Исповедь баяниста

                ИСПОВЕДЬ БАЯНИСТА

…Какая песня без баяна?
Какая Волга без Руси?..

Недавно поделились со мной невесёлыми раздумьями солистки из дуэта «Читиночки» Мария Саморокова и Галина Смирнова:
- Нет баянистов-аккомпаниаторов для самодеятельных коллективов! Их можно по пальцам пересчитать - и те нарасхват, или спились!..
- Изгнали-таки трёхрядку, варяги!
Россия звала баян – трёхрядной гармонью, «трёхрядкой», баянисты – «голяшкой» из-за меха, - в Росси голенищами сапог раздували самовары.
…И потекли грустные воспоминанья…

Как писал о трёхрядке Александр Межиров:

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.

Солдатам голову кружа,
Трёхрядка под накатом брёвен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии – Бетховен.
…………………………
Стенали яростно, навзрыд,
Одной, единой страсти ради
На полустанке – инвалид
И Шостакович – в Ленинграде!...

Вспоминаю, как в 60-е годы баяны звучали на танцплощадках, во дворах, - было престижно поиграть на свадьбах, на гуляньях, на концертах самодеятельности.
…В то время любили петь и плясать под баян…
Люди шли в клуб, как на праздник. Кто пел, знает, - какое это наслаждение петь в хоре под баян!
Я «слухач», аккомпанировал хору, - по нотам стал играть позже, не разбираясь в уменьшенных или увеличенных квартах и квинтах, я просто брал аккорды, не задумываясь, - от баяниста не требовалось знание нот.
Песня под баян, - вынимала душу:
Вот она милая роща,
Ветер шумит надо мной,
Ветки берёзок полощет,
Сон нарушая лесной.
Хочется белым берёзкам
Низкий отвесить поклон,
Что заслонили дорожку,
Ту, что ведёт под уклон!
Аккомпанируешь, - а на глазах слёзы!
***
…Был у меня случай, - пришёл ко мне сосед шофер-крановщик КРАЗа:
- Научи меня играть «Карусель» Шахнова!
??!!
…У него шофёрский стаж лет 15 и мозолистые «грабли»!?
- Тут нужна беглость пальцев! Ну-ка, подвигай быстро пальцами!
…Толстые, как сосиски, узловатые пальцы, не спеша, зашевелились.
Я показал, - с какой скоростью они должны бегать.
Он с удивлением разглядывал свои пальцы:
- Я уже купил регистровый баян «Концерт»!
- Ну и что?
- Ну, я очень хочу научиться!
Было смешно смотреть на крупного мужика с печальной, детской физиономией:
- Ладно! Давай попробуем!
…И покатились деньки «золотые» …
Днём он работал на автокране, а вечером запирался в туалете и «гонял» гаммы. Сначала « До-ре-ми…», потом хроматическую гамму, «ломаное арпеджио», стаккато аккордами  …
Весь дом вынужден был слушать, как он «мучает баян», - жена прозвала его «туалетным работником».
Через неделю он приходил «сдаваться»:
- Плохо! Работай ещё!
- Я на автокране так не устаю, как за баяном! Никогда не думал, что так трудно работать пальцами! Даже рубаха мокрая!
И он вновь покорно принимался «долбить» гаммы.
Друзья, пропадая у пивных ларьков, - посмеивались над ним:
- Собьёт охотку и бросит!
- И охота же себя мучить?
Через полгода самоистязаний он почувствовал, что появляется небольшая беглость пальцев, - но я-то понимал, что годы уже не те, да и тяжёлый физический труд – крутить баранку сделал своё дело, пальцы никак не слушались.
- Давай разучивать песни, - это проще! – предложил я.
- Ты же обещал показать «на пальцах» «Карусель»!
-Ну, Бог с тобой! Садись рядом! - и я стал показывать на кнопках мелодию.
Слух у него был хороший, схватывал мелодию быстро, - мне было интересно с ним работать.
Через год он на «троечку» заиграл-таки «Карусель».
Так по своей «методе» я обучил полдеревни играть на баяне.
………………………………………………………………….
Баяны были трёхрядные с «готовыми» аккордами левой клавиатуры. Особенно хороши были тульские с «пуговками» и «бархатными» басами.
По радио звучал такой баян Маланина И., Паницкого, Кузнецова, Тихонова, лаская слух.
В воскресных концертах по заявкам Ю.Шахнов играл свою «Карусель».
Многим читинцам был известен оркестр баянов и аккордеонов при музыкальном училище и «Квинтет баянистов» под управлением В.Мистюкова.
У нас в Чите играл «самый баянистистый» баянист Шапкин Владимир, - классику или эстраду, - всё мог сыграть!
- Баян из меня, - беспризорника, сделал человека! – говорил он.
В Чите в 60-е годы 2-ю Венгерскую рапсодию Ф.Листа играл мальчик самородок-баянист Сергей Смирнов.
По радио перед производственной гимнастикой с бешеной скоростью «гнал» «Этюд-галоп» Б.Тихонов.
В Кузнечных рядах тешил слушателей своим баяном Александр Будянский.
Уже позже - в 80-х годах создался под руководством Л.Зыкиной ансамбль «Россия», где в сопровождении русского народного оркестра В.Гридин играл «Утушку» и «Рассыпуху».
Помню, как на Читинском радио бережно относились к песне. В концерте по заявкам можно было заказать любую пьесу и песню в знаменитой фонотеке Читинского радио. Можно ли это заказать сейчас - вызывает сомнение?
А в это время тихо ушли из жизни пропагандисты баяна: Шапкин, Кутузов, Мистюков, Будянский, Васильковский.
…Пришли новые времена на радио и TV.
У молодёжи появились новые вкусы.
Появились «советники» по джазовой культуре:
- Им подавай «Модерн токинг», «Лед Цзепелинг» и другие «Супер-пупер»!! Чтобы был бешеный вой, утробное хрюканье и подробности, - какой ударник из «Ди Пёплз» перешёл в какую группу и кто на ком женился.
Ну, может, - «оченно» это нужно знать молодой доярке или комбайнёру! А про средний возраст слушателей «забыли»!
В эфир хлынули ВИА, - бездумно копировали «Биттлз!
А по вечерам в передаче «Чита у микрофона» звучали классические произведения Шнитке, Эдиссона Денисова, Губайдуллиной. \Профессионалы-то «запинаются» в этой классике!\
Просвещали «серую» публику – ЧТО надо слушать!
Когда я спросил:
- У вас на радио можно скопировать записи для баяна и аккордеона?
- О, у нас этой «ерунды» хватает!
У меня мороз пошёл по шкуре, - вот такие «варяги» загубят русскую культуру!
Исчезла цензура – исчезнет и культура!
И мой прогноз сбылся.
И когда я написал статью «Почему замолчал баян» о том, что баян и аккордеон перестал звучать по радио и телевидению, - меня обвинили в клевете: « Баян постоянно звучит по Читинскому радио! Недавно играл А.Безлепкин! Ну, если вы такой ярый поклонник баяна, - придите в музыкальное училище и слушайте отчётные концерты!»
- А как быть с радиослушателями из «Нижнего Пердянска»? - Они просто включают радиоприёмник?
А какие пьесы пишут для выборного баяна Семенов, Зубицкий, - это же «авнгардный музон»!
«Авнгардный музон» – это смесь «сапогов с пирогами», причём сапоги должны быть мужскими с надорванными голяшками и вымазанными губной помадой, надкушены, посыпаны пеплом и для аппетита смазаны дёгтем!
Чувствуется, что они не работали с русской песней.
- Паровоз для баяна с оркестром:
«Ломаем потихоньку инструмент!»
В Америке даже проводились состязания, - кто быстрее разрушит кувалдами рояль!!
- Как Вы относитесь к репертуару, который создают современные композиторы? Например, в произведениях для баяна, которые мы слышим в камерных концертах? Ведь они написаны очень часто без опоры на народные темы?
Городовская В.Н.:
- Скажу честно, - это мне не нравится. Это не музыка, ибо ещё С.Рахманинов говорил, что музыка – это мелодия и гармония. А современную музыку не воспринимаю потому, что не трогает сердце, а заставляет работать голову.
Баян – это всё-таки народный инструмент. И нельзя отвергать первооснову. Ведь это корни, которые нельзя выдернуть, как нельзя забыть своих родителей.
«Народник» №1 1999
Моя жена, большая поклонница баяна, прослушав такую музыку «для глухонемых», сказала: «Такое впечатление, что они не умеют играть на баяне!»
Это – как зубы! Стоит вырвать один-другой, - остальные сами повалятся!
Как только баян стал готово-выборным, он «оторвался» от народа, - об этом говорю не только я, - об этом с болью говорят великие баянисты: Бесфамильнов, Беляев и многие другие. Цена «кусается», на нём не аккомпанируют хору, в самодеятельности.
Вот что пишет народный артист России баянист Анатолий Беляев:
…Народные инструменты не так популярны среди молодёжи, - её просто разлучили с родной музыкой. И это результат целенаправленной деятельности определённых кругов, постоянно замалчивающих всё, что связано с русской национальной культурой. Если по «русскоязычному» телевидению и радио сегодня не услышишь народной песни, или трепетных звуков балалайки, или озорного баянного наигрыша – это не значит, что всё это исчезло.
Люди тянутся к своим народным напевам!
…Сегодня мы озабочены тем, что музыка перестаёт быть частью нравственного воспитания. Рок продукция, «блатная», вульгарная тематика песен, дешёвая мишура различных шоу заполняют радио и телевидение, буквально навязывается старым и малым. Стало проблемой сохранение национальной народной песни. Людей искусственно оттеснили от родной интонационной сферы, от национальных мелодий, звучащих из поколения в поколение…
… Отнять у народа его духовную пищу, заменить её дешёвым суррогатом так же губительно, как отнять Родину…
Дошло до того, один из молодых исполнителей, вращавшийся в московской «богеме», по секрету сообщил мне:
- Вы не вздумайте сказать, что Вы баянист и Ваши песни написаны в сопровождении для баяна! У Вас даже ноты смотреть не будут!
- Это какую же ненависть привили к баяну!!
А один из моих друзей, большой поклонник баяна заявил:
- Ты трёхрядный баян похорони! На баян смотрят, как на «застольный» инструмент. Баянисты играли на «халяву» и с ними рассчитывались водкой, поэтому многие, если не все – пьяницы! Потому и такое отношение к баяну!
А МЫ БОРЕМСЯ С ПЬЯНСТВОМ!!
Вот так с «помоями выплеснули ребёнка»!!
Все национальности сохраняют свою культуру, - только не русские.
В Чите наш русский «флаг» – «Забузоры», «Забайкалье» , «Казаки».
А Забайкальем тут и не пахнет!
Разве вся культура в Чите базируется на казаках? И этот перекос - в ущерб другим видам искусства.
А почему не берутся в репертуар песни забайкальских композиторов?
- А потому, что платить надо авторам! - А не хочется!! - Издан президентский «Указ об охране авторских прав».
Взяли «Чубчик кучерявый»? - Это же блатной «шансон»! И платить никому не надо!
- Вот где собака зарыта!
И ещё одна проблема.
Вся система обучения в музыкальных школах построена на нотной грамоте, а не на слухе! Дошло до того, что оценки по сольфеджио ставят «автоматом».
Да и в школу уже нет такого жёсткого отбора, берут любого ребёнка, - лишь бы деньги платили!
- Хоть без слуха, но будет учиться, а таланты останутся «за бортом»! Меценатов у нас мало, - а И.Кобзон всех не обогреет!
«Преподаватели-нотники» игнорируют слухачей, - поэтому в музыкальной школе дети не играют на слух.
Как-то по TV показывали, как по новой системе быстрого обучения игры на музыкальных инструментах начал учить детей Белецкий, - он делал свой бизнес. Широкого распространения в России эта система не нашла - когда это мы раскачаемся?
Мне могут возразить: «Ты против нотной грамотности?»
Нет, - но баянист, свободно владеющий баяном на слух, легко перестраивается и быстрее начнёт варьировать и сочинять свои пьесы.
И вот такие горе-музыканты «нацелены» только на консерватории, а не на «черновую» работу в домах культуры, в самодеятельности, - они по слуху не подберут «В лесу родилась ёлочка»!
А на весь репертуар нот не напасёшься! Да и оперативность нужна, - транспонировать тональность на тон, на полтона ниже или выше.
А если могут транспонировать с листа или играть на слух, - хватают по две-три ставки, чтобы прилично заработать!
Вот и разочарование в профессии! Лучше идти в машинисты на железную дорогу, - и оклад солидный и беготни поменьше!
А эту порочную систему надо ломать сверху!
А «наверху» в академиях вот что творится:
…Педагогический аспект трансцедентального синтеза усматривается в обучении исполнительским специальностям: игре на специальном инструменте, в ансамбле, дирижированию. Этому способствуют характерные стилистические особенности жанра народного инструментального искусства, своеобразно преломляющие традиции и завоевания в области чистого, т.е. не прагматически ориентированного искусства. Стилистика жанра народного инструментального искусства многопланова и синкретична. Она включает своеобразие менталитета наличия артистических игровых навыков, определённую культуру звукоизвлечения. Преподаватели кафедры умело применяют накопленные художественные ценности в рамках трансцедентального синтеза для создания модели истинного носителя культурологических ценностей характерного направления культуры.
В.М.Назимов
Заслуженный работник культуры России, профессор, декан оркестрового факультета МГУКИ, заведующий кафедрой народного инструментального искусства.
«Народник» №2 2001г.
?????!!!!
Ребята!!!
Нашим русским композиторам, наверное, и не снилась такая словесная «абракадабра»!
Вы что-нибудь поняли?!
В общем так:
…Оно и конечно, - оно и понятно! Но коли-ежели что!
То оно и вообчес!!...
Вот что пишет об этом концертмейстер Эммануил Ашпис:
- Всё, что делается у нас хорошее – это «по ошибке»! Но те «труды», где превалируют философские нагромождения, не связанные с теорией музыкального исполнительства, меня совершенно не волнуют, а их авторы напоминают хирурга, который, сделав за всю жизнь 1-2 операции, учит оперировать практикующих врачей»
РЫБА ГНИЁТ С ГОЛОВЫ!!!
Дошло до того, что НА БАЯН в музыкальных школах нет набора! Директоры вздыхают: «А что я могу поделать?»
Какие баяны? О чём «базар», господа?
На свадьбах теперь не поют, а скачут: «Топ-топ, ты-та-тош! Топ-топ, ты-та-тош!» - та же кадриль, только молчком.
Дуэт баяниста В.Некрасова и аккордеониста В.Конончука «Байкал» встречают с удивлением:
- Ну, вы «динозавры»!!!
Недавно «Байкал» «благополучно» развалился… Владимир Некрасов нашёл приличную работу в Китае, - там баян ценят.
Великолепный баянист Андрей Дубойский перешёл в гитаристы…
- Кушать хочется!!!
Недавно в музыкальных передачах по TV «заскакал» с аккордеоном П.Дранге, - спрашиваю Читинских профессионалов-аккордеонистов:
- Ну, как он вам? Видно же, - скачет под «фанеру», на фонограмме перебор , а он берёт аккорды!
( Без комментариев)!
- А техники-то нет! И ведь «доскачет» до народного артиста России!
- А что мы поделаем? Нас не спрашивают!
…Если мы, народники-энтузиасты не будем поддерживать друг друга, то кто же за нас будет нести в народ животворящую музыку, помогать людям в этой тяжелейшей действительности.
…И, наконец:
- Так, где же взять баянистов для самодеятельности??
…??
Странный вопрос, господа?!
- Купи плэйер «караоке» и пой, сколько хочется!
Один!..
Хором!!..
Как говорит Павел Луспекаев в фильме «Белое солнце пустыни»:
- Не за себя «пекусь»! – За державу обидно!

Русский баян умирает тихо, без криков…

Мне б под Высоцкого – хрипеть матёрым волком
Иль под Есенинскую грусть – рыдать и петь!
Куда Россия понеслась? Скажите толком?
Ревёт во мне от безысходности медведь!

А ты уймись, моя душа мятежная!
В заплатах грубости запрячу нежность я.
Мир не прогнётся специально под меня!
А мне бы чуточку сердечного огня!


Рецензии