Умереть с Венецией

Проснувшись, Леночка обнаружила себя на обширной железной кровати в полупустой светлой, сильно вытянутой от двери к окну комнате. Зябко натянула на плечи сыроватые холодные простыни, подтащила к груди тяжелое лоскутное покрывало. Жидкие подушки проскальзывали сквозь прутья изголовья, не желая поддерживать уставшее тело. Гравюрки напротив висели на удивление  косо, но это, должно быть, иллюзия из-за неровности пола – накануне ее несколько раз сильно занесло, когда слишком разбегалась из гостиной к себе, так и тянуло то ли к выходу, то ли в Машину светелку, блестящий паркет клонило как раз в ту сторону.
Поперек потолка – темно-красные балки. И за шторами большинства соседних домов просматривались такие же – изъеденные жучком, кое-где подлатанные или даже продублированные свежими бревнышками. Эту же комнату Леночка выбрала из-за шкафа – четыре выпуклые дверцы по пастельной зелени расписаны букетами роз.
За неплотно закрытыми жалюзи просыпается Венеция.
Нельзя сказать, будто она по-настоящему засыпала, но в какой-то момент не было слышно почти никаких звуков кроме курлыканья толстых голубей, да клацанья чемоданных колесиков – туристы круглые сутки катят и катят по каменным мостовым  неподъемные свои багажи – то ли к причалам вапоретто за углом, то ли от них…. Начинает шуметь Риальто:  метется, уставляется передвижными лотками; мусорщики тарахтят своими сетчатыми тележками, собирая по подворотням, снимая со спущенных с верхних этажей веревочек неопрятные пластиковые пакеты. Шарканье подошв и разноязыкая речь сливаются постепенно в ровный бодрящий гул. Открываются лавки на площади Сан-Бартоломео с веселым памятником Гольдони в центре и на знаменитом мосту – пора вставать и готовить завтрак.  Тем более что кто-то уже зашевелился  за дверью, занял ближайший душ.
Лена  откладывает фотоаппарат, на котором принялась было рассматривать вчерашние снимки, и тяжело поднимается – она обещала своим утром  блины. Из окна ванной комнаты открываете вид на тихую узкую улочку с несколькими столиками кафе  и бесконечные крыши с антеннами и чуднЫми венецианскими трубами. На удивление близко оказывается кампанила Сан-Марко и еще какие-то колокольни.  И солнце поднимается с этой стороны….
Минут через двадцать она уже гремит двумя разномастными сковородками, Машенька возится с кофеваркой, а мужчины листают справочники и карты, готовя новые развлечения и пытки.
И эта автономная жизнь в чужой квартире в центре волшебного города с прекрасным обзором его достопримечательностей только усиливает зреющее в Леночке ощущение, будто все они находятся внутри рассказа Генри Каттнера, прочитанного четверть века назад и сильно запавшего тогда в душу, застрявшего в памяти даже занозой какой-то….  ”Лучшее время года”….  Там на постой к главному герою прямо-таки навязываются странные чужестранцы как будто, оказавшиеся, в конце концов, визитерами из будущего, выбравшими его дом как самое безопасное место для наблюдения за предстоящей грандиозной катастрофой.  И они, вот, уединились в своих апартаментах, наблюдают прекрасную гибель прекрасного места….
Вода разрушает штукатурку, вымывает раствор между кирпичей, поднимает пороги  и укорачивает двери. Некоторые оказались уже  ниже человеческого роста, должно быть замурованы изнутри, крошатся  и рассыпаются в забвении. Ветхие, тронутые грибком и плесенью стены украшены зеленью,  яркими цветами и решетчатыми ставнями. Их отражения дробятся в сверкающей ряби каналов, возвращаются   веселыми солнечными  бликами. Вечером в переулках бегают небольшие юркие крыски, а одна, сильно раздувшаяся, плескалась вчера между лодками на причале…. От воды временами тяжелой волной накатывает запах гниения, но сознание легко отталкивает его, поглощенное попыткой  вместить и осознать….
 Леночку давно уже посещает мысль, что туризм рано или поздно погубит цивилизацию. Она как-то даже и высказалась подобным образом, но спорить, натолкнувшись на недоуменный взгляд и возмущенную отповедь, не стала – и сама знает, что некоторые   чудеса света только и существуют, благодаря человеческому любопытству, но… но  чувствует, чувствует, что не только физически  стираются древние камни, но под миллионами поверхностных взглядов как-то неуловимо меняется и бесповоротно утрачивается нечто  самое важное, настоящее, единственно ценное. Особенно за последние полвека, когда доступ к реликвиям так упростился, когда исчез естественный отсев несозревших, неподготовленных, равнодушных… И фальшивому интересу подсовываются фальшивые ценности, и уже не  отличить технологичной подделки от иногда неумелого  и бесхитростного подлинника. Она  и себя не очень выделяет из праздной туристической толпы, немного стыдится этой причастности, но ничего с собой поделать уже не может. И у нее фотоаппарат на груди, и ее взгляд слишком часто устало скользит мимо и сквозь…
А зачем, вот скажем, фотоаппарат в Венеции? Да нет тут пятачка, с которого не совершилась бы за последнее столетие панорамная съемка, а ведь и до того все эти красоты неимоверные  были зарисованы-загравированы многажды и заполняют тьму альбомов и галерей, развешены по стенам гостиничных номеров, выглядывают открытками  из-за зеркал в темных деревенских домишках.
Но не удержаться…
Правда, больше всего любит Леночка фотографировать не пейзажи или архитектуру, а людей и позже, редактируя снимки, безжалостно обрежет с них памятники, сосредотачиваясь на лицах. Уж очень ей нравится их маленькая компания – не без подводных течений, конечно, только у Маши со всеми абсолютно честные отношения, но что Маша – дочь полка. Равносторонний треугольник в дружбе – это вообще утопия: углы вечно то заостряются, то – наоборот, у каждого с каждым  свои тонкие отношения, и капля ревности нет-нет, да и потревожит что-то в груди, но если продержались уже лет 30-40, преодолели страсти, разлуки и расстояния, то как раз и оказывается, что ничто кроме взаимной приязни значения и не имеет. Вдвоем дружить, естественно, проще, четверо – уже компания, Маша и помогает строить квадрат.
Им с Леночкой спутники для Венеции достались целеустремленные и жаждущие познаний, и тут не надо было напрягаться,  выбирая маршруты, только на вопрос ”туда или туда?” стоило выказать должный энтузиазм и бодро присоединиться к выбранному направлению. Леночка довольно таки давно утратила надежду привести собственные представления об искусстве в упорядоченную систему, и ее бессовестное  стремление получать удовольствие просто от созерцания вызывают трудно скрываемое недоумение и разочарование, но она, в свою очередь, легко прощает спутникам их познавательное занудство. Разделять чужие интересы с годами становится все более обременительным, но приходит спасительная готовность уважать их (и тем охотнее, чем менее противоречат они собственным). Единственное, что вызывает явный протест – это вездесущее ”надо”, вообще  принимаемое ею лишь от себя самой. Чувство долга – вещь чрезвычайно личная, а по отношению к потреблению искусства и вовсе непонятная. ”Надо бы” – соглашается она, но убедительнее звучит ”хотелось бы”…. Ее бедная головка уже не способна вместить все имена соборов и скуол, соотнести с ними образы фресок, а те – с художниками и их подмастерьями. Ей неловко в этом сознаваться, но тут уж ничего не поделаешь:  новые знания легко переливаются через край обмелевшего сосуда, не дать бы утечь накопленному за жизнь, но тоже тщетная надежда…. Просто печальный факт, и чувствовать себя виноватой не хочется.
И Леночка ветрено поглощает все без разбора: картины, архитектуру, лица, каналы. Что останется в памяти от этого сумбура,  кто знает, опыт прежних путешествий тоже вовсе не подтверждает, будто приобретенные в них знания важнее полученных впечатлений. А Венецию хочется унести с собой всю полностью, во всем ее обветшалом великолепии, с ее странными запахами и шумным шелестом улиц.
И в виде панорамы с колокольни монастыря  Сан-Джорджо-Маджоре, постепенно скрывающейся за наплывающей громадой круизного лайнера, половина пассажиров которого сбежалась к левому борту  верхней палубы, полюбоваться тем же видом, что только что заслонила для тебя, а другая продолжает смотреть фильм на экране размером с приличный дворец – может, там как раз в этот момент показывают виды Венеции. А чуть позже, в уже наплывающих  сумерках, мимо площади перед собором  тихо проскальзывает чудный парусник, и жизнь на ней словно замирает на мгновение, подтверждая чудо.
И раннее утро на пьяццетте Сан-Марко, когда солнечный свет вдруг начинает откуда-то снизу просачиваться в колоннаду дворца Дожей и нежно- розовым окрашиваются стены и купола Санта-Мария-делла-Салюте.
И вид темной ночью с моста Риальто – подсвеченные палаццо, мерцающая вода, призраки лодок и удивительно мелкий диск луны.
И то, как они вдвоем с Машей устроили раннюю секретную прогулку, обскакав за два часа большую часть районов Кастелло и Сан-Марко, пообнимавшись со львами у Арсенала, выпив кофе с теплыми булочками  за столиком безлюдного кафе.
И еще понравились Леночке пустые соборы. Часто снаружи от церкви виден только причудливо скособоченный фасад, а за тяжелой дверью обнаруживается покой и полумрак небольшой капеллы, осветить который в твоих силах, опустив монетку в примитивный автомат, или огромное, удивительно соразмерное пространство со стрельчатыми сводами и струящимся  из узких окон в вышине мягким светом, тоже не слишком  открывающим тайную жизнь святых на фресках. По стенам,  как можно ближе к небесам, карабкаются бесчисленные ковчеги и раки с мощами местных святых. ”Посмотрите, вы только посмотрите на мать” – тихо вопит Машка, разоблачая непроизвольное движение Лениной руки, опускающейся в чашу у входа в поисках святой воды, а потом слева направо в области груди. Чаши, впрочем, как правило, сухи, только на дне их теряется какая-нибудь пластиковая плошка с толикой влаги. А жест этот что – вложенный когда-то бабушкой, минуя сознание, в пластику,  там уже и останется  навсегда…
А вот шумный рынок с шевелящимися неопознанными гадами морскими, с разделанными бурыми тунцами, серебристыми сибасами, мелкими толстоспинными рыбками, в Крыму называвшимися султанками. Дюжину лет назад здесь между прилавков бродил в смешной шляпенции и мятом  плаще Бродский, демонстрируя Евгению Рейну устриц, омаров и креветки, и пленка запечатлела эту прогулку навсегда …или, что там подразумевается под этим словом… 
Ряды овощей с плавающими в тазиках бледными дисками артишоков, ящиками белых грибов, хрусткими мальчиками-с-пальчик цукини – из этого богатства получится славный ужин.
Вечером на Сан-Марко играют одновременно, не очень мешая друг другу, три-четыре оркестра. Вечно текущая изменчивая толпа позволяет, очевидно, не слишком  разнообразить репертуар и совершенствоваться  на проверенных образцах, чаще всего родившегося за углом Вивальди. Вездесущие арабские мальчики суют прямо в руки светящиеся китайские поделки, но ни толпа, ни навязчивые торговцы в этом городе удивительным образом не задевают, от них легко отгородиться, а свернув чуть в сторону от протоптанных маршрутов, так и потерять вовсе. Многие узкие улочки обрываются прямо в канал, некоторые оказываются тупичками, но потерянного времени почему-то не жаль. На маленьких тихих пьяццеттах у чугунных черных колонок с журчащей водой купаются голуби, и венецианцы выгуливают часто совсем старых и больных собак.
Главный собор Леночка пропустила, удовлетворившись пучками чудесных пестрых колонн на фасаде, собранных из сувениров первых туристических вылазок венецианских купцов и крестоносцев в окружающий мир. Их потомки хранят недобрую память о туристе Наполеоне – что ж, материальные сокровища веками имели тенденцию бесконечно перетекать с места на место. 
Унести, унести… Куда унести? Зачем? Воспоминания – это не ноша…. Скорее – капли волшебной влаги, омывающей и смягчающей душу… Бывает – болезненные занозы, постепенно затягивающиеся мертвой тканью рубцов,  часто – крупицы песка, придающие нам форму…. Что было, что будет… Сердце успокаивается здесь и сейчас, в этом странном, прекрасном, умирающем городе…  Нужны ли были мы ему, думает Леночка, заметит ли он наше посещение, захочет ли увидеть снова….
 
 








 


Рецензии
Донна Анна!!! Не читайте Канта! Кто ТАК пишет, тому Кант не нужен! А я еще не была в Венеции, только дважды проезжала мимо, откладывая ее до более просторных времен.

Позвольте посоветовать. Чтобы поставить на место этого вашего сноба, сделайте две вещи. Сначала передайте ему, что Т.Ф. понятия не имеет, как воспитывают детей, из Канта от кого-то слышала только про звездное небо и пр., давно знает, что Кант ей не по зубам. И второе. Откройте наугад страничку любой работы Мераба Мамардашвили и прочитайте пару абзацев. Потом вы будете открывать его все чаще. Мой философский голод это насыщает легко, просто и полностью, потому что он истинный мудрец и любил всех нас, особенно женщин. В доказательство его человеческой гениальности скажу, что у него постоянно было большое количество любовниц и возлюбленных, среди которых он умел поддерживать самые добрые отношения, так они все вместе и жили-поживали. Как печально, что он умер довольно рано. А ссорить двух теток, ставя одной в пример другую - самое недостойное и не мужское занятие.

Таня Фетисова   10.10.2014 00:10     Заявить о нарушении
Надеюсь, что ваш критик с его Кантом не сможет тягаться с вами и Мамардашвили. Если захотите его добить, заметьте, что человек, читавший и понявший М.М.(а это легко!), так вести себя не может.

Таня Фетисова   10.10.2014 00:15   Заявить о нарушении
Ой, Танечка, тому уж скоро лет 30 - кто старое, тому глаз... Теперь это я всех к ногтю...(просто беда с характером)

Анна Трахтенберг   10.10.2014 02:10   Заявить о нарушении
До ММ все не дойду — надо будет у БК попросить...
Будет время, Родню посмотрите — не в смысле литературы, а только про отношения...

Анна Трахтенберг   10.10.2014 02:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.