Глава вторая. Задание на лето

Глава вторая. Задание на лето
3-й класс Московской гимназии, весна 1858 года

   Гимназист Андрей Львов ждал прихода учителя истории, как ждут осуждённые казни. Он не выучил урок. Накануне Андрей увлёкся сборкой модели бригантины и про историю забыл. А это было чревато. Учитель Пётр Петрович к предмету своему относился трепетно и к осмелившимся не знать урока был весьма строг. За что и получил прозвище «бич божий». Школяры могли не проявлять рвения в усвоении других предметов, но историю учили всегда.
   Пётр Петрович появился сразу после звонка. Учитель был оживлён и весел.
 - Нуте-с, господа, кто изъявит желание поделиться с товарищами своими знаниями? – вопросил он.
  Андрей с облегчением увидел, что желающих хватает. Гимназисты стремились получить хорошие оценки перед экзаменом и концом учебного года. Вызванный ученик начал бойко отвечать. Андрей хотел послушать, дабы иметь представление, о чём сегодня пойдёт речь. Но тут его за рукав потянул сосед по парте Михаил и показал лежащий на его коленях кортик.
 - Чей? - тихо прошептал Андрей.
 - Братов, – так же тихо ответил Миша.
 - Тебе брат разрешил его взять? – поразился Андрей.
 - Стибрил, брат в отпуске рано не встаёт. Небось до вечера не хватится.
   Брат Сергей был предметом гордости Миши: герой обороны Севастополя, морской офицер, награждённый за отвагу медалью и именным кортиком. Вот этот кортик Миша и принёс показать другу. Андрей как завороженный разглядывал ножны и рукоятку. Он не сразу понял, что учитель обращается к нему.
 - Львов! Расскажите-ка нам, милостивый государь, о Джунгарском ханстве?
  Андрей проворно соскочил. С ужасом осознавая, что он о таком даже и не слыхал. Пётр Петрович, видимо, понял всё по выражению лица ученика.
 - Так-с, не выучили.
 - Не выучил, - честно признался Андрей и приготовился выслушивать нотацию и получать заслуженное «неудовлетворительно». Однако учитель удивил.
 - Пожалуй, не буду я портить вашу бальную тетрадь. Вы, помнится мне, сибиряк?
 - Да, батюшка с маменькой живут в Тобольске.
 - Вам задание на лето. Будете дома, отыщите потомков джунгар. Подскажу, искать стоит в калмыцких улусах-становищах. Запишите пару сказаний. И, само собой почитайте о Джунгарском ханстве. Тогда сегодняшний инцидент я буду считать исчерпанным. Чудесно будет, если вы, Андрей, узнаете что-нибудь о «калмыцкой поклаже».
 - А что такое «калмыцкая поклажа»? – спросил Андрей.
 - Стыдно-с, милостивый государь. В тех краях живёте и ничего не знаете. Слушайте.
   И класс, затаив дыхание, слушал легенду о том, как один из князей ойратов – так называли себя джунгары и калмыки – бежал в Сибирь, увезя с собой целую телегу золота. Он спрятал сокровища в какой-то пещере.
 - По преданиям, золото джунгаров стерегут Дух Гор и Хранители – потомки одного из самых древних родов ойратов.
   В конце речи Петра Петровича весь класс с завистью глядел на Андрея. Как интересно он проведёт лето. Сокровища, легенды, поиски потомков исчезнувшего народа. Да, этому можно было позавидовать.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2013/04/26/539


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.