44. Начал работать в ИТФ

НА СНИМКЕ: академик (1979) Самсон Семенович Кутателадзе, директор Института теплофизики СО АН (1965-1986)


В институте у меня оказалось много знакомых, причем не только по профсоюзной работе. Многих я узнал, когда жил в общежитии в 1959 году, потом когда все институты работали в одном здании, да еще когда Академгородок был маленький все просто знали друг друга.

Через неделю после переезда в Институт теплофизики меня пригласили к директору Вместе с моими начальниками - зав. отделом Жирновым и завлабом Мусатовым. Я немного знал Самсона Семеновича, потому что мне приходилось бывать в институте, и меня с ним познакомили. Он меня встретил приветливо, улыбаясь, и поздравил с переходом в институт.

Спросил, что у меня на первом месте – научная работа или профсоюзная. Я ему честно сказал, что уже и не знаю, но в первую половину дня я стараюсь быть в лаборатории. Потом он спросил, что я закончил.Услышав, что ленинградский политехнический институт, широко заулыбался, сказал, что он тоже ленинградец и много лет работал в центральном котлотурбинном институте (ЦКТИ), который был рядом с политехническим.

Спросил, кто читал нам лекции по теплофизике. Мой ответ – профессор Илья Исаакович Палеев, – вызвал на его лице удовлетворение, – Палеев был выдающимся ученым, а заведующим кафедрой в Политехническом он был десятилетия. Кстати, в момент нашего разговора с Кутателадзе он, по-прежнему, возглавлял кафедру теплофизики (он был зав. кафедрой с 1944 по 1970 г.).

Разговор перешел в плоскость моей научной работы. Я подробно рассказал Самсону Семеновичу, чем я занимаюсь и что делаю. Я впервые так подробно рассказывал о работе, потому что видел на его лице неподдельный интерес. Кроме того, он все время задавал мне вопросы, углубляющие тему беседы.

Наконец, он перестал спрашивать меня и сказал:

– Мне нравится Ваша тема, Ваша работа и планы, которые Вы наметили. Что Вам нужно, чтобы работа шла успешно?

Я попросил помещение побольше, чем то, в которое нас поместили, – мне действительно было там тесно. Попросил помощника – инженера, а также покупки более современной высокоскоростной камеры и разрешения на экспресс-заказы в механической мастерской института. Просьбы были сравнительно скромные, и вскоре все они были удовлетворены. Кроме того, Самсон Семенович сказал:

– Я забираю Вашу группу к себе.

Я увидел вытянувшиеся лица Жирнова и Мусатова. Он тоже это заметил и добавил:

– Она останется в лаборатории и отделе, я говорю о научном руководстве.

Так я стал работать под руководством Самсона Семеновича Кутателадзе. А в группе вскоре появилась Нина Малых, умница и хороший инженер. Уходя после обеда из Института, я был уверен, что и без меня работы идут полным ходом.

И еще одно очень важное для меня дело он сделал: освободил меня от работы в пристройке к паровой котельной. Там с каждым днем работы по монтажц установок прибавлялось, и конца-края этому не было видно.

– Вы найдёте ему там замену, – сказал Кутателадзе Жирнову. Пусть сосредоточится на эксперименте. Он придумал очень интересный способ измерения параметров жидкости при мгновенном вскипании. Пусть только этим и занимается.

А я подумал:

– Все-равно полдня придется заниматься профсоюзной работой. Он же это, наверняка, помнит. Помнит, но молчит.
 
Первой беседой мы оба остались довольны. Я это чувствовал.

Так что с весны 1965 года работа по созданию установки начала идти существенно быстрее. Смысл ее заключался в измерении параметров жидкости жидкости, находящейся под давлением при мгновенном сбросе давления, когда, жидкость мгновенно вскипает, т.е. в ней образуются пузырьки пара. 

А Самсон Семенович интересовался ходом работы и обсуждал со мной ее аспекты минимум раз в месяц. Мне стало значительно интереснее. Кроме того, я чувствовал и видел, что моей работой интересуются, и это придавало мне дополнительные силы.

Я знал, что иду непроторенной дорогой. И знал, кому моя работа будет нужна. Самсон Семенович был известен своими работами в области двухфазных сред, он знал, пожалуй, все, что делается в этой области науки, и поддерживал во мне чувство первопроходца, утверждая, что подобных экспериментов никто пока не ведет. 

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/04/28/284


Рецензии