Глава вторая. Задание на лето
3-й класс Московской гимназии, весна 1858 года
Гимназист Андрей Львов ждал прихода учителя истории, как ждут осуждённые казни. Он не выучил урок. Накануне Андрей увлёкся сборкой модели бригантины и про историю забыл. А это было чревато. Учитель Пётр Петрович к предмету своему относился трепетно и к осмелившимся не знать урока был весьма строг. За что и получил прозвище «бич божий». Школяры могли не проявлять рвения в усвоении других предметов, но историю учили всегда.
Пётр Петрович появился сразу после звонка. Учитель был оживлён и весел.
- Нуте-с, господа, кто изъявит желание поделиться с товарищами своими знаниями? – вопросил он.
Андрей с облегчением увидел, что желающих хватает. Гимназисты стремились получить хорошие оценки перед экзаменом и концом учебного года. Вызванный ученик начал бойко отвечать. Андрей хотел послушать, дабы иметь представление, о чём сегодня пойдёт речь. Но тут его за рукав потянул сосед по парте Михаил и показал лежащий на его коленях кортик.
- Чей? - тихо прошептал Андрей.
- Братов, – так же тихо ответил Миша.
- Тебе брат разрешил его взять? – поразился Андрей.
- Стибрил, брат в отпуске рано не встаёт. Небось до вечера не хватится.
Брат Сергей был предметом гордости Миши: герой обороны Севастополя, морской офицер, награждённый за отвагу медалью и именным кортиком. Вот этот кортик Миша и принёс показать другу. Андрей как завороженный разглядывал ножны и рукоятку. Он не сразу понял, что учитель обращается к нему.
- Львов! Расскажите-ка нам, милостивый государь, о Джунгарском ханстве?
Андрей проворно соскочил. С ужасом осознавая, что он о таком даже и не слыхал. Пётр Петрович, видимо, понял всё по выражению лица ученика.
- Так-с, не выучили.
- Не выучил, - честно признался Андрей и приготовился выслушивать нотацию и получать заслуженное «неудовлетворительно». Однако учитель удивил.
- Пожалуй, не буду я портить вашу бальную тетрадь. Вы, помнится мне, сибиряк?
- Да, батюшка с маменькой живут в Тобольске.
- Вам задание на лето. Будете дома, отыщите потомков джунгар. Подскажу, искать стоит в калмыцких улусах-становищах. Запишите пару сказаний. И, само собой почитайте о Джунгарском ханстве. Тогда сегодняшний инцидент я буду считать исчерпанным. Чудесно будет, если вы, Андрей, узнаете что-нибудь о «калмыцкой поклаже».
- А что такое «калмыцкая поклажа»? – спросил Андрей.
- Стыдно-с, милостивый государь. В тех краях живёте и ничего не знаете. Слушайте.
И класс, затаив дыхание, слушал легенду о том, как один из князей ойратов – так называли себя джунгары и калмыки – бежал в Сибирь, увезя с собой целую телегу золота. Он спрятал сокровища в какой-то пещере.
- По преданиям, золото джунгаров стерегут Дух Гор и Хранители – потомки одного из самых древних родов ойратов.
В конце речи Петра Петровича весь класс с завистью глядел на Андрея. Как интересно он проведёт лето. Сокровища, легенды, поиски потомков исчезнувшего народа. Да, этому можно было позавидовать.
Продолжение: http://www.proza.ru/2013/04/26/539
Свидетельство о публикации №213042600537