64. Эгоизм и одиночество

ЭГОИЗМ

Ядерная бомба всегда попадает в эпицентр

Я прожил пятьдесят лет, но если вычесть из них те часы, что я жил для других, а не для себя, то окажется, что я еще в пеленках.
Ч. Лэм

Я никогда не бываю менее одиноким, чем тогда, когда я один.
Катон Старший


Тождественно ли одиночество эгоизму?

Эгоизм (лат. ego - я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов.
 
Эго-процесс (лат. ego - я и лат. processus - продвижение) - в учении Эриксона, сопряженный с биологическими и социальными процессами организационный принцип, обеспечивающий непрерывное существование индивида как цельной личности, характеризуемой тождеством себе и цельностью в отношении внутреннего опыта и актуальности для других.
 
   
Я не занят, в общем, чужим блаженством.
Это выглядит красивым жестом.
Я занят внутренним совершенством:
полночь — полбанки — лира.
Для меня деревья дороже леса.
У меня нет общего интереса.
Но скорость внутреннего прогресса
больше, чем скорость мира.
                И. Бродский


 Солипсизм (лат. solus ipse - только сам) - теоретическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое – единственное. Возникает проблема обоснования общезначимости такого опыта познания, решаемая в большинстве случаев психофизиологически - на основании положения, что все люди устроены сходным образом и используют схожие знаки .

Как в знаменитой  эпиграмме Джона Донна некоторые люди верят, что каждый человек - это остров, изолированный но своей сути от остальных и даже отчужденный от самого себя.

Социальная дистанция (лат. distantia - расстояние) - понятие, характеризующее размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчужденности их между собой - как задаваемую институционально, так и ощущаемую самими агентами социальных взаимодействий. Термин был введен в формальной социологии Зиммелем и лег в основу концепции Визе, определявшем через степень Социальную дистанцию между индивидом и надиндивидуальными социальными образованиями различия масс, коллективов и групп. Шибутани по величине Социальной дистанции определял степень автономности или уступчивости индивида, а увеличение Социальной дистанция трактовал как переход от первичных (персонифицированных) отношений в ситуации "лицом-к-лицу" - к вторичным отношениям, в которых человек начинает видеть в "другом" лишь частный случай определенной социальной категории.
 В рамках названных концепций оформилось представление о различении личностной (интимной) и публичной дистанций как вариаций расстояния, удерживаемого индивидом между собой и "другими" в процессах взаимодействия.
 Современный философский словарь. В.Л. Абушенко


 Существует несколько перечней индивидуальных защитных психологических механизмов автономизации личности, один из которых, предложенный Джеймсом Коулменом, излагается ниже (цит. по: Фокс В. Введение в криминологию — М.: Прогресс, 1980. — С. 189—190):

Отрицание реальности — защита себя от неприятной действительности путем отказа трезво воспринимать ее, часто принимающего форму ухода от нее — в «болезнь» либо в поглощенность чем-то другим.

Фантазия — удовлетворение несбывшихся желаний в своем воображении.

Рационализация — попытки доказать с целью самоутверждения, что поведение является рациональным и оправданным, а потому социально одобряемым.
Это механизм подыскания убедительных, доводов для недостаточно одобряемых действий и желаний.

Проекция — проекция собственных характеристик на других. Возложение ответственности за трудности на других лиц или приписывание другим своих моральных качеств и побуждений.

Репрессия — недопущение проникновения в сознание неприятных и опасных мыслей.

Подавление — отказ отдавать себе отчет в уже проникших в сознание неприятных и опасных мыслях и формулировать их.

Формирование реакций — предупреждение опасных стремлений путем усиления противостоящих им установок и типов поведения, чтобы использовать их в качестве «барьеров». Например, человек может стать борцом против алкоголизма, потому что его отец и ли другой член семьи был алкоголиком.

Возмещение — искупление и таким образом нейтрализация аморальных желаний и поступков.

Регрессия — возвращение на более низкий уровень развития, что предполагает менее развитые реакции и, как правило, уменьшение притязаний.

Идентификация — повышение чувства собственной значимости путем идентификации себя с выдающимися личностями.
Интроекция — включение в структуру ego внешних ценностей и стандартов с тем, чтобы они перестали действовать как внешняя угроза. Наделение себя качествами других людей. Этот мехаиизм противоположен механизму проекции.

Компенсация — прикрытие собственных слабостей подчеркиванием желаемых черт или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах. Например, человек, который не может играть в футбол, становится выдающимся шахматистом.

Перемещение — разрядка подавляемых чувств, как правило чувства враждебности, направленная на объект менее опасный, чем тот, который вызвал отрицательные эмоции.
Если начальник поссорился с женой, то он весь день вымещает злость на своих подчиненных.

Эмоциональная изоляция — замыкание в себе и пассивность для защиты от боли и обиды.
Интеллектуализация — пресечение переживаний, вызванных неприятной ситуацией, пли упорядочение несовместимых установок при помощи логических манипуляций.

Приверженность определенным ценностям и установкам даже при наличии явных доказательств в пользу противоположных установок.

Сублимация — удовлетворение или подавление неудовлетворенных желаний, часто носящих сексуальный характер, при помощи другой деятельности. Обычно это относится к изменению способа удовлетворения, а не его объекта. Например, человек, испытывающий сильное половое влечение к другому человеку и не имеющий возможности это влечение удовлетворить, может найти частичную разрядку в допустимых действиях, например в танцах.

Замещение — удовлетворение или подавление неудовлетворенных (часто сексуальных) желаний при помощи другого объекта. Например, половое влечение к «недоступному» человеку может быть удовлетворено человеком более доступным.

Сочувствие — стремление завоевать симпатии других людей и таким образом поддержать чувство собственного достоинства, невзирая на неудачи.

Разрядка  — снижение тревожности, вызванной запретными желаниями, путем ее внешнего выражения. Такое поведение часто проявляется в преступности или делинквентности.

1. Фокс В. Введение в криминологию — М.: Прогресс, 1980. — 311 с.
2. Coleman J. С. Abnormal Psychology in Modern Life, 3rd ed. Atlanta, 1964, p. 107

  Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые сами не живут и другим жить не дают. Женщины большей частью принадлежат к третьему разряду.
И. Тургенев

Все, что окружает эгоиста, представляется ему лишь рамкой для его портрета.
Ж. Пети-Са

  Нарциссизм (греч. Narciss - Нарцисс, Наркисс) - в наиболее распространенном значении - самовлюбленность, любая форма любви к себе. Представление о Нарциссизме и соответствующее понятие восходят к древнегреческой мифолии. Согласно самой известной версии, Нарцисс, увидев свое отражение в воде, не мог оторваться от созерцания своей красоты и умер от любви к себе. После смерти был превращен богами в цветок нарцисс. Согласно одному из античных толкователей, близких платонизму, Нарцисс увидел «''в текущей природе материи свою собственную тень, то есть внутри материи — живое существо, которое является последним образом истинной души, и постаравшись обнять эту душу как свою собственную (то есть, возлюбив живое существо ради него самого), он задохнулся, утонув, как если бы погубил истинную душу''»
 Ватиканский аноним. О невероятном 9, пер. В. Н. Ярхо  .
Р. Грейвз. Мифы Древней Греции

  В соответствии с заветом великих мудрецов древности - "Познай самого себя" - цветок нарцисс является эмблематическим изображением философии как формы человеческого самопознания.
Чечёткина Е. http://www.psy-analyst.ru/eche/3super2.asp Это страшное слово НАРЦИССИЗМ // psy-analyst.ru.


Фромм интерпретировал Нарциссизм как компенсатор недоразвитых инстинктов, своеобразное эмоциональное состояние, отличительными признаками которого являются отсутствие подлинного интереса к внешнему миру и концентрация носителя Нарциссизма только на себе, своих витальных и экзистенциальных потребностях и интересах. Фромм пришел к выводу, что у каждого человека есть "нарциссическое ядро", оптимальное биологическое функционирование которого служит выживанию, но при выходе на максимальные режимы оно же является угрозой для жизни. В качестве примера состояния абсолютного Нарциссизма, Фромм, вслед за Фрейдом, приводил психоз - заболевание, характеризующееся разрывом связей человека с внешней реальностью и замещением ее своей личностью. Квалифицируя политических лидеров (в т.ч. и харизматических) как нарциссов, Фромм отмечал, что для них и обладателей огромной власти фараонов, императоров, Гитлера, Сталина, Трухильо и т.д.) типична совокупность черт характера, побуждающая их к реализации нарциссических фантазий о своей надчеловеческой природе и приводящая к изоляции от людей и росту страха.

Нарциссическое расстройство личности— расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; не умением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие им завидуют.
Ненси Мак-Вильямс описывает личность с нарциссическим расстройством как «организованную вокруг поддержания самоуважения путём получения подтверждения со стороны», уточняя, что речь идёт о людях, для которых эта задача затмевает все остальные, а не о просто чувствительных к критике или похвалам. «Озабоченные тем, как они воспринимаются другими, нарциссические люди испытывают глубинное чувство, что они обмануты и нелюбимы».
Множество примеров смотрите в главе «Артисты», «Писатели».
 
Нарцисс с трудом способен к межличностной близости, он не способен любить, как и ревновать - нарциссическая ревность возникает только постфактум, когда вторая сторона объявляет о разрыве отношений. Партнер нужен нарциссу как зеркало для отражения себя.

Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд. «Класс», 1998.
Отто Кернберг, «Агрессия при расстройствах личности и перверсиях»


«В душах большинства людей есть врожденное зло, величайшее из всех зол; каждый извиняет его в себе и вовсе не думает его избегать.
Зло это заключается вот в чем: говорят, что всякий человек по природе любит самого себя и что таким он и должен быть. Но поистине в каждом отдельном случае виновником всех проступков человека выступает как раз его чрезмерное себялюбие. Ибо любящий слеп по отношению к любимому, так что плохо может судить, что справедливо, хорошо и прекрасно, и всегда склонен отдавать предпочтение перед истиной тому, что ему присуще». «Платон. Диалоги»: Мысль; 1986

Крайности эгоизма ведут к  Мизантропии— это неприязнь, недоверие или ненависть к людскому роду или предрасположенность к неприязни и/или недоверию к другим людям. Также — выражение неприязни и презрения к «общепринятым» правилам и «моральным ценностям», желание во что бы то ни стало отгородить себя от внешних контактов с обществом, чаще всего — не беспочвенна и проявляется у творческих личностей и личностей, непонятых или отвергнутых остальным «социумом», не нашедшие себе места в обществе и лишённые единомышленников . Слово произошло от греческих слов (misos, «ненависть») и (anthropos, «человек»).
   Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения, или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространенным людским ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.

http://psi.webzone.ru/st/306400.htm Психологический словарь

 
Эгоцентризм (от la. ego «я», la. centrum «центр круга») — неспособность индивида изменить исходную познавательную, моральную либо коммуникативную позицию к некоторому объекту, мнению или представлению, сочетающуюся с сосредоточенностью личности на собственных целях, даже перед противоречащей его опыту информацией. Является крайней степенью эгоизма. Наиболее ярко проявляется в раннем детском возрасте и, как правило, преодолевается к 12-14 годам, также наблюдается тенденция к усилению в старости. Эгоцентрист не может понять, что психологическая организация людей отлична от его собственной.
Психология. Словарь. под ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского. Москва, 1990
В психологии рассматривается несколько видов эгоцентризма:
# Познавательный, характеризующий восприятие и мышление;
# Моральный эгоизм - говорящий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;
# Коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации другим людям. Заключается в пренебрежении смыслового наполнения понятий.

#Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика - Пресс,1994. - 528с.
#Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: «Лабиринт», 1996. - 416с.
#Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, при участи издательства "Юрайт", 2000. - 336с.


 Эгоистам свойственна  Интраверсия, интравертированность (лат. intro - движение внутрь и verto - обращать, поворачивать) - в аналитической психологии Юнга свойство и особенность личности, характеризующиеся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир. В обычной жизни интроверты попросту более консервативны, предпочитая привычное домашнее окружение и интимную обстановку с малым числом близких друзей — они экономят свою энергию и препочитают оставаться на месте, нежели перемещаться туда-сюда. Лучшее из того, что они делают, всегда осуществляется по их собственной инициативе, собственными усилиями и индивидуальным образом.
По критериям Интраверсии   Юнг выделял типы личности интровертов таким образом : «Он постоянно должен доказывать, что все, что он делает, основывается на его собственных решениях и убеждениях и никогда не зависит от влияния других, желания кому-то понравиться или снискать расположение какого-то лица или мнения». «Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем гуще толпа, тем сильнее нарастает его сопротивление. По крайней мере, он не «с ней» и не испытывает любви к сборищам энтузиастов. Его нельзя отнести к разряду общительных людей. То, что он делает, он делает своим собственным образом, загораживаясь от влияний со стороны. Такой человек имеет обыкновение выглядеть неловким, неуклюжим, зачастую кажущимся сдержанным, и так уж водится, что либо по причине некоторой бесцеремонности манеры или же из-за своей мрачной недоступности, или чего-либо совершенного некстати, он невольно наносит людям обиду. Свои лучшие качества он приберегает для самого себя и вообще делает все возможное, чтобы умолчать о них. Он легко делается недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств и по этой причине является также завистливым. Его способность постигать объект осуществляется благодаря не страху, но тому факту, что объект кажется ему негативным, требующим к себе внимания, непреодолимым или даже угрожающим. Поэтому он подозревает всех во «всех смертных грехах», все время боится оказаться в дураках, так что обычно оказывается очень обидчивым и раздражительным. Он окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что, в конце концов, сам же предпочитает делать что-то, чем отсиживаться за ней. Он противостоит миру тщательно разработанной оборонительной системой, составленной из скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, «высокогубой» правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия. В его картине мира мало розовых красок, поскольку он свсрхкритичен и в любом супе обнаружит волос. В обычных условиях он пессимистичен и обеспокоен, потому что мир и человеческие существа не добры ни на йоту и стремятся сокрушить его, так что он никогда не чувствует себя принятым и обласканным ими. Но он и сам также не приемлет этого мира, во всяком случае не до конца, не вполне, поскольку вначале все должно быть им осмыслено и обсуждено согласно собственным критическим стандартам. В конечном итоге принимаются только те вещи, из которых, по различным субъективным причинам, он может извлечь собственную выгоду» .
  Интровертная установка склонна обесценивать вещи и других людей, сомневаться в их значимости. Это переживается как привязка с сопутствующими эмоциональными реакциями к внешним обстоятельствам или другому лицу. «Чем больше эго стремится обеспечить свою независимость, отсутствие обязательств и всяческое преобладание, тем более оно попадает в рабскую зависимость от объективно данного. Свобода духа заковывается в цепи унизительной финансовой зависимости, независимый образ действий раз за разом робко уступает, сломленный общественным мнением, моральное превосходство попадает в болото малоценных отношений, властолюбие завершается жалобной тоской — жаждой быть любимым».

  Эгоизм в современной форме и есть  индивидуальная социализация, отмечает выдающийся русский мыслитель А.Зиновьев. Он пишет: «Каждый человек осознает себя в качестве индивида (в качестве «Я") и одновременно в качестве члена объединения подобных себе индивидов (в качестве „Мы"). Формы этого осознания и взаимоотношения „Я“ и „Мы“ в менталитете различных людей и различных народов различны. Исторически изначальным было „Мы“, в рамках которого происходило формирование „Я“. У подавляющего большинства людей и народов доминировало „Мы“ над „Я“. Прошли многие миллионы лет, прежде чем у отдельных народов „Я“ стало играть заметную роль в их менталитете. Эти люди и их потомки создали цивилизацию, в которой „Я“ получило гипертрофированные масштабы и подавило «Мы“, – можно сказать, создали Я-цивилизацию. Она развила сверх всякой меры самомнение людей и потребность у них становиться индивидуализированными личностями. Она развила также и средства, создающие иллюзию, будто каждый отдельный человек имеет возможность удовлетворить эту потребность. Но таких людей сотни миллионов, а индивидуализированная личность по самой своей социальной сути есть явление исключительное, выделяющееся из массы себе подобных, даже уникальное. Порождая у миллионов людей потребность стать индивидуализированной личностью, наше общество самим фактом их множественности исключает возможность удовлетворения этой потребности для подавляющего большинства из них. Невозможно сохранить статус короля в обществе, в котором все короли.
Состояние индивидуализированной личности есть социальная позиция, являющаяся объектом величайшего соблазна. За нее идет ожесточенная борьба. Лишь сравнительно небольшая часть из миллионов претендентов отбирается на такие позиции, на такую социальную роль. Но каковы те пути и критерии отбора? Посмотрите справочники «Кто есть кто?"! Достаточно с этой точки зрения понаблюдать наши средства массовой информации, чтобы увидеть с полной очевидностью сами принципы критерии, правила) отбора в индивидуализированную элиту. Президенты, министры, короли, правители банков и экономических империй, артисты, спортсмены, гангстеры, модельерши и т.п. Изучите интеллектуальный и нравственный уровень их, их внутренний (духовный) мир! И вы увидите, что тут об индивидуализированной личности (подчеркиваю: личности) независимо от их социальной позиции и речи быть не может. Сам способ образования индивидуализированной элиты общества исключает проявление в ней личностей, аккумулирующих в своем внутреннем мире (в сознании, в менталитете – в «душе") достижения культуры, нравственности, интеллекта. Отобранные в нее индивиды общеизвестны. Они постоянно появляются на телевидении, в газетах, журналах и т.д. О них пишут книги, их физиономии повсюду в рекламе. Но они суть лишь социальные символы. Они еще более пусты внутренне, чем обезличенные миллионы».

Александр Александрович Зиновьев
Глобальный человейник  RoyalLib.ru




КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
 
Джером Дэвид Сэлинджер ( en. Jerome David Salinger; род. 1919) — американский писатель, классик литературы США XX века, наиболее известен как автор романа «Над пропастью во ржи».
 Сэлинджер родился 1 января 1919 г. в Нью-Йорке в семье еврея и ирландки. Отец, зажиточный торговец Соломон Сэлинджер, стремился дать сыну хорошее образование. Однако сын нигде не проявил ни особых успехов, ни карьерных устремлений, чем вызвал недовольство отца, с которым он в конце концов рассорился навсегда.
 После того как роман «Над пропастью во ржи» завоевал оглушительную популярность, Сэлинджер начал вести жизнь затворника, отказываясь давать интервью. После 1965 прекратил печататься, сочиняя только для себя. В последние годы он практически никак не взаимодействует с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке в городке Корниш, штат Нью-Хэмпшир, и занимаясь разнообразными духовными практиками, как то, буддизм, индуизм, йога, макробиотика, дианетика, а также нетрадиционной медициной.

 Борисенко А. Дж. Д. Сэлинджер: классик и современник// Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы. — М.: Эксмо, 2007. — с.16] .
http://salinger.narod.ru/index-ru.htm


Монтень ( fr. Michel Eyquem de Montaigne; 28 февраля 1533 — 13 сентября 1592) — знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».
Мать — Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев.
Его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни.
После смерти отца в 1568 г. он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.).
Писатель скончался 13 сентября 1592 г. во время мессы.

По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения.
Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, тогда прощай счастье и душевное спокойствие.
«Одного философа, который был застигнут в момент любовного акта,спросили, что он делает. „Порождаю человека“, — ответил он весьма хладнокровно, нисколько не покраснев, как если бы его застали за посадкой чеснока» («''Апология Раймунда Сабундского''»)
 «Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». Сообразно этому взгляду, Монтень считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе; они исчерпываются словами Платона, приводимыми Монтенем: «Делай свое дело и познай самого себя».
Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно свое дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, словом — изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье — слабее.
За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.
Монтень вводит в философское мыслительное пространство Человека Обыкновенного, Homo Ordinalis, способного на одиночество-уединение, и более того, находящего в одиночестве-уединении не просто способ самопознания, но и обретающего цель и смысл бытия - но открывающиеся только после отдачи общественного долга, на исходе жизни. Это доступно только мудрым людям, научившимся управлять собой, превратившим свою душу в лучшего собеседника, или даже превратившим себя одного (одинокого) в театр одного актера и одного зрителя, в целый народ, когда целый народ становится одним.
Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх, (От античности до Нового времени) - Монография. Екатеринбург. Изд-во Уральского ун-та. 2001.
http://www.libfl.ru/mimesis/txt/monten.html Косиков Г. К. Последний гуманист, или Подвижная жизнь истины

Макс Штирнер ( de. Max Stirner), настоящее имя ''Иоганн Каспар Шмидт'' ( de. Johann Caspar Schmidt; 25 октября 1806, Байройт, Германия — 26 июня 1856, Берлин) — немецкий философ.
Отец — Генрих Шмидт, мастер духовых инструментов. Мать — София Элеонора Рейнлейн, из семьи аптекаря.
Главный труд — «Единственный и его собственность». Считается, что это произведение почти на полвека опередило возникновение идей индивидуализма и анархизма.
Болезнь и нужда заставили его пробыть в университете, с перерывами, 8 лет. В Берлине он слушал Гегеля, который оставил в нём неизгладимый след. Был преподавателем в разных берлинских учебных заведениях. Лично и по убеждениям близкий сперва к левым гегельянцам (Бруно Бауэр, А. Руге, К. Маркс, Людвиг Фейербах), с которыми он принадлежал к кружку Гиппеля (так называемому по имени ресторана, где он собирался), Штирнер, однако, пошёл в своем развитии по совершенно своеобразной дороге. В погребке у Гиппеля Штирнер появился в 1841 году. Там он за характерный высокий лоб и получил кличку Stirn (лоб — нем.), впоследствии трансформировавшуюся в псевдоним. В ноябре 1844 года появилась его книга «Der Einzige und sein Eigentum» (Лейпциг, издательство Отто Виганда), сразу обратившая на себя внимание и вызвавшая оживлённую полемику. Несмотря на произведенный фурор и популярность в среде молодых интеллектуалов книга была совершенно забыта, а вместе с ней и её автор. Вместе с женой они пытаются начать дело, но терпят неудачу и впадают в нищету.
В 1847 году он развёлся с женой и с тех пор испытывал тяжёлую нужду, перебиваясь то попытками основать молочную торговлю, то комиссионерством и т. п.; несколько раз сидел в тюрьме за долги.
Смерть Штирнера осталась практически незамеченной. Лишь благодаря бывшим друзьям его не похоронили за государственный счет. На похоронах присутствовали Бауер и Буль, забравший рукописи Штирнера. После его смерти они исчезли.
Значение Штирнера выросло после того, как философия Ницше приобрела широкое распространение; в Штирнере нашли одного из предшественников Ницше, во многом с ним сходного.
Сам Штирнер называет свою систему философией чистого эгоизма (причем слово «эгоизм» нужно понимать не в этическом только смысле, а в смысле общефилософском). «Эгоист, — по определению Штирнера, — тот, кто ищет ценность вещей в своем „я“, не находя самостоятельной или абсолютной ценности». Таким образом философия Штирнера есть философия чистого субъективизма или индивидуализма и Штирнер — последовательный солипсист. Он расширяет положение Фихте, что «я есть всё» (Ich ist alles) в положение «я есмь всё» (Ich bin alles).
Абсолютное «я» Фихте превращается у него в индивидуальное и отождествляется с эмпирической личностью, которая таким образом получает значение единственной и абсолютной реальности. Исходя из личности, как центра мироздания, Штирнер совершенно логично доходит до отрицания понятия о долге, об обязанности и т. д.; моё дело, говорит он, не должно быть ни добрым, ни злым делом, ни божьим, ни человеческим, ибо добро, зло, Бог, человечество — все это мои субъективные понятия; «кроме меня, для меня нет ничего». Я люблю, я ненавижу не потому, что любовь и ненависть — мой долг, а потому, что они черты моей натуры; любя, я только проявляю самого себя. «Я люблю людей, но люблю их с полным сознанием моего эгоизма, люблю потому, что любовь доставляет мне счастье… Только в качестве одного из моих чувств я культивирую любовь, но я отвергаю её, когда она представляется мне в качестве верховной силы, которой я обязан подчиняться, в качестве нравственного долга». Развивая эту идею в применении к обществу и государству, Штирнер естественно приходит к отрицанию этих последних как явлений, имеющих самостоятельную ценность, и видит в них исключительно орудие интересов отдельных человеческих личностей. Право человека преследовать свои интересы безгранично. Таким образом, полное отрицание какой бы то ни было нравственности и совершенная анархия — вот главные черты учения Штирнера. Но анархизм бывает двух родов: анархизм, вытекающий из стремления человеческой личности к возможно большей свободе, и анархизм, вытекающий из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека. Анархизм Штирнера в значительной степени сближается с анархизмом первого вида; это анархизм сильной и властной личности, а не личности униженной и угнетённой.

Штирнер М., http://spb-anarchists.anho.org/stirner.htm  Единственный и его собственность / Пер. с нем. Б. В. Гиммельфарба, М. Л. Гохшиллера. — СПб.: Азбука, 2001. — 448 с.
Магид М. http://zhurnal.lib.ru/comment/m/magid_m_n/individualism  В Постели С Единственным: Индивидуалистический Анархизм Макса Штирнера
 В. Саводник, «Ницшеанец 1840-х годов. Макс Штирнер и его философия эгоизма» (М., 1902).

     И все же, о моя душа, ты превыше всего!
      Знаешь ли радости сосредоточенной мысли?
      Радости свободного одинокого сердца, нежного, омраченного
           сердца?
      Радости уединенных блужданий с изнемогшей, но гордой душой,
           радости борьбы и страдания?
      Муки, тревоги, экстазы, радости глубоких раздумий дневных
           и ночных,
      Радости мыслей о Смерти, о великих сферах Пространства
           и Времени?
      Радости предвидения лучшей и высшей любви, радости,
           приносимые прекрасной женой и вечным, нежно любимым
           товарищем,
        Твои, о бессмертная, радости, достойные лишь тебя, о душа!
        Уитмен


Рецензии