Подарок

      -Запомни, вкусов разных не бывает! Вкус либо есть, либо его попросту нет!!
      Мой друг эту прописную истину втолковывал мне множество раз. В его понимании это касалось абсолютно всего- еды, друзей, женщин, футбола, книг, фильмов и так далее и тому подобное. 
      -Вот посмотри, две всенародно любимые певицы. Одна из них внешне явно интереснее, зато у другой блестящий вкус! Кто из них более популярен?!
        Такие сравнения он мог приводить на любом примере. В логике  моему товарищу, отказать было затруднительно. Его способность замечать красоту в неказистых на первый взгляд вещах, или наоборот увидеть всю глупость и подноготную в общепризнанных ценностях, всегда заводила в тупик. Чаще вопрос ставился ребром- либо ты со мной согласен- либо у тебя дурной вкус. Спорить было бесполезно.
      - У меня знакомая, в поселке городского типа, открыла бар. Ейная фамилия -Таран. Готовит великолепно! Нет, я серьезно!  Я никогда, ничего вкуснее в жизни не ел! Ты знаешь какое там разнообразие?!!  И ведь абсолютно все вкусно!! Вот ты мне скажи, почему не назвать забегаловку "У Таранихи"? Откуда взялся этот ****ский "Эдельвейс"? Какой нормальный человек в этот "Эдельвейс" пойдет??
      Что бы Вы ему ответили? Согласитесь- не согласиться трудно. 
Я не первый раз это говорю, но лично меня общение с Ним чему то внутренне обязывало. Поэтому то я и называю его своим учителем. Странное дело, своими учителями в жизни я считаю двух Людей. Один из них это конечно же Саша. Второй... Скорее вторая-представительница прекрасной половины человечества. Странное дело в том, что "обучение" я проходил у обоих своих учителей в одно и то же время. Они были знакомы друг с другом и до меня но, с моим появлением, у них как то незаладилось. Что, по моему, вполне объяснимо.. Но я не об этом..
           Как то раз, в декабре 2004 года,  Саша принимал поздравления на свой День рождения,  у себя в магазинчике на Среднефонтанской в Одессе. Зная вкусы именниника, и стараясь ему угодить, дарили в основном либо интересные сувениры, либо что-то по рыбацкой тематике.  В разгар веселья в сумку за подарком полез и я. Видели бы вы глаза именниника, когда я вытащил и поставил на стол тяжелый, квадратный, судя по размерам дорогущий, а по иероглифам-китайский салют, с длинным свисающим бикфордовым шнуром. Именинник молча и опасливо на вытянутых руках повертел презент, отнес его подальше в угол, и в тот вечер, учитывая свое состояние, домой с собой не забрал. Свой День рождения мой товарищ обычно праздновал 16 декабря. До Нового Года, а следовательно своевременного использования салюта оставалось две недели. Я затаился. Саша все это время разговаривал со мной натянуто, и как то не по доброму косился. Через неделю,  он пересказал мне рассказ Толстого про механическую птичку. Если кто не помнит, речь там о бедном служке, который очень долго копил и недоедал, но в результате купил себе дорогущую механическую птичку. Выдвигалось много версий- кто говорил что это тяга к прекрасному, кто намекал на тонкий художественный вкус, но единстенно верным заключением было одно- он просто Дурак. Ну что ж, дурак так дурак, нам не привыкать..
       Он часто рассказывал о своей идее открыть ресторанчик двух- трех блюд.  Допустим вкуснейший, действительно с душой сделанный борщ на первое и, например, плов на второе. Нехотя, уступая моим доводам, он соглашался на одно первое и одно второе дублирующие блюда. Например куриный суп и пюре с котлетой. Пару салатиков и компот подразумевались априори.  Алкоголь он, что удивительно, в меню даже не рассматривал. Цены должны были быть, по замыслу архитектора проекта- крайне демократичными. Вооружившись блокнотом, калькулятором и ручкой он часами просиживал над своей идеей ища подводные камни. Так и не нашел. Жаль что идея так и повисла в воздухе. В этом что-то есть очень красивое, уютное и домашнее. Мне думается, что возможность по домашнему вкусно и плотно накормить своих клиентов за пять баксов, неминуемо привела бы нашего героя пусть не к процветанию, он никогда и не хотел "процветать", по его мнению нормальному человеку в жизни, вполне достаточно $100, максимум $200 тысяч, это с учетом стоимости собственной квартиры если ты живешь не в мегаполисе, остальное ненужные хлопоты и чаяния. Так вот, мой товарищ хотел найти в этом Себя. Свое место в этой жизни. Свою возможность быть полезным и нужным. И сделать это так, чтоб была возможность этим гордится. А этим, несомненно гордится было бы можно. Жаль, что он не успел реализовать этот план.
           Вообще, я заметил, что он не разбрасывался. Если он за что то брался, то делал это основательно, оттачивая мастерство до профессионального уровня. Знаменитые Сашины горшочки- тушенное мясо с картошкой в глиняных, порционных горшочках. Жареные караси, в сметане или без- в любом варианте они были идеальны. Картошка... Глядя, а главное пробуя шедевры вышедшие из его рук в результате приготовления этого, в общем то довольно банального продукта, я все время думал, что бульбашами назвали совсем не тех людей. Пюре и жаренная картошка в его исполнении были восхитительны всегда! Это достигалось, поверьте мне, очень долгими тренировками, провалами и экспериментами. При мне он с нуля оттачивал некоторые свои фирменные рецепты. Например окрошку. Несколько!!! раз в неделю с мая по октябрь Саша готовил себе эту самую окрошку. Перепробовал все мыслимые и немыслимые варианты. Перетерзал по телефону расспросами всех, мало- мальски умеющих готовить этот супчик. И только в августе!!!! он с гордостью пригласил меня на "под окрошку" Как ему не надоел этот процесс, я не пойму до сих пор. Надо ли рассказывать какой был вкус?
      Вообще, спустя почти год со дня его ухода, я все больше и больше замечаю маленькие нюансы, показывающие насколько красиво жил этот Человек.  Он жил с отменным вкусом, пил со вкусом, ел со вкусом и со вкусом же дружил. Я никогда, нигде не видел, не читал и не слышал, чтоб лучшие друзья в 50 лет были неразлейвода с первого класса. И это не один друг! Это компания нежно любящих друг-друга, ежедневно перезванивающихся шести одноклассников, среди которых одна девушка.С годами этому дружному сообществу пришлось потесниться и опять же все были только рады, принять  в свои ряды Еще нескольких членов. С одной стороны это кажется нормальностью, но Вы можете привести хоть один пример Такой дружбы? Я - нет. Ведь кто то же был краеугольным камнем Таких отношений?
          Первого января 2005 года,  меня разбудил настойчиво- долго звонящий телефон. Звонил Саша
     - Ну ты и придурок!!! А если бы я Все Это выкинул? Нельзя было предупредить? 
Саша пообещал своему сыну Сан Санычу на Новый год незабываемый феерверк. Благо салют был под руками. Вернее, от греха подальше, ввиду своих размеров, на балконе дальней комнаты. После боя курантов, Сан Саныч стал теребить подуставшего папку, на счет выполнения обещаний. Папка нехотя оделся, взял зажигалку, салют, подпрыгивающего от предвкушения сына и поплелся на улицу. Отойдя, ввиду размеров салюта, на безопасное расстояние от жилых домов, матеря и проклиная на чем свет стоит тупоумных дарителей, Саша поставил девайс на снег, поджег фитиль и кряхтя отбежал за дерево к притаившемуся Сан Санычу. Вы видели фильм "Пес барбос и...."? С каждой секундой напряжение возростало. В небе и по сторонам раздавались взрывы петард. Они все были такими смешными со своими пукалками. От греха подальше Саша вытащил телефон, открыл его и стал лихорадочно вспоминать номер пожарной охраны. Фитиль догорел до конца и.. И потух. Александры не решались выйти из за дерева, судя по Сашиным словам- еще секунд пять, максимум десять. Оставлять на улице неразорвавшуюся бомбу Саша, как и предполагалось, не решился. Нести домой, да какой там нести, даже приближаться к ней- элементарно побоялся. Выручили, но не принесли никакого результата детские навыки метания снежков. Поупражнявшись какое то время в снежкометании, изрядно замерзнув и протрезвев, мой товарищ принялся тыкать в китайский ширпотреб длинной палкой. Через какое то время, опять же судя по Сашиным словам- минуты через две- три, ему это до смерти надоело и он, наплевав на безопасность,  приблизился к бомбе вплотную.   Осторожно вытащил остатки бикфордова шнура, потянул за свисающую ленточку и в этот момент салют распался на свои составляющие. 
       Что сказать- пользовался моим подарком Саша несколько лет. Сложить в форме куба и соскочевать несколько упаковок с арбузиками (снасть для ловли карпа и карася), было делом пяти минут. Найти на предновогоднем рынке обертку от салюта- пусть еще минут десять. Прилепить бикфордов шнур- еще пару минут. Придать всей конструкции товарный вид- не смешите меня, я этим зарабатывал на жизнь долгие годы. Никому и никогда я не делал подарка лучше. Вот уж действительно- "своими руками")))


Рецензии