очень хороша была Люба!

         несколько  историй  из  жизни  подруги               
 
     Очень хороша  была  Люба!
 Познакомившись  с  красавицей  Любой - высокой  девушкой  с живыми   весёлыми  глазами  Ира  замерла  в  восторге:  какие  глаза!  какая  улыбка!  а  роскошные  кудрявые  волосы!  Работала  эта  смешливая  шумная  красавица  с  бьющей  через  край  энергией  в  отделе  писем  Дома  Художников.   Ира  пришла  туда, чтобы  уточнить  свой   адрес,  так  как, переехав  в  новую  квартиру,  они  с  мужем  перестали  получать  почту  и  газеты  из  Союза  Художников.
    Восхищенно  смотрела  молодая  художница  на   жизнерадостную доброжелательную  красавицу  и  при  каждом  удобном  случае,  когда  оказывалась  в  Доме  Художников, заходила  в  отдел, где  работала  Люба.  Подруги  шли  в  уютное  кафе  организации  и  в  приятном  полумраке  пили  кофе, болтая  о  чём  попало.

    Очередной  раз  Ира  зашла  в  отдел  писем  и  позвала  Любу  в  кафе,  весело  напомнив,  что,  вообще-то,  уже  наступил  обеденный  перерыв.  Художница  удивилась  странно  смущенному  и  растерянному  лицу  Любы.
    - У  тебя  что-то  случилось?
    - Да  неприятная  история!  - огорченно  улыбнулась  Люба, -  В  соседней  комнате  у  нас  работает  одна  женщина, которая  всех  изводит  придирками  и  скандалами.  Все  злятся, но  молчат  потому, что  мало  ли  как  скажется  на  работе  конфликт  с  этой  дамой  -  говорят,  у  неё  какие - то  серьёзные  связи!  И  я  старалась  обходить  острые  углы,  разговаривая  с  этой  бабой,  и, тоже, молчала.  Но  три  дня  назад  пришла  ко  мне  эта  особа,  наверно,   она  была  сильно   не  в  духе, пришла  и  давай  меня  отчитывать,  мол,  всё  я  делаю  совсем  плохо,  всё  я  делаю  неправильно  и  говорю  с  людьми  не так,  и  одеваюсь  бездарно.  Я  вежливо  ответила,  что  моё  прямое  начальство  не  имеет  претензий  ко  мне  и  моей  работе.  Тут  злобная  баба  совсем  рассвирепела,  аж,  глаза  на  лоб  у  неё  повыскочили!  И  орёт  на  меня,  и  орёт,  и  орёт,  уже  в  ушах  у  меня  зазвенело,  и  обвиняет  во  всех  смертных  грехах!  От  обиды  я  потеряла  всякий  контроль  над  собой  и,  схватив  скандалистку  за   шиворот,  стала  тыкать  её  носом  в  мягкое  сиденье  стула  со  словами :
    - "Хватит! Замолчи!".
Она  визжит  не  своим  голосом,  а  я  тычу  её  носом  в  сиденье.  Оказалось,  я  не  заметила,  а  дермантин  на  сидении  был  порван  и  надорванный  клочок  исцарапал  всё  лицо  злобной  бабе!  Помчалась  эта  исцарапанная  к  директору  и  накатала  жалобу  на  меня!  Вчера  было  собрание, на  котором  осудили  меня  и  влепили  мне  выговор! . . Правда, после  собрания, когда  директор  и  злющая  баба  вышли,  сотрудники  мне  устроили  овацию!  Ведь, та  особа  постоянно  издевалась  надо  всеми!... Такая  приключилась  со  мной  история... Поехали  ко  мне  в  гости!  Настроение  у  меня  скверное,  не  хочу  быть  дома  одна!  А  Валех  сейчас  на  какой-то  встрече.

     Во  время  первого  визита  в  дом  Любы  Ира  невероятно  удивилась  странной  планировке  квартиры  подруги : малюсенькая  десятиметровая  комната    на  первом  этаже  большого  кирпичного  дома  с  отдельным  входом  с  улицы,  комната, она  же, квартира  с  одним  окном,  крошечным  туалетом,  без  какой  бы  то  ни  было  прихожей.  Ира  сказала  изумленно:
    - Какая  интересная  планировка!
Люба  засмеялась:
    - Это  бывшее  служебное  помещение.  Я, приехав  из  Харькова, снимала  недорогую  квартиру  в  Москве  и  работала  в  детской  комнате  милиции   почти  десять  лет. В  благодарность  за  хорошую  работу  мне  предложили   для  жилья  это  служебное  помещение.  Я, конечно, обрадовалась, ведь, столько  лет  я  скиталась  по  разным  снимаемым  квартирам!  Меня  прописали  здесь, а  почти  два  года  назад  я  вышла  замуж  и  теперь  живу  в  этом  маленьком  жилье  с  Валехом.  Естественно,  мечтаем  купить, пусть, небольшую  кооперативную  квартиру, но, пока, у  нас  очень  напряженно  с  деньгами.  Стараемся  копить  понемногу.  Валех  только  что  окончил  институт,  но   поэты  редко  хорошо  зарабатывают!  Он  пишет  статьи,  подрабатывает  переводами.  К  сожалению,  денег, пока,  у  нас  маловато...
Люба  сварила  кофе  и  подружки,  возмущаясь  несправедливыми  проблемами  жизни, пили  кофе  и  обсуждали  возможность  поехать  летом  вместе  в  Дом  отдыха  в  Крым.
Люба  тяжело  вздохнула  и  огорченно  сказала:
    - Я  уже  два  года  замужем.  Вроде,  всё  у  нас  хорошо,  но  Валех  - азербайджанец,  а  я - русская  и, мало  того,  - я  на  двенадцать  лет  старше  Валеха!  Вся  родня  мужа  обо  мне  слышать  не  хочет!  Требуют, чтобы  Валех  развёлся, говорят, что  уже  давно  была  ему  подобрана  невеста  в  Баку  и  он  не  имеет  права  нарушать  традиции! Я  на  двенадцать  лет  старше!  - для  них  я, просто, старуха:  Валеху  двадцать  два  года,  а  мне  тридцать  четыре!
Вошел  улыбающийся  усталый  Валех:
    - Здравствуйте, чаем  угостите?
Спокойный,  удивительно  тихий  интеллектуал - поэт,  пишущий  странно  мудрые  печальные  стихи.
    - Ты  посмотри,  какие  у  него  глаза!  - восхищенно  своей  весёлой  скороговоркой  говорила  Люба  подруге.
А  для  Иры  у  Любиного  мужа  глаза  были,  как  глаза!  ну,  большие,  ну,  черные, ну, спокойные.  Но  Люба  не  могла  без  восторга  смотреть  в  эти  глаза!  Валех,  посмеиваясь,  слушал  восторги  жены  и  читал  свои  новые  стихи,  наполненные  неземной  грустью  и  потерянностью.

   Люба  всегда  куда-то  торопилась,  громко  и  жизнерадостно  хохотала, постоянно  кому-то  отчаянно  сочувствовала  и  старалась  этим  людям,  хоть,  чем-то  помочь.  А  подруга - художница  с  восхищением  смотрела  на  это   красивое  беспокойное  весёлое  существо,  кажущееся  легкомысленным,  но  такое  ласковое  и  заботливое!  И, естественно, Ира  мечтала  нарисовать  портрет   обаятельной  подружки!
    - Люба,  тебе,  ведь,  будет  на  память  этот  портрет!  Изобразим  тебя  среди  южных  экзотических  цветов, которые  тебе  так  нравятся. Только, найди  время   для  позирования!
    - Да  я  с  радостью  попозирую,  но  мне  нужно,  всё  же,  похудеть! Вот скоро  приведу  себя  в  нормальное  состояние  и  тут  же  прийду  к  тебе.   
   
    Сидя  очередной  раз  в  мастерской  Иры  подруги  говорили  о  бесконечно  затянувшейся  зиме,  обсуждали  только  что  закрывшуюся  выставку  друзей.  Люба    отвлечённо  тискала  в  руках  журнал  мод.
    - Что  ты  сегодня  какая-то  напряженная?  - спросила  Ира.
    - Ну  что  за  мужики  вокруг  нас?!  - сердито,  вдруг,  сказала  красавица.  - Я  сегодня  днём  с  двумя  тяжелыми  авоськами  ехала  в  троллейбусе.  Ни  одного  свободного  места.  Все  мужики  сидят,  отвернувшись  кто  куда.  На  очередной  остановке  вошли  два  пьяных  парня. Орут, пристают  ко  всем,  толкают,  матерятся.  Все  вокруг  тихо  сидят,  вроде,  не  видят  и  не  слышат.  А  пьяные  парни  с  хохотом  падают  на  пассажиров,  лезут  к  женщинам  с  объятиями,  обзывают,  кого  прийдёт  в  голову,  как  прийдёт  в  голову.  Пассажиры  молча  и  испуганно  терпят.  Тут,  я  не  выдержала  и  говорю  мужикам, сидящим  рядом:
    - Подержите,  хотя  бы,  мои  авоськи!
Ткнула  в  руки  кому - то  свои  сумки  с  продуктами,  схватила  пьяных  парней   за  шкирки,  подтащила  к  двери, водитель  открыл  двери,  парни  обложили  меня  матом,  цепляясь  за  людей,  пытались  меня  ударить.  Я  стукнула  лбами  пьяных  молодцев  и  вытолкнула  их  в  открытую  водителем  дверь  на  улицу.  Опешившие  парни  копошились  в  сугробе  и  злобно  что-то  орали  вслед  нашему троллейбусу...
Люба  сердилась,  возмущалась,  рассказывая  эту  историю,  Ира  весело восхищалась  подругой  и  красавица,  постепенно  успокоившись, ушла  домой  почти  в  хорошем  настроении.

Наконец,  началась  весна,  яркое  голубое  небо  и  слепящее  солнце  напоминали  о  мечтах  поехать  летом  в  Крым.  Чирикали  воробьи, голуби  в  поисках  семейного  счастья  нежно  ворковали  у  входов  в  метро, сугробы  почернели  и  осели,  все  улицы  покрылись  грязными  лужами.  Ира  приехала  в  Дом  Художников  посмотреть  весеннюю  выставку  художников  и, конечно, зайти  к красивой  подружке.
   - В  книжном  ларьке  есть  новые  книги, -  сказала  Люба, - великолепно  изданные  книги  о  скульпторах,  пойдём  посмотришь, может  быть, что-то  тебя  заинтересует!
Пока  подруги  шли  к  книжному  ларьку  Люба  яростной  скороговоркой   рассказывала:
   - Стою  я  вчера  на  остановке  троллейбуса. Троллейбуса  нет  и  нет, набралось  очень  много  народа.  Наконец,  едет!  Все  обрадованно  подошли  поближе  к  проезжей  части.  А  троллейбус  на  бешеной  скорости  подлетел  к  нашей  остановке,  рядом  с  которой  на  проезжей  части   была  огромная  грязная  лужа  и  с  головы  до  ног  обдал  грязной  водой  из  этой  лужи  всех  ожидающих!  А  я  была  в  только  что  купленном  модном  светлом  пальто!.. Что  ты  думаешь?!  Увидел  этот  водитель,  что  он  натворил  и,  не  останавливаясь,  не  открывая  двери,  помчался  дальше!  Все  в  грязи,  все  возмущаются.  Увидела  я  такси.  Остановила  его,  села  в  машину  и  говорю шофёру:
   - Догоните  тот  троллейбус!  Посмотрите,  что  он  наделал  с  моим  пальто! И  другие  люди,  которые  стояли  на  остановке ,  не  чище!
Водитель  троллейбуса,  видимо,  видел  в  зеркале,  что  я  еду  за  ним  в  такси  и  на  следующей  остановке  опять  не  остановился!  Но,  потом,  пассажиры  заставили  его,  всё  же,  остановиться!  Я  вскочила  в  троллейбус  вошла  в  кабину  водителя  и, показав  на  сплошь  покрытое  грязью  своё  светлое  пальто,  надавала  водителю  пощёчин:
     -Теперь  поедем  к  вашему начальству!
Приехали  в  депо,  я  написала  там  жалобу  на  водителя.
     -Ну  что за  женщина! - уныло  причитал  водитель, - Надавала  мне  пощёчин  и  ещё  жалобу  написала!
    - У  меня  другого  пальто  нет, - расстроено  жаловалась  Люба, - В  чистке  обещали  очистить  грязь,  а  если  не  удастся?
Ира,  весело  успокаивала  красавицу,  утверждая,  что,  конечно,  пальто   приведут  в порядок.  Кстати,  так  и  оказалось!
В  книжном  ларьке,  действительно,  оказалось  много  новых  великолепных  книг  и  художница  купила  замечательно  изданную  книгу  о  скульпторе  Джакомо  Манцу,  решив,  что  в  ближайшее  время  обязательно  снова  подъедет  сюда,  чтобы  купить  ещё  пару  книг. 
   
    Навалились  разные  проблемы  и,  к  сожалению,  было  не  до  поездок   в  Дом  Художников.  Набитые  заботами  дни  летели  очень  быстро  и,  как-то,  вдруг  Ира  узнала,  что  у Любы  с  Валехом  родился  сын! Очень  красивый мальчик  был  похож  на  маму,  но  со  спокойными  азербайджанскими  глазами  Валеха.
   А  через  полтора  года  Ира  приехала  на  новоселье  -  подруга  со  своим   мужем,  наконец,  купили  маленькую  кооперативную  квартиру.
Однако,  родные  Валеха,  как  и  раньше,  убеждали,  уговаривали,  требовали,  чтобы  Валех  развёлся  и  женился  на  девушке  из  Баку.

 Грянула  перестройка.  Муж  Любы  зарабатывал,  по-прежнему,  немного,  а  рос  сын  и  Люба  стала  ездить  два  раза  в  год  на  два - три  месяца  с  художественными  выставками - продажами  в  Америку.  Эти  поездки  очень  помогали  финансово  семье  Любы, но  Валех,  не  скрывая, невероятно  переживал,  что  жена,  практически,   его  содержит.  Люба  успокаивала  мужа,  как  могла,   мол,  неприятная  временная  ситуация  пройдёт  и  он  сможет  зарабатывать,  сколько  необходимо.  Но  Валех  мучительно  переживал.
Однажды,  вернувшись   из  Америки  после  очередной  двухмесячной  поездки  с   выставкой  Люба  узнала,  что  муж  подал  на  развод.  Валех  печально  объяснял  жене, что  их  совместная  жизнь  не  получается,  что  они  слишком  разные  и  не  понимают  друг  друга.  А  сына,  он,  естественно,  не  бросит  и  Любе  будет  помогать.
    - Родные  Валеха  добились  своего!  - устало  говорила  красавица,  - Даже  Аслана  - сына  Валеха  не  пожалели!  Валех  женился  на  девушке  из  Баку,  которую  давно  нашли  ему  его  родные.  Сказал,  что  таковы  традиции  его  народа,  что  он,  Валех, обязан  уважать  эти  традиции  и  считаться  с  решением родных.
 В  новой  семье  Валеха  родилась  дочь.  По-прежнему,  зарабатывал  поэт  мало,  переводы,  которыми  он  старался  подрабатывать,  помогали  не  очень,  денег  постоянно  не  хватало.  Люба  теперь  привозила  из  своих  поездок  горы  игрушек  и  вещей   для  маленькой  дочери  Валеха.
    - У  них  очень  трудно  с  деньгами!  - с  сочувствием  говорила  Люба, - Стараюсь  помочь  им,  хотя  бы,  с  дочкой.

     Ира,  как  и  раньше,  надеялась  нарисовать  портрет  подружки,  но  Люба  продолжала  толстеть,  хоть  и  мечтала  о  похудении.
Во  время  очередного  чаепития  подруги  сидели  за  столом  в небольшой  кухоньке  Любиной  квартиры.
    - Я,  конечно,  сильно  потолстела,  - беззаботно  улыбалась  Люба - , но  ты  бы  посмотрела  на  некоторых  американок!  По сравнению  с  ними  я  - само  изящество!
Пили  чай  с  каким-то  иностранным  тортом,  большим,  воздушным,  очень  вкусным.  Ира  с  изумлением  смотрела,  как  подруга  столовой  ложкой  доедала  здоровенный  кусок  торта.
    - А  почему  мне  не   порадовать  себя  куском  торта?  - засмеялась  красавица,  увидев   взгляд  подруги,  - Должна  же  жизнь  меня  чем-то радовать!
 Как  обычно,  Люба  много  хохотала,  рассказала   о  местном  бизнесмене  в  далекой  стране,  который  хотел  поближе  подружиться  с  красавицей  из  России.  Ира  слушала  и  думала:  - "Слава  Богу,  что  в  Любе  столько  беспечности  - это  помогло  ей  пережить  предательство  мужа."

Через  какое - то  время  оказалось,  что  Люба  больше  не  летает  в  Америку:
    - Сейчас  это  невозможно, - озабоченно  проговорила  Люба, - Аслан  бывал  слишком  много  один  дома  и  к  нему  повадились  наркоманы.  Соседи  предупредили,  что  ситуация  серьёзная.
    - Господи,  неужели  Аслан  приобщился  к  этому?
    - Он  говорит,  что,  когда  отец  ушел  в  другую  семью,  у  него ,  у  Аслана  было  очень  плохое  настроение,  а  тут  ещё  и  я  уехала  на  два  месяца!

    Странным  образом  жизнь  забросила  Иру  далеко  от  дома  и  никак  не  получалось  вернуться  в  Москву.  Сложности  и  проблемы  портили  настроение  и  приходилось  выжидать  момент,  чтобы  звонить  друзьям  весёлым  голосом.
Прошло  года  два.  Звонок  телефона:
    - Ира,  Валех  болен!  У  него  рак! -  голос  Любы  замер.
Сбивчиво  Люба  рассказала  о  посещении  больницы,  где  находился  Валех.
    - Мне  сказали,  что  надежды  нет. . .
Люба  замолчала  и  чувствовалось,  что  бесконтрольный  ужас  лишил  её  сил  и  желаний.
    - Люба,  милая,  у  каждого  своя  судьба,  но,  рядом  с  тобой  сын  Валеха  - Аслан,  которому  ты  очень  нужна!  нужны   твоя  забота,  твоя  любовь,  твоя  помощь.
    - Да...   да...   ты права... - растерянно  и  отстранённо  проговорила  Люба.
С  беспомощным  сочувствием  вспоминала  Ира  разговор  с  подругой.  Если  бы  можно  было  как-то  ей  помочь!  А  события  Ириной  жизни  требовали  абсолютного  внимания  и  только  месяца  через  полтора  Ира  позвонила  подруге:
    - Извини, что  давно  не  звонила.  Как  ты?
    - Валех  отходит!  - в  голосе  Любы  паника.
    - Какой  кошмар!  А  как  сын?
    - Нормально...  Но  Валех...  - погасший  голос  подруги.
Как  можно  было  утешить?  Хотелось  думать,  что  весёлый  и  казавшийся  беспечным  характер  Любы  поможет  ей  и  жизнь будет  идти  дальше,  ведь,  есть  Аслан,  есть  сын.

    Нагромождение  разных  проблем  закрутили  Иру.  Прошло  месяцев  шесть, Люба  не  звонила  и  очень  хотелось  надеяться,  что  катастрофы  не  произошло.  В  конце  концов,  Ира,  набравшись  смелости,  позвонила  подруге.
    - Алло,  - голос  Аслана.
    - Аслан,  как  вы  живёте?
    - Здравствуйте  Ира  Владимировна!  - весёлый  голос  юноши.
    - Мама  далеко?
    - Она  умерла.
    - Как?!... - Ира  потеряла  дар  речи.
    - После  смерти  папы  у  мамы  был  инсульт.  Потом  мама  долго  болела... - Аслан  говорил  и  его  беззаботно - улыбающийся  голос  мешал  осознать  произошедшее.



               
 


Рецензии
Добрый вечер, Нонна! Какая трогательная история!
Это же как надо любить! Простить предательство, найти оправдания...
Прожить жизнь ради любимого.
Бедняжка, не смогла жить без него.

Спасибо за интересный рассказ
С уважением,

Елена Кулиева   18.10.2020 21:03     Заявить о нарушении
Это была удивительная женщина:очень добрая , очень преданная, невероятно заботливая. А её муж был неповзрослевшим ребёнком и её заботливая ласковая душа стала его вечным другом, бесконечно любящей мамой!...и, к тому же, Люба была очень яркой, очень красивой! Была ...

Нонна Незлобина   19.10.2020 06:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.