Зарисовки. Лицо и фото

Зарисовки. Лицо и фото


Много раз замечал, что чье-то лицо на фото не вышло, а в жизни человек совсем другой.
Однажды сам отщелкал всю пленку, девушка хотела фото, но ни одно фото не было похоже на то, что я видел в ней. Фотки и пленку выкинули. Один кадр, ну три... ладно, но вся пленка...не получилась...? Девушка любила меня и волновалась и никак не могла сделать каменным лицо.

Не понимал почему не получилось сфотографировать удачно.

Потом узнал. Другое узнал.

Фото мгновенное. Это слепок не лица, а изменений лица, эмоций, которые тут же отражаются на лице, за тысячные доли секунды. Глаз наш не видит даже мгновение. Мы видим результат многих мгновений. Мы же не видим темноту, когда моргаем. Почему-то вспомнился Шерлок Холмс. Он говорил, что не нужно делать твердые суждения на неверном материале. Так ведь мгновенное фото - это неверный материал. Поэтому, например, приглашают на встречу, чтобы увидеть самого человека.
Если бы боксер видел мгновения, он бы смог убрать свою башку из-под мгновенного удара.
Человек на лице мгновенно отражает эмоции. И если он не настроился, напряжен, переживает, думает о чем-то другом, то и получится на фото не то, хоть ты тысячу снимков сделай.

Не мгновение мы видим. "Видим мозгом", результат нашей мысли и обработки мозгом сигналов от увиденных глазом многих изменений души на лице, которые природа не дала нам фиксировать и видеть за ненадобностью. Но бездушно секундомер фотоаппарата отщелкал момент, не жизнь. На, смотри, разглядывай.

Вот именно поэтому больше люблю портретное фото, сделано доисторическим "треножным" фотоаппаратом-гармошкой, который выдержку держит пару секунд, а не сотые доли секунды – в тысячу раз, на три порядка дольше, в которые немного успевает уместиться мир человека.
"Сейчас отсюда вылетит птичка" – это не шутка и не просто так слова фотографа, отвлекаюшие от ненужных мыслей.

Так вот. Пошел в старую фотомастерскую. Пришел  туда, где раньше стоял старинный фотоаппарат - гармошка на треноге. И расстроился, увидев крутой цифровой фотик. Понял, что не получится так как раньше. Фотик цифровой умеет и не умеет. Пленку, пластинки с треноги сделанные, а с них снимки в ручную когда-то обрабатывали. Пусть это и ерунда. Но когда печатал фотографии понимающий, то он и душу вкладывал.

Было и другое. Например, я видел как мужчина сказал фотографу: "Зачем вы меня, живого мертвым сделали?"
Ну раз пришел, увидев просто фотик крутой цифровой, то разворачиваться не стал. Я подумал а может, а может  он тоже сможет, как те умели? И заплатил свои, вовсе не лишние деньги, в надежде получить то, что умели раньше мастеры фотомастерской той. Даже попросил, чтобы при печати фотограф сделал выдержку подольше и сделал портрет, а не микроскопную подробность, размытее... Да, я расстроился, получив...  Мне выдал фотограф то, что "как в микроскопе", но это не портретное фото. А пришел туда, чтобы мне не то чтобы "наврали" или приукрасили, а чтобы успел "уместиться", именно за портретным  фото пришел. Больше туда не хожу, туда, где делали раньше мои семейные фотографии.

Вот кто- то пытается найти состояние  собеседника  и делает один кадр - такое  фото слишком видно и радуешься ему.  Кто-то все время просто щелкает кнопкой, набирая и делая что-то...
 
Если дать свой фотоальбом любому, пусть даже близкому, то он будет быстро листать, за секунду "воспринимая" своим внутренним "оценщиком" твои не мгновенные события. Этот смотритель все видит сразу. Смотрит "где", одежду и с кем. И больше ничего не видит. Ему не интересно. Ему не нужен и не важен ты. Ему важен он, а его на фото нет, вот ведь незадача. Вот и перестал показывать свои фото. Зачем показывать, если ему не нужно? Не паспорт же, что бы он тебя пропустил.... да и не пропустит он тебя в себя никогда.

Рассматривая фотографии своего класса, увидел, что некоторые не меняются совсем, не в смысле возраста, а в том, что остались "теми же", они показывают то, что не поменялось их отношение ко всему - "просто одни начинают стариться прежде, чем начнут взрослеть".

Да, и еще, наше восприятие любит "дорисовывать" портрет. Поэтому мы любим еще снова разглядывать фото тех, кого любим и себя - так нужно.

Это ворона видит пугало и привыкает.
А мы пугаемся от пугала в темноте, мы то всегда видим в темноте человека.

Нам дано видеть больше.


Галим Фарзтдинов


Сегодня по ТВЦ 25/05/2015 увидел интервью-передачу Сергея Савельева, он воспроизвел эту мою зарисовку  буквально по словам. Таких совпадений случайно не бывает. Это не совпадение. Как сказать..., огорчился конечно . Это по сути воровство моего произведения Савельевым. Я написал его в 2013 том и смешная грамотка этого сайта есть об этом.  А Савельев украл в  в 2015-том. А у него консультанты или он сам - медленно работают два года думали.
Я, в отличии от Савельева знаю тонкости фотографирования и фотографировал сам и очень много. Потому и написал эту зарисовку. Если Савельев обидится на мое замечание в его плагиате и воровстве , я готов  ответить ему и задать ему  вопросы по теме зарисовки - что и как и почему, на которые он не ответит - он не знает, потому и ворует, как вор.


Рецензии