Берегите сыновей

     Полнолуние тому виной или просто бессонница? Эмоции разорвали душу и выплеснулись наружу. Сердечные раны заныли. Сколько их? Заживут ли?
     Воспоминания вернули меня в город N, в смутное время, в начало девяностых годов.
     После того, как развалился СССР ( так сейчас принято говорить, а если исключить подмену понятий, то правильно будет сказать "развалили СССР" и добавить, кто именно), растерянные и голодные учителя, инженеры, врачи и даже сварщики бросились приобретать новые профессии, приспосабливаться к новым экономическим условиям. Самые умные пошли на курсы бухгалтерского учета, самые отчаянные рванули в Польшу, Турцию и Китай с огромными клетчатыми баулами, а я - на курсы массажа и целительства.
     В те времена был бум экстрасенсорики .Новые слова и ощущения завораживали и кружили голову. Со всего белого света понаехали разные гуру, колдуны и целители в девятом  колене -  помочь страждущим найти себя и развивать своё Высшее Я, очистить Карму и постичь нирвану. Курсов было невиданное множество. Мы, жаждущие познания, старались успеть везде. Часто в разных группах встречались одни и те же лица.
     Обучение подходило к концу, и наши руководители получили разрешение от высокого медицинского начальства привести будущих массажистов и целителей в военный госпиталь на практику. Врачи отнеслись к нам с некой иронией и нескрываемым недоверием, допустили в одно отделение и только в одну
палату,естественно, на безвозмездной основе.
     То, что я испытала там, меня поразило и изранило тем более, что я сама -  мать двух сыновей, у меня много братьев родных и двоюродных, один из которых инкогнито служил в горячей точке в одной африканской стране. Из всей группы я одна задержалась на практике на целый год. Ходила, как на работу, строго по средам и субботам, а в отпуске  - каждый день.Возвращалась пешком пять или шесть
остановок,успевала нареветься.
     Вот несколько историй.


     ДЕД

     Впервые практиканты вошли в одну большую палату, в которой все
больные были парализованы в разной степени. Тогда нас было много, целая группа. Никто не захотел подходить к старику, лежавшему в углу, и он достался мне. Это был шестидесятилетний полковник после инсульта. Глаза стеклянные, набухший и неподвижный язык вываливался изо рта,тело тоже неподвижное, в неудобной и неестественной позе, кровать огорожена сеткой, чтобы больной не упал. Зрелище не для слабонервных. Превозмогая страх, дрожащими ладонями коснулась его рук и головы. До сих пор ощущаю ужас этих прикосновений .... Сеанс окончился.Из неподвижного лица смотрели на меня удивленные и благодарные глаза.
     Пришла в следующий раз, увидела пустую кровать и свернутый матрас. Ноги подкосились, тихо прошептала:"А где дед?"
     - Нет его, ушёл.
     - Как ушёл? Умер?-  в глазах потемнело, бешеные мысли метались в голове,рисовались жуткие картины происшествия и возможного будущего наказания.
В палате раздался дружный мужской хохот, больные ржали, держась за животы.
     - Домой ушёл. Встал на следующий день. вызвал жену. отматерил её и всех врачей и ушёл домой
     Сейчас только догадываюсь, что не я одна виновница того радостного события. В большой больничной палате нас, практикантов, работало одновременно около десяти человек.

     ПАРЕНЬ ИЗ ДАЛЬНЕГО АУЛА

     На кровати лежало что-то неподвижное, безмолвное, дистрофичное. Парень не вставал с постели ,кормили его медсёстры, ухаживали ходячие солдаты из других палат. С ним работали целой группой. Наши продвинутые звёзды экстрасенсорики определили, что после безжалостных побоев, которые перенёс солдат, его тело тонкое отделилось от физического, было где-то рядом.Можно смеяться и ёрничать по этому поводу сколько угодно, но общими усилиями нескольких человек его подняли на ноги через две недели. Он сам стоял в центре круга и смог сделать несколько робких шагов. Сбежался изумлённый медперсонал и ходячие больные
     Чудо не повторилось. На следующий  день  палату заполнили врачи во главе с зав отделением. Кричали, требовали встать и ходить, обзывали симулянтом, срочно комиссовали и отправили домой, в глухую степь к старым и больным родителям.

     ИГОРЬ

     После этой истории о нас пошла молва, и ребята из соседних палат стали просить о помощи. Игорь, молодой и крепкий парень, ослеп после того, как лопатой порубили его лицо наискосок. Один глаз он потерял в жестокой солдатской драке, а второй глаз сам перестал видеть, проблема пряталась в глазном нерве и в полученной психологической травме. Я кружилась над ним с особым усердием и материнской заботой. Однажды во время сеанса он закричал: " Я вас вижу!!! Вы такая красивая!!!" Это был самый ценный и незабываемый комплимент в моей
жизни. Вдохновение сделало меня невесомой, необыкновенно счастливой. Я готова была работать и дальше, хоть каждый день. Но на следующий день Игоря тоже комиссовали, отметив в медкарте улучшение здоровья.

     САША

     Саша лежал в отдельной маленькой палате на специальной механической медицинской кровати. Всё, что он мог делать - тихо говорить, открывать и закрывать глаза. Перелом шейного позвонка получил в автокатастрофе. Начальство своё очень огорчил тем,что разбил машину.
     Молодое красивое лицо с необыкновенно голубыми глазами бледнело ещё сильнее, и глаза закрывались, когда молоденькая медсестра выполняла назначенные процедуры. Понятно было,что помочь ему я не смогу, но и уйти тоже не смогу. Всё ,что было в моих силах, - бороться с пролежнями. Очень выручало кунжутное масло высочайшего качества.
     Рядом с Сашей на стульях спал его папа, маленький,беспомощный деревенский мужичок, вдовец, возлагавший большие надежды на сына, ожидавший его скорого возвращения из армии. Получив известие из госпиталя, он оставил двух маленьких дочерей и всё хозяйство на соседей в глухой деревеньке под Рязанью.  Жил в одной палате с Сашей. Кровать и еда ему были не положены, а купить в магазине он ничего не мог, так как, кроме новых денег, продавцу необходимо было предъявить специальные купоны (работающим выдавали их вместе с зарплатой на предприятиях).
     С Сашей было труднее всего.  Когда его от госпиталя направили в Крым,в санаторий,мы все искренне радовались. Но радовались недолго. Пока отец вез Сашу на курорт поездом,пролежни "съели" Сашину ногу,мягкие ткани бедра сгнили. Всё
что смогли сделать врачи в Крыму, - вычистили гниль почти до кости,сбили температуру и отправили восвояси, в тот же госпиталь.

     МАЙОР

     Майор в последствии оказался "липовым", простым работягой, устроенным  в госпиталь за хорошую оплату. У майора отнялись ноги, потому что он пьяный у себя дома уснул, сидя на унитазе. Утром встать не смог. Улучшений не было, несмотря на все мои старания. Оказалось, что приходили друзья-дальнобойщики и в иглу для капельниц,зафиксированную в области ключицы, вливали больному наркотики. Попался врачу во время сомнительной медицинской процедуры и на носилках в "скорой" был отправлен домой немедленно. Встретила его на улице через год, он с трудом передвигался на двух костылях. На лечение  ушёл  автомобиль- рефрижератор.
Семья распалась.

     Ни с одним больным врачи не давали возможности закрепить полученные результаты. Всех срочно отправляли домой на выздоровление, чтобы не портить статистику о травматизме в мирное время и статистику о моральном климате в армии. Домой искалеченные парни возвращались в разные, теперь уже иностранные государства, хотя служить в СА их призывала общая ,единая, могучая и нерушимая, как мы все думали, великая страна СССР. Потом мне и вовсе запретили приходить и смущать народ надеждой на чудо.

     Прошло много лет. Как сложилась судьба ребят, не знаю. Но по-прежнему вспоминаю их с теплом, желаю здоровья и мужества.
     Очень хочется верить, что в современной России в армии нет дедовщины, а медики относятся к солдатам достойно и профессионально.
     Тогда уже появились Комитеты солдатских матерей. Хорошее движение. Наши сыновья не только Родине нужны. Они - наша опора и надежда в жизни. Кто их защитит, если не мы, матери.
     Берегите сыновей.

    


Рецензии
Невероятно горькие, страшные судьбы. И тяжелый опыт, который нельзя забыть. Катерина

Екатерина Адасова   05.03.2015 08:56     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Екатерина, за прочтение и понимание.

Людмила Петровна Денисова 2   05.03.2015 15:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.