ii- детинет -

Дети, Сеть и сети

Чем опасен интернет?

По мере того, как интернет все больше интегрируется в нашу жизнь и становится ее незаменимым спутником, наряду с его позитивными сторонами, становятся заметны и негативные моменты всеохватывающего проникновения интернета. Особенно актуальны последние в аспекте онлайнового влияния на детей. 
Так же, как и в сложных социальных системах, связанных с массовым поведением людей, эти негативные моменты и возникающие в виртуальной коммуникационной среде проблемы обусловлены отклонением от рациональности. Точнее с тем, что реальные действия людей отклоняются от оптимальных, теоретически прогнозируемых на базе модели разумных, рациональных ожиданий. Сравнивая «поведение» интернета с поведением людей, образно можно сказать, что глобальная Сеть в отдельных сегментах демонстрирует свою «неразумность». Конечно, не как обезличенная структура, а как «виртуальная толпа» пользователей. Ибо, как показано еще классиками социальной психологии (Г. Тард, С. Сигеле), когда разумные люди собираются в толпу, то начинают вести себя неразумно, поскольку регрессируют, как будто обращаются в некотором смысле в «детское» состояние. Они на время теряют свою индивидуальность, которая заменяется собирательной личностью – в ней «растворяются» все участники толпы.
Отчасти то же самое происходит и в интернете, в виртуальной толпе, особенно социомедийной, в соцсетях и блогах. В результате цифровой регрессии у пользователей снижается критика, возрастает конформность. Происходит отказ от собственного мнения, от свободы выбора, «бегство от свободы» по Э. Фромму. А значит, они легче становятся жертвами манипуляций, как вследствие виртуального «послушания» (цифрового конформизма), так и вследствие некритичного восприятия информации. Интернет становится важным жизненным авторитетом, даже когда он остается обезличенным (работает феномен убеждения web 2.0). И еще более авторитетным оказывается персонализованный интернет, социальные медиа, где заочный собеседник – виртуальный персонаж, который тем не менее нередко воспринимается как реальная личность, как близкий друг или «свой» человек, которому можно доверять и слова которого почти не ставятся под сомнение. Конечно, такое отношение и его поведенческие следствия не стоит считать в достаточной мере разумным. И все больше становится пользователей, поведением которых будут управлять «британские ученые» и сетевые «звезды» - непререкаемые лидеры мнений социомедийной аудитории.
В общем, негативных моментов и социально-психологических рисков растущего интернет-влияния немало, даже когда речь идет о взрослых пользователях. Что же говорить о детях? Для них во многих вопросах интернет становится большим авторитетом, чем родители и учителя. Последние же, к сожалению, до сих пор обращают на описанные проблемы явно недостаточное внимание. И это – лишь часть интернет-рисков для детей.

Риски разные важны

С психологической точки зрения, негативное влияние интернета на детей можно разделить на:
1. Тактическое – создание актуальных для юных пользователей (и их родителей) стрессов (по классификации Г.В. Солдатовой, 4 группы рисков - троллинг/ кибербуллинг; груминг/ секстинг; интернет-мошенничество; вирусная опасность).
2. Стратегические – негативное влияние на психическое развитие ребенка и подростка. К сожалению, эти факторы, весьма значимые как в индивидуальном аспекте, так и в масштабах общества, ведущими западными специалистами в сере интернете до сих пор недооцениваются. Так, по мнению S. Cracker (личное сообщение), интернет еще «слишком молод, чтобы значимо повлиять на эволюцию человечества».
\сокр\


Рецензии