Дуэль

..поднимая дуло пистолета…
«Он мне прямо в нос целит» - подумал Базаров, ….

Тургенев «Отцы и дети»




   Стоял зенитный летний зной. Северный неугомонный ветер взъерошивал верхние слои березовых крон, вырывая сочноспелые зеленые листья, унося их в низовую рощу. Тени деревьев плотно подбоченившись к белесым стволам из мягкой прохлады открывали вид на просторную ходившую волнами густой травой поляну, полого уводящую по склону к мелкому журчащему ручью.
  Мощный запаренный гнедой круп ворвался в рощу, взрывая храпом покойную шелестящую ветром тишину,  переставляя  мускулистые ноги, вгоняя траву в землю остановился сдерживаемый поводьями.
- Тпру бестия - вскричал молодой барин, натягивая бразды. Широкоплечий и ловкий он молодцевато без усилий спрыгнул с коня, отводя того одной рукой под уздцы к дереву для привязи.  Барин  сосредоточенно осмотрел окрестность, расстегнул камзол и скинул его на пригорюнившийся в густой зелени подсушенный пень.
- Емельян щучий сын, старый шельмец, ну что ты плетешься. Отправлю тебя ей богу на ферму коров доить, никакого от тебя прока - барин звонко рассмеялся беря за поводья медленно подходившего бурого мерина и помогая сползти с него управляющего имением молодого барина.
- Позвольте батюшка - кряхтя и сопя перекидывал ногу в вымазанном заниженном сапоге стареющий бородатый управляющий - это все Тимоха, подлая паскуда, нешибко затянул седло, чуть богу душу не отдал поспевая за вами Андрей Андреевич, вот приеду выпору нечисть как следует розгами да по голой то спине.
- Давай Емельян не теряя времени подготовь место к дуэли, мне шибко некогда, могу не успеть. Ах черт возьми как это все некстати. Если не успею к назначенному времени могу потерять уйму денег, ты понял меня Емельян.
- Как же не понять Андрей Андреевич. Ох уж эта ваша горячность, ведь можно было бы избежать сие отвратное деяние. - Бородач боязно оглянулся на хозяина ожидая от него гнева праведного.
 Молодой барин серьезно посмотрел на него, отвернулся подставив ветру смуглое щетинистое лицо:
- Вот здесь ты пожалуй прав старый Емельян, не ко времени эта дуэль сейчас, не ко времени. - и грозно рявкнул - Ну чего встал как вкопанный, отмеряй барьеры и готовь оружие.
- Но позвольте хозяин, необходимо делать это с секундантом вашего оппонента, иначе могут быть разногласия и споры, сами же знаете - боязно закончил слегка косноязыча пристарелый управляющий.
- Ничего страшного, Демьян Васильевич не столь дотошный и педантичный человек в таких делах, и потом, это его первая дуэль. - Уголки рта барина криво вздернулись в горькой усмешке - И пожалуй что последняя.
- Эх жаль Демьяна Васильевича, какой хороший милейший молодой человек. Добрейшего нрава и редчайшей справедливости. - выдохнул в бороду управляющий и он же секундант отмеривая шагами расстояние в одну сторону.
- А меня значит тебе уже не жаль старая вошь?
- Ну что вы - отзывался Емельян Игнатыч заглушаемый  расстоянием - Андрей Андреевич, просто я знаю наперед как все случится. Вы убьете бедолагу, не оставив ему ни малейшего шансу. Сколько раз я уже все это видел. А Демьян Васильевич и оружия то в руке никогда не держал небось, он же все по ученьям да по ученьям разъезжал, батенька то его хорошенько готовил, преемника и помощника воспитывал все. Возрадуйся господи, хорошо хоть детишек не науспел еще, не останутся сиротами никто.
- Ну хватит изливаться, он сам бросил вызов. В его возрасте нужно уметь уже отвечать за свои слова и поступки. Не слюнтяй уже поди.
- Но как же милостивейший гоподин Андрей Андреевич, вы же сами извиняюсь обидели его даму.
- Обидел, обидел, подумаешь задел слегка при беге….
- так еще ведь и обозвали вы ее…. - уже издалека кричал управляющий.
- Ну да обозвал, было дело, выкрикнул погодя корова вездесущая, но ведь жирновата она была так ведь Игнатыч?
- не мне судить господин, я в таких делах не силен, да и не мое это паршивое дело комплекции дам высматривать, дак ведь и слыть невеста она ему приходится - Игнатыч уже подходил было к барину отмерив нужное расстояние до барьеров и воткнув в места жерди, вымазанные красным. - Вы же сами понимаете Андрей Андреевич, что виновные в этом деле, извините мне мою дерзость, просто больно смотреть как расправляетесь вы с молодыми ребятами, ведь жисть все таки. Был бы жив ваш батюшка Андрей Андреевич ох не по нраву было бы ему все это, поверьте мне, мудрейший ведь был человек отец ваш.
- Ладно Игнатыч, сегодня последний раз надеюсь, охлодел я сам к этому поприщу. Да и прав ты сколько можно смертей уже, не компания ведь в самом то деле.
- Вы столько раз уже обещали. Вас ужу итак все стороной обходят зная какой из вас дуэлянт, прости господи, не сгореть бы вам в аду…
- Все закончили на этом Игнатыч. Итак, время ровно 12 пополудни. Если через 20 минут их не будет мы вправе покинуть место проведения дуэли, не уронив при этом свою честь по правилам дуэльного кодекса.
- Эх, хоть бы они не появились.
- Ты знаешь Игнатыч я сейчас подумал о том же. Я прилягу, если вдруг задремлю разбуди, следи за временем.
 Барин раскинулся на камзоле подперев руку под голову, другую заложил кверху прикрыв глаза от солнечного зноя. Длинная трава омывала его статное крепко сложенное сухощеватое словно гибкий прут загорелое тело. Игнатыч привалился спиной к корявому подножию березины и крутил самокрутку тревожно поглядывая в чащу леса.
 Всадники показались на пятнадцатой минуте ожидания. Они не спеша подъезжали к дальнему отмеренному Игнатычем барьеру.
- Приехали курвы, черт их дери - недовольно и с большим прискорбием чем того было позволено просипел  себе под нос видавший виды человек.
  Людей было двое. Они  спешились. Один из них тот что пониже ростом повел лошадей на привязь тем самым обнародовав свое положение секунданта в этом мероприятии. Оба были молоды и свежи на лицо. Привязав животных молодые люди сблизились друг с другом и о чем то переговаривались  поглядывая в сторону своих оппонентов. После недолгой беседы секундант отделился и быстрой походкой направился в сторону первых двоих.
- День добрый господа, надеюсь что мы не заставили вас долго ждать и прибыли в соответствии с обязывающим нас временем. Рад вам представиться, князь Высецкий Павел Аристархович. Я как вы уже поняли являюсь другом и в нынешнем положении секундантом уже известного вам князя Быстроходова Демьяна Васильевича. - молодой человек отрапортовал все выше сказанное в движении пока подходил к барину и его секунданту, пытаясь в походке скрыть охватившее его (а может уже и присутствующее доселе) волнение и возможно горделивое пылкое состояние в котором имел честь пребывать благодаря своему закадычному товарищу и уже на нынешних порах деловому партнеру, коим Демьян Васильевич ему доводился.
 Андрей Андреевич скромно но уважительно отреагировал изящным полупоклоном головы и также скромно и устало представился:
- Граф Стезнев Андрей Андреевич. Емельян Игнатыч, мое доверенное лицо, управляющий имением, и мой секундант.
- Что же  . … раз  так то, ээээ  извольте ..давайте обсудим детали так сказать - молодой человек неуверенно пытался начать разговор касаемый непосредственной процедуры предстоящего действия, чья неопытность и возможное незнание элементов дела явно было налицо.
- Князь, позвольте я начну, если вы не возражаете, все таки в этом деле я человек так сказать с опытом.
- Да конечно, граф, спасибо-с. - стушевался бедняга.
- Ввиду моей спешности по делам службы и во ради интересов моей семьи - а семья его родовая, Андрея Андреевича Стезнева, на данную пору  состояла ни много ни мало из его одного, так уж повелось, что ни наследников ни наследниц ни родственников ни дальних ни близких у него не имелось. И тут как будто осознав сей незавидный статус сиротского пребывания в мире бренном, о знании которого не задумывался на протяжении уже вот нескольких лет, а может и всей жизни в которой пребывал ныне, начиная с того момента как его родной батюшка отдал Богу душу заставило Андрея Андреевича задуматься так некстати на виду у слушающего его визави, замолчав вовсе. «Боже правой, как же так то, и почему именно сейчас такое наваждение посетило меня….. Возможно чьи то происки чертячьи или осенение божественное перед мрачным для меня исходом… Черт доселе не бывало такого душевного ошеломления в час развязки. Неужели мне пора? быть не может, с зеленью стреляться все равно что гриб трухлявый сапогом разбрызгать не в натуже….но не зря ведь балагурят что новичкам везет» Андрей Андреевич смотрел сквозь князя расстилая тоскливый взор по обнаженной шелестящей вдали траве. Он не боялся смерти, так же как и не боялся жизни. Жизнь была для него проста и определенна, также как проста для трудовой пчелы ее цель, ни больше ни меньше, ни романтизма, ни горечи за произведенные деяния и  действия. Не по своей воле рожденный как и любая душа запущенная в этом шумный улей, он готов был также не по своей воле уйти из нее, не страшась и не печалясь за невозведенные столпы. Печальна  была ему одна мысль взрощенная лишь сейчас самим собой - он одинок, и умрет сегодня возможно в одиночестве. Ему представилась в миг картина его похорон. На них немноголюдно, обыденно и даже грусти нету места. И даже некому как следует оплакать его будет, пролить на закопанное свежее обиталище смерти немало соленой любви и тревоги и тоски преследуемой ею. Что ж, может оно и к лучшему. Не имеющему ничего нечего и терять после своей потери. Но пока я еще ведь жив. Я здесь. Пока. Андрей Андреевич печально улыбнулся сам себе в тот миг: «Что будет то ведь неизбежно, никому не остановить бич судьбы, так ведь кажется…»
- так вот, значит, князь по делам не терпящим отлагательств, но отнюдь не в ущерб такому значимому делу как дуэль нынче, чтобы вы не приняли в значимость легкомысленного и высокомерного отношения к вашим персонам, кои совершенно таковыми не являются, я взял на себя смелость и ответственность подготовить место и средства проведения дуэли. Были отмечены как вы видите барьерные жерди, трава высока поэтому пришлось воткнуть их в высоту…. Пистолеты оба проверены мною лично, оба в превосходном и справном состоянии…Ни одной осечки за время их применения не было. Оставляю право выбора пистолета в первую очередь за вашей стороною. Пистолеты Игнатыч будет заряжать сейчас в вашем присутствии, чтобы в вас не закралась подозрительная мысль. Ну вот значит так и есть.
- Вы очень любезны граф, и мы в свою очередь выражаем почтение за оказанную нам, вернее князю Демьяну Васильевичу честь в согласии дать удовлетворение вашему сопернику. Демьян Васильевич хотел узнать у вас как человека опытного в таких делах уместно ли ему выразить лично почтение вам, не потеряв при этом лица так сказать, чтобы слухи сами понимаете потом не разлетелись… чтобы понимаете, вы сами, не стали судачить о возможной трусости моего товарища, а я вас тороплюсь уведомить граф что мой поверенный друг и надежный коллега Демьян Васильевич человек высокой чести и морали и никогда не поднимал ни даже повода ни намека на возможное попрание  столь значимых для уважаемого дворянина принципов.
- Я понял вас уважаемый князь. Идите те ка вы и помогите Игнатычу заряжать и готовить пистолеты, а я сам окажу честь вашему дорогому другу.
   Слегка замешкавшись князь, не ожидая вносящихся изменений в выготовленный им сценария поведения, выпалил впрочем не доводя себя до конфузного исступления довольно быстро:
- С нижайшим благоволением уважаемый граф - чинно и резко поклонив обнаженную от убора голову секундант спешно направился в сторону.
  Граф улыбнулся: «Неплохие ребята, думаю с будущим» И медленно но твердо направился в сторону своего соперника. Терпкий березовый ветер приятно обдувал спину прижимая одежды к горячему влажноватому от прелости молодому исшрамованному телу. «Эко брат чудо идти лясы точить с дуэлянтом. Впервые такое случается со мной, старею видать, или мудрею, или быть может за шкуру свою дрожать начинаю, ну нет врешь, никогда Стезневы Андреи Андреевичи не испытывали в своем роду такого позора. Мысли эти гнать надо взашей, да по самой макушке и чтобы насмерть. Это все старая собака Игнатыч, псина смердящая, вгоняет совесть мою в замешательство. Самое дорогое что может быть у человека  - это его честь. И баста. Остальное лишь волнения наносные. Без чести не будет отчизны и силы государственной. Человек без чести что обух без топорища, ненужная пустозвонная болванка. Но что не прав был я видать и то правда. Но назад пути нету, слово не воробей черт бы его взял.»
  Граф подошел к молодому человеку на расстояние не ближе корпуса.
- День добрый князь, рад видеть вас в здравии и превосходном облике. В таком шикарном виде не стыдно и в гроб резной улечься поудобней, не так ли? Да ладно князь вам, шучу я, не серчайте. Мой нрав нескромный и взрывной играет зачастую злые шутки. Таков уж я, и не исправить это, как и не выпрямить ствол корявой одинокой березины.
- И вам граф не хворать желаю я. О нраве вашем наслышан я немало. Полагаю по его вине сейчас ведем беседу тут. Вы превосходное выбрали место, граф. Очень живописно все расставлено. По поводу моего одеяния, вы знаете, регламента его касающегося не проходил я, что ввиду моего упущения мне же и непростительно. Но решил торжественней принарядиться я. Все таки больше не меньше не так ли?
- Это уж точно. Никак не меньше, но пуговицы вам советую расстегнуть, удобней будет целиться и не так рука напряжена будет на вытяге.
- Спасибо за совет, искренне благодарен вам за него.
- Но он вас может не спасти, вы это понимаете?
- Да несомненно, поэтому я здесь. И не мне вам объяснять граф, что по другому я не мог. Я дворянин. - князь горделиво сверкнул глазами в графа. Андрей Андреевич сделал шаг навстречу визави.
- Да вы храбрец, я это понимаю, принимая во внимание мою дурную славу, о которой вы несомненно осведомлены, и это делает вам честь уважаемый князь. Вы знаете, хочу еще сказать вам пару слов я. Но не слишком громко, чтобы не спугнуть птиц. Я для этого еще к вам сделаю шажок, не против если вы.
- К услугам вашим моя приватность граф.
- Пред тем как огласить свое намерение вслух, хочу наперед вас предупредить, что будут те слова не шагом к отступлению от стреляния, не из попытки позорно избежать покорной участи выбранной самим собою же. Овладевает мною чувство вины, и здесь вы несомненно правы. За вашу даму мне обидно. Я поразмыслив нынче возлегая на пне в травяной гуще, что будь на вашем месте я и приведи что кто то оскорбил мою спутницу не ожидал бы время мести я, а покарал бы я обидчика мгновенно. Но то лишь я, и очевидно я не ровень вам в таком условии. Вы исключительно галантней и сдержанней отличились в этой ситуации. И я вас за это очень уважаю князь.
- О граф, как неожиданно приятно слышать от вас столь уважающие дворянина выражения. И никогда не смел бы я подумать что вы трус. И слышал об удали о вашей и храбрости немало я достоверных фактов, и думаю ни одному из них нет места для сомнений. Но скажите граф, как понять мне стоит вас в это время - князь сделал неуверенный полушаг и почти шепотом спросил - не значат ли эти слова выражения извинения?
- Но только вдали от посторонних ушей. Если вы дадите клятву дворянина неразглашения нашего диалога, начиная с сего момента. Он только для нас двоих.
- Клянусь.
- Я виноват, мои вам и вашей даме извинения примите от меня сейчас.
- Граф, если мне суждено остаться будет живым сегодня возможно ли передать ваши слова моей избраннице? Она переживает очень несомненно.
- О да, извольте, в конечном счете я больше виновный перед ней.
А теперь сударь извольте стреляться, на нас и так те двое уже посматривают ехидно ожидаючи.
- Постойте граф, я хочу выразить вам свою признательность и глубочайшее уважение за совершенный вами переворот. Да да переворот, я понимаю как это сложно и неспроста вам далось. И это также делает вам честь. Мы можем намеренно промазать и живыми уехать по домам, не приводя в уныние и скорбь ни одного из ждущих нас.
- Как промазать?
- Я выстрелю первый выше вашей головы, если вы не против. И только вы увидите как пистолет поднимется выше и в сторону. Секунданты этого не заметят. Они будут стоять во фронте. Потом вы промажете намеренно. И мы пожмем друг друг другу руки.
- И будет выглядеть как настоящая дуэль?
- Совершенно верно, и не уронит никто из нас своей чести.
- И будем молчать об этом до конца дней своих.
- Клянусь.
- И я клянусь.
- А вы шельмец, князь. Откуда у вас такое незаурядное решение подтискалось?
- Историю такую слышал, похожую на нашу. И все так обошлось приятно.
-Что же, ПУСТЬ БУДЕТ ТАК, к барьеру князь!
  И дуэлянты разошлись. Расставились реквизиты событий по местам игры. Участники заняли свои позиции. Был выстрел, и за ним второй. И как было предрешено, пожатия и смех. И скорый топот в мягкотелую землю сильных конских ног. Поляна опустела, лишь пелена от пороха на мгновения застыла в вышине меж крон  берез, но скоро не стало и ее.
   Спустя неделю граф Стезнев Андрей Андреевич был убит на дуэли. Выстрел пришелся в голову. Стрелялись через платок и граф был смертельно пьян. Поводом к дуэли было публичное оскорбление графом будущего соперника на балу.
   Князь Быстроходов Демьян Васильевич трагически погиб на следующий день, выпав из экипажа на камни. Отлетевшее колесо стало тому виной, и князь ударился виском мгновенно впавши в забытье и из него уже не вернувшись. Был повешен за это конюх, готовивший поездку.

 конец


Рецензии