Интернет. Иван Чичинов

        Зимние вечера длинные. Много можно всяких дел переделать. Вот Мишкин дед, Федор Евстафьевич - то сеть рыбацкую норовит вязать, то всхрапнет полчаса на диване. Проснется, глядь на часы настенные, что на батарейке тикают, а там – только часов восемь. «Ох, еще время есть, до одиннадцати-то!». Кряхтя, разомнет свою поясницу, надорванную за жизнь крестьянскую, и займет свое рабочее место на скрипучем стуле. А на соседнем, впереди который, сплетенная уже сеть веревочкой на спинку намотана. А челнок, что хариус перед нерестом, пузатый от нитки капроновой, желая от нее освободиться, начинает сновать вокруг правила, завязывая клеточки-ловушки рыбные.
        Глядит Мишка – ну колдун дед. Глыбой замшелой крепко, по-кавалерийски обнял ногами ножки стула. Очки, да седая грива, да согнутая дугой спина под теплой рубахой прячут его былую молодость. Помашет дед заскорузлой правой рукой вокруг левой, завязывая каждый узелок резким движением: «Хрысть!» - и готова клетка для хариуса. Через полчаса разродится челнок, скелетом рыбьим без нитки окажется и снова ждет, чтоб его накормили. «Неохота, вишь, и ему голому быть!» - скажет дед, снова берясь за катушку с нитками.

- Что, Федор Евстафьевич, идет процесс? – школьник Мишка, желает так высказать свое расположение к деду. Внук не мал уже много чего нахватался в школе, дома и около. Мечтает стать изобретателем.

- У меня-то идет. А как твои отметки? Ну-ка скажи хоть пару, для интересу…

Родители, намотавшиеся за день на личном подворье, вечера проводили больше в своей комнате да на кухне, а дед с внуком беседовали в Мишкиной комнате.

- Тебе-то, зачем их знать? – куражился Мишка для вида, но любил пощеголять тем, чего дед не знает.

- Ну вот, слушай: пипл, кау, пиг - люди, корова, свинья – произнес внук давно известные ему слова.

- Ишь ты, пипл. Вроде как попикал. Да не допикал, - дед вроде бы удивлялся и тем стимулировал продолжение вечерней беседы.

- А вот сеть, например, как будет по-ихнему?

- Сеть – это нэт. Слышал про Интернет? Это значит – мировая сеть. Мир опутан сетью – поражал внук своими знаниями деда.

- Это кто же такую сеть связать смог? Я вот 20-то метров за месяц вяжу. Ну, пусть машина быстро вяжет, ладно. И то – сколько ниток надо… а кого ловить-то собираются? – Интерес деда к большой сети взыграл, и он уставил свои блестящие очки на внука.

Мишка вздохнул, поняв, что лезет в густые дебри цивилизации, но сдаваться был рано и он начал обдумывать, как втолковать деду то, чего он, может быть, и сам-то никогда не поймет. А Федор Евстафьевич уже другой вопрос заимел:

- Погоди, внучек. А пошто я это сеть не вижу? Или ее еще не довязали до конца, эту… нэт? Нет ее пока? И как мы будем жить в ней? Может она на кольях висеть будет?

- Ты что, дед? Это же не как твоя, рыбацкая сеть. Ее же не видно.

- Как это не видно? Я же свою вижу. Даже сам делаю. Жаль, рыбачить негде уж, да и не с кем. А было время…

- Вернее, ее видно, но только в компьютере. Слыхал про него? – Мишка почему-то был уверен, что дед даже не видел этот продукт науки и техники.

- Ну как не слыхал, видел даже. Вон, в конторе у Лены – бухгалтерши стоит. Вроде телевизора. Я краем глаза заглянул, говорю: - Что за штуковина такая? Телевизор то черный, а этот - белый, ну я и взглянул. Вместо кино там цифры да буквы мелькают. А Лена говорит: - Ком-пьюк-тер. Ну, я пока до дома шел – выучил название. А что она с ним делает – не спросил.

- А у нас их в школе аж два. Один – у директора. А один – в классе. Программы составляем. Вернее, учимся только – приврать, да приукрасить что-нибудь было не в правилах деда и внука.

- Ну, это ваше дело. Я все равно не пойму, какие такие программы. Так как насчет сети-то?

- Ладно, постараюсь объяснить. Значит, сперва включаешь компьютер. Не компьюктер, а компь-ю-тер. У него экран светиться начинает. Его еще монитором зовут. Кроме него еще есть процессор. Это как бы мозг, но только электронный. Ну, там еще клавиатура, мышка…

- Чего, чего? Какая мышка? – знакомое с детства слово зацепило деда. – А кошки там нету? Ха-ха-ха!

- Нет. Мышь рукой по коврику водишь…

- Ты где врать-то научился? – снова прервал дед. – Кто это мышей по коврикам водит? Может, еще и в платья их наряжаете? – и дед раскололся в приступе смеха. Смеялся он долго, до слез. Дочь с зятем даже заглянули в комнату, загадочно улыбнулись и исчезли снова.

- Ах-ха-ха-ха! – наконец завершил дед свою смехотворную паузу.

- Зря ты смеешься, дед. Я же еще не до конца объяснил. Мышка – это шарик в коробочке, соединен с компьютером. Щелкнешь кнопкой куда надо, то компьютер и делает. Что показать надо,  туда и щелкаешь.

- Хорошо, я сдаюсь. Конечно, я тупой в этом деле. Но хоть для смеха объясни, наконец, с чем едят эту сеть? – бил дед все туда же.

- Ты знаешь, как радио действует? Без проводов ведь, так? – начал с другого боку Мишка.

- Кто не знает. Радиоволны ловит и говорит.

- Правильно, а телевизор?

- А черт его знает… тоже волны, видать, какие-то ловит, раз антенна нужна.

- Молодец! А волны-то тоже всю землю огибают, значит, можно назвать их сетью. Вокруг Земли – невидимая сеть радиоволн. И Интернет – тоже. Только создают эту сеть компьютеры.

- Хым! Интересно. Жаль, нельзя помолодеть. А то бы снова в школу пошел - то ли в шутку, то ли всерьез рассуждал дед. Его правая рука снова задирижировала невидимой нитью, а блестевшие очки сулили Мишке новый этап ликбеза.

- Так зачем нужна эта… сеть? Нэт твой? У вас в школе есть такое?

- Нет, у нас нету – сожалел Мишка.

- А почему? – дед был въедлив как всегда.

- Что почему? – не понял Мишка.

- Почему у вас в школе нет этого… Интернету? Что, вообще нельзя сделать? Или сами учителя не знают, поди, как его сделать?

- Как не знают? Наш информатик, Сергей Сергеич говорит, что мол, чтобы зайти в Интернет, надо позвать мастеров, чтобы они сделали нужные соединения, поставили нужные драйвера, найти нужного…Мишка запнулся, - ну, как передатчик вроде, забыл название.… На нашего директора похоже…

- Вайнберг? – подсказал дед. – Ну, это мой старый друг. Мы с ним.…Да про Вайнберга-то я много чего могу…

- Вспомнил! – закричал Мишка. – Провайдер называется! За час работы в интернете примерно пятьдесят рублей надо платить. Да за настройку, соединения… а где в школе деньги?

- Да-а-а! Дожили! – тут дед мой мог бы бесконечно долго сравнивать, как было раньше, но тема разговора была все же приоритетнее ностальгии по прошлому, и он замолчал, завязывая новые соединения узелками в своей, еще не слабой памяти:
«Итак, компьютер есть, сети нет. Мастеров вызвать – ерунда. Вайнберга, тьфу…»

- Как этого Вайнберга-то зовут?

- Иосиф Яковлевич, да ты же знаешь! – эхом отозвался внук.

- Нет! Твоего, что в компьютере!

- Про-вай-дер! – Мишка дважды повторил новое слово.

- Это человек или кто?

Внук замялся:

- Я спрошу у Сергей Сергеича. Это вроде должность такая или станция, через которую идет связь с Интернетом.

Наступила пауза. Ждать, когда внук узнает о неразрешимой пока проблеме, дед не мог, но все же спросил на всякий случай:

- А буду ли я иметь какую-то пользу от этой сети мировой?

Мишка открыл рот: «Вон куда деда понесло…».

- Да. Там все можно, на любой вопрос есть ответ, успевай, води мышкой. Хоть о рыбалке, хоть о фермерах, даже американских. Ищи нужный сайт, щелкай кнопкой и штудируй.

Челнок-рыбешка замелькал быстрее, в такт дедовым мыслям, затем замер:

- Зови родителей скорее!

- Зачем?

- Сейчас увидишь.

Отец в это время уже лежал на диване, мать домывала посуду, но все же нехотя они явились пред блестевшие очки отца.

- Так вот, Марина и Петя – начал дед. – Мы тут посоветовались, и я решил, - дед обвел их многозначительным взглядом и продолжил:

- Надо продать бычка одного, да гусей пяток, что закололи недавно.

- Зачем? – не выдержала сразу же Марина. – Мы же и так, что могли, продали, а зима еще не кончилась. Самим зубы на полку?

Петр только крякнул в знак согласия с женой:

- А что за срочность такая? – его вопрос казался вполне трезвым.

- Да, что это вы тут за совет устроили? Втихаря. Может, повторим совет вместе? – хитро подперла Марина бока, - Теперь уже полносемейный?

        Семейный совет начался. Казалось, что дед Федор взобрался на какой-то постамент – так высоко он возвышался над своей челядью. Сверкающими очками, да резкими взмахами рук, он как бы звал домочадцев в светлое будущее под названием Интернет. Его пламенная речь запиналась о скользкие, необкатанные еще во рту слова-камешки: компьютер, драйвер, вайнберг – провайдер, тьфу, провайдер, в школе нет денег, Мишкино будущее… Наконец, его фигура стала уменьшаться и заставила, наконец, скрипнуть стул под своей тяжестью.

        Также возвышались попеременно, но недолго и фигуры Мишкиных родителей.
Их речи были похожими и свелись к одному решению: надо подождать. Хотя бы с годик. Тогда стоимость выхода в Интернет (а, возможно и для своего будущего компьютера), будет заложена в семейный бюджет. Тогда будет он бездефицитным и все обойдется без кризисных последствий. Тем более что их крестьянское хозяйство пошло в гору, но ведь и без спусков тоже не обойтись.

Деда, казалось, мудрое решение почему-то не устроило, и он снова взял слово.

- Вы посмотрите вокруг – начал он. – Вы думаете, что дед ни х..чего уж не соображает? Да притворяюсь я больше! Дурачка из себя строю. Я тоже был молодым, тоже учился. А у нас в деревне тогда только семилетка была. Чтобы 10 классов закончить, надо было в район ехать. Так мать моя, ваша бабушка и прабабушка что сделала?

Дед сделал паузу, ища сигареты и спички.

- Что?! Корову продала! Ко-ро-ву! А что такое корова тогда была для всех? Она всю семью кормила. На ней все держалось! А заменить ее было нечем. Двух не держали. Нельзя было! Да и сена некогда было ставить. Все для общества! – с издевкой вспомнил он лозунг тех лет. – Не то, что сейчас, - сбавил он громкость, заново переживая трудный для всех, но единственный верный поступок своей матери, совершенный молча, терпеливо, без всяких семейных советов. Голос его дрогнул:

- Я-то уехал. Жил в интернате. Корова обула и одела меня. Да-а... а каково матери было? А семье? Сколько им пришлось недоедать…

После паузы его голос снова стал твердым:

- А вы – не заложили в бюджет! Выбирайте: или Мишка в Интернете, да и пользу вы иметь будете от него. Учиться будет у американцев, как хозяйничать на земле. Или в темноте оставаться. Интернет – жертв требует. Я бы – пожертвовал! И дед затянулся табачным дымом.

Мишка от услышанного все еще не мог проглотить откуда-то вставший в горле ком: «Ну дед, ну дает! Он, оказывается, и крутой, и продвинутый. Одним словом – современный. А глядя на него, не скажешь».

- Ну что, внук? Пошел процесс? Главное – учись всю жизнь! Таков ее закон. Да-а.

        Федор Евстафьевич тяжело вздохнул, вспоминая последний трудный десяток лет. Если б не его вечное стремление к новизне, не видать семье успехов. Убедил ли он сегодня свою семью в том, что доступ в Интернет вполне окупится свежей полезной информацией? Полезной для всех и в первую очередь - для молодых. Как сказал Мишка – весь мировой разум – у тебя дома. Щелкай мышкой по тому, что надо, и изучай! Чего еще надо?

        Пригасив окурок, дед задумался и почему-то грустно заключил: «А помрем – все одинаково, дураками. А жаль!».


Рецензии
Замечательный рассказ! Дед рассуждает очень мудро, исходя из имеющейся у него информации. Надеюсь, ознакомившись с этой сетью поближе, он так же мудро растолкует внуку его негативные стороны.
Карина, а почему у прекрасных писателей, которые публикуются на Вашей странице, нет своих? Они тоже пока сидят без Интернета?

Сергей Булыгинский   12.02.2014 12:21     Заявить о нарушении
Дальновидный и вполне прогрессивный дедушка -
внуку, определенно, повезло:) Я тоже надеюсь,
что дед не пустит новое дело на самотек:)

Наверное, что и не у всех наших авторов интернет имеется.
Многое из того, что публикуется на нашей странице, взято из архива
Литературного клуба при республиканской еженедельной газете "Листок".
Клубу более 10 лет. У некоторых авторов опубликовано от 1 до 5-10 прои.
Согласитесь, Сергей, что с этим багажом не создать своей страницы.
есть произведения, которые появляются прямо "со сковородки" - т.е.
новые, только что опубликованные на газетной странице лит. клуба, и следом - здесь. Радует, что поток не иссякает:)
К тому же, чтобы содержать страницу на Прозе
в жизнеспособном состоянии, нужно много времени, в т.ч. и для общения.
Не у всех есть для этого возможность, да и желание.
Так что не обессудьте, что с Вами снова и снова я -
Карина Романова, с благодарной улыбкой)))

Литклуб Листок   13.02.2014 15:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.