Образ и понятие

Спасибо, уважаемый Эдгарт, за обстоятельный ответ. Я согласен, что образ – это база, основа, фундамент мысли, и «думающий человек никогда не теряет связи с образной моделью». Но у предмета есть еще стороны, качества, которые «построены на фундаменте», но которые никак не изобразишь. Они и раскрывают  сущность отношения вещей. Вот два образа: дождь и человек с зонтиком, причинной связи Вы здесь не обнаружите. Вот ребенок и взрослый человек: это образы, предметы в пространстве, но ни времени, ни роста, ни развития  здесь нет. Еще образы: человек с топором, стройматериалы, дом в лесах – предметы, друг к другу «равнодушные», расположенные  в пространстве. А где цель, средства и результат? Их не увидишь. Интересна Ваша мысль, которая должна продемонстрировать, что образ – все, а понятие – ничто: «Не случайно структуры мозга, ответственные за вербальное оформление информации занимают ничтожную часть объема мозга, вся остальная часть работает над образом, формируемым на базе каналов получения информации из окружающего мира». Но это можно объяснить: эта «вся остальная часть» собирает черновой материал, который предстоит обработать. Брюшная полость по своему объему больше головы, но это не значит, что она важнее головы в человеческом организме. Природу можно понять: главную «деталь» для жизни она стремится уменьшить и спрятать. И в общественной жизни ученый люд, думающая часть народа, составляет меньшинство.

Субъект и объект, материя и сознание, возможность и действительность, сущность и явление, субстанция и акциденция, необходимость и случайность, свобода, равенство, братство, принуждение, голод, сытость, безопасность, любовь, счастье, красота, вера, справедливость, добро, зло и т.д. – самые важные понятия жизни не представляются, не изображаются, их можно только примитивно проиллюстрировать. И в детском мышлении присутствуют понятия – простые, неглубокие, школа развивает их, наполняет содержанием. Всякое образование расширяет знания и углубляет его,  приближает к истине. Процесс познания у глухих и слепых осложняется бедностью базы образов, на которую Вы указали, и, соответственно, трудностью формирования абстрактных понятий,  это не может не отразиться на эффективности их развития.

В процессе познания все начинается с образов, мы их накапливаем, сопоставляем, ставим вопросы. Сначала эти: «Что?», «Где?», «Когда?». А потом: «Как?», «Куда?», «Почему?», «Для чего?» – И тут уже без понятия не обойтись. Его функция подобна функции цемента,  только связывает оно в единый «комплекс» не песок, камни, арматуру и воду, оно связывает и ставит в определенные отношения накопленные образы. Процесс познания я сравнил бы и с работой золотоискателя: можно много перевернуть пустой породы, но не найти и крупинки драгоценного металла. Здесь, говорят, нужно найти золотую жилу, чтобы напасть на золотой самородок. Истина, заключенная в формулу или в строгую логическую систему, напоминает золотой самородок. Я говорю: напоминает, потому что истина далеко не всегда статична, но чаще текуча, изменчива, постоянно в пути.

Лев Толстой писал, создавал образы. Его надо читать и понимать. А если человек читает и ничего не понимает? То смысла в чтении нет. То, что пишет ученый, надо понимать. Порой он использует образы, но лишь для иллюстрации, чтобы облегчить понимание. Да, понимание – более тяжелая работа, чем представление, чем т.н. образное (неглубокое) мышление. Многие берутся за Гегеля – и тут же откладывают его в сторону: орешек не по зубам. О мышлении Вы говорите, что это «вербальный треп». – Это, с Вашей стороны,  крайность, заблуждение, непонимание сути процесса мышления. Но не сразу Москва строилась! Успехов Вам! Суббота, 27 апреля 2013 года


Рецензии
"Спасибо, уважаемый Эдгарт, за обстоятельный ответ. Я согласен, что образ – это база, основа, фундамент мысли, и «думающий человек никогда не теряет связи с образной моделью». Но у предмета есть еще стороны, качества, которые «построены на фундаменте», но которые никак не изобразишь. Они и раскрывают сущность отношения вещей. Вот два образа: дождь и человек с зонтиком, причинной связи Вы здесь не обнаружите. Вот ребенок и взрослый человек: это образы, предметы в пространстве, но ни времени, ни роста, ни развития здесь нет. Еще образы: человек с топором, стройматериалы, дом в лесах – предметы, друг к другу «равнодушные», расположенные в пространстве. А где цель, средства и результат? Их не увидишь. Интересна Ваша мысль, которая должна продемонстрировать, что образ – все, а понятие – ничто."

"Дождь и человек с зонтиком", взятые с отрывом от практики, никак между собой не свяжутся. Это аксиома и спорить тут не о чем.
Попутно замечу, что время и пространство это абстракции сидящие в вашей голове и отражающие цикличность процессов в окружающем.
В реальности одна среда сменяет и содержит в себе другую.

По поводу понятий.
Как только вы произносите его, тут же (даже раньше!) в голове возникает его содержание. Попробуйте, и Вы убедитесь в этом. Вопрос в природе понятий и их связи. И здесь не обязательно упираться в Гегеля, хотя действительно, этот вопрос в лоб был поставлен ИМЕННО ИМ!!!
И его эта, "Абсолютная идея", (о которой -- правильно заметил Энгельс -- он ничего путного сообщить не может)превратилась сегодня в информацию, которая и есть всему начало. А поскольку сознание по отношению к противостоящей реальности в целом НИЧЕГО ВООБЩЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО СКАЗАТЬ НЕ МОЖЕТ, и понятия здесь не работают, интеллектуальный лохотрон не дремлет и свою прибыль в этом бизнесе в среде поверхностного сознания стригёт.
Однако, прошло уже около 200 лет, и пора уже самим мозгами пораскинуть.
Понятиями, включая обобщения, мы фиксируем важные для нас фрагменты реальности. Жизнь, практика выявляет между ними связь.
Там где мы этой связи не находим, но считаем, что она должна быть и создастся целостная картина(по нашему представлению) мы эту связь формируем в голове как модель, а затем проверяем на практике.
Отсюда и выражение: Наука -- это кладбище теорий.
Так что не надо из человеческой головы делать чудо.
Итак уже до хрена начудесили и продолжаем чудить.

Просьба к Вам, говорите от себя. Книжки читают все, кто их хочет читать, а кто не хочет............
Когда человек опирается или ссылается на других авторов, возникает подозрение о действительной убеждённости его в своих утверждениях.
О многих сложных вещах можно говорить проще и своим языком.

С уважением.

Эдгарт Литау   27.04.2013 15:17     Заявить о нарушении
И многие художественные книжки тоже давно на кладбище. Но люди неугомонны, все пишут и пишут. Видимо, не могут без этого. Что касается "проще", "своим языком", то здесь недалеко до профанации. Вы считаете "ба-ба", "бу-бу" - это лучше, чем научный язык? Не стоит впадать в крайность. Успехов! Пишите!

Сергей Корягин   28.04.2013 13:00   Заявить о нарушении
Коль Вы такой интеллектуал, почитайте современного интеллектуала-политика:"Збигнев Бжезинский. Великая шахматная доска" в разделе философия, опубликовано сегодня -- очень занимательно!

Если подвести итог и вывести сухой остаток, как раз ("ба-ба" и "бу-бу") получается.
Почитайте и убедитесь.

Эдгарт Литау   28.04.2013 15:25   Заявить о нарушении
"Что касается "проще", "своим языком", то здесь недалеко до профанации."

А Вы и не профанируте! Переварите то что прочитали и изложите своим языком, будет ясно в чём Вы разобрались.

А в конце список литературы, откуда Вы набрались своей мудрости.
Иначе получается, Ваш читатель должен всё бросать и искать книжки, цитаты из которых Вы привели, и не факт, что он поймёт всё так как Вы.
Представьте себе 10 режиссёров ставят "Войну и мир" Толстого -- 10 вариантов понимания.

Эдгарт Литау   28.04.2013 16:06   Заявить о нарушении
И все-таки Вы меня понимаете и без "списка" литературы. И другие понимают. Кто не читает книжек, тот не мыслит. Без письменности люди до сих пор говорили бы "ба-ба", "бы-бы". А вот Бжезинского читать некогда. Успехов!

Сергей Корягин   28.04.2013 18:21   Заявить о нарушении
Зря!

Прочитав Вы бы как раз и убедились, до чего довела человека письменность.

Эдгарт Литау   28.04.2013 21:18   Заявить о нарушении