Ян Карр

 Ян Карр родился 21 апреля 1933 года в Шотландии. Вырос и начал музыкальную карьеру уже в Англии. В 60-е годы был участником квинтета саксофониста Дона Ренделла (Don Rendell Quintet), в составе которого выпустил несколько пластинок. Каждая из них сейчас считается раритетом. Достать их очень сложно, но если, вдруг, у Вас получится, то Вы – счастливый человек! Дайте знать, где достали.)
 В 1969 году  трубач создал, вероятно, первую английскую фьюжн (джаз-рок) группу Nucleus, в состав которой в разное время входили саксофонист Карл Дженкинс (Karl Jenkins), барабанщик Джон Маршалл (John Marshall), гитаристы Крис Спеддинг (Chris Spedding) и Алан Холдсворт (Allan Holdsworth), а также другие известный музыканты. Nucleus - бурно приветствуемая в свое время, напрочь забытая в последующие годы, но позже вернувшаяся под пристальные взгляды благодаря перевыпускам своих альбомов британским лейблом BGO Records и концертных выступлений, вышедших на Hux и Cuneiform.
  Когда в 1970-м году Карр записал первый альбом Nucleus "Elastic Rock", сложно было представить, что он произведет фурор не только на британской сцене, но и за рубежом. Через несколько месяцев после записи своего первого альбома они завоевали первый приз на джазовом фестивале в Монтро и выступили в Village Gate в Нью-Йорке. И если бы не жадность продюсера, Elastic Rock мог бы выйти на Stateside и сильно повлиять на историю фьюжна, которая могла бы пойти другим путем. Но, к сожалению, этого не произошло, и Nucleus, после недолгого пребывания в США, вскоре вернулись в Британию, где их ждала успешная карьера на европейском континенте в следующее десятилетие.
 А потом вышел спорный We'll Talk About It Later и стал весьма успешной записью, но Nucleus совершили две ошибки под конец пластинки - это композиции "Ballad of Joe Pimp" и "Easter 1916" где был использован вокал, без которого стоило бы обойтись. 'Joe Pimp' - это, должно быть, аллюзия на 'Willie the Pimp' Фрэнка Заппы, в то время как 'Easter 1916' - это новый вид композиции 1916 (Battle of Boogaloo)" с первого альбома группы под названием Elastic Rock, провалившаяся попытка сыграть психоделию. В остальном же все достаточно логично. Несмотря на то, что Карр со своей группой продолжает заигрывать с роком и длинными похожими на джэмы аранжировками, очевидно, что группа все еще стоит обеими ногами на джазовой земле.
  Три месяца спустя, был записан третий альбом коллектива - Solar Plexus, который ознаменовал собой смену направления музыкального мышления коллектива. Во-первых, в этот раз Карр стал единственным композитором альбома. Во-вторых, он расширил за счет лауреатов Совета По Искусствам состав группы до двойного квинтета. В Nucleus вступили трубачи Кенни Уиллер и Гарри Бекетт, саксофонист Тони Робертс, басист Рон Маттьюсон, перкуссионист Крис Керен и клавишник Кейт Винтер. Звук нового альбома стал, естественно, более профессиональный и дерзким.  Музыкальная фактура везде несет очень богатую окраску. Конечно, появление расширенной секции трубачей позволило Карру использовать контрапунктные темы, что улучшило звучание и сделало его еще более интересным. Разница в звучаниях и стилях трех трубачей - Карра, Бекетта и Уиллера - создало такой контраст, которого нет ни на одной предыдущей записи.
 Критики были довольны, но публика приняла альбом холодно. У Яна появись серьезные финансовые проблемы. Подкачало и его здоровье. Группа распадалась. Казалось, мир рухнул, но Карр взял себя в руки и записал Belladonna, альбом, который был плох, но аудитории понравился. После девяти месяцев стараний появился Labyrinth и ознаменовал возвращение к богатому звучанию. В группе появилась несравненная Норма Уинстон. Она спела только на одной композиции - Ariadne, которая как бы отражается эхом в пространстве, которое исследовал Чик Кория с Флорой Пурим. Ее вклад в новый альбом Nucleus добавил новое направление к музыке Яна Карра. Дальше были еще альбомы, концертник, сборник золотых хитов, но такой славы как вначале у Nucleus уже не было.
 Ян не только музыкант. Карр был известен как преподаватель, музыкальный журналист и писатель. Он является соавтором английской Джазовой энциклопедии, а также автором нескольких биографий, среди которых Miles Davis: The Definitive Biography (по сей день считается одним из лучших жизнеописаний легендарного трубача) и Keith Jarrett: The Man and His Music.

 Умер Музыкант на 76 году жизни от болезни Альцгеймера. Но он прожил долгую и счастливую жизнь. Занимался тем, что нравилось. И делал это хорошо.


Рецензии