Балет Тщетная предосторожность 08. 04. 2012г

События происходят во Франции в конце 18 века в деревне. Мы видим двухэтажный деревенский дом, штакетный забор с воротами, хлев с коровами, туалет типа сортир (деревянный домик на 1 человека с прорезью в двери в виде сердечка, стог сена и курятник, к крыше которого приставлена обычная деревянная лестница. Утро. Из дома выходит Лиза, одетая в белое платье с голубой вышивкой и голубым подолом. Куры в это время громко кудахчат, коровы мычат, и это сильно пугает и отвлекает Лизу от утренней гимнастики и умывания. Она берёт тазик с пшеном и мечет зерно в сторону курятника, куры умолкают, т.к. озадачены едой. Через некоторое время куры ответили ей несколькими яйцами, которые выпали на сцену из курятника, Лиза подняла одно из них и похвасталась (т.к. это реквизит, который должен быть виден на задних рядах балкона, то тут куриные яйца подвались в масштабе не менее страусиных, так что было чем хвастаться).
Лиза вскарабкалась по лестнице на крышу сарая. В это время появляется её возлюбленный Кален, он одет в оранжевую с белыми рукавами рубаху и синие штанцы до колена, с собой он приносит палку-зерномолку. Которую кладёт во дворе на землю. Он тоже залазит по лестнице и целует Лизу. Потом спускается и держит лестницу, чтобы Лиза смогла безопасно спуститься. Тут начинается очень весёлый танец с лестницей – Кален держит лестницу с одной стороны, а Лиза виснет на ней руками и ногами с обратной. Кален вытягивает лестницу на середину сцены вместе с Лизой и на вытянутых руках подбрасывает вверх, то бишь он делает поддержку Лизе и лестнице одновременно. Это было очень здорово и небанально. Далее они кладут лестницу на землю и переступая по длинным её перекладинам идут навстречу друг другу, чтобы поцеловаться, но Кален теряет равновесие и неуклюже падает. Затем они поворачивают лестницу горизонтально на бок, Лиза садиться на верхнюю перекладину и упирается ногами в землю, а Кален ложиться на лестницу и, держа равновесие упираясь одной рукой в коленку Лизы, целует её. Это было тоже очень эффектно.


Из дома появляется мать Лизы – Мартелина – высокая, стройная, но какая-то нескладная тётка в красном чепчике и платье в красно-белых тонах. Мать Лизы на самом деле танцует мужчина, переодетый в женское платье, т.к. по ходу пьесы он должен делать поддержки дочке Лизе, а во втором действии ещё и священнику, когда будет танцевать с ним на свадьбе, поэтому балерина-женщина с этим бы не справилась. Кален тут же испаряется, пока его не застукали, а Лиза начинает общаться с матерью. Мартелина нашла во дворе палку-молотилку, которую забыл Кален и устроила Лизе разоблачительную сцену с поддержкой – Лиза взялась обеими руками за палку, а мама подняла её наверх.


Затем Лиза ушла, а Мартелина вытанцовывала нечто нелепое, после чего скрылась в сортире. В это время во двор через ворота зашёл богатый жених Лизы, сын мельника Ален. Это очкастый интеллигент во всём жёлтом, в дурацкой шапочке и с розовым зонтиком-тростью. Он без приглашения вошёл во двор, хоть и видел, что там никого нет. Мартелина увидела сквозь прорезь в виде сердечка в дверях сортира богатого жениха и просунула руку для поцелуя сквозь отверстие. Ален подошёл и поцеловал её руку. Зал «умирал» от этих сортирных выкрутасов. Мартелина вышла из сортира, как-то интересно приобняла одной рукой и подбросила потенциального жениха, о чём-то с ним «беседовала». Но что толку, что он пришёл, Лиза-то всё равно куда-то запропастилась.


Другими словами, главная интрига балета состоит в том, что Лиза влюблена в бедного сельского парня Калена, но мама Мартелина категорически против их отношений, но зато спит и видит дочку замужем за богатым сыном мельника Мишо – интеллигентом очкастым Аленом. Лиза встречается с Каленом тайком от матери и мельника с сыночком, всячески скрывают свои отношения.


Когда Ален и мать ушли, появляется Лиза. Она грустит в одиночестве. Рядом с домом находиться хлев, с крыши которого свисает солома и сквозь неё виднеются белые в чёрную крапинку задницы коров, а их хвосты протянуты прямо по полу. Лиза прошла мимо и шлёпнула каждую из них по заднице, коровы встали и не выходя из хлева начали вытанцовывать внутри и отставлять задние ноги назад, на улицу. Тут появляется Кален, проходит мимо коров, тоже хлопает по задницам, коровы исчезают за соломой. Влюблённые ненадолго остаются одни.
Потом появляется мать, Кален исчезает. Через ворота входят во двор мельник Мишо в красном пиджаке «вырви глаз» и коричневых рейтузах в золотую горизонтальную полоску и его сынуля Ален. Тут началось то, что обычно называют смотринами: Мартелина всячески любезничала с мельником, вследствие чего он подкинул ей деньжат в мешочке, а Лиза общалась с Аленом. Он присел, а она запрыгнула ему на шею и свесила ножки. Подол её платья полностью накрыл его голову и она его аккуратно приподняла, чтобы открыть ему лицо – это было очень потешно. Общение у них никак не клеилось, то так она его ногой стукнет, то эдак неловко повернётся. Потом Ален исчезает за кулисами и появляется снова верхом на круглой розовой свинье (игрушечной естесстна), слазит с неё, а Лиза пинком ноги под розовый зад убирает свинью за кулисы.


Затем во дворе появляются сельские парни и девушки в костюмах светлых зелёных и жёлтых тонов. Они держал в руках палки-зернодробилки, начинают танцевать. Среди них затерялись Лиза и Кален, что даёт им возможность тайком поцеловаться. Но тем не менее, мать девушки очень строго бдит, чтобы не было ничего такого, чтобы могло помешать её планам о богатом замужестве её дочки.


Далее события переносят нас в поле, где сельские парни приходят в поле на зерноуборочные работы. На телеге, запряжённой в 2-х парней, приезжает в поле и Кален. Пока парни вкалывали в поле, перемещали с места на место фанерные снопы соломы, а Кален в это время блаженно возлежал в телеге. Гуськом, друг за дружкой вышла в поле вереница девушек. Начинаются массовые танцульки в поле с разбивкой на пары. Как я поняла, в этой деревне все счастливы, т.к. количество девушек равно количеству парней и никто не в обиде. Появляется Лиза. Кален тут же слазит с телеги и они уже танчат вместе со всеми. Но по тому, как выстраивалась линия кордебалета, можно было сказать, то в деревне пару Лиза-Кален все очень любят и восхищаются их отношениями, они – всеобщие любимчики. Внезапно все хватаются за снопы, выстраивают их в ряд и прячутся за ними, Лиза и Кален скрываются в телеге. По дороге на нелепой смеси велосипеда и лошади (на руле у велосипеда есть белая лошадиная голова, на заднем бампере хвост в такой вертикальной стойке, как будто лошадь постоянно хочет посрать, причём на колёсах этого велосипеда есть специальные насадки для того, чтобы изобразить езду этой вело-лошади по кочкам и ухабам, дело-то происходит в деревне) появляется сын мельника Ален. Он по-прежнему в нелепой жёлтой шапочке и очках, как он подпрыгивает на этом смешном велике производит уморительное впечатление. Как можно было понять по тому, что все от него прячутся, в деревне его никто не любит, скорее всего он по просьбе отца шпионит за тем, как там сельские жители убирают зерно в поле.


Лиза и Кален подходят к нему и у них случается конфликт на почве ревности. Ален тычет в Калена своей тростью и всё время промахивается. Затем втыкает трость в пол и она там застревает, пытается вытащить, зонт раскрывается – в общем, этот Ален – сплошное недоразумение. Затем парни и девушки ставят соломенные снопы в шахматном порядке и попарно прячутся за ними, снопы трясутся от того, что за ними происходит (бурные секс, как я понимаю). Лиза и Кален уединяются в телеге, а Ален ходит между снопов, смотрит кто там за ними чем занимается, снимает свою жёлтую шапочку и качает головой. Уходит.
Через какое-то время приводит с собой отца-мельника Мишо и мать Лизы Мартелину. Наверное, чтобы показать им, чем тут занимаются местное население вместо того, чтобы жать и молотить зерно, а заодно и открыть глаза на отношения Лизы и Калена, а то, по ходу, об их отношениях знают все, кроме матери и отца. Уже стемнело и началась гроза, сверкали молнии и пошёл дождь. Мельник стал на четвереньки и спрятал голову под подолом платья Мартелины, а Лиза пряталась под зонтиком у Алена. Потом Ален скрылся за кулисами, там, как я понимаю, на него нацепили пару тросов, и он зрелищно пролетел через всю сцену с раскрытым зонтиком – это его так ветер унёс.


Дома сидят Лиза и Мартелина. У Лизы в руках клубок красных ниток, а Мартелина вышивает, делает это как-то забавно, так, как это мог делать только мужик, переодетый женщиной. Заставляла Лизу тоже что-то делать, но её было всё фиолетово, все её мысли были о тайных встречах с Каленом. Кален тем временем заглянул осторожно в маленькое решётчатое окно и просвистел свирелью в манок (это свистулька такая, которая свистит нужной трелью, чтобы привлечь птиц определённой породы – их так ловят охотники «на живца»), Лиза его замечает, но не может к нему выйти, пока не нейтрализует матушку: Лиза намотала ей на ноги нитки из клубка, как-то её убаюкала, матушка уснула, а Лиза задрала ей юбку, не знаю зачем, может матушка что-то в рейтузах прятала? Но Мартелина проснулась и треснула Лизу по голове бубном, в который до этого стучала, чтобы развлечь загрустившую дочь. Там было ещё одно окно в доме – большое решётчатое. Когда Мартелина прошла мимо него, то оно вдруг открылось и в комнату с улицы заглянула козлиная голова с зеркалом, прикреплённым между рогов. Тут я не совсем поняла задумки – то ли это действительно имелся в виду живой козёл, которому ради смеха зеркало к рогам привинтили, чтобы люди смотрели в него и видели себя, либо это изначально муляж – костюм козла, который одевался на человека и он заглядывал в соседские окна с той же целью – приколоться, дать понять человеку, смотрящему в зеркало, что он – козёл.


В этот момент к ним в гости пришёл мельник, с ним было несколько парней и девушек, которые притащили большую деревянную бочку то ли с вином, то ли с зерном. Как я поняла – это было приданое и мельник пришёл свататься. Все немного потанцевали и ушли, Лиза осталась. Из бочки внезапно появился Кален, влюблённые наслаждаются обществом друг друга. Слышится шум с улицы, Кален лихо заскакивает на террасу, которая идёт у них дома по второму этажу и скрывается в одной из комнат. Входит Мартелина и начинает хвастаться и нахваливать свадебное платье, которое она купила для Лизы. Но Лиза совершенно этому не рада, т.к. ей в этом платье надо выходить за этого придурка очкастого Алена. Мать валит её на пол и насильно сдирает с неё платье, в которое она была одета, чтобы Лиза примеряла свадебное. Лиза остаётся в чём-то напоминающем короткую атласную пижаму, Мартелина всучивает ей платье и запихивает её в комнату на втором этаже, чтобы она могла переодеться.


В это время приходит жених с отцом – Ален и Мишо. Ален одет уже более элегантно – в белое, но всё равно выглядит как-то несурасно – высокий, тощий и неуклюжий очкарик. Приходят гости – парни и девушки из местных. И священник, какой-то кальвинист что ли – высокий, худосочный человек в чёрной длинной рясе и шляпке, напоминающей котелок с небольшими прямыми полями. Он был сильно пьян, едва держался на ногах, но как я поняла – это было его перманентное, естественное состояние. Двое мужчин выносят на середину комнаты стол, на котором лежала Библия и два канделябра на три свечки каждый. Священник берёт в руки Библию, открывает кожаную защёлку – ремешок на кнопочке – открывает обложку и показывает книгу зрительному залу – в Библии были все странички вырезаны по форме бутылки и в образовавшейся полости лежала бутылка коньяка. После этого священник падает под стол и засыпает мертвецким сном. Двое мужчин, которые переносили стол берут канделябры и как бы чокаются ими.


Лиза всё ещё была в комнате и переодевалась к свадьбе, поэтому Алена послали за ней на второй этаж. Вышли и спустились вниз они уже вместе – жених и невеста. Судя по тому, что жених стал вдруг ниже ростом и более мускулистого и плотного телосложения, сразу можно было догадаться, что это Кален – он с Лизой раздели Алена, который вошёл в комнату за невестой, и одел его одежду, а Алена оставили в комнате и скорее всего связали, чтобы он не выперся из комнаты и не испортил им всю малину. Жених взял невесту на руки и перенёс её через цветочные арки, которые держали гости, выстроившиеся коридором. Подошли к столу, священнику кто-то помог принять вертикальное положение, он взял руку невесты, положил её на вытянутую руку жениха и объявил их мужем и женой. В это время Ален, наверное, успел развязаться, выбежал из комнаты Лизы на втором этаже, он был в майке и рейтузах в горизонтальную красно-белую полосочку, с криками «Папа!!!» (вот уж не думала, что в балете могут быть роли со словами) съехал на заднице с лестницы на первый этаж. Все увидели подлог, что Лиза вышла замуж за переодетого Калена. Но теперь это почему-то никого не смутило, Калена не стали преследовать и подвергать репрессиям, Ален опозорен, отец-мельник схватил его поперёк туловища, напорол ему задницу и уволок восвояси. Мартелина по-матерински благословила Лизу и Калена, священник ещё раз их поженил и начались народные гуляния. В большое решётчатое окно снова заглянула с улицы козлиная голова с зеркалом между рогов, но теперь это уже никого не беспокоило.


Деревенские девушки танцевали в деревянных башмаках с острыми носами, очень громко и ритмично стучали ими по полу. Однажды даже оркестр умолк на пару минут, чтобы можно было услышать этот ритм отбиваемый ногами. Потом девушки сняли деревянные башмаки, легли на пол в ряд вдоль оркестровой ямы у края сцены и отбивали ритм башмаками, но уже держа их в руках. Мартелина танчила с вечно пьяным священником – вот уж действительно два колоритных персонажа – она его приобнимала и подбрасывала вверх, думаю, что это не было сложным, учитывая щуплость «святого отца». Ну и был, конечно же, танец жениха и невесты.
Отдельно нужно выделить то, как потом артисты, не выходя из образа, выходили на поклоны: сначала появились четыре коровы, потом сельские парни и девушки, пьяный священник, мельник, Ален вышел из комнаты Лизы и ещё раз с криком «Папа!», съехал на заднице вниз по лестнице (хотя мне было бы приятней, если бы он ещё раз на этом смешном коно-велике проехался), Матильда вылезла из большого решётчатого окна, откуда до этого заглядывала с улицы козлиная голова с зеркалом, ну и Лиза с Каленом на последок вышли. Лиза потом вывела из-за кулис сегодняшнего дирижёра, нет, не того, на которого я хожу обычно, другого, но это сути дела не изменило.


Балет замечательный – яркий, смешной, лёгкий, не обременённый каким-либо витиеватым классическим наследием. Всем советую сходить.


Рецензии
«Тщетная предосторожность» — старейший из дошедших до нас шедевров хореографического наследия, так сказать, прабабушка современного балета. Мне не довелось его посмотреть, познакомилась по вашей зарисовке. Понравилось. С теплом.

Наталья Скорнякова   12.05.2022 19:48     Заявить о нарушении
Балет бесподобный!!!

У нашего белорусского Большого театра был перерыв в показах этого спектакля. В середине 2000-х театр был на реконструкции. Балет в это время танцевали во Дворце Республики, а оперу пели в Доме офицеров.

Так вот в период реконструкции другие спектакли шли, а "Тщетную предосторожность" не показывали. Но тем не менее во время других спектаклей в холлах на этажах Дворца Республики показывались плакаты к разным спектаклям. Был плакат и к этому спектаклю. На нём девушка в старинном декольтированном платье, а несколько пар мужских рук тянутся к её груди. Вот такой вот смешной плакат к комедийному балету.

Спасибо, что читаете, Наталья.

Марина Шатерова   14.05.2022 01:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.