Чудный голос. Да это же Леди Элла!

Элла Джейн Фитцджеральд (Ella Jane Fitzgerald) появилась на свет 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния. С самого детства увлекалась танцами и пением, занималась балетом. Но выбрала балет… Записалась на конкурс, а в последнюю минуту передумала и пошла уже на другой конкурс-певческий. Хоть она и была стеснительной девчонкой, но конкурс тот выиграла. Талант есть талант, от него не убежишь.
  В январе 1935 года Элла Фицджеральд получила возможность выступить с биг-бэндом Тайни Брэдшо в Гарлемском Театре оперы. Тогда же саксофонист Бенни Картер, присутствовавший 21 ноября 1934 в Аполло и приметивший юную певицу, познакомил её с джазовым барабанщиком и руководителем оркестра Чиком Уэббом Уэбб к тому времени уже сотрудничал с певцом Чарли Линтоном и, как сообщала The New York Times, «с неохотой подписал контракт с Фицджеральд… она была неуклюжа и неряшлива, эдакий неогранённый алмаз».  Уэбб всё же предложил ей выступить вместе на танцевальном вечере в Йельском университете.
Фицджеральд стала выступать с оркестром Уэбба в гарлемском танцевальном зале «Савой» на постоянной основе, там они вместе записали несколько хитов, в том числе «Love and Kisses» и «(If You Can’t Sing It) You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)». Однако первой песней, принёсшей ей наибольшую популярность, на тот момент стала «A-Tisket, A-Tasket» — импровизация на тему детской считалочки, которую Фицджеральд написала совместно с Элом Фельдманом в 1938 году. Позднее в тот же год вышло сюжетное продолжение «A-Tisket, A-Tasket» — песня «I Found My Yellow Basket».
 С Вебом были записаны хиты: Sing Me A Swing Song, Oh, Yes, Take Another Guess, The Dipsy Doodle, If Dreams Come True, A-Tisket, A-Tasket (песня, исполненная в лирическом ключе), F.D.R. Jones и Undecided; после его смерти (в 1939м) Элла стала лидером оркестра, и это положение сохранила до 1942 года.
 В 1942 году Элла Фицджеральд решила начать сольную карьеру и подписала контракт со звукозаписывающей студией Decca Records. Теперь она сотрудничала с Биллом Кенни, Луи Джорденом и группой The Delta Rhythm Boys. Менеджером Фицджеральд стал Милт Гэблер, а в качестве импресарио выступал Норман Гранц, благодаря стараниям последнего Элла стала часто появляться на джазовых концертах в рамках Jazz at the Philharmonic Package.
  С приходом конца эры свинга и падения популярности биг-бэндов в джазовой музыке произошли большие перемены. Новый развивающийся стиль бибоп позволил Фицджеральд разнообразить своё вокальное мастерство, особенно заметно это стало после начала её совместной работы с Диззи Гиллеспи. Именно в этот период Элла стала использовать элементы скэта в процессе пения, позднее это стало одной из визитных карточек её стиля. Как она позднее сама говорила, во время выступления с Гиллеспи она «просто пыталась копировать звучание духовых инструментов оркестра. Песня 1945 года «Flying Home» Эллы Фицджеральд была аранжирована Виком Шоеном, и позднее её назвали «одной из фундаментальных джазовых записей десятилетия… там, где музыканты вроде Луи Армстронга использовали уже имеющиеся импровизации, Элла Фицджеральд не боялась экспериментировать и создавать новое». Ещё одна композиция «Oh, Lady Be Good!» (1947 год) укрепила статус Фицджеральд как одной из лучших джазовых вокалисток!
  Фицджеральд выступала на концертах JATP вплоть до 1955 года, позже она покинула студию Decca. После участия в фильме "Pete Kelly's Blues" в 1955 году Элла подписала контракт с лейблом Verve и последующие несколько лет издала серию альбомов под общим названием "Songbooks", где исполняла песни того же Гершвина, а также Cole Porter, Rodgers and Hart, Duke Ellington, Harold Arlen, Jerome Kern и Johnny Mercer. Тем не менее, за исключением перепевок Эллингтона, этот проект нельзя назвать главным джазовым проектом Эллы Фитцджеральд. Зато этот престижный проект сделал певицу очень популярной. В пик своей карьеры, в 60-х, Элла записала в Берлине живую пластинку "Mack the Knife", очень веселый альбом, во время записи которого она полностью забыла слова и придумывала на ходу собственные. Этот альбом впоследствии стал классикой.
 Позже Verve Records была куплена компанией MGM в 1961 году за 3 миллиона долларов, и с 1967 года MGM перестали заключать контракт с Фицджеральд. В последующие 5 лет она работала на студиях Atlantic, Capitol и Reprise, данный период ознаменовал собой эксперименты Эллы в различных музыкальных жанрах и уход от классического джаза. На лейбле Capitol вышел её альбом Brighten the Corner — собрание торжественных песен, Ella Fitzgerald’s Christmas — сборник традиционных рождественских гимнов, Misty Blue — альбом в стиле кантри, а также30 by Ella — серия из шести записей-попурри. Один из тогдашних синглов Фицджеральд «Get Ready» (кавер-версия песни Смоки Робинсона) стал последним в её творчестве, который попал в американский хит-парад.
 Неожиданный успех концертного альбома 1972 года Jazz at Santa Monica Civic сподвиг Нормана Гранца основать Pablo Records — первый его лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 пластинок для этого лейбла. Запись с живого выступления 1974 года Ella in London с пианистом Томми Флэнаганом, гитаристом Джо Пассом, контрабасистом Кеттером Беттсом и барабанщиком Бобби Даремом была принята очень тепло и многими считалась одной из лучших работ Фицджеральд. На следующий год она вновь выступила с Пассом на немецком телевидении в Гамбурге.Тогда же в середине 1970-х годов критики подметили ухудшение вокальных данных певицы, она стала использовать более короткую, острую фразировку, голос стал жёстче. Из-за проблем со здоровьем Фицджеральд вынуждена была прекратить студийную деятельность в 1991 году.
 Американский писатель, журналист и музыкальный критик Уилл Фридуолд писал, что в отличие от многих других певцов Элла Фицджеральд обладала поистине уникальным и ценным голосом, звучание которого можно было бы назвать самым красивым и идеальным среди тех, которые когда-либо слышал человек.
Она была непревзойденной скэт-певицей. Она была великолепна. В 1993 году состоялось последнее выступление Эллы. А 15 июня 1996 года она скончалась в возрасте 79 лет в Лос-Анджелесе. Фитцджеральд тяжело болела, долго лежала в госпитале, но смерть встретила у себя дома. В те дни она говорила, что «хотела лишь вдыхать свежий воздух, слушать пение птиц и слышать смех Элис, своей внучки.
 


Рецензии