В боях за Белоруссию

Цибизов Иван Алексеевич 14.03.1913 –20.01.1994г
Военная служба у учителя из Бондарского района Ивана Алексеевича Цибизова началась в конце тридцатых годов, когда его вызвали в районный военный комиссариат и направили учиться в Пензенское артиллерийское училище. В мире было неспокойно, гремела война в Испании и в других точках. Поэтому для защиты своих рубежей стране нужны были квалифицированные кадры. После успешного окончания училища в 1939 году Иван Цибизов в звании лейтенанта начал службу в полку самоходных артиллерийских установок Киевского военного округа. Два года он прослужил там командиром батареи. Война застала его на родной Тамбовщине, куда приехал в очередной отпуск. Вернуться в свою родную часть не удалось, так как в этих местах шли кровопролитные бои.
Иван Цибизов попал в конно-артиллерийский полк Юго-Западного фронта. Тяжёлое то было время, горькое –– полк вместе со всей советской армией стремительно откатывался вглубь страны на Восток, оставляя мирных жителей, многих боевых друзей, лежащих в родной земле, на поругание врага. Много горьких, неприятных слов пришлось услышать русскому солдату от местных жителей, остающихся в оккупации.
Вскоре Иван Цибизов, уже в звании капитана, был направлен в академию Им. Ф. Э. Дзержинского, находившуюся в то время в Самарканде. После окончания академии он попадает в резерв Ставки  Верховного Главнокомандующего. Пришлось повоевать на Калининском, Юго-Западном фронтах. Командиром артдивизиона 3-й гвардейской армии он попал на Сталинградский фронт и принимал участие в боях против танковой армии Манштейна, которая рвалась на выручку шестой армии Паулюса, зажатого в кольцо. Но не пропустили их, не дали возможности соединиться немецким армиям и на поле сражения остались груды искореженной техники. К этому времени на вооружении артиллерии уже были 76-и миллиметровые орудия выпуска 1942 года.
Далее третья гвардейская армия продвигалась с боями к Ворошиловграду. Иван Алексеевич так об этом вспоминал:
–– Условия были очень тяжёлые, лошадей поубивало и мы лишились орудийной тяги. А тут ещё погода подкачала: в феврале морозов не было, а дождь с мокрым снегом сделали дороги непроходимыми. Орудия тянули на волах, а где и на своих плечах. 8-го февраля мы вышли к Ворошиловграду, и через шесть дней город был освобождён…
Довелось И. А. Цибизову принимать участие и на Орловско-Курской дуге. А о боях за освобождение Белоруссии такие его воспоминания:
–– Используя трудно проходимую болотисто-лесистую местность,  враг создавал на территории Белоруссии глубоко эшелонированную оборонительную систему, поддерживаемую авиацией и артиллерией.
Летом 1944 года были созданы 1, 2 и 3-й Белорусские фронты. Перед ними стояла задача: освободить от немецко-фашистских войск многострадальную Белоруссию.
В решении этой задачи я участвовал, будучи заместителем начальника штаба 2-й Корпусной артиллерийской бригады резерва главного командования.
Наша бригада была придана 49-ой армии 2-го Белорусского фронта, действующей на направлении главного удара. Плотность нашей артиллерии на исходных рубежах к началу наступления составляла 200 орудий на один километр фронта.
В течение двух недель велась активная разведка, в результате которой штаб группы получал достоверные координаты всей артиллерии немцев в полосе наступления 49-й армии.
На артиллерийскую подготовку отводилось три часа. Расход снарядов предусматривался максимальный: шесть штук в минуту на каждую пушку.
И вот 23 июня 1944 года в три часа ночи по команде «Багратион» (так называлась вся операция), поданной К. К. Рокоссовским, началась артподготовка. После трёхчасовой канонады фашисты были полностью деморализованы. В шесть часов утра после заключительного залпа «Катюш» пехота и танки двинулись вперед, форсировали реку Проня. Наша армия успешно продвигалась вперед на города Могилев и Минск. К началу июля 1944 года войска 2-го Белорусского фронта во взаимодействии с войсками 3-го Белорусского фронта в районе Минска окружили немцев и освободили столицу Советской Белоруссии.
В 1945 году Ивану Алексеевичу исполнилось тридцать два года, а он был уже подполковником, начальником штаба бригады. Боевой путь закончил в Северной Германии. Ещё одиннадцать лет он продолжал служить и только в 1956 году ушёл в отставку и приехал в Тамбов. Готового жилья не было, и он, вместе с другими отставниками, занялся строительством собственного дома. Подружился с Фёдором Диденко с соседней улицы: вместе ходили по грибы, вместе занялись разведением кроликов. Это занятие растянулось на несколько лет: ездили на различные выставки, занимали призовые места, получали благодарности от администраций города и области. Но внезапно кролики стали погибать, и запал их пропал. А вообще он, Диденко, Лакомкин отличались небывалым энтузиазмом, выдумкой, природным юмором. Так, когда Фёдор Диденко умер, друзья нашли для него самое высокое место на кладбище. В феврале земля на этом бугорке превратилась в гранит. Пришлось долбить, бурить. На гроб сваливали целые глыбы. Когда Вера Гавриловна Диденко, жена Фёдора, после выхода из больницы спросила: «Почему вы его тут похоронили?», Иван Алексеевич удивлённо воскликнул: «Ну, как ты не понимаешь, Верочка? Я пойду за грибами, а Фёдор будет за мной наблюдать и радоваться». А когда летом грунт растаял и глыбы осели, то в некоторых местах показались доски гроба. Через день Лакомкин Андрей прибежал в дом Диденко запыхавшийся, но довольный. «Верк, ты не расстраивайся, мы машину щебёнки и песка привезли, всё завалили, разровняли. Теперь Фёдор никуда не убежит».
В 1961 году Иван Алексеевич поступил на работу в отдел охраны завода «Электроприбор» и проработал 22 года. Полковник Цибизов имеет многие награды: он кавалер ордена Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны I-й и 2-й степеней, двух орденов Красной Звезды и многих медалей.
Его давно нет среди нас – беспокойное сердце солдата перестало биться двадцатого января 1994 года.
Вечная память солдату


Рецензии
Сердечное Вам спасибо, милая Зина.
Вы знаете, я долго вглядывался в лицо этого красавца-подполковника.
Сколько в нём достоинства, величия и гордости.
Поэтому и победили.
Поклон Вам земной за память!
Это святое дело, особенно в этом году - году 70-летия нашей Великой Победы.
Такие Цибизовы и сломили машину фашистов, военную, пред которой пала Польша за 28 дней; Франция - за 38.
А в Сталинграде за этот же срок, фашисты и дома не взяли.
Добра Вам.

Иван Кожемяко 3   22.01.2015 20:29     Заявить о нарушении
Что-то не заладилось у меня с ответом: это третье начало.
Иван Иванович, я рада, что вы прочли этот очерк. А ведь его образ действительно притягивает к себе своей монументальностью. А со слов В.Г. Диденко, моей Пылинки - героини очерка "Пылинки войны" я знала о Цибизове как о замечательном человеке. И подкупила ещё фамилия: у папы двоюродный брат был Цибизов. Подумалось, а вдруг родственник? Так и появился очерк. И не жалею. Он действительно, достоин того, чтобы о нём знали и вспоминали.
Спасибо, что и вы прикоснулись к памяти.
Всех благ вам.

Зинаида Королева   23.01.2015 20:58   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, сердечное. Непременно прочитаю Ваши "Пылинки".
Добра и здоровья.
Сердечно Вам кланяюсь.

Иван Кожемяко 3   24.01.2015 14:47   Заявить о нарушении