Бен Роджерс. Джон Беньян и пределы искупления

ДЖОН БЕНЬЯН И ПРЕДЕЛЫ ИСКУПЛЕНИЯ
Бен Роджерс
http://www.founders.org/journal/fj82/article2.html

В книге "Кто хочет: библейско-богословская критика 5 пунктов кальвинизма" Дэвид Аллен, декан богословского факультета Юго-Западной баптистской теологической семинарии, заявил, что Джон Беньян не утверждал доктрины ограниченного искупления (1). Д-р Аллен не единственный ученый, который в последние годы поставил под вопрос приверженность Беньяна этой доктрине. Дэвид Венкель утверждал в своей недавней статье, что в своих ранних работах Беньян продемонстрировал "амиральдистскую склонность к реальному объединению партикуляризма с гипотетическим универсализмом" (2).
Был ли Беньян высоким кальвинистом? Утверждал ли он доктрину ограниченного искупления? Аллен и Венкель считают, что нет; эта статья занимает противоположную позицию. Джон Беньян действительно утверждал доктрину ограниченного искупления. Кроме того, его письма показывают, что он не обратился к этому в конце жизни: его приверженность ограниченному искуплению заметна на протяжении всего его служения и творчества. Мы начнем исследование с изучения зрелых размышлений Беньяна о пределах искупления и покажем далее его ясную и определенную приверженность доктрине ограниченного искупления. В заключение мы ответим на различные возражения против приписывания Беньяну "высокого кальвинизма".

Зрелый Беньян и пределы искупления 

Джон Беньян считал, что Писание учит, что Бог рассматривает искупление как искупление избранных и только их, и что оно в полной мере и действенно осуществилось на Кресте. Это его убеждение о намерении и целях искупления очевидно во всех его сочинениях и становится наиболее четко и зрело сформулированным в его более поздних работах (3), в частности, касающихся активного послушания Христа, Его священства и богословия завета.
Оправдание только верой является сердцем Евангелия и христианской жизни Джона Беньяна. Он многократно защищал его от заблуждений квакеров и рантеров, и это учение находит свое выражение в том или ином виде почти в каждой его опубликованной работе. Для Беньяна заместительное послушание Христа совершается не только в Его смерти, но и во всей Его жизни. Христос не только понес грехи избранных, Он также исполнил за них весь закон (4). Таким образом, в его более поздних работах можно найти приверженность Беньяна ограниченному искуплению, четко сформулированную в различных описаниях активного заместительного послушания Христа за избранных.
В "Познании святой любви Христовой" Беньян говорит об активном и пассивном послушании Христа как о принадлежащем избранным и только им. Для Божьего народа, пишет Беньян, "вся жизнь и смерть Христа, Его заслуги и искупление" (5). В своем объяснении притчи "Фарисей и мытарь" (1685) Беньян утверждает, что Христос исполнил закон за нас: "И, следовательно, сказано, что именно Христос сделал для нас: Он стал концом закона к нашей праведности, Он пострадал за нас, Он умер за нас, Он отдал Свою жизнь за нас, и Он предал Себя за нас. Праведность Его есть то, что Он совершил, когда был на земле, но не для Себя лично, ибо Он не имеет нужды в этом, но для избранных, членов Тела Его... Эту праведность Христос совершил, исполнив закон за Своих людей, и Бог возложил ее на них" (6). 
То же самое мы находим в "Привилегиях святых" (опубликовано в 1692). Здесь, разрабатывая символику радуги вокруг престола в Откр.4.1-3, Беньян снова возвращается к заместительному послушанию Христа за избранных: "Радуга вокруг престола благодати, на котором воссел Бог, чтобы услышать ходатайство за Свой народ и ответить на него, означает праведность Иисуса Христа, Который в дни во плоти Своей исполнил закон для Своего народа, удовлетворил Божью справедливость и оправдал Своих людей, и сделал их приемлемыми для Него" (7). Для Беньяна все послушание Христа, как активное, так и пассивное, совершено для избранных и только для них. Беньян верил, что Бог Отец замыслил, чтобы Сын фактически дал Свою праведность падшим, но избранным грешникам. И Беньян твердо верил, что Христос вполне совершил это во плоти Своей. 
Наряду с доктриной активного послушания Христа первосвященство Христово стало основной темой в поздних работах Беньяна. В последний год своей жизни (1688) Беньян опубликовал работу "Христос Поручитель". В этом трактате он показывает, какую роль дело Христа как Первосвященника играет в искуплении. В этом деле Беньян различает три аспекта: Христос как Жертва, Священник и Заступник. Хотя они отдельны и различны, между ними есть гармония (8). Грехи избранных возлагаются на Христа как на Жертву (9). Как Священник Он несет две функции: Он приносит Себя в жертву Отцу и заступается за тех, за кого Он умер (10). В качестве же Заступника Христос умоляет применить заслуги в Его Крови к святым, которых сатана обвиняет пред Божьей справедливостью. В этом трактате Беньян дает понять, что не у всех Христос есть Заступник, ибо поручительство Христа основано на Его Жертве: избранные имеют Христа своим Заступником, ибо Он умер за них. Как заступник Он "умоляет применить цену умилостивления, и это является их (избранных) великим преимуществом; Он дает удовлетворение за все злые дела их" (11). Отверженные не имеют такого преимущества; Жертва не применяется к их имени (12).
В книге "Христос - совершенный Спаситель", опубликованной через четыре года после смерти автора в 1692 г., Беньян снова возвращается к теме первосвященства Христа. Эта работа представляет собой трактат о ходатайстве Христа и о тех, кто наделен им. Беньян, как и его друг Джон Оуэн, утверждает, что Жертва Христа не может быть отделена от Его заступничества; второе основано на первом и завершает его, и таким образом Христос есть совершенный Спаситель. Полнота спасения включает в себя как оправдание избранных, которое состоялось на Кресте, так и их сохранение, которое осуществляется по ходатайству Христа Первосвященника. Все рассуждения трактата можно суммировать следующим образом: Христос молится для избранных, потому что Он заплатил за их спасение.
Некоторые из наиболее ярких заявлений Беньяна о пределах искупления могут быть найдены именно в объяснении взаимосвязи Жертвы Христа и Его ходатайства в этой работе. На первых же ее страницах Беньян специально говорит об избранных как о тех, за кого умер Христос и за кого Он молится. Он пишет: Он молится за всех избранных, чтобы они могли быть приведены в Божью семью, в Церковь Христа и таким образом пришли к единству веры... Итак, Христос, ходатайствуя за нечестивых (а все не обращенные избранные - суть таковы), делает ничто иное, как подает ходатайственное прошение за Свои собственные, Им приобретенные, души, за которые Он умер прежде, чтобы они могли быть спасены Его Кровью" (13).
На последующих страницах Беньян обсуждает интерес Христа к избранным: "У Него есть интерес к избранным, и таким образом Он приобрел их и молится за них" (14). Позже он полагает, что не только Христос молится за избранных на основе Своей Жертвы, принесенной за них, но благочестивые люди делают то же самое. Беньян пишет: "Он (благочестивый человек) приходит к Богу, чтобы Он оживотворил Своих избранных, ибо ему тяжко думать, что многие из тех, за кого умер Христос, все еще находятся во вражде с Ним" (15). Наконец, Беньян конкретно упоминает характер Его заступничества и искупления. Беньян определяет заступничество Христа следующим образом: "Ходатайственное служение Христа состоит в том, чтобы те, ради кого Он умер с полнейшим намерением спасти их, могли унаследовать то, что Он приобрел для них. Но Его ходатайство не должно "длиною и шириною" (Исх.27:1) превышать пределы предвечного замысла Его подвига. Поэтому Он не может ходатайствовать за тех, ради кого Он не умирал". И далее: "Его ходатайство распространяется на тех, за кого Он умер с полнейшим намерением спасти их, то есть на верующих в Него (Иоан.17:9,20). И, кроме того, оно основано на силе и действенности Его страданий" (16).
Беньян считал, что намерением Отца было сделать Сына как Посредника Жертвой, Первосвященником и Заступником за избранных, и только за них. Он не мог представить себе Христа умирающим за тех, за кого Он не будет молиться, ибо "Его заступничество простирается не дальше, чем Его заслуги, ибо Он не может молиться о тех, за кого Он не умер". Понимание Беньяном Жертвы Христа и Его священства и ходатайства не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
И активное послушание Христа, и дело Его как Священника основаны у Беньяна на богословии завета (17). Как и упомянутые доктрины, завет дел и завет благодати были любимыми богословскими темами Беньян. Завет также получает значительную разработку во всех его сочинениях, и как и упомянутые доктрины, эта разработка, особенно в поздних работах, демонстрирует твердую приверженность доктрине ограниченного искупления.
Беньян считал, что все люди родились под заветом дел, где благословение и жизнь были обещаны за совершенное послушание, и проклятие угрожало за непослушание. Через грех Адама и Евы их вина и падшая природа были переданы их потомкам; завет дел больше не предлагает благословение и жизнь. Тем не менее, Бог в Своей благодати заключил завет благодати, чтобы искупить грешников. В этом завете благодати, Бог Отец заключил договор или завет с Богом Сыном для вечного спасения определенной группы падших грешников, то есть избранных, которых Отец избрал как сосуды Своей благодати и милости. В этом завете благодати, Сын стал поручителем для избранных и их Главой по завету, обещав прийти на землю, подчиниться закону, чтобы предоставить им праведность, пострадать за их грехи, чтобы предоставить им искупление, и таким образом примирить их с Богом.
В "Познании святой любви Христовой" Беньян подчеркивает снова и снова, что все искупительное дело Христа направлено на избранных и касается только их. Он пишет: "Любовь Христа не являет себя необоснованно или незаконно; Он не согласен принять никого, если это выходит за пределы вечного завета" (18). Он говорит о том, что смерть Христа как Главы в завете предназначена только для избранных. Беньян пишет: "Таким образом, Его смерть для нас была столь благим деянием, что в течение трех дней и трех ночей были примирены с Богом в теле плоти Его все избранные Божии. Христос, претерпев смерть, обратился к справедливости закона, заместив Собой Его людей... Жизнь и смерть Христа были замыслены Отцом, чтобы Он жил и умер для Своих людей, представляя их в Своей жизни и смерти, и ради них Он должен был жить и умереть. Итак, необходимо, что то, что Он пережил как Человек, было понято по отношению к их положению, ибо на их месте Он стоял и пострадал" (19).
Христос имеет интерес к избранным, потому что Отец сделал Его поручителем за них в Своем завете благодати (20). Но Он не имеет никакого интереса к тем, кого Бог оставил погибать в грехах и миновал Своим спасением. Он не есть их Посредник и, таким образом, не есть Жертва за них, не есть их Превосвященник, Заступник и Ходатай. Поэтому Беньян мог сказать: "Сколько тысяч тех, кому не открылся Христос, но кто предан сатане, и Его дело никак не касается их! Для чего же Ему заботиться о них? Он не заинтересован в них: Я молюсь не о мире, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои, и все Мое Твое, и Я прославился в них" (21).
Зрелое богословие завета у Беньяна показывает четкую приверженность доктрине ограниченного искупления. Беньян абсолютно не имеет понятия о том, что означает Жертва Христа вне спасения. Все искупительное дело Христа направлено на избранных и только на них. Ради них Он стал человеком, подчинился закону, пострадал как Жертва за их грехи, молится за них как Ходатай и защищает их как Защитник.
Несмотря на ясность, с которой Беньян сформулировал свое понимание пределов искупления в поздних работах, его приверженность ограниченному искуплению продолжает оставаться предметом дискуссий. Те, кто считает его кальвинистом по 4 пунктам, обратившимся в высокий кальвинизм уже на склоне лет, обычно обращаются к его ранним работам, написанным до заключения, к его учению о евангельском призыве, обращенном ко всем или всему миру, и к работе "Доказательство осуждения". К этим возражениям мы и переходим.

Беньян о пределах искупления в дотюремный период (1656-1660)

Перед своим заключением Беньян опубликовал четыре работы. Первая из них была озаглавлена "Некоторые евангельские истины, раскрытые в соответствии с Писанием" (1656). Эта работа является как полемической, направленной против христологических ошибок квакеров, так и евангелизационной, представляющей Евангелие необращенным. В 1657 г. он опубликовал вторую работу - "Оправдание евангельских истин в соответствии с Писанием" в ответ на возражения квакеров против предыдущей публикации. В третьей работе - "Несколько вздохов из ада" (1658) Беньян переходит от полемики с квакерами к изложению притчи о богаче и Лазаре в Лк.16. Последней же его работой перед заключением является "Развернутое учение о законе и благодати" (1660), которое впервые полностью представило его богословие завета.
В каждой из этих работ есть ряд заявлений, которые позволяют предположить, что Беньян не придерживался тогда доктрины ограниченного искупления. В "некоторых истинах" он пишет, что "Христос был послан Богом, чтобы умереть за грехи мира" (22). В "Оправдании" он указывает: "Вочеловечившись, Он стал Агнцем Божиим и Жертвой Богу, чтобы снять грех с мира" (23). Аналогичное заявление Беньян делает во "Вздохах из ада": "Господь Иисус! Какой груз Ты понес! Какое бремя гнева Божия Ты вынес за грехи мира!" (24). В "Учении о законе и благодати" также есть высказывания, допускающие всеобщее искупление. Беньян объясняет здесь, что Христос принял условия завета, поскольку "должно было быть дано  полное удовлетворение Богу за грехи мира, ибо это великое дело было согласовано, когда был заключен завет" (25). И далее он пишет, что Христос на Кресте выглядел так, как если "грехи всего мира были на Нем", и для Бога Он был "не только грешником, но понесшим грех всего мира, и Он осудил Его так сильно, как если бы в Нем ничего не было, кроме греха" (26).
Хотя эти цитаты, кажется, говорят в пользу того, что Беньян верил во всеобщее искупление, при ближайшем рассмотрении эти работы показывают, что такой вывод является необоснованным. Во-первых, хотя в этих ранних работах Беньяна есть несколько таких заявлений, существуют также многочисленные заявления в тех же работах, которые предполагают, что он все же придерживался ограниченного искупления. Возьмем, к примеру, "Некоторые истины" (27). Автор открывает эту работу обсуждением Христа как Спасителя и объясняет Его спасительное дело в терминах завета: Бог предвидел падение человека, Он избрал некоторых падших грешников к спасению, и Христос приобрел выкуп для них. Беньян пишет: "Бог, видя, что мы будем нарушать Его заповеди и пренебрегать ими, избрал некоторых прежде падения и замыслил на самом деле искупить их" (28). Он продолжает: "Таким образом, Бог определил для Себя, что Он спасет некоторых из них, сгубивших себя преступлением, заключив со Своим Вечным Возлюбленным Сыном завет или договор, что на определенных условиях Он даст Ему некоторые бедные души, падшие из своей невинности и непорочности в нечестивые дела, которых они сами искали" (29). Беньян также упоминает священство Христа при обсуждении условий этого завета, касающихся избранных. В этой дискуссии он указывает, что Христос молится для избранных и конкретно за них, как о тех, ради которых Он "заключил завет с Отцом" (30). Далее в своем трактате Беньян конкретно ограничивает значение смерти Христа избранными. Он пишет, что Христос "пришел, чтобы искупить подзаконных", а затем разъясняет смысл этого выражения: "то есть искупить тех, кто предуставлен к жизни вечной, от клятвы закона" (31). И опять же он считает, что Христос понес грехи верующих, а не грехи всего рода человеческого. Беньян пишет: "Он никогда не нес ничьих грехов, кроме грехов истинно верующих всего мира, прежде, сейчас или в будущем" (32).
Во-вторых, утверждение, что Беньян отверг доктрину ограниченного искупления в его ранних работах, опирается почти исключительно на тексты, где он упоминает "всех" и "мир". Не следует, однако, думать, что в таких текстах он везде имеет в виду каждого члена человеческого рода. Как мы покажем далее, он чаще всего использует эти слова только применительно к избранным.
В-третьих, собственный опыт обращения Беньяна, вскоре после которого были написаны эти работы, лучше всего говорит о том, что его богословской позицией был высокий кальвинизм. В "Изобилующей благодати", духовной автобиографии Беньяна, он прямо  указывает, что суровые испытания, которые он прошел, могли  постичь только того, кто верит в ограниченное искупление: он опасался, что принадлежал к тем, за кого не умер Христос (33). Вскоре после своего выхода из заключения Беньян опубликовал "Порядок причин спасения и проклятия" (1673). Эта работа о характере указов Божиих проникнута высоким супралапсарианским кальвинизмом и основана на иллюстрациях, аналогичных тем, которые сделали Уильям Перкинс и Теодор де Беза (34). Поэтому, учитывая высокий кальвинизм Беньяна как до, так и после этой работы, многочисленные заявления в его ранних текстах, как и нюансы интерпретации таких слов, как "все" и "мир", не позволяют сделать вывод, что раннее мышление Беньяна об искуплении существенно отличалось от его зрелой мысли. Разница здесь в ясности и презентации мысли, а не в сути.

Евангельская проповедь Беньяна

Это неоспоримый факт, что Беньян проповедовал для возрождения. Не будет преувеличением сказать, что это было движущей силой всего его проповеднического служения. В автобиографии он пишет: "Я нашел, что мой дух более всего склонен к делу пробуждения и возрождения... В своих проповедях я, можно сказать, рожал в муках детей Божьих, и я никоим образом не был бы удовлетворен, если бы мой труд не дал таких плодов" (35). Этот евангелизационный импульс проявляется во многих его сочинениях; почти все, что вышло из-под его пера, включает в себя один или несколько призывов ко грешникам прийти ко Христу для спасения. Для некоторых такого рода евангелизационное рвение казалось несовместимым с высоким кальвинизмом, в частности, с доктриной ограниченного искупления. Существует утверждение, что никто не может реально предлагать Евангелие всем людям, ибо Христос не умер за всех. Отсюда делался вывод, что евангельское рвение Беньяна является доказательством того, что он отверг доктрину ограниченного искупления.   
Возьмем, к примеру, работу "Иерусалим грешный и спасенный, или хорошая новость для гнусных людей" (1688). Беньян говорит, что он надеется, что эта работа "повлияет на сердца таким образом, что поможет обратить грешников" (36). Беньян утверждает, что Евангелие должно быть проповедано всем, самым гнусным из людей, "грешникам Иерусалима". Из этой работы можно предположить, что для Беньяна Христос умер за всех. В ответ на возражения Беньян умоляет неверующего не позволить насмешкам других удержать его от вечной жизни: "Твое упрямство разит в самое сердце твоего Спасителя.  Неужели тебе нет дела до этого? В прежние времена, взглянув на город, Христос заплакал о нем. Можешь ли ты услышать это и не обеспокоиться? Неужели Христос плакал, чтобы увидеть твою душу сходящей в погибель и еще гордящейся этим? Да, Христос, Который мог быть вечно счастлив без тебя, более страдает при мысли о гибели души твоей, чем ты сам, ибо ты несомненно будешь вечно несчастен,  если пренебрежешь Им. То, что удерживает тебя от Спасителя - это мелкие пузырьки, легкий укол окончит боль, и Небо стоит этого, если ты согласишься" (37).
Беньян продолжает: "Разве ты лишен разума? Можешь ли ты немного трезво подумать о своем смертном часе: куда греховная жизнь столкнет тебя тогда? Разве у тебя нет совести, или она так крепко усыплена грехом, и Призывающий тебя не торопится, зная, что ты уснул и заботиться о тебе поздно? Бедный человек, ты не понимаешь, что будешь вечно плакать! Неужели ты не сделаешь вывод, что спастись лучше, чем гореть в аду, что вечная жизнь в Божией милости лучше, чем временное недовольство жизнью в Боге? Неужели ты так жесток, что в тебе совсем нет любви к Богу за все, что Он сделал тебе? Он явил Свою любовь в том, что привел Своего Сына умереть за тебя! Разве это не побудит тебя обратиться к небесам? Бедный человек! Неужели ты думаешь, что ты сильнее Бога? Если ты не в силах одолеть Его, то ты глуп, если восстаешь на Него. Страшно впасть в руки Бога живого! Он может быть суров, Его рука сильнее лапы льва; прислушайся к Его словам, и Он не прогневается, но что будет, если ты презришь Его Сына и останешься виновным во всех своих грехах, вместо того чтобы принять Его милость и благоволение?" (38).
На первый взгляд эти заявления предполагают всеобщее искупление, но это не обязательно так. Во-первых, высокому кальвинизму не противоречит говорит о Христе как о готовом спасти тех, кто иначе погибнет навеки. Это особенно верно и вполне уместно при представлении Евангелия необращенным. Беньян просто говорит: Христос готов спасти вас, если вы того захотите. Во-вторых, говоря грешнику, что "Христос умер за тебя", он имеет в виду целый ряд различных возможностей. Можно допустить, что Христос умер за конкретного грешника, если тот придет. Или же Беньян обращается к тем, кто, по его убеждению, избран, надеясь обратить их своими мольбами. Следует отметить, что через несколько страниц после этой цитаты Беньян явно подразумевает, что искупление касается избранных. Он говорит о хитростях и уловках сатаны для людей. Но несмотря на все его усилия, среди рода человеческого остается остаток, семя избранное, что сатана не обманет. На этот остаток он изливает всю свою ярость. Беньян пишет: "О ярость и рык львиный, и ненависть к Господу Иисусу и ко всем, кто искуплен Кровью Его!" (39).
Короче говоря, пыл Беньяна в благовестии ни в коей мере не подрывается его высоким кальвинизмом или приверженностью доктрине ограниченного искупления. На самом деле поразительно, что как проповедник он говорит о таких тайнах веры как о том, что "влияет на сердца таким образом, что помогает обращению грешников!". Тем не менее при обращении неверующих Беньян направлял своих слушателей не на указ об избрании, но на Христа.

Беньян и универсалистские тексты

Как уже говорилось, те, кто утверждают, что Беньян был умеренным кальвинистом, часто ссылаются на тексты, где он говорит, что Христос умер за всех или за весь мир. Если Беньян понимал эти термины в широком смысле, то он действительно был 4-пунктным кальвинистом, как утверждает Дэвид Аллен (40), амиральдистом, как по Венкелю, или даже просто арминианином. Но хотя Беньян время от времени говорит о Христе, умершем за всех или пострадавшем за грехи мира, он не понимает эти термины в максимально широком смысле.
В "Защите оправдания верой в Иисуса Христа" (1672) он в ряде случаев говорит о Христе, умершем за грехи мира (41). Он также говорит о верующих, верой питающихся плотью и кровью Христа, Который "был предан за грехи мира" (42). В "Свете для сидящих во тьме" (1674) Беньян говорит, что когда Христос предстоял Отцу на Кресте, это было "за грех мира" (43). Он продолжает: "Взирайте же на Христа Распятого, на Котором грехи мира, как если бы Он нарушил закон" (44). Цитируя Иоан.1.29, Беньян еще раз говорит о Христе как Агнце Божием, Который взял на Себя грех мира (45) или, далее, что Он был обвинен в грехах всего мира (46).
Хотя иногда Беньян говорит о Христе, умершем за грехи мира,  следует отметить, что Баньян не всегда имеем в виду весь род человеческий, когда он использует слово "мир". В "Деле Христа как Заступника" он использует слово "мир" как совокупность избранных, прошлых, настоящих и будущих. Беньян пишет: "Он Священник и Заступник наш и только наш, и предложен в жертву умилостивления за грехи всего мира, то есть избранных со всего мира" (47). Беньян иногда говорит о Христе как предложенном в искупительную жертву за всех, но он, как и прежде, указывает, что мир - это "все, кто должны быть спасены", и он не утверждает, что здесь можно "иметь в виду любого человека из мира" (48). Опять же, в  "Свете для сидящих во тьме" Беньян разъясняет и уточняет свое определение мира: "Взирай же на Христа распятого за грех мира, как если бы Он нарушил закон, хотя Он совершенно невинен, и так сделай вывод, что за преступления народа Божия он был поражен, и когда Господь соделал Его грехом, Он покарал в Нем наш грех (49). Беньян иногда говорит о грехах мира, но далее разъясняет смысл: речь идет о грехах Божия народа (50).   
Следует также обратить внимание на развернутое обсуждение Беньяном правильного способа толкования универсальности текстов в книге "Придите к Иисусу Христу" (1680). Общий принцип Беньяна в том, что каждое слово "должно употребляться в ограничительном или расширительном смысле в отношении истины и аргументов, ради которых оно используется, иначе мы будем злоупотреблять Писанием ко вреду для читателей и для самих себя" (51). Например, в объяснении понятия "все" в Иоан.7.32 ("И когда буду вознесен от земли, всех привлеку к себе") автор заявляет: "Это касается только всех тех, кто должен быть спасен навечно от грядущего гнева" (52).
Когда Беньян говорит обо "всех" и "мире", нельзя предположить. что он всегда использует такие термины в самом широком смысле, и таким образом, тексты, которые говорят, что Христос умер "за всех" или понес грехи "всего мира", не обязательно предполагают, что Баньян считал, что Бог хочет, чтобы Христос пострадал за грехи каждого человека.

"Осуждение"

Возможно, , наиболее часто цитируемый документ, который используется, чтобы опровергнуть "высокий кальвинизм» Беньяна - это "Доказательство осуждения" (1674) (53). В гл.9 этой работы автор отвечает на вопрос: "действительно ли Бог возвещает Евангелие и благодать его тем, кто все же подвергнется вечному осуждению?" (54). Он отвечает утвердительно: "Слова нашего Господа таковы :«Идите проповедуйте Евангелие всякой твари », и снова "Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли»., "и желающий пусть берет воду жизни даром". А причина в том, потому что Христос умер за всех, "вкусил смерть за всех человек»; это «Спаситель мира», в умилостивление за грехи всего мира» (55). Он продолжает: " Second, I gather it from those several censures that even every one goeth under, that doth not receive Christ, when offered in the general tenders of the gospel; 'He that believeth not,-- shall be damned'; 'He that believeth not God hath made him a liar, because he believeth not the record that God gave of his son'; and, Woe unto thee Capernaum, 'Woe unto thee Chorazin! woe unto thee Bethsaida!' with many other sayings, all which words, with many other of the same nature, carry in them a very great argument to this very purpose; for if those that perish in the days of the gospel, shall have, at least, their damnation heightened, because they have neglected and refused to receive the gospel, it must needs be that the gospel was with all faithfulness to be tendered unto them; the which it could not be, unless the death of Christ did extend itself unto them; for the offer of the gospel cannot, with God's allowance, be offered any further than the death of Jesus Christ doth go; because if that be taken away, there is indeed no gospel, nor grace to be extended. Besides, if by every creature, and the like, should be meant only the elect, then are all the persuasions of the gospel to no effect at all; for still the unconverted, who are here condemned for refusing of it, they return it as fast again: I do not know I am elect, and therefore dare not come to Jesus Christ; for if the death of Jesus Christ, and so the general tender of the gospel, concern the elect alone; I, not knowing myself to be one of that number, am at a mighty plunge; nor know I whether is the greater sin, to believe, or to despair: for I say again, if Christ died only for the elect, &c. then, I not knowing myself to be one of that number, dare not believe the gospel, that holds forth his blood to save me; nay, I think with safety may not, until I first do know I am elect of God, and appointed thereunto" (56).
Эта цитата, вероятно, есть наиболее определенное заявление об общем искуплении, которое можно найти в трудах Беньяна. Тем не менее есть две проблемы с использованием этой работы в опровержение его приверженности ограниченному искуплению. Первая из них состоит в интерпретации. Пол Хелм отрицает, что в "Осуждении" Беньян на самом деле учит ограниченному искуплению. Он утверждает, что для Беньяна "если бы отверженные поверили, смерти Христа было бы достаточно для их спасения" (57). Кроме того, Беньян имел дело с практическим вопросом о том, может ли проповедник смотреть на неизбранных как на потенциально избранных (58). Наконец, он настаивает, что предложение Евангелия для автора не подразумевает, что отверженные когда-либо придут ко Христу. Хелм отмечает, что Беньян проводит различие между принципиальной возможностью для Бога спасти отверженных и Его решением делать или не делать этого (59).
Во-вторых, есть более значительная проблема авторства. Подлинность этой работы давно является спорной, ибо еще Джон Браун, главный биограф Беньяна, утверждал, что эта книга псевдонимна (60). Браун считает, что издатель Чарльз Доу по ошибке пометил ее именем Беньяна. В этот период Беньяну были приписаны четыре другие книги, чтобы повысить их популярность (61). Браун приводит внешние свидетельства в поддержку своего вывода: эта работа отличается по стилю от других работ Беньяна, имеет необычные для него заголовки глав, и она не появляется в трех первых собраниях его сочинений (1692, 1736 и 1774) (62). Браун отмечает также, что ее содержание и стиль - явно не "беньяновские". Он говорит: "Она не начинается и не заканчивается в присущей Беньяну манере, и в ней нет ни одной черты, которая напоминала бы его авторство. О каких бы предметах он ни писал, он всегда писал с теплотой и нежностью, и никогда не отклонялся во что-то подобное этому жесткому и холодному стилю, в котором есть то, чего у Беньяна никогда не было - безжалостная логика, далекая от настоящей логичности" (63).
Ричард Гривз согласен с этим, говоря: "Стилистически "Осуждение" явно отличается от богословских трактатов Беньяна, его проповедей и разъяснительных работ, имея хорошо упорядоченную структуру в 11 глав на 44 страницах, что по существу не имеет аналогов в других его работах. "Применение", которым он завершает большинство своих работ, здесь также отсутствует" (64). Гривз считает, что эта работа вышла из кругов баптистов с открытым членством, которые восхищались Беньяном и его трудами.
В заключение отметим, что "Осуждение" не может рассматриваться как доказательство того, что Беньян придерживался всеобщего искупления. Не только толкование данной главы неоднозначно, но, по-видимому, Беньян вообще не автор данной работы.
 
Заключение

В своей книге Дэвид Аллен ошибочно охарактеризовал Беньяна как "умеренного" или 4-пунктного кальвиниста. Зрелый Беньян четко и конкретно говорил о пределах искупления. Намерением Отца и Сына было, чтобы Христос умер за избранных и только за них, и это именно то, что было достигнуто на Кресте. Такая позиция свидетельствует о приверженности Беньяна активному послушанию Христа, Его первосвященству и богословию завета. В его поздних работах есть точность, отсутствующая в некоторых из ранних публикаций, но нигде в своем зрелом мышлении Беньян не отступает существенно от высокого кальвинизма. Он был обращен именно в высокий кальвинизм, о чем свидетельствует характер некоторых из его искушений, и его ранние работы следует рассматривать именно в этом свете. Хотя Беньян страстно умолял потерянных прийти ко Христу, его рвение к благовестию не должно рассматриваться как несовместимое с высоким кальвинизмом. Беньян действительно говорил о Христе как страдавшем за грехи мира и даже умершем "за всех", но он сам предостерегает от принятия этих терминов в широком смысле. И хотя "Осуждение" носит его имя, по-прежнему существуют сомнения в подлинности этой работы и ее интерпретации, и поэтому она не может служить подлинным доказательством того, что Беньян был "умеренным кальвинистом".
Следует отметить, что Беньян никогда специально не посвящал ни одной работы вопросу о пределах искупления и не вступал в полемику, чтобы защищать ограниченное искупление, особенно об оправдании верой. Беньяна лучше читать как пастыря, чем как систематика. В соответствующем пастырском контексте у него можно найти много заявлений о пределах искупления, избрании, предопределении и других тайнах веры. Но когда Беньян хотел привлечь тех, кто все еще под заветом дел, у него были другие цели. Лучше всего смотреть на него как на богослова, для которого ограниченное искупление везде предполагалось, и мы, естественно, убедимся, что именно таким образом он излагал связанные с этим богословские темы - оправдание верой, священство Христа и завет.    


 [1] David L. Allen, "The Atonement: Limited or Universal?"  in Whosoever Will: A Biblical-Theological Critique of Five-Point Calvinism , eds.  David L. Allen and Steve W. Lemke (Nashville, TN: B&H Academic, 2010), 67.
 [2] David Wenkel, "John Bunyan's Soteriology During his Pre-Prison Period (1656-1659): Amyraldian or High-Calvinist?" Scottish Journal of Theology 58 (2005): 333.
 [3] Позднейшие работы, приведенные нами, являются бесспорными. Только одно заглавие ( The Work of Jesus Christ as an Advocate ) изменялось, суть же везде неизменна. Читатель, таким образом, может быть вполне уверен в подлинности далее приводимых цитат.
 [4] Pieter de Vries, John Bunyan on the Order of Salvation , trans.  C. Van Haaften (New York: Peter Lang, 1994), 148.
 [5] John Bunyan, The Saints' Knowledge of Christ's Love , in The Works of John Bunyan , ed.  George Offor, vol.  2 (Glasgow: WG Blackie and Son, 1854: reprint, Edinburgh and Carlisle, PA: Banner of Truth Trust, 1999), 19.
 [6] John Bunyan, The Pharisee and the Publican , in Works, 2:247.
 [7] John Bunyan, The Saints' Privilege and Profit , in Works , 1:648.
 [8] John Bunyan, The Work of Jesus Christ as an Advocate , in Works, 1:161.
 [9] John Bunyan, The Work of Jesus Christ as an Advocate , in Works 1:161, 163, 201.
 [10] Ibid., 1:169.
 [11] Ibid., 1:176.  161.
 [12] Ibid., 164
 [13] John Bunyan, Christ a Complete Saviour , in Works, 1:203.
 [14] Ibid., 1:204.
 [15] Ibid., 1:226.
 [16] Ibid., 1:235.
 [17] Лучший анализ учения Беньяна о завете см.: Richard Greaves, John Bunyan (Grand Rapids, MI: WM. B. Eerdmans Publishing Company, 1969), 97-122.
 [18] John Bunyan, The Saints' Knowledge of Christ's Love , in Works, 2:16.
 [19] Ibid., 2:20.
 [20] John Bunyan, The Work of Jesus Christ as an Advocate , in Works , 1:164.
 [21] Ibid.
 [22] John Bunyan, Some Gospel Truths Opened According to the Scriptures , in Works, 2:166-67.
 [23] John Bunyan, A Vindication of Gospel Truths Opened According to the Scriptures , in Works, 2:208.
 [24] John Bunyan, A Few Sighs From Hell, or The Groans of a Damned Soul , in Works, 3:706.
 [25] John Bunyan, The Doctrine of the Law and Grace Unfolded , in Works, 1:526.
 [26] Ibid., 1:561.
 [27] Об ограниченном искуплении в работе A Vindication of Gospel Truths Opened According to the Scriptures see in Works 2:177, 179, 180, 185, 207.  For similar references in A Few Sighs From Hell see 3:674, 680, 681, 684, 692, 700, 704, 706, 709, 717, 724.  Другие ссылки в The Doctrine of Law and Grace Unfolded see 1:506, 507, 522, 523, 524, 532, 534, 535, 551.
 [28] John Bunyan, Some Gospel Truths Opened According to the Scriptures , in Works , 2:141.
 [29] Ibid., 2:141-42.
 [30] Ibid., 2:142.
 [31] Ibid., 2:147.
 [32] Ibid., 2:150.
 [33] Sм. John Bunyan, Grace Abounding , in Works 1:29.
 [34] Richard Greaves, Glimpses of Glory , 173-74.
 [35] John Bunyan, Grace Abounding , in Works 1:43.
 [36] John Bunyan, The Jerusalem Sinner Saved; or Good News to the Vilest of Men, in Works, 1:68.
 [37] Ibid.  1:90.
 [38] Ibid.
 [39] John Bunyan, The Jerusalem Sinner Saved; or Good News to the Vilest of Men , in Works, 1:96.
 [40] David Wenkel, "John Bunyan's Soteriology During his Pre-Prison Period (1656-1659): Amyraldian or High-Calvinist?" Scottish Journal of Theology 58 (2005).
 [41] John Bunyan, A Defense of the Doctrine of Justification By Faith in Jesus Christ , in Works, 2:307.  See also 2:329 and 2:330.
 [42] Ibid., 2:309.
 [43] John Bunyan, A Light For Them that Sit in Darkness , in Works, 2:408.
 [44] Ibid., 2:409.
 [45] Ibid., 2:416
 [46] Ibid., 2:432.
 [47] John Bunyan, The Work of Jesus Christ as an Advocate, in Works, 1:170.
 [48] Ibid., 1:170.
 [49] John Bunyan, A Light For Them That Sit In Darkness , in Works, 2:409.
 [50] Ibid., 2:409.
 [51] John Bunyan, Come and Welcome to Jesus Christ , in Works , 1:242.
 [52] Ibid.
 [53] See Dr. Allen's article in Whosoever Will: A Biblical-Theological Critique of Five-Point Calvinism , 75-76, 98.
 [54] John Bunyan, Reprobation Asserted , in Works, 2:348.
 [55] Ibid.
 [56] Ibid., 2:348.
 [57] Paul Helm, "John Bunyan and Reprobation Asserted" The Baptist Quarterly 28 (2) (1979): 91.
 [58] Ibid.
 [59] Ibid., 92.
 [60] Richard Greaves, John Bunyan and English Nonconformity (London: Hambledon Press, 1992), 185.
 [61] John Brown, John Bunyan: His Life, Times, and Work (Boston, MA: Houghton, Mifflin and C, 1885), 245.
 [62] Ibid.
 [63] Ibid.
 [64] Richard Greaves, John Bunyan and English Nonconformity , 188.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии