес! Ваше покаяние поможет вам на небесах! Нет, и посмотрите провозглашение Спасителя, что «должно вам родиться снова», чтобы понять, что не что иное, как убийство этой вражды и этой слепоты, приближающее нас к примирению с Богом, может поместить нас на небо. «Кого Он предузнал, тех и призвал, и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Можете ли вы сказать, что вы  были воспитаны чувствовать вашу потребность в своей жизни хотя бы отчасти быть подобными образу Сына? Что такое образ Сына Его? Он «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых», то есть дал Свой образ, и вы должны соответствовать требованиям к нему, то есть истинной святости и истинной праведности. Что вы  на это скажете? А кого Он предопределил, чтобы они таким образом соответствовали святости и праведности вечно идеальной Жертвы Христовой, Он и призвал, и если вы из таковых, то чувствуете ли вы недовольство тем, каковы вы были и где были? Некоторые из вас были подобны Савлу из Тарса, другие, как Лидия, но все вы постепенно отказались от всякой уверенности по плоти и обрели любовь к истине. «Тех и оправдал»: можете ли вы сказать это о себе? Таковых Он также прославил. Многие ли исповедующие христиане от мира сего не проверяют, стоят ли они на этом пути истины? Очень немногие. В свое время я прочел очень много проповедей об обязанностях и вере человеческой, или об обязанности человека верить, и одна вещь при чтении очень поразила меня, а именно: чем дальше эти люди в своих проповедях отходили от Божией истины, тем больше они чувствовали себя как дома, тем больше имели свободы, тем более комфортно себя чувствовали, но когда они делали свое дело и обманывали себя и нас, уверяя, что они тоже кальвинисты и ныне люди благодати, они начинали уставать и запинаться, и терять силы, произнося в холодном тоне и с большим трудом высокие и сухие доктринальные проповеди, и их рвение к этой работе без огня постепенно истощалось. Где сокровище человека, там также будет и его сердце, и если я любитель лжи, я буду чувствовать себя дома среди этой лжи, особенно если смягчить ее благочестивым елеем, но она все равно останется ложью. С другой стороны, если я люблю правду, я буду счастлив и буду чувствовать себя комфортно только с правдой и нигде больше. Вражда и любовь – это два контрастных принципа, которые проходят через все Писание; враг людей, что ненавидит истину, является и вашим врагом; хотя бы он приходил во всей чести ангела с небес, если он проповедует иное Евангелие, он враг, хотя бы надел костюм друга, он волк, хотя бы и в овечьей шкуре. С другой стороны, человек, который любит истину, хотя он, возможно, имеет все недостатки Ноя, Давида или Петра, он добр и он наш друг среди врагов, несмотря на все их превосходство.
2. Сделав эти замечания, скажу о совете Бога. Что если Бог, желая явить гнев… Мне кажется, Великий Бог имел в виду две цели, допуская падение ангелов и людей. Первой целью было то, что мы видим в нашем тексте, ибо Он желал явить Свой гнев на земле за ее грехи. Это была одна цель Его предопределения: ад, предназначенный для того, чтобы явить Его гнев, где ангелы и люди должны были вечно страдать за свои грехи. Хотя смысл Его указа касается их грехов, Он ни в каком смысле не является автором этих грехов, но Он является Автором казни за грех, и Он вправе назначать за него такое наказание, какое Ему угодно. Таким образом Книга Иова указывает на гнев Божий: «Это доля злого человека, и наследие, назначенное ему Богом». «Бог создал все для Себя, и даже нечестивого блюдет на день бедствия». О, как непостижима Его глубокая правда! Те из вас, кто не верит Слову Божию об этом, вы неизбежно признаете, что есть ад, что некоторые люди там, что это огонь, который никогда не угасает, и вечная погибель от присутствия Господа. Тогда почему, признав эту часть правды Божией, вы не верите в другую, а именно: что Бог никогда не намеревался спасать таких людей, Он не намеревался, чтобы они попали куда-либо, кроме ада?
Другие цели падения выражены в следующем стихе, а именно: «чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, приготовленными к славе». Человек может своим грехом сам определить себя к погибели, но он не может своими делами определить себя к спасению. Есть различие в выражениях Павла, когда он говорит, когда были приготовлены сосуды милосердия: "еще до создания мира". Они были избраны во Христе, даны Христу, и Он никогда не отказывался от них и не отвергал их, и олни никогда не будут отняты у Него, а Он у них. Что, если Бог действительно пожелал избрать вас, маленькие кусочки глины? Ах, говорят некоторые, у глины нет чувств. Я знаю, что и природный человек не имеет чувства Божией правды, не имеет чувства истинной справедливости, не имеет чувства Христа Бога, вообще не имеет тех чувств, что есть у Божия народа. Вот отличие. Но скажут, что если это так, то нам не к чему стремиться. Но это как раз не то, о чем я хочу сказать сегодня, а если кто-либо из вас стремится понять имено так, я постараюсь остановить его, и показать вам, что это неверно. Это бессмысленно, скажу я сразу. Я хочу не просто отговорить или остановить вас, я хочу увидеть, как вы оставите ваши формальности, ваши молитвенники и пустые дела и падете к подножию ног милости Божией, и чтобы вы чувствовали при этом, что все это не от вашей воли, не от ваших дел, но от Бога милующего, и как только вы оставите это пустое, вводящее в заблуждение стремление и повернетесь в другую сторону, вы увидите Бога в совсем другом свете, вы будете глубоко унижены и повергнуты в прах, вы превратитесь в ничто, и это будет знаком и подтвердит то, что вы находитесь среди Его людей.  Все время, пока вы будете стремиться делать свои дела вопреки Его суверенитету, вы будете стремиться добиться того, что вы никогда не сможете сделать. Это совет Божий, что падшие ангелы должны вечно мучиться за свои грехи, это совет Божий, что часть человеческого рода должна быть сосудами гнева, и Он определил, кем люди должны быть, а не просто оставил их и все предоставил человеку. Исава Он возненавидел, то есть он лично был предметом Божией ненависти, Иакова же возлюбил, и тогда, когда они еще не сделали ни добра, ни зла. Бог осуществляет Свой суверенитет в отношении тех, кто погибнет и кто будет спасен, таким образом, что это не может быть изменено; эти горы медные стоят вечно, непоколебимо и неподвижно; люди могут отвергать это, бунтовать, пренебрегать своим Творцом, но они никогда не изменят Его вечной истины.
В этой главе мы видим не менее шести больших и известных аргументов, в которые я не могу входить подробно, но я все же объясню через них ту истину, что Бог избирает, кому спастись, а кому нет. Об этом говорится в шести аспектах. Во-первых, в случае с Исааком и Измаилом Бог решил, кому быть чадом обетования. Во-вторых, Бог решил это в случае с Иаковом и Исавом. В-третьих, Он свидетельствует Моисею: "Кого помиловать, помилую; кого пожалеть, пожалею". В-четвертых, Он говорит фараону: "Для того Я поставил тебя, чтобы явить над тобою силу Мою, и чтобы имя Мое было славно по всей земле". В-пятых, Он говорит о горшечнике и глине, и в-шестых, о замене евреев язычниками*. Такова цепь аргументов апостола, показывающих, что Божии вечные решения определяют, кто будет спасен, а кто погибнет. Поэтому не имеет смысла говорить с людьми так, как если бы они могли спастись по своей воле, и как будто Всемогущий Бог будет очень несчастен, если они не спасутся. Это значит смешивать Его временные решения с вечными. Во временных решениях, когда Бог увещевает людей, предметы Его устроения не вечны, и поэтому их ни в коем случае нельзя воспринимать как вечные, но предметы Евангелия имеют в виду вечность, и, следовательно, мы имеем в них Бога Отца в Его вечности, Христа в Его вечности и Духа в Его вечности. Если объект является вечным, вечны и его средства. Проклятие грешника вечно; его грех наказуем по закону и на основании закона; суверенитет Бога есть действенная причина, которая исходит от Бога. Именно поэтому Бог справедлив в проклятии отверженных.
3. Затем приходит уверенность, что Он может открыть Свою власть. Дело обстоит именно так. Ибо Он мог бы возродить весь мир, вместо того чтобы покарать его потопом,  но это не было Его волей, ибо Он благоволил явить Свою власть в гневе Своем. Он мог бы спасти Содом и Гоморру, а не сжигать их, и Он мог бы проклясть вас вместо того, чтобы спасать; не забывайте об этом. Если у вас есть сегодня утром неподобающие мысли о Боге, вспомните об этом. Я знаю, что и истинный христианин может иметь некоторые возражения против того, о чем я говорю. Но повторяю, помните, что Бог мог проклять вас вместо того, чтобы спасать, и потому Он не потерпит ваших возражений против Его величия, суверенитета и власти. Господь повергнет ваши уста во прах, так что стойте гна том, что лишь различительная благодать, которая могла предать вас мечу, спасла вас. Он мог изменить египтян вместо того, чтобы утопить их, и Он не сделал это. Он мог спасти все древние народы, а не позволять им идти в погибель. Он мог возродить всех евреев, а не некоторых из них. И когда служитель проповедует, и обращаются три-четыре души из сидящих перед ним тысяч, Бог мог бы возродить всех, если бы захотел, но Он не делает этого, потому что не хочет, ибо Он кого хочет милует, а кого хочет ожесточает. Таким образом, весь мир потонул, и города были уничтожены. Да, могут сказать, что Он предлагал им своего рода шанс. Но Бог мог бы обратить всех евреев и весь мир, и тем не менее Он не делает этого. Почему? Потому что есть люди, в чьем осуждении и гневе на них Он являет Свою власть от вечности, Его мощь поддерживает каждую йоту Его святого закона, каждый удар молнии Его слов относится к конкретному предмету, и каждое Его решение стоит вечно. Я могу понаблюдать здесь над Евангелием, ибо чтобы ответить на эти вопросы, достаточно просто посмотреть на Иисуса Христа. Он стоял в уверенности проклятия над Собой, когда произнес торжественные слова - быть может, в Библии нет более торжественных слов: "Если это возможно, да минует Меня чаша сия". Но нет, рука Всемогущего поднялась с мечом правосудия на нашего Пастыря и Поручителя, избежать этого меча Он не мог и потому с вечной уверенностью Он претерпел все, ибо знал, что у Него впереди.   
4. Но, наконец, я прихожу к последнему по порядку и должен объяснить, почему у благословенного Бога есть, согласно Писанию, двойное определение, одно по отношению к благочестивым, другое к нечестивым. Ной был проповедником праведности, и Святой Дух дал чрез него свидетельство людям во всем мире, и Бог дал им все время строительства ковчега для покаяния, и если бы старый мир покаялся, что люди должны были бы сделать как разумные, моральные и ответственные существа, потоп не пришел бы. Господь дал Ахаву покаяться, и когда тот покаялся, Он отложил Свой суд. Он дал ниневитянам возможность покаяться, и они покаялись, и их город был пощажен. Иисус Христос дал еврейскому народу сорок лет для покаяния, но народ не покаялся, и потому пришел суд. Если я говорю сегодня нечестивым людям, врагам Бога и Его народа, что Он дал вам время покаяться, то это значит, что если вы не покаетесь и останетесь как есть, суд Божий не замедлит, но может прийти внезапно, когда вы исполните свою меру, и хотя бы вы никогда не думали об этом, вы падете в глубины ада. Вот причина, по которой исчерпывается долготерпение Бога к нечестивым. да, но, скажут нам, Святой Дух стремится возродить и спасти. Но покажите мне в книге Божьей примеры того, что Святой Дух когда-либо стремился возродить душу и не смог этого сделать; этого нет и не было никогда. Назовите мне пример того, что Отец, Спаситель и Святой Дух стремятся спасти и не могут; это невозможно. Стремление предполагает трудность и возможный отказ. Разве Господь Иисус просто пытался возродить Савла из Тарса? Он пытался воскресить мертвого Лазаря? Разве Святой Дух в день Пятидесятницы просто стремился уколоть людей в сердца?  О нет, Он пришел со Своей великой властью на кости сухие, Он соединил их вместе сухожилиями, облек их плотью, покрыл кожей и вдохнул в них жизнь, и они встали на своих ногах великой армией, чтобы завоевывать и побеждать! Разве Святой Дух просто стремился сделать это? Нет даже такого понятия в связи с возрождением души! С тем же успехом вы можете сказать мне, что Иисус Христос "попытается" поднять нас из могил в последний день. Возможно, благословенный Дух просто работал в Ное и вложил в него стремление изменить мир,  но какое это имеет отношение к вопросам, которые относятся к вечному спасению? Скажем и о другом аспекте долготерпения благословенного Бога по отношению к Своему народу. Что Он не терпел в этом народе! Посмотрите на Его долготерпение в дни Ноя: главная причина его была в конце концов в том, что ковчег должен был быть построен, а Ной спасен. И если бы нашлось десять праведных людей в Содоме и Гоморре, Бог ради них мог пощадить всех остальных. Но Он любит вас, тех, кто знает Его имя. В еврейском народе могло  найтись множество настоящих христиан, но народ в целом преследовал их до последнего, каждого мужчину и женщину, которые исповедовали истину, как она есть в Иисусе Христе (скоро это кончится! -пер.). Мне это совсем не нравится, но я не могу воспринимать свидетельство о суверенитете Божием противоположным образом. То, что сказано о нечестивых людях, ужасно до последней степени, об этом страшно слышать, ибо это значит, что им не покаяться. Мы видим, что истина ожесточает. "Я никогда не полюблю такого Бога, о котором вы говорите. Не надо вообще об этом" - заявит сторонник обязанности верить. Вот такие слова показывают, кто вы есть. Сэр, я спрошу вас во имя здравого смысла, во имя Церкви и ангелов, во имя Великого Бога, наконец: Библия - книга частная или публичная? Да, скажете вы, публичная. Но если бы Бог сказал обо всем этом не публично, а только избранным лицам наподобие кардиналов на конклаве в Риме, то несчастные люди могли бы притворяться, что у них есть своего рода устная традиция, которая особым образом дана Святым Духом в Церкви, и у них были бы некие аргументы, ибо если бы такая вещь существовала, то могли бы быть возражения против того, что обо всем этом сказано ясно и для всех. Но Библия принадлежит всем людям, это публичная книга, и если Бог предназначил использовать ее именно так, то о том, что есть в Библии, мы безусловно должны говорить всем. Тогда какое это будет иметь значение для детей Божиих? Это повергает их глубоко в прах, и приводит к более серьезному пониманию того, что Евангелие, через которое они спасены, дает глубокое чувство различительного характера благодати, дает им поклониться Спасителю, прилепиться Нему, идти по Его пути и славить Его имя. Некоторые скажут: эти доктрины приводят ко греху. Возможно, они приведут ко греху вас, раз вы их так ненавидите, но мы не имеем ничего общего с этим, ибо знаем действие, которое они оказывают на нас - любовь к Спасителю. 

*В целом гиперкальвинизм не признает теологию замещения

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии