О, Томми
Свои первые успехи Томми сделал в руках высококлассных преподавателей Джима О’Малли и Джин Эллисон в Wester Hailes Education Centre, и уже скоро разъезжал с выступлениями с квартетом Джона Рэя. В течение четырех лет он записал Giant Strides (GFM Records) и уже был на пути к Berklee, где им была сформирована группа Forward Motion с норвежским басом Терье Гьюэлтом, канадским барабанщиком Иеном Фроманом и венгерским пианистом Ласло Гардони. В этом составе команда записала два альбома - Progressions и The Berklee Tapes.
В восемнадцать лет в Berklee Томми Смит присоединился к группе Гари Бёртона вместе с басом Стивом Сваллоу, пианистом Макото Озоном и барабанщиком Адамом Ниссбаумом, записав с ними альбом Whiz Kids для ECM Records, к которому со вниманием и интересом отнеслись критики, включая Ларри Карта из Chicago Tribune, полагавшего: «Ключевое дополнение здесь – Томми Смит, который, если мне не изменяет память, всего лишь второй саксофонист Гарри Бёртона, за двадцать с лишним лет использовавшего саксофон как лидера. И это уже собственная заявленная история».
В 1989м году Смиту всего лишь двадцать два, и уже подписал контракт с легендарной звукозаписывающей компанией Blue Note Records. Продюсер Гари Бёртон, гитарист Джон Скофилд, бас Эдди Гомес и барабанщик Джек ДеДжонетт - их общий дебют Step by Step «катапультировал» Томми Смита к вниманию международной публики.
Три следующих альбома также были записаны на Blue Note - Peeping Tom (1990), Standards (1991) и Paris (1992). В этот же период Томми Смит принимал участие в сериале Jazz Types, выпущенном BBC TV, в которых вместе с ним выступали такие гости, как Томми Флэнаган и Чик Кориа, альт саксофон Бобби Уотсон, басс Арильд Андерсен, его старый босс Гари Бёртон, поп группа Hue & Cry и BBC Scottish Symphony Orchestra.
Знакомство с Hue & Cry ознаменовалось записью и туром с братьями Пэтом и Грэгом Кейнами. Интересны стали классические изыски, и свет увидел первый концерт для саксофона Unirsi In Matrimonio, сюита для саксофона и скрипок Un Ecossais A Paris. Вслед за ними последовали Sonata No. 1 - Hall of Mirrors и Sonata No. 1 - Dreaming with Open Eyes, великолепно исполненными саксофонистом Джерардом МакКристалом и виртуозным пианистом Мюрреэм МакЛахланом.
В 1993 году Томми присоединился к Linn Records. В 1997-м последовал «Звук Любви» («The Sound of Love»), записанный всего лишь за шесть месяцев в Нью-Йорке в ансамбле с выдающейся ритм секцией, состоящей из пианиста Кенни Баррона, басса Петера Уошингтона и барабанщика Билли Драммонда, напомнивший songbook Дюка Эллингтона и Билли Стрэйхорна. Альбом вошел в двадцатку престижного американского Gavin Jazz Chart, и это - поразительное достижение для европейского джазового музыканта. В 1998-м был выпущен «Gymnopedie» с Мюрреэм МакЛахленом. Тогда же состоялась премьера третьего концерта для саксофона с Orchestra of St. John Smith's Square в Соборе Челмсфорда.
Он написал музыку к пьесам Kill the Old и Torture the Young, которые были поставлены в Трэверс Театре в Эдинбурге. Он озвучил партии тенор и сопрано саксофона соответственно к фильмам «Соучастие» («Complicity») и «Талантливый мистер Рипли» («The Talented Mr Ripley»). Состоялись: премьера другой крупномасштабной композиции «Сыновья и дочери Альбы» («Sons and Daughters of Alba»), проекты с Scottish folk music and musicians и Эдвином Морганом, с которым выступил на Международном джазовом фестивале в Глазго в 2000 году.
В сентябре 2000 года основал свою собственную компанию звукозаписи и назвал ее Spartacus Records, так же – Spartacus - назвав и первый альбом на новом лейбле, выпущенный в феврале 2001-го, и был сделан в Нью-Йорке по самым последним техническим стандартам, вместе с Кенни Барроном, Джеймсом Генусом и Клэренсом Пенном. Затем последовали Evolution – секстет с Джо Ловено, Джоном Скофилдом, Джоном Тейлором, Джоном Пэтитуччи и Биллом Стюартом; два альбома – дуэт с Брайаном Келлоком, получившим чуть ранее BBC Jazz Awards-winning, Miles Ahead с Шотландским Национальным Джазовым Оркестром и специальным гостем, трубачом Ингрид Йенсен; соло проект Alone At Last; а также Forbidden Fruit вместе со Smith’s all-Scottish quartet.
В 2002 г. Томми Смит создает Youth Jazz Orchestra, выпустивший CD Exploration в канадском Торонто в 2008 г. В 2005 г. Томми Смит воссоединился с Джо Локом, в результате чего был выпущен CD «Sirocco»; потом был создан дуэт с легендарным норвежским басистом Арильдом Андерсеном, а чуть позже к дуэту присоединился норвежский барабанщик итальянского происхождения Паоло Виначчья. И с тех пор и по сей день этот состав – одно из ведущих джазовых трио Европы, с расписанными вперед маршрутами туров, и с дебютным альбомом - Live at Belleville (записанным на ECM Records в 2008 г.), получившим неисчислимый список номинаций в прессе во всем мире.
Томми получил много наград за свою музыку, за усердие, старание. Его знают и любят во всем мире. Обязательно послушайте и Вы.)
Свидетельство о публикации №213042700355