Дорожные зарисовки Ревизор

    Мурманский резерв проводников в 80е годы трудился в различных направлениях.
Поезда ходили на Ленинград,ныне Санкт-Петербург,Ковдор и Никель, Архангельск.Зимние трассы очень сложные, работают люди с полной выкладкой сил.Обледеневающая техника,не всегда приспособленная для русских маршрутов в зимних условиях, требует большого мастерства в обслуживании.
Большинство работающих женщины.Всем им можно ставить памятники при жизни за  упорство, терпение в тяжелейших условиях.Все-кормилицы своих семей.Во время многочисленных экспериментов в продовольственной программе,когда вводились карточки,не обеспечивающие прожиточный минимум и приходилось ездить за продуктами в большие города-Ленинград,Москву,работа проводниц была очень продуктивной.Мужья,встречавшие составы,где работали женщины-жены,уходили домой  с сумками ,полными  всего,от колбасы до хлеба,ленинградский серый хлеб был необычайно вкусным,хотя и мурманский был хорошим.
Дома рассматривались деликатесы,пирожные" Полено",свежие грибы-шампиньоны фирмы "Лето",аккуратно упакованные в коробки.Заготовки солений со станции Лоухи-Карелия,картошка-все,что можно было купить.За работу держались,какая бы  трудная она не была.Ездили "с оборота",-без выходных,на "Азбуку"- к границам Средней Азии-многодневные рейсы.Но зимняя трасса перешибала все трудности.От Кандалакши до Мурманска  электроотопления еще не было,работали на угольке,топя вагоны по -старинке,угольком.Натренированные  руки грузили 10килограммовые банки в рундуки.бывал ,особенно по Карелии,такой мороз,что казалось рельсы лопнут,как натянутые  струны.Братья-карелы на уголек не скупились,понимая все трудности,подвозили к вагонам только отборный антрацит,горящий как солома и дающий максимальное тепло вагону.Подъезжающие к вагону  автокары с углем были заполнены  отборным  топливом
На Никель уходили 4 вагона.Один из них был общий,плацкартный,там всегда ездили рабочие геологоразведочных партий.Проводница Дина,никогда не работавшая в этом направлении,молча наблюдала,как вагон заполнялся шумной публикой в рабочей одежде.1 раз в месяц везли особенно ценный груз-спирт в молочной фляге.Тогда требовалось особое внимание.Дина стала свидетельницей ,когда флягу вынесли на крышу вагона,т .к. отбиться от "желающих пригубить" просто не было никакой возможности.Ехали работяги,случались драки,особенно после получки.
Дина,работавшая на "фирме"-фирменный скорый,привыкшая к порядку,чистоте и ковровым дорожкам по коридору,ресторанной еде,занавескам и пассажирам-иностранцам с их особым укладом,никак не могла собраться,чтобы раздать билеты.В этот вагон в кассе не продавали.
Но,сколько не откладывай,выходить придется.1е 3 купе были переполнены.там курили(что запрещено),разговаривали,постукивали стаканы.Пьяных было много.Поезд медленно набирал ход,как позже выяснилось,в такие дни  машинисты вообще не торопились,полагаясь на личное зрение.Гуляющие ремонтные бригады не выходили к железнодорожному полотну,пока не заканчивалась водка.Потом расписание  мгновенно налаживалось и все работали как часы.
Со временем выработалась какая-то система общения,но это был 1йдень,1я поездка.Перекрести
вшись Дина ступила  на территорию 1го купе.Компания слегка притихла,озадаченно глядя на хозяйку вагона.Женщина попросила приготовить деньги на билеты.
За всех ответил один:
-Слышь,сестричка,ты не боись, уйдем-оставим.
Такой вариант не был предусмотрен,тем более,что ее предупредили,чтобы дальше не ходила.
говоривший за всех сказал:
-Ты вообще...Отдыхай,мы с топкой сами разберемся,если что,водички зальем в бак.Не тушуйся, здесь все так работают.
Это уже не лезло ни в какие рамки.Дина была  в костюме фирменного поезда,в пилотке,на нее смотрели с удивлением,привыкли видеть свободную одежду.Обдумывая свое положение,она чуть было не допустила ошибку,спросив    ,дают ли они гарантию порядка и не придется ли вызывать милицию?При  слове "милиция" повисла полная тишина,потом хохот.Она не знала,что в приграничной зоне нет милиции,как на фирменном поезде,функции охраны выполняют пограничники.
В конечном пункте компания геологов шумно выпала,оставив на столе горку денег.Их было больше положенной суммы,о чем она сказала старшему из них на следующем пути.Он успокоил:
-Ты забирай,они мужики честные,только не всегда при деньгах.Может кого подвезешь без денег. Приходилось подвозить.Геологи действительно все помнили и когда ехали без денег,платили в следующую поездку,щедро добавляя грибы на низках сушеные, варенье из морошки,брусники, мясо оленины,даже при несли шкурки горностая.Сработались.Режим проверки был свободный,ревизоры были редкостью.Но в одной поездке ревизор все же сел в Кандалакше.
Это было совершенно некстати,у людей не было денег.Бригада ехала с флягой спирта.
Раскупоренный "НЗ" хоть и охранялся,но плохо.
В вагон зашел молодой,лощеный человек,с лицом номенклатурного работника.Строго спросил,все ли с билетами?.Оправдания не произвели на него впечатления.Он  быстро, в манере ревизоров, шмыгнул по вагону,видимо мгновенно пересчитав людей.Присел в 1м купе.В служебку заглянул старший геологов.
-Дина,скажи ему,что на обратном пути заплатим....
Дина ответила,что это бесполезно,он сейчас акт составит и штраф выпишет.
-А-а.-коротко ответил старший и ушел.Судьба ревизора повернула в особое русло.
Ему выкатили банкетный стол,в виде,мяса,струганины,огурчиков,грибочков и прочая,прочая..,
Все это было сдобрено лошадиной дозой спирта.
Молодой ревизор ел с видимым удовольствием,сначала робко пытаясь испугать работяг актом,потом сопротивление исчезло,он нахально предложил сыграть в карты.Дина ахнула.Это могло вообще плохо закончиться.Она побежала к бригадиру ,посоветоваться.что делать.Бригадир-женщина средних лет,посоветовала:
-Сколько он там угощается? Часа два? Не вмешивайся,сами разберутся...
Проводница вернулась в вагон, со страхом ожидая развязки.Впереди населенных пунктов почти не было,проезжали лишь будки стрелочников.Заснеженная тундра скрывала  небольшие домики,огоньки еле просматривались в ночи.
Ревизор,уже совершенно не похожий на того вылощенного денди,который зашел в вагон, "играл в карты",с трудом ловя фокус перед собой.Потом сдался и заснул.На него никто не обращал внимания.Авторучка и бланки акта  скромно лежали на краю стола.
Через час поезд остановился на 2 минуты на полустанке.Вдалеке виднелась железнодорожная будка стрелочника.Ревизора быстро вынесли,положили на оказавшуюся рядом лавку,подложили под голову портфель и стукнули стрелочнику в окно.Поезд уже тронулся,попрыгали на ходу в вагон и все.
Больше на этом направлении Дина  этого ревизора не видела.,впрочем,на других тоже.Жалоб ниоткуда не поступало.Работа продолжалась по- прежнему порядку.
Здесь была своя атмосфера,которая сложилась за много лет.Были свои герои и антигерои,
были любовные истории,криминал и все,что есть в каждом городе или районе.Здесь жили живые люди и это был их мир.


Рецензии
Очень интересный рассказ... С удовольствием прочла. Представила себе всю ту картину тех далёких дней 80-х годов. А ведь и впрямь, - какая жизнь была... Яркая, разностороняя, живая. Со своими ценностями. И трудились на славу и отдохнуть умели... И свои законы общения были. Но всё же как то тепло от таких рассказов, будто душа народа в него вдохнута... Спасибо Елена за такую дорожную зарисовку. Мне бы тоже очень хотелось бы когда нибудь побывать в северных краях такой необъятой большой страны, - России. И особенно в Карелии прекрасной. С её дарами. Посмотреть на этот мир воочию.

Елена Ковтонюк   29.05.2014 14:57     Заявить о нарушении
Спасибо за вашу рецензию.Я жила там 30лет.Там особый климат,народ и уклад жизни,но что главное-свое,родное,русское.Карелия-бесподобна.Красота неземная."А зори здесь тихие " снимали в окрестностях Петрозаводска.Съездите,пока возможно.С уважением.Елена

Елена Кучеренко 2   17.07.2015 22:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.