Балет Анюта, Большой театр, 28. 06. 2012

К созданию этого балета «приложило руку» столько «маститых» людей искусства, поэтому не удивительно, что спектакль вышел чудесным: лёгким, не обременённым лишней хореографией и смысловой нагрузкой, с замечательной музыкой и декорациями. Тут я балет бесспорно хвалю. Было, правда, несколько моментов, которые мне казались не проработанными, я буду указывать на это уже по ходу пьесы.


Балет – премьера сезона – первые 2 спектакля были показаны в мае этого года, поэтому начну с создателей сего произведения:
Либретто – А.Белинского и В.Васильева по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее»
Хореография и постановка – народный артист СССР и России Владимир Васильев
Дирижёр-постановщик – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина
Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России Виктор Вольский
Художник по костюмам – заслуженный деятель искусств России Рафаил Вольский
Ассистент хореографа – Андрей Меланьин


Сюжет рассказа Чехова, если верить программке (сам рассказ я, честно признаюсь, не читала) довольно прост: после смерти жены у бедного учителя остаётся взрослая дочь Анюта и двое сыновей-гимназистов Петя и Андрюша. К Анюте посватался богатый чиновник и она радостно (если можно так выразиться, т.к. ей пришлось расстаться со своим парнем – бедным студентом) соглашается, чтобы вытащить семью из нищеты, но «халява» не проскочила – муж скупердяй. Анюта с мужем «выходит в свет», пользуется там бешенной популярностью и крутит романы со всеми подряд, естественно не просто так, а за щедрые подношения, которые прибирает к рукам её муж. А её отец и братья продолжают бедствовать, отца объявляют банкротом, описывают имущество и выгоняют на улицу в новогоднюю ночь. Анюта продолжает наслаждаться богатством и светской жизнью, и ей абсолютно нет никакого дела до своей бедной родни. История грустная и по-русски банальная. То бишь, если вспомнить классиков (хотя бы тех, которых освещала школьная программа по русской литературе), то такие сюжеты и настроения были сплошь и рядом. Но, тем не менее, театральными средствами: декорациями, музыкой, светом, костюмами, самим танцем – с помощью всего этого история изложена очень здорово. В спектакле использовалась компьютерная графика – опускался полупрозрачный занавес и на него выводились либо туман, который говорил зрителю о том, что происходящее не сцене – это сны главных героев, либо крупный снег, который был просто погодным явлением, свойственным зиме. Не знаю, как давно используется этот прибабах и каким способом реализуется (скорее всего с помощью компа и диапроектора, я не уверена, но софитами так точно не сделаешь).


Этот спектакль закрывал театральный сезон 2011-2012, о чём было сказано диктором в микрофон (не со сцены, а в динамики, также, как обычно напоминают выключить телефоны и не пользоваться фото и видео), был представлен сегодняшний дирижёр, упоминалось то, что балет по рассказу Чехова, а так же прозвучало приглашение в театр в следующем, юбилейном 80-м театральном сезоне. Любопытно! Не знала, что такие обращения вообще бывают, интересно, что говориться на первом спектакле в сезоне. Сидела на очень козырном месте – 1-й ряд балкона – очень удобно было смотреть на всё сверху и по центру.
Действие начинается в церкви со сцены похорон матери Анюты. В церкви темно, только свечки горят на 2-х подставках возле иконостаса (самого иконостаса там не было, на его месте было 2 больших окна с маленькими окошечками) и в руках у священников, которые группами стояли по обе стороны сцены. В центре стоял гроб с венком – единственный предмет, который освещался в первые минуты спектакля. Слышалось хоровое пение на русском – церковные песнопения и молитвы. Всё это производило ошеломительное и неожиданное впечатление, и по реакции зала я поняла, что не только у меня одной. Перед гробом лицом к залу на коленях стояла Анюта и двое её братьев по бокам, отец стоял рядом с гробом. Потом они отходят, а священнослужители, стоящие по бокам, соединяются в одну группу и уходят, незаметно унося с собой гроб. Звучит колокол, опускается занавес (за ним происходит смена декораций), убитый горем отец (он учитель, зовут его Пётр Леонтьевич) появляется на переднем плане, он молиться и взывает к небу с вечным вопросом: «За что?».
Они возвращаются домой. Интерьер дома сквозит скромным достатком, но по-учительски чистый и аккуратный, есть пианино, на котором, наверное, играла мать Анюты. Наблюдается некая грань между ними – Анюта всегда держится с братьями, а Пётр Леонтьевич отдельно. Он садиться за столик, наливает из графина рюмку водки. В программке ещё говорилось, что он рассматривал альбом с фото, только я его так и не рассмотрела, он просто выпивал. Петя и Андрюша подбегают к отцу, жалеют его, затем подходит и Анюта. Все их движения пронизаны огромной скорбью и любовью друг к другу.


Далее события переносятся на улицу города. По тому, что эта улица, можно догадаться по заднику, на котором просто нарисованы небольшие каменные и деревянные дома, белая пятиглавая церковь с голубыми куполами. Стиль живописи очень классный, по-русски родной, как в детских книжках. Слава Богу, что не стали лепить эти домики в натуре, из папье-маше – очень уж это страшно выходит (вспоминаю по другим спектаклям), если это не несёт некой конструктивной нагрузки, то и не надо. На улице мы можем видеть горожан в бежевых костюмах и шляпах, старый шарманщик с танцовщицей, чиновники во главе с Модестом Алексеевичем одеты в зелёные костюмы-тройки из ткани, напоминающей бильярдное сукно. Есть среди них и Анюта с братьями гимназистами. Сама Аня в чёрном платье, а братья в серой школьной форме, с ранцами за спиной и в фуражках с чёрным козырьком. Кипит городская жизнь – все снуют по своим делам.


В конторе чиновника Модеста Алексеевича тоже кипит своя статистическая жизнь. Контора – это несколько стульев и светло-зелёная стена с проёмами – не то окна, не то двери – не понятно. Свет был приглушённым, а музыка – резкая и нервная – барабаны, что-то духовое типа кларнета и «распиливание» скрипки (сверху было видно, как скрипачка натуральным образом «пилит» смычком свою скрипку). Модест Алексеевич раздаёт своим подчинённым папки с заданиями на день, они залазят с ногами на стулья и изображают бурную деятельность. Время от времени мимо проходит Его Сиятельство (король) в голубом костюме и перевязанный красной ленточкой. 2 раза он появлялся – Модест Алексеевич при этом любезно приседал и в таком скрюченном состоянии пребывал, пока Его Сиятельство не утопает своей чинной походкой из поля видимости. Другие чиновники при виде короля тряслись в суеверном ужасе. Один из них, правда, при втором появлении короля уснул на рабочем месте, за что, после ухода короля, «летал», получая ускорения от начальника.


Улица города вечером. Пётр Леонтьевич (учитель) с большой папкой возвращается домой. По дороге ему встретился шарманщик и танцующая под музыку шарманки танцовщица. Учитель хоть и был очень бедным, но уважал чужой труд, поэтому дал денежку танцовщице. Когда на ночной улице никого не осталось, то в свете фонарей появились Анюта и её возлюбленный – бедный студент. Они долго и очень красиво танцевали – были очень красивые поддержки «свечкой», он повернулся к ней спиной, присел и согнул спину, а Анюта присела ему на спину на лопатки, и он так нёс её на спине.


Снова улица, но уже днём: горожане, цыганки, солдаты, чиновники, шарманщик с танцовщицей. Кипит городская жизнь: цыганка выманила у парня-горожанина денежку, и на протяжении всего эпизода он за ней гонялся, чтобы поймать и вернуть украденное, ему это под конец удалось. Появляется Модест под руку с Анютой в свадебном платье. Длинную фату несли братья Анюты – Петя и Андрюша. Отец тоже был с ними. Одна из цыганок что-то прошептала на ухо Модеcту, а Аня в это время отвернулась в сторону с горестным выражением лица (это было видно на фото в программке, с балкона выражения лиц, к сожалению, не видно). Не хочет она выходить замуж за этого старого пукальщика, но что поделаешь – надо как-то вытаскивать семью из нищеты. Вот здесь и был ещё один недочёт в сюжете спектакля – не было самого предложения руки и сердца: Модест не приходил к Ане или к её отцу свататься, не было никаких предварительных намёков на то, что эта свадьба сейчас вообще будет, а свидание Ани со своим парнем, бедным студентом, не говорило о том, что это прощание, а не просто свидание – одно из многих. По идее перед сценой свидания со студентом надо было вставить сцену сватовства, а свидание со студентом сделать подраматичнее – с объятиями, поцелуями, истеричным заламыванием рук и прочими атрибутами расставания. Свадебная процессия без лишних слов уходит с улицы.


Дом Модеста Алексеевича. Анюта в коричневом платье садиться перед зеркалом и наводит красоту. Модест выходит куда-то в другую комнату. Пока его не было, то к Анюте в гости пришли отец и браться. Она им очень обрадовалась и они тоже, когда оглянулись вокруг и им понравилось их новое жилище. Они все обнялись, радостно закружились по комнате, братья залезли на спину Анюте и отцу и скакали на них, как на лошадях. И в это время возвращается Модест. Судя по тому, как он одет – длинная белая рубашка типа женской «ночнушки», поверх ночнушки халат и тапочки, последние всё того же казенного зелёного цвета, что и его обычная одежда – он был в душе. Но в руках держал большую подарочную коробку с бантом на крышке. Когда он увидел родню жены, то оркестр издал какой-то такой крякающий резкий звук, в котором можно было разгадать реплику: «Это, вообще, кто?». Отец и братья всё быстро поняли и под звон колокола понуро отбыли восвояси. Анюта зашла за ширму, чтобы переодеться в розовую ночнушку. Модест в это время открыл коробку с подарком, достал оттуда чёрную горжетку и начинает с ней вытанцовывать. Сам танцовщик стройный, как и положено, но по роли у него должен быть живот, который был, естественно накладным, соответственно такое телосложение делало его похожим на беременную женщину – а ночнушка, халат и тапочки только дополняли образ. Но свои подарки Анюте он так и не подарил – сложил обратно в коробку. Анюта в ночнушке вышла из-за ширмы, они легли в постель, Модест затушил свечу (это была «электрическая» свечка-фонарик, вместо пламени там была лампочка каплевидной формы) и они уснули.


Опускается полупрозрачный чёрный занавес, на который опустился туман, символизирующий сон главного героя. В один момент было видно, как Анюта вылезла из кровати и спряталась за кулисами – не стала она сливаться в любовном экстазе с этим старым скупердяем – выставил же он её родню из дома.


Модесту сниться сон, что в спальне появляется большой орден Святой Анны. К его кровати подбегают его подчинённые – много людей в зелёных костюмах – достают его из постели и так, в лежачем положении, переносят его на середину комнаты. Пока они его несли, то он у них на руках лежал в раскорячку, а если учесть, что он с пузом и в ночнушке, то он напоминал беременную женщину, но уже лежащую в гинекологическом кресле. В большом ордене был проём, из которого появилась Анюта одетая королевой. В руке она держала большой орден Святой Анны. Модест стал увиваться вокруг неё, чтобы заполучить орден, но он всё время ускользал от него – Анюта перекладывала его из руки в руку. Но в конечном итоге орден всё-таки попадает к Модесту.


Утром Модест просыпается, достаёт из вчерашней подарочной коробки чёрную горжетку и платье в чёрно-розовых тонах (ух ты, Анюта, оказывается, эмо), и дарит их Анюте. Та приходит в восторг и прикладывает платье к себе.


Наступает Рождество, а с ним и рождественский бал во дворце Его Величества. Танцуют очаровательные пары, есть несколько офицеров, все друг другом восхищены. И тут появляются Модест и Анюта. Она тут же стала в пару с богатым барином Артыновым – высоким статным мужчиной в чёрном костюме. Танцевала она с ним практически пол вечера и Модест совершенно не был против, только периодически крутился рядом с ними, чтобы Артынов был в курсе, что Анюта вообще-то замужняя женщина и именно он её муж. На подносе вынесли какие-то коробочки – скорее всего подарки. Гости окружают человека с подносом и быстренько всё расхватывают.


Тут открывается дверь в стене на заднике сцены (стена разрисована как стена дворца – с золотым витиеватым узором по периметру) и появляется Его Величество король в светло-синем костюме с лентой через плечо. Он красиво вышагивая спускается с лестницы, по бокам которой в обе стороны расходились широкие мраморные перила. Всё внимание гостей было приковано к нему и все были в восхищении. Анюта робеет, но Модест раболепски подталкивает её к королю и Аня подбегает к нему, делает реверанс. Естественно, что король, увидя на балу новое лицо, сразу же ею заинтересовался – дотронулся до её подбородка, очаровывается, начинает её обхаживать и танцевать с ней. Модест время от времени суетится возле них, «метит территорию», как говориться. Через какое-то время Его Сиятельство и Анюта под руку поднимаются по лестнице в королевские покои и за ними закрывается дверь. Модест думал побежать за ними и «свечку подержать», но дверь захлопнулась прямо у него перед носом.


Через некоторое время они вышли к гостям – в это время звучала очень красивая музыка. Снова вынесли поднос с яркими коробочками – подарками. Анюта взяла один из них и случайно выронила, Модест тут же подобрал и забрал его себе. Она снова танцует с барином Артыновым. Через какое-то время гости расходятся и остаётся только узкий круг лиц: Модест, Анюта, офицеры, Артынов и Его Величество. Что там было дальше – можно только догадываться.


Опускается чёрный полупрозрачный занавес, на который той же компьютерной графикой выводится крупный падающий снег. По краю сцены проходит, часто останавливаясь, пьяный отец Анюты. Он проходит до противоположного края сцены и скрывается за кулисами.
Модест приносит тоже изрядно выпившую Анюту домой и укладывает её в кровать. Снова опускается чёрный полупрозрачный занавес с туманом и Анюте сниться сон – её последняя встреча с возлюбленным – бедным студентом.


Утро в доме Модеста. Анюта переодевается и тут же к ним в дом приходят гости: несколько мужчин-горожан с букетами, барин Артынов с охапкой красных роз и Его Величество – его корзину белых цветов несли два офицера. Анюта подошла к каждому из них, приняла цветы, пообнималась, полюбезничала, все букеты отдала Модесту. Другими словами, Модест стал сутенёром собственной жены. Его Сиятельство одевает на шею Модесту красную ленточку с орденом Святой Анны. Он раболепски скрючился, когда ему на шее застёгивали этот орден. Сбылся тот сон Модеста, где его подчинённые на руках носили.


Тут Модест оказывается на работе – снова меняются декорации: зелёная стена с проёмами не то дверей, не то окон. Снова звучит ритмичная музыка, под которую резко вытанцовывает Модест. Как я уже говорила, он сам стройный, но с накладным пузом и когда он танцует в зелёном, то теперь он уже напоминает лягушку. После получения ордена его чувство собственной значимости повышается очень сильно, только после танцев этот орден перевернулся с груди на спину. Через проёмы в стене появляются его подчинённые с папками, выстраиваются в ряд, протягивают папки с отчётами, все Модеста так зауважали после того, как он получил орден из рук короля. Его подчинённые падали перед ним на пол, штабелями укладывались, а он шёл и переступал через них – абсолютная монархия стала у Модеста над его работниками.


Бедный дом отца Анюты. Петра Леонтьевича объявили банкротом и понятые описали всё его имущество. Даже альбом с фотками забрали, только одну фотку (жены, наверное) из жалости отдали Петру Леонтьевичу. И он с сыновьями оказался на улице – только клетка с птичкой осталась у них из имущества – они уныло бредут, а по полупрозначному чёрному занавесу снова пустили крупный падающий снег. Сначала я подумала, что это для того, чтобы не бросать ничего на сцену, чтобы обувь не скользила. Но нет…


Снова улица. Те же домики и церковь на заднем плане, только зимой - на крышах уже нарисованы шапки снега… На полу лежит немного снега, похожего на шарики пенопласта. Высшее общество, одетое по-зимнему, тусуется на улице. На головах у женщин белые меховые веночки. Анюта танцует с Его величеством, а Модест вьётся рядом – такой милый и раболепски любезный. Они исчезают за кулисами.


Появляется Пётр Леонтьевич с сыновьями. Они подхватывают с земли снег и радостно бросаются им. Снова весёлым вихрем проносятся мимо мужчины и женщины из высшего общества. Отец и братья видят Анюту в обществе Модеста, Его Величества и офицеров. Они радостно бегут в её сторону, машут руками, стараясь привлечь к себе её внимание, но не могут подойти к ней: сначала ряд танцующих на улице цыганок оттесняют их назад, а затем офицеры подхватывают Анюту на руки и вся свита быстро уноситься прочь. Отец и братья с грустью сморят им вслед.


Очень грустный и жизненный сюжет. Всё думаю над тем, почему случилось именно так, то ли Анюта договариваться не умеет: можно ведь было до замужества сразу сказать Модесту, что либо мы вчетвером переезжаем жить к тебе, либо я за тебя замуж не выйду. Либо уже на самих светских тусовках попросить у кого-нибудь крупную сумму денег или домик какой-нибудь небольшой, но новый, чтобы сразу перевели всё это на имя отца Анюты, чтобы Модест не зохавал. То ли Анюта просто стала стесняться того, что её родня бедная и отец выпивает и у неё просто язык не поворачивался сказать кому-то, что она сама вчера была такой же и если бы не замужество, то не была бы она на балах во дворце. То бишь, она просто вычеркнула отца и братьев из своей новой жизни и не думала совсем, как они там на улице, пока она вкусно есть, спит в тёплой кровати, да на балах с мужиками танчит.


Спектакль хороший, красивый, грустный сюжет, но по-моему, как-то мало проработаны моральные качества Анюты. Хотелось бы, чтобы как-то больше времени уделялось тому, что она чувствует, что думает, неужели ей абсолютно по барабану отец, который её любил и растил, братья, что она так просто забыла о них. Была ли в ней какая-нибудь внутренняя борьба, размышления, какие-то планы относительно того, как им помочь.


Рецензии
Балет – поэзия ног. Понравилось. С теплом.

Наталья Скорнякова   18.03.2022 09:00     Заявить о нарушении
Мне кажется, что это поэзия всего тела, так как в танце задействовано всё для передачи эмоций.

Благодарю, рада, что читаете.

Марина Шатерова   18.03.2022 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.