О музыке

     Развитие мыслей Л.Н.Толстого из "Крейцеровой сонаты":
 
      "Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.
 
      Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, - Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, - это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает...

      ...Несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно".

      Музыка - это насилие над человеческой личностью. Например, у тебя настроение одно, но, предположим, ты случайно услышал 5-ю симфонию Чайковского, и настроение изменилось кардинально. Музыка - это насилие над душой человека.
      * * *
       Казалось, какие-то неведомые струны души были настроены в резонанс со звуками музыки, и каждое новое звучание отдавалось чрезвычайно сильно...
      * * *
      Музыка производит наибольшее эмоциональное впечатление, когда ты ее впервые для себя открываешь.
      * * *
      Прекрасно, когда музыкальное произведение предстает пред тобой как драгоценный камень - во всем своем сиянии. Правда, держа его все время перед глазами, ты к нему привыкаешь. Его вид перестает тебя волновать. Если же ты будешь любоваться им изредка, он не потеряет своего великолепия никогда. Но гораздо выше стоит та музыка, которая с каждым прослушиванием открывает пред тобой все новые грани, представляется все более совершенной. Человек не любит стоять на месте, и покорить его сердце может только постоянное движение вперед, к красоте.
      * * *
      Из утверждения "человек любит музыку" вовсе не значит, что он хороший. Но мысли, возникшие от хорошей музыки, хорошие обязательно.
      * * *
      Восприятие музыки сильно зависит от твоего окружения, от того, кто сидит рядом с тобой. Если музыка твоему соседу нравится, то и ты ее воспринимаешь более остро, ближе к сердцу, она на тебя в этом случае оказывает большее влияние. Твое окружение действует как параболическая антенна, фокусируя и направляя на тебя магические лучи.


Рецензии