Глава 13. Ханс Кристиан Андерсен

Принцесса на горошине; Тиммелисе (Дюймовочка); Русалочка; Новое платье короля; Стойкий оловянный солдатик; Оле-Лукойе; Соловей; Свинопас: Гадкий утенок; Снежная королева; Девочка со спичками; Огниво и др. сказки

Так уж получилось, что сказка в двух своих единственно возможных ипостасях — народная и авторская — в высшем ее воплощении явилась людям только в п.п. XIX в. О народной сказке и ее собирателях братьях Гримм мы уже говорили. Подлинным творцом авторской сказки, а следовательно и от-почковавшегося от нее фэнтези, стал датчанин Ханс Кристиан Андерсен — младший современник братьев Гримм. Мы можем с уверенностью говорить о том, что все последующие писатели-сказочники произросли либо от братьев-собирателей, либо от Андерсена.
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в бедной семье башмачника Ханса Андерсена и прачки, урожденной Анны Мари Андерсдаттер. Случилось это в небольшом (по российским меркам) датском городе Оденсе на острове Фюн. Мать мальчика мечтала о достойной карьере для сына — чтобы Ханс стал портным и научился кроить и шить.
Но жизнь готовила Андерсена к иному поприщу. Во-первых, отец его был большим любителем рассказывать сказочные истории, особенно ему нравились сказки из «Тысячи и одной ночи». А во-вторых, бабушка Ханса по материнской линии служила в госпитале для душевнобольных, который находился неподалеку от дома Андерсенов; мальчик часто забегал к ней в гости и заодно общался с пациентами госпиталя, которые рассказывали ему самые небывалые истории.
Маленький Ханс придумывал пьески для собственного «кукольного театра» (отец любил мастерить куклы, в том числе и деревянные марионетки, он же сделал по просьбе сына ящик для представлений), и это были первые литературные упражнения будущего сказочника.
Читать и писать мальчик научился только в 10-летнем возрасте, а в 12 его уже отдали в подмастерья на суконную фабрику: умер отец, и семья оказалась на грани полной нищеты. А через год в Оденсе приехала из Копенгагена театральная труппа. Для спектакля им потребовался статист, и тут подвернулся Ханс. Он исполнил бессловесную роль кучера, после чего ре-шил, что должен стать артистом.
В 1819 г., едва ему пошел пятнадцатый год, Андерсен уехал в Копенгаген. В столице на удивление быстро у него появились покровители, в том числе и из королевских сановников. Главным покровителем сказочника на долгие годы стал государственный советник Ионас Коллин — экономический директор копенгагенского театра. Благодаря его поддержке молодой человек получил возможность изучать литературу, датский, немецкий и латинский языки, одно время посещал уроки в балетной школе.
Особых успехов на сцене Андерсен не добился, но его все больше тянуло к литературному творчеству, причем покровители Ханса по достоинству оценили талант молодого человека.
Рассказывают такую историю. В конце 1822 г. в дом знаменитого датского адмирала, начальника Морского кадетского корпуса, а заодно переводчика Байрона и Шекспира Петра Вульфа пришел начинающий драматург Андерсен и попросил ознакомиться с его пьесой. Вульф согласился. Пьеса ему не понравилась, однако адмирал пригласил юношу бывать в его доме.
Со временем театральная дирекция выхлопотала Хансу Кристиану королевскую стипендию, талантливого паренька направили учиться в латинскую школу. Одновременно Андерсен стал частым гостем у Вульфов. В Рождество 1826 г. хозяева даже отвели ему личные покои — две комнаты. Особые отношения сложились у Андерсена со старшей дочерью адмирала — Генриеттой Вульф. Она была маленького роста и горбатая и довольно забавно выглядела рядом с высоким сухощавым Хансом. Молодых людей на всю жизнь связала теплая искренняя дружба. Генриетта фактически стала для писателя его старшей сестрой. Мало кто сомневался, что девушка влюблена в своего друга, но рассчитывать ей на что-либо большее не приходилось по причине уродства. Однако не меньше страдал от этого сам Андерсен, поскольку с рождения нес крест нетрадиционной ориентации, а потому мог предложить Генриетте только дружбу.
В октябре 1828 г. Ханс Кристиан поступил в Копенгагенский университет. Тогда же он сочинил фантастическую книгу «Путешествие на Амагер». Опубликовали ее в начале 1829 г., и она принесла Андерсену всеобщее признание. Тогда моло-дой человек попробовал свои силы в драматургии, написав пьесу-пародию «Любовь на Николаевой башне». Премьера ее на сцене состоялась 25 апреля 1829 г. И вновь был большой успех.
В 1831 г. Коллин отправил своего питомца Андерсена в путешествие по Германии. Под впечатлением от этой поездки Ханс Кристиан написал книгу «Теневые картины», которую он сам называл предтечей его сказок.
Весной 1833 г. датский король Фредерик VI выделил Андерсену стипендию, и писатель отправился в поездку по Европе. Итогом ее стали две книги, опубликованные весной 1835 г. — роман «Импровизатор» и «Сказки, рассказанные для детей». Роман публика приняла с восторгом, сказки ругали, на чем свет стоит, особенно вошедшую в книгу авторскую сказку «Принцесса на горошине». Распространенным стало мнение, будто Андерсен впал в детство.
Сочинителя это не смутило. Уже в конце 1835 он опубликовал второй сборник своих сказок, в который вошла сказка «Томмелисе» («Дюймовочка»). Критика ответила презрительным молчанием.
И это тоже не остановило Андерсена! В апреле 1837 г. вы-шел третий сборник его сказок, содержавший помимо всего прочего «Русалочку» и «Новое платье короля». Критика опять проигнорировала книгу. Зато сказками Андерсена наконец-то заинтересовалась читающая публика, они стали раскупаться.
В декабре 1839 г. умер король Фредерик VI. На престол взошел наследник Кристиан VIII. В новых условиях Андерсен больше занимался драматургией и романистикой. Казалось, что о сказках писатель позабыл полностью и окончательно. Четвертый сборник появился лишь в 1843 г. Назывался он «Новые сказки». В книгу среди прочих вошли «Снежная королева», «Гадкий утенок» и «Соловей».
Если в Дании к Андерсену относились со скепсисом, то вся остальная Европа уже давно была покорена его творениями. Ими восторгались, сказочнику подражали, влияние его на мировую литературу уже при жизни писателя оказалось невероятно велико. Когда Андерсен в 1840-х гг. в очередной раз проехал по Европе с заездом в Англию, его наперебой зазывали к себе короли и королевы, принцы и принцессы, аристократы всех мастей. Сказочник буквально купался в славе.
Однако не надо заблуждаться. При всей его славе Андерсен оставался небогатым человеком, в Дании его даже считали бедняком. На этой почве возникла душещипательная история, которая рассказывается практически во всех официальных биографиях писателя. Будто Андерсен страстно влюбился в «датского соловья» певицу и актрису Иенни Ланд, будто он даже сватался к ней, но женщина отказала по причине бедности и некрасивости Ханса Кристиана. И будто именно по этому поводу была сочинена сказка «Соловей». К сожалению, приверженцы этой истории всего лишь пытаются приукрасить жизнь великого творца, не более.
Последний раз Андерсен путешествовал по Европе в 1871—1973 гг. Тогда же им были написаны последние сказки. Всего Андерсен создал их более 400.
2 апреля 1875 г. писателю сообщили, что закончена подписка на возведение ему при жизни памятника и показали проект для одобрения. Памятник установили в Королевском саду в Копенгагене, но сам писатель в оригинале его уже не видел.
Ханс Кристиан Андерсен умер 4 августа 1875 г. в Копенгагене. Похоронен на столичном кладбище Ассистэнс.


Рецензии
"Мать мальчика мечтала о достойной карьере для сына — чтобы Ханс стал портным и научился кроить и шить."
Вот, что его ждало

Елена Бринёва   21.03.2020 11:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.