Око за око, паралич за паралич

                "И за око выбьем мы два ока, а за зуб всю челюсть разобьем"
                (из песни позднего сталинизма)
                "Суд: место, где Иисус Христос и Иуда Искариот находились бы в
                равном положении, с небольшим перевесом в пользу Иуды"
                (Генри Луис Менкен)


В Саудовской Аравии 10 лет назад один мальчик ковырнул ножом закадычного дружка. Не знаю, игра ли у них такая была: "Попади в позвоночник друга" или темперамент взыграл несанкционированно. И метко так ковырнул. В аккурат на 10 лет и расположился за решеткой. Причем, инцидент не ушел в прошлое.

Пострадавший оказался навсегда прикованным к постели. Как у нас выходят на свободу заключенные? Раз отсидел, значит искупил вину. Только не в Саудовской Аравии. Инвалид потребовал в качестве компенсации... 270 тысяч долларов. Откуда у вчерашнего зэка столько зеленых?

Отсутствие денег саудовский суд не смутило:

- Не можешь выплатить?

- Нет! Откуда столько денег?

- Не проблема. Не переживай. Значит будешь... парализован так же, как твой злосчастный товарищ.

Откуда взят сам принцип подобного судопроизводства? Из древности. Подобные установления можно найти еще в законах древневавилонского царя Хаммурапи почти четырехтысячелетней давности. Там были подобные правила в отношении причинения ущерба:

"Если человек выколол глаз сыну человека, [то] должны выколоть ему глаз" (параграф 196).
"Если он переломил кость человеку, [то] должны переломить ему кость" (параграф 197).
"Если человек выбил зуб человеку, равному ему, [то] должны ему выбить зуб" (параграф 200).

Как ни жестокими могут показаться современному человеку эти правила, но все же нельзя не признать их справедливыми. В древнем мире они были закреплены у многих народов. Имелись такие предписания и в Ветхом Завете:

"Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб" (Книга Исход, гл.21, ст.24-25).

В Библии заповеди о соблюдении воздаяния за телесный ущерб выражена более лаконичней, но суть примерно такая же.

Жестокие правила? Самое интересное было почитать в отзывах на эту статью. Подавляющее большинство наших соотечественников... поддерживает это правило. Казалось бы, мы все европейцы и должны быть проникнуты западным гуманизмом, а почему-то одобряем древние обычаи. Нонсенс?

Вы замечаете, как много в современном кинематографе фильмов, в основе сюжетов которых заложены мотивы мести? А сколько афоризмов понапридумано на тему вендетты! От чего так актуальны рефрены мщения? Причем, не только в отечественном кинопрокате, но и в зарубежном тоже.

Кто-то по крупному обижает главного героя, ранее абсолютно тихого и законопослушного гражданина, а потом из тихого омута словно черти выползают. От чего сатанеют киношные герои? Неужто лютый аспид ужалил?

Ответ практически всегда один: бессилие или продажность правосудия вызывает в пострадавшей стороне негодование от несправедливости и заставляет стать "ворошиловским стрелком". Если с христианских позиций говорить, то пасторы могли бы прочитать целую проповедь:

- Надо простить обидчика! Нельзя злость в себе держать! Писание говорит: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Послание Римлянам, гл.12, ст.19). Иначе гнев и непрощение убьют тебя самого.

Правду говорят пасторы и священники. Так все и есть, но не все берущиеся за АК-47, кольт, СВД или обычный тесак с битой, являются добропорядочными христианами. По крайней мере, не в этот момент, когда обида от безнаказанности убийцы переполняет тебя с головой. Конечно, надо научиться прощать - это лучшее средство, но...

Вопрос в статье даже не в том, насколько уместно прощать смертельно насолившему врагу. Дело-то чуток в ином:

- В какой мере современная судебная система на самом деле справедлива? Насколько зло наказуемо, а добро поощряемо?

Если родственник убитой, изнасилованной, ограбленной, избитой стороны видит безнаказанность притеснителя, то как ему не взяться на самосуд?! Особенно, когда вместо тюрьмы тот получает строгий выговор, штраф или условный срок. Легкость наказания явно  не соизмерима тяжести преступления.

Видимо отсюда и популярность темы мести и оправдания суровости саудовского правосудия. Не берусь утверждать правоту приговора именно в этом случае: все-таки парень уже отсидел 10 лет. Если собирались калечить, так надо было сразу, когда ему было еще 14 лет, а то получается какое-то дважды наказание.

Получается, что за тысячи лет человечество не придумало лучшего средства для удовлетворения справедливости, чем это было выработано в древности. Вроде и хороша гуманность, но какая-то кособокая она у нас получилась. Сама возможность легко отделаться от преступления лишь умножает азарт у недобросовестных сограждан. Почему бы и не избить кого или даже убить, если адвокат может "отмазать"? В общем, не такой уж это и прогресс развития...

Что же касается мстителей, то вряд ли после исполнения задуманного у них в душе воцарится мир. Скорее всего, желчь постепенно будет продолжать разъедать их изнутри и все равно придется обращаться к библейскому средству прощения. Только лучше к его помощи прибегнуть "до", а не "после" трупоукладывания.


Рецензии
Проблема стара, как мир: "...князья твои - законопреступники и сообщники воров, все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них..." (Книга пророка Исаии). Очень давно я читал, что Ку-Клукс-Клан появился на свет прежде всего как реакция людей на продажность судей, а не по расовой составляющей, как вдалбливалось в умы советских человеков. Так что проблема эта сродни известному изречению: "Казнить нельзя помиловать" - где поставить запятую?..
С уважением -

Николай Аба-Канский   03.01.2016 10:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.